Мир истории 5-6 классов (1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы

Рабочая программа
учебного курса «Мир истории»
для обучающихся 5-6 классов
(АООП ООО 1 вариант)

Пояснительная записка
В основу изучения предмета «Мир истории» положен принцип
цивилизационного анализа исторических фактов, позволяющий на
конкретных примерах познакомить обучающихся с историей развития
человека и человеческой цивилизации. Такой подход позволяет создать
условия для формирования нравственного сознания, усвоения и накопления
обучающимися социального опыта, коррекции и развития высших
психических функций.
Цель изучения предмета «Мир истории» заключается в подготовке
обучающихся к усвоению курса «История Отечества» в VII-XI классах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
 формирование первоначальных представлений об особенностях жизни,
быта, труда человека на различных исторических этапах его развития;
 формирование первоначальных исторических представлений о
«историческом времени» и «историческом пространстве»;
 формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и
некоторых других;
 формирование умения работать с «лентой времени»;
 формирование умения анализировать и сопоставлять исторические
факты; делать простейшие выводы и обобщения;
 воспитание интереса к изучению истории
Рабочая программа направлена:
 на формирование образовательной среды, обеспечивающей коррекцию
отклонений в развитии;
 на
психолого-педагогическую
и
медико-социальную
реабилитацию, социализацию и интеграцию в общество
обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья.
Описание места предмета «Мир истории» в учебном плане
Учебный предмет «Мир истории» входит в обязательную часть учебного
плана, образовательная область «Человек и общество».
Класс
5 класс
6 класс
Количество часов в
1 час
2 час
неделю
Итого в год
34 часа
68 часов

Личностные и предметные результаты изучения предмета

«Мир истории»
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС,
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и
предметных.
Личностными результатами освоения предмета «Мир истории» являются:
 осознание своей национальности;
 уважение к культуре и традициям народов России и мира, чувства
гордости за свою Родину;
 принятие и освоение новой социальной роли, развитие самоуважения;
 определение сильных и слабых сторон своей личности с помощью
учителя;
 сформированность внутренней позиции обучающегося, принятие и
освоение новой социальной роли, развитие самоуважения и
способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть
слабые и сильные стороны своей личности;
 понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю» с
помощью учителя, ставить самостоятельно цели и добиваться
результатов;
 умение объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов,
иллюстраций, результатов трудовой деятельности;
 уважительное отношение к чужому мнению.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
 понимание доступных исторических фактов;
 использование некоторых усвоенных понятий в активной речи;
 последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из
ряда предложенных вариантов;
 использование помощи учителя при выполнении учебных задач,
самостоятельное исправление ошибок;
 усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью
памяток, инструкций, опорных схем);
 адекватное реагирование на оценку учебных действий.
Достаточный уровень:
 знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам
программы;
 использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных
высказываниях;
 участие в беседах по основным темам программы;
 высказывание собственных суждений и личностное отношение к
изученным фактам;
 понимание
содержания
учебных
заданий,
их
выполнение
самостоятельно или с помощью учителя;
 владение элементами самоконтроля при выполнении заданий;
 владение элементами оценки и самооценки;

 проявление интереса к изучению истории.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями:
 испытывать чувство гордости за свою страну;
 гордиться школьными успехами и достижениями как собственными,
так и своих товарищей;
 адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы,
музыки, живописи и др.;
 уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности;
 активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного
края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают:
 вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
 слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач;
 использовать доступные источники и средства получения информации
для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями:
 принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
 осознанно действовать на основе разных видов инструкций для
решения практических и учебных задач;
 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
 обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности;
 адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать
в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Познавательные учебные действия представлены следующими
знаниями и умениями:
 историю своей семьи, своего имени, фамилии;
 государственное устройство РФ, герб, флаг и гимн РФ;
 исторические памятники;
 историю родного села, его достоприме6чательности;
 объясняют значение слов и понятий, устанавливать причины
исторических событий и явлений рассматриваемого периода;
 описывают отдельных исторических лиц, их деловые качества;







быт и нравы в обществе определенного исторического периода;
по датам определяют век;
пользуются исторической картой;
связно описывают сюжетные картины и иллюстрации;
составляют план для ответов, опираются на словарь, выделяют
смысловые понятия, представленные к темам разделов.
Содержание учебного курса

Основная форма – урок.
Методы: - словесные, практические, наглядные, методы стимуляции,
мотивации, контроля учебной деятельности, выборочное объяснительное
чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной,
схемами, «Лентой времени», управленческие.
Содержание курса выстроено с учётом методических принципов
обучения учащихся истории, которые вытекают из закономерностей
овладения языком и речью. Применительно ко всем разделам истории опора
идёт на следующие принципы:
1.Коммуникативной направленности;
2.Единство в реализации двух направлений работы: развития речи и
мышления;
3.Обязательная мотивация языковой и речевой деятельности учащихся;
4.Формирование чувства языка и опора на него в учебной деятельности
детей;
5. Взаимосвязь устной и письменной форм речи в процессе их развития.
Усвоение исторических знаний значительно облегчается, если на их фоне
сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые
характеристики исторических событий.
Представление о себе и окружающем мире
Твое имя, отчество, фамилия. История имени. Возникновение и значение
имен. Отчество в имени человека. Происхождение фамилий. Семья: близкие
и дальние родственники. Поколения, предки, потомки, родословная. Даты
жизни. Понятие о биографии. Твоя биография.
Дом, в котором ты живешь. Место нахождения твоего дома (регион, город,
поселок, село), кто и когда его построил. Твои соседи.
Пословицы и поговорки о доