Биология 7-9 классов (1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы

Рабочая программа
учебного курса «Биология»
для обучающихся 7-9 классов
(АООП ООО 1 вариант)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для обучающихся 7-9 классов
составлена на основе требований к результатам освоения адаптированных
основных общеобразовательных программ, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте образования обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
Адаптированной образовательной программы образования обучающихся с
умственной
отсталостью.
ФГОС
образования
обучающихся
с
интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы.
Учебный предмет «Биология» ставит своей целью изучение
элементарных сведений, доступных школьникам с нарушениями интеллектуального развития, о живой и неживой природе, об организме человека и
охране его здоровья и применение практических сведений в повседневной
жизни учащимися с нарушением интеллекта.
Основными задачами биологии являются:
 формирование элементарных научных представлений об основных
компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных,
организме человека и его здоровье;
 формирование умений применять полученные знания в повседневной
жизни (уход за домашними животными, выращивание комнатных и
культурных растений);
 формирование навыков правильного поведения в природе,
способствовать
экологическому,
эстетическому,
физическому
санитарно-гигиеническому воспитанию подростков;
 формирование предметных и общеучебных умений и навыков;
 воспитание патриотических чувств, видения красоты природы,
бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными
направлениями природоохранительной работы;
 воспитание социально значимых качеств личности;
 формирование умений оказывать первую доврачебную помощь,
соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила здорового
образа жизни;
 привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению
здоровья человека.
Рабочая программа определяет содержание и структуру учебного
материала, последовательность его изучения, пути формирования системы
знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и
социализации обучающихся.
Содержание программы направлено на достижение личностных и
предметных результатов адаптированной образовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).

Для реализации рабочей программы используется УМК по биологии,
включающий учебники и рабочие тетради, рекомендованные к
использованию в образовательной деятельности в образовательных
организациях, реализующих адаптированные основные образовательные
программы и имеющих государственную аккредитацию:
1. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями. В.1. 5-9 классы.
Природоведение. Биология. География. /Т.М. Лифанова. – М.:
Просвещение, 2019. – 310 с.
2. Клепинина З.А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы: учебник. 7 класс.
ФГОС /З.А. Клепинина.- М.: Просвещение, 2021
3. Клепинина З.А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы: рабочая тетрадь.
7 класс. ФГОС /З.А.Клепинина. – М.: Просвещение, 2019. – 69с.
4. Никишов АИ. Биология. Животные: учебник. 8 класс / А.И. Никишов,
– М.: Просвешение ,2020
5. Никишов А.И. Биология. Животные. 8 класс: рабочая тетрадь. ФГОС
/А.И. Никишов. – М.: Просвещение, 2018
6. Соломина Е Н. Биология. Человек: учебник. 9 класс / Е.Н.Соломина –
М.: Просвещение, 2020
7. Соломина Е.Н. Биология. Человек: рабочая тетрадь. 9 класс. ФГОС
/Е.Н. Соломина. – М.: Просвещение, 2019.
Курс «Биология» продолжает вводный курс «Природоведение», при
изучении которого обучающиеся 5-6 классов получают элементарную
естественнонаучную подготовку. Преемственные связи между данными
предметами обеспечивают целостность курса биологии, который включает
разделы: «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и
«Человек» (9 класс).
Преподавание биологии должно быть направлено на коррекцию
недостатков интеллектуального развития обучающихся. В процессе
знакомства с живой природой необходимо развивать у обучающихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие
причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов
между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и
неживой природой, влияние на нее.
Изучение курса 7 класса «Растения, грибы, бактерии» учитель может
начать со знакомства с зелеными растениями, являющимися основными
ботаническими знаниями, которые доступны для чувственного восприятия
учащихся и на которых начинают формирование физиологических понятий,
свойственных всем живым организмам. Затем можно изучать бактерии и
закончить курс 7 класса знакомством с грибами. Такая
последовательность объясняется особенностями усвоения, сохранения и
применения знаний обучающимися.
Школьников невозможно познакомить со всеми группами растений и с

теми признаками, по которым они объединяются в таксономические группы
(типы, классы, отряды и др.). Поэтому в данной программе предлагается
изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных
обучающимся однодольных и
двудольных растений, лишь таких
признаков их сходства и различия, которые можно наглядно показать по
цветным таблицам.
В 8 классе обучающиеся знакомятся с многообразием животного мира и
образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и
внутреннем строении их организма и приспособленности животных к
условиям их жизни; формируют практические умения (уход за животными,
соблюдение санитарно-гигиенических норм).
В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных
сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего
организма человека. Обучающиеся знакомятся с ним и с теми условиями,
которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В
связи с изучением организма человека обучающимся сообщаются сведения о
том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как
уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение,
употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.
При изучении программного материала обращается внимание
обучающихся на значение физической культуры и спорта для здоровья и
закаливания организма, а также для нормальной его жизнедеятельности.
Обучающиеся узнают о мерах оказания доврачебной помощи, отрабатывают
практические умения (измерить давление, наложить повязку).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение биологии носит предметно-практическую направленность,
тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой
обучающихся, другими учебными предметами.
В программу каждого класса включены темы, являющиеся новыми для
данного года обучения.
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по
биологии, который, как показывает опыт, доступен большинству
школьников.
Некоторые обучающиеся незначительно, но постоянно отстают от
одноклассников в усвоении биологических знаний. Однако они должны
участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (отвечать легкие
задания, повторять вопросы, действия, объяснения за учителем или хорошо
успевающим учеником, списывать с доски, работать у доски с помощью
учителя). Для самостоятельного выполнения таким обучающимся следует
давать посильные для них задания.
На всех годах обучения особое внимание учитель обращает на
формирование у школьников умения пользоваться устными приемами
объяснения. Выполнение биологических заданий и упражнений.

Необходимо постоянно учитывать, что некоторые обучающиеся с
большим трудом понимают и запоминают задания на слух, поэтому следует
создавать такие условия, при которых ученики могли бы воспринимать
задание на слух и зрительно. В связи с этим учитель ведет запись на доске,
применяет в работе таблицы, использует учебники. В течение всех лет
обучения необходимо также широко использовать наглядные пособия,
дидактический материал.
Воспитанию
прочных
биологических
умений
способствуют
самостоятельные письменные работы обучающихся, которым необходимо
отводить значительное количество времени на уроках биологии.
Разбор письменных работ учеников в классе является обязательным, так
как в процессе этого разбора раскрываются причины ошибок, которые могут
быть исправлены лишь после того, как они осознаны учеником.
Систематический и регулярный опрос обучающихся является
обязательным видом работы на уроках биологии. Необходимо приучить
учеников давать развернутые объяснения при решении биологических
примеров и задач. Рассуждения обучающихся содействуют развитию речи и
мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к
самоконтролю, что очень важно для общего развития умственно отсталого
школьника.
Наряду с решением готовых текстовых биологических задач учитель
должен учить преобразованию и составлению задач, т.е. творческой работе
над ней. Самостоятельное составление и преобразование задач помогает
усвоению ее структурных компонентов и общих приемов работы над
задачей.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Согласно Адаптированной образовательной программе образования
обучающихся с умственной отсталостью, составленной на основе ФГОС для
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) на изучение предмета «Биология» отводится:
в 7 классе - 68 часов (34 учебных недели) по 2 часа в неделю;
в 8 классе - 68 часов (34 учебных недели) по 2 часа в неделю;
в 9 классе - 68 часов (34 учебных недели) по 2 часа в неделю.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения учебного предмета
 осознание себя как гражданина России;
 сформированность чувства гордости за свою Родину;
 сформированность уважительного отношения к иному мнению,
истории и культуре других народов;
 сформированность адекватных представлений о собственных












возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
сформированность этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости
и
взаимопомощи,
проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Минимальный уровень

 представления об объектах и
явлениях неживой и живой
природы, организма человека;

Достаточный уровень
 представления об объектах
неживой и живой природы,
организме человека;

 знание особенностей внешнего  осознание основных взаимосвязей
вида изученных растений и
между природными
животных, узнавание и различение
компонентами, природой и
изученных
объектов
в
человеком, органами и системами
окружающем
мире,
моделях,
органов у человека;
фотографиях, рисунках;
 знание
общих
признаков  установление взаимосвязи между
изученных групп растений и
средой обитания и внешним видом
животных, правил поведения в
объекта (единство формы и
природе, техники безопасности,
функции);
здорового образа жизни в объеме
программы;
 выполнение совместно с учителем  знание признаков сходства и

практических
работ,
предусмотренных программой;

различия между группами
растений и животных;
 выполнение классификаций на
 описание особенностей состояния
основе выделения общих
своего организма;
признаков;
 знание названий специализации
 узнавание изученных природных
врачей;
объектов по внешнему виду
(натуральные объекты, муляжи,
слайды, рисунки, схемы);
 применение полученных знаний и  знание названий, элементарных
сформированных умений в
функций и расположения
бытовых ситуациях (уход за
основных органов в организме
растениями, животными в доме,
человека;
измерение температуры тела,
правила первой доврачебной
помощи).
 знание способов самонаблюдения,
описание особенностей своего
состояния, самочувствия, знание
основных показателей своего
организма (группа крови,
состояние зрения, слуха, норму
температуры тела, кровяного
давления);
 знание правил здорового образа
жизни и безопасного поведения,
использование их для объяснения
новых ситуаций;
 выполнение практических работ
самостоятельно или при
предварительной
(ориентировочной) помощи
педагога (измерение температуры
тела, оказание доврачебной
помощи при вывихах, порезах,
кровотечении, ожогах);
 владение сформированными
знаниями и умениями в учебных,
учебно-бытовых и учебнотрудовых ситуациях.

Базовые учебные действия, которыми могут овладеть
обучающиеся V-IX классов:
Регулятивные УД:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную
проблему, определять цель УД;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и
интерпретировать в случае необходимости) конечный результат,
выбирать средства достижения цели из предложенных, а также
искать их самостоятельно;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения
проблемы;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и при
необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и
корректировать план);
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно
выбранные критерии оценки.
Познавательные УД:
 проводить наблюдение и эксперимент под руководством
учителя;
 осуществлять расширенный поиск информации с
использованием ресурсов библиотек и Интернета;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения задач в зависимости от конкретных условий;
 анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать
факты и явления;
 давать определения понятиям.
 передать содержание в сжатом или развернутом виде.
 строить предположения об информации, необходимой для
решения предметной задачи.
 уметь осуществлять анализ объектов, делать выводы «если
…то…».
Коммуникативные УД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
• в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку
зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы,
теории).
 уметь принимать точку зрения другого.
 уметь оформлять мысли в устной и письменной форме.
 уметь слушать других и уважительно относиться к мнению
других.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 класс
Растения, грибы и бактерии
Введение
Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения.
Значение растений в природе.
Растения. Общее знакомство с цветковыми растениями
Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения,
цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков).
Понятие о соцветиях
(зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Образование плодов и семян.
Плоды. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Семя. Строение семени
(на примере фасоли
и пшеницы).
Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян.
Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Корни и корневые системы. Разнообразие корней. Корневые системы
(стержневая и мочковатая). Корневые волоски. Значение корня в жизни
растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок).
Жилкование. Листья простые и сложные. Образование из воды и углекислого
газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды
листьями, значение этого явления. Листопад и его значение. Значение
листьев в жизни растения. Дыхание растений. Стебель. Строение стебля
на примере липы. Передвижение в стебле воды и
минеральных солей. Разнообразие стеблей. Значение стебля в жизни
растения.
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего
растительного организма со средой обитания).
Многообразие растительного мира
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания
мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Папоротники.
Многолетние
травянистые
растения.
Места
произрастания папоротника.

Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от
лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения.
Использование древесины в народном хозяйстве.
Цветковые растения. Особенности строения (наличие
цветков,
плодов с семенами). Деление
цветковых растений на однодольные
(пшеница) и двудольные (фасоль). Характерные различия (строение семян,
корневая система, жилкование листа).
Однодольные покрытосеменные растения
Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего
строения (корневая система, стебель, лист, соцветие). Выращивание: посев,
уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая
культура для данной местности. Лилейные. Основные представители
(лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика (цветок, лист,
луковица, корневище). Лук, чеснок — многолетние овощные растения.
Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком. Цветочнодекоративные растения открытого и закрытого грунта (хлорофитум, лилия,
тюльпан).
Практические работы:
1. Перевалка и пересадка комнатных растений.
2. Строение луковицы.
Двудольные покрытосеменные растения
Пасленовые. Картофель, томат-помидор, петунья, дикий паслен,
душистый табак. Бобовые. Горох. Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая
земляника.
Биологические
особенности
растений
сада.
Особенности
размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых
растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние
цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин —
многолетнее растение. Особенности внешнего строения этих растений.
Агротехника выращивания. Использование человеком.
Практические работы:
1. Строение клубня картофеля.
2. Выращивание рассады.
Уход за комнатными растениями. Перевалка комнатных растений.
Пересадка комнатных растений. Осенние работы на пришкольном участке.
Весенние работы на пришкольном участке.
Практические работы:
1. Вскапывание приствольных кругов на школьном учебно-опытном участке.
2. Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.
3. Уборка прошлогодней листвы.
Экскурсия «Весенние работы в саду».
Бактерии
Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.

Грибы
Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы
съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки
съедобных грибов.
8 класс
Животные
Введение
Многообразие животного мира. Места обитания животных и
приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные
животные.
Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение
животных в народном хозяйстве. Охрана животных.
Беспозвоночные животные
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника
(внутреннего скелета).
Черви.
Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ
жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в
почвообразовании.
Круглые черви - паразиты человека (глисты). Аскариды возбудители глистных заболеваний. Внешний вид. Особенности питания.
Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые.
Общие признаки насекомых. Места обитания.
Питание насекомых. Роль насекомых в природе и хозяйственной
деятельности человека. Внешний вид насекомых. Бабочка-капустница (и ее
гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее
строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения.
Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения
растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными
насекомыми.
Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности
человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ
передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение
тутового шелкопряда.
Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за
ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Позвоночные животные
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника
(внутреннего скелета).
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные
рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее
строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы
чувств. Размножение рыб.
Земноводные. Общие признаки земноводных (обитание и на
суше, и в воде). Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение

лягушки, способ передвижения. Питание, дыхание, кровообращение, нервная
система, органы чувств. Размножение лягушки.
Черты
сходства
с
рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.
Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.
Значение и охрана земноводных.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение
— ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание,
кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение
пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению,
образу жизни.
Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания,
особенности внешнего и
внутреннего строения. Размножение и развитие. Питание птиц. Птицы,
кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы
(сова, орел).
Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси). Птицы, обитающие возле
жилья людей (голубь, воробей). Особенности образа жизни каждой
экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.
Домашние птицы (курица, гусь, утка). Строение яйца курицы.
Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток
на птицефермах. Птицеводство.
Млекопитающие.
Разнообразие
млекопитающих.
Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки. Внешнее строение
млекопитающих: волосяной покров тела (шерсть), части тела, органы чувств.
Скелет млекопитающих: позвоночник, грудная клетка, скелет передних
и задних конечностей. Мышцы. Нервная система млекопитающих: головной
мозг, спинной мозг, нервы. Значение. Внутренние органы млекопитающих:
органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов.
Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных.
Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и
хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие
признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и
кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов.
Значение зайцев и их охрана. Разведение домашних кроликов. Значение
кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки
хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих
животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ
жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей.
Значение этих животных и их охрана.

Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни,
распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на
зверофермах.
Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик.
Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных,
распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных.
Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение.
Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Парнокопытные животные. Травоядные: лоси, олени, овцы, козы,
коровы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания. Дикие свиньи
– всеядные животные.
Непарнокопытные животные. Лошади, ослы, зебры. Особенности
строения передвижения, питания. Сравнение с парнокопытными.
Приматы. Общая характеристика. Мартышки, макаки, орангутанги,
шимпанзе, гориллы. Внешний вид, образ жизни.
Сельскохозяйственные млекопитающие
Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма
для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их
оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и
питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец.
Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.
Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих
ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к
засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение
верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к
суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение
северного оленя в народном хозяйстве.
Домашняя свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища,
головы, ног, кожного покрова.
Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их
оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление.
Выращивание поросят. Откорм свиней.
Домашняя лошадь. Внешнее строение лошади: особенности
туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.
Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади,
тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Повторение
Обобщение знаний по изучению животных: общие признаки
изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и

млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних
животных.
Охрана диких и уход за домашними.
9 класс
ЧЕЛОВЕК
Введение
Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного
существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении
тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о
млекопитающих животных).
Общий обзор организма человека
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о
строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная,
нервная и органы чувств).
Опорно-двигательная система
Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей.
Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая
помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах
костей.
Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение
физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.
Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.
Кровь и кровообращение
Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные,
белые), плазма крови.
Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги
кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по
сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая
помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на
сердце и сосуды (а через кровеносную систему — на весь организм).
Дыхание
Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через
воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на
органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.
Питание
Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые
продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке,
кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и
предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений
и глистных заражений.

Мочевыделительная система
Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение
почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных
заболеваний.
Кожа
Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания,
выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма.
Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и
первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Нервная система
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг,
нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную
систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.
Органы чувств
Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения.
Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы
обоняния и вкуса.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации
Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия,
осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха.
Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и
потере трудоспособности.
Здоровье человека и современное общество (окружающая среда).
Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в
целом.
Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ-инфекция и другие.
Меры профилактики.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Биология»
включает:
 учебно-методические комплексы: комплекты учебников и рабочих
тетрадей;
 методические рекомендации для учителя;
 комплекты предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин,
динамических картин и схем по разделам программы;
 информационно-коммуникативные средства: электронное приложение к
учебнику;
мультимедийные
обучающие
программы;
общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности;
 технические средства обучения;
 экранно-звуковые пособия;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Биология 7 класс Растения. Бактерии.Грибы.
Название раздела, темы
Изучаем живую природу
Многообразие живой природы
Значение растений и их охрана
Знакомство с цветковыми растениями.
Внешнее строение цветкового растения
Цветок. Плод.
Цветки и соцветия.
Опыление и оплодотворение.
Разнообразие плодов и семян
Распространение плодов и семян
Экскурсия в природу ранней осенью
Семя
Строение семян
Условия, необходимые для прорастания семян.
Всхожесть семян
Сохранность семян и их путешествия
Закрепление изученного
Контрольное тестирование за первую четверть.
Работа над ошибками
Корень.
Разнообразие и значение корней.
Строение корня. Видоизменение корней
Лист
Внешнее строение листа
Форма листа
Значение листьев в жизни растений.
Особенности питания некоторых растений
Испарение воды листьями
Дыхание растений
Листопад и его значение
Стебель
Строение и значение стебля.
Передвижение по стеблю воды с растворенными в ней веществами
Разнообразие стеблей.
Влияние условий жизни на рост и развитие побегов
Закрепление изученного
Контрольное тестирование за вторую четверть.
Повторение
Растение - целостный организм.
Взаимосвязь органов растения
Взаимосвязь растений с окружающей средой.
Многообразие бактерий и грибов

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2ч.
1ч.
1
1
1
1ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Разнообразие и размножение бактерий
Значение бактерий в природе и в жизни человека.
Строение и размножение грибов
Разнообразие грибов.
Споровые и семенные растения
Мхи. Кукушкин лен.
Торфяной мох сфагнум.
Папоротники.
Голосеменные растения
Ель и сосна – хвойные растения
Разнообразие голосеменных
Закрепление изученного
Контрольное тестирование за третью четверть.
Покрытосеменные (цветковые растения)
Различия однодольных и двудольных растений.
Повторение изученного
Однодольные растения. Семейство злаки.
Хлебные злаки – пшеница, рожь, ячмень.
Злаки – овес, кукуруза
Однодольные растения. Декоративные лилейные растения.
Однодольные растения. Овощные лилейные растения.
Двудольные растения. Семейство пасленовые
Картофель – пищевое пасленовое растение.
Строение клубня картофеля. Лабораторная работа.
Двудольные растения. Семейство бобовые.
Кормовые бобовые растения.
Двудольные растения. Семейство розоцветные.
Особенности выращивания садовых растений.
Уход за садовыми растениями.
Закрепление изученного
Контрольное тестирование за год
Итоговый урок. Растение – живой организм.
Тематическое планирование
Биология 8 класс Животные
Название раздела, темы
Введение
Многообразие животного мира
Значение животных и их охрана.
Беспозвоночные животные (14 ч.)
Черви.
Общие признаки червей. Дождевой червь.
Круглые черви – паразиты человека.
Черви – санитары пресных водоемов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Кол-во
часов
1
1

1
1
1

Черви - сосальщики
Насекомые
Общие признаки насекомых
Бабочка-капустница
Яблонная плодожорка,
Майский жук
Комнатная муха,
Медоносная пчела.
Тутовый шелкопряд
Закрепление изученного
Контрольное тестирование по теме «Беспозвоночные животные».
Колорадский жук
Санитары леса.
Рыбы
Общие признаки рыб
Внутреннее строение рыб
Размножение рыб
Речные рыбы
Морские рыбы
Рыболовство и рыбоводство
Рациональное использование и охрана рыб
Земноводные
Общие признаки, среда обитания и внешнее строение
Внутреннее строение земноводных
Размножение и развитие лягушки
Жаба
Закрепление изученного
Контрольное тестирование за первое полугодие.
Значение и охрана земноводных
Пресмыкающиеся
Общие признаки пресмыкающихся
Внутреннее строение пресмыкающихся
Размножение и развитие пресмыкающихся
Разнообразие пресмыкающихся и их роль в экосистеме
Птицы
Общие признаки птиц.
Особенности скелета птиц
Особенности внутреннего строения птиц
Размножение и развитие птиц
Питание птиц
Птицы, кормящиеся в воздухе
Птицы леса
Хищные птицы
Водоплавающие птицы

1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Птицы, обитающие возле жилья человека
Домашние птицы. Птицеводство
Роль птиц в природе и в хозяйственной деятельности человека
Закрепление изученного
Контрольное тестирование за 3-ю четверть
Повторение
Общие признаки млекопитающих
Особенности скелета и нервной системы млекопитающих.
Внутренние органы млекопитающих
Грызуны и зайцеобразные
Хищные звери
Дикие пушные хищные звери
Домашние хищные звери
Ластоногие и китообразные
Парнокопытные и непарнокопытные
Приматы
Сельскохозяйственные млекопитающие
Закрепление изученного
Контрольное тестирование по теме: «Млекопитающие»
Значение разведения домашних млекопитающих для сельского хозяйства
Повторение за год
Тематическое планирование
Биология 9 класс Человек
Название раздела, темы
Введение
Науки, изучающие человека.
Место человека в живой природе
Общий обзор
Клетка
Химический состав клетки
Жизнедеятельность клетки
Ткани
Органы. Системы органов
Опорно-двигательная система
Значение опорно-двигательной системы.
Скелет человека. Состав костей.
Строение и соединение костей
Скелет головы
Скелет туловища. Скелет конечностей
Первая помощь при растяжении, вывихах, ушибах, переломах
Строение и значение мышц
Основные группы мышц
Работа мышц. Утомление. Гигиена физического труда
Контрольное тестирование по теме «Опорно-двигательная система»

1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Осанка и здоровье человека. Значение физических упражнений для
правильного формирования скелета и мышц
Кровеносная система
Значение крови, ее состав. Органы кровообращения
Сердце: его строение и работа
Кровеносные сосуды. Круги кровообращения.
Движение крови по сосудам
Первая помощь при кровотечениях. Переливание крови
Предупреждение заболеваний кровеносной системы.
Вредное влияние табака и спиртных напитков на сердце и кровеносные сосуды
Дыхательная система
Значение дыхания. Органы дыхательной системы
Строение легких. Газообмен в легких и тканях
Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Влияние физического труда и
спорта на развитие дыхательной системы
Болезни дыхательной системы и их предупреждение. Гигиена дыхания.
Закрепление изученного
Контрольное тестирование за 2-ю четверть
Повторение
Пищеварительная система
Значение и состав пищи
Значение пищеварения. Система органов пищеварения.
Строение и значение зубов
Пищеварение в ротовой полости и в желудке
Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.
Гигиена и нормы питания.
Профилактика желудочно-кишечных заболеваний
Пищевые отравления. Вредное влияние курения и спиртных напитков на
пищеварительную систему.
Выделительная система
Значение выделения. Строение почек
Предупреждение заболеваний органов мочевыделительной системы
Кожа
Значение и строение кожи
Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма
Первая помощь при перегревании, ожогах, обморожении
Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви.
Подготовка к контрольному тестированию
Контрольное тестирование за 3-ю четверть
Повторение изученного
Значение и строение нервной системы
Спинной мозг.
Головной мозг
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
2
1
3
1
1
1
1

Эмоции. Внимание и память.
Сон и бодрствование
Гигиена нервной деятельности. Режим дня.
Нарушения нервной деятельности. Влияние курения и употребления спиртных
напитков на нервную систему.
Органы чувств
Значение органов чувств
Орган зрения
Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней
Орган слуха. Гигиена слуха
Органы осязания, обоняния, вкуса
Закрепление изученного за год
Контрольное тестирование за год
Охрана здоровья.
Повторение за год

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».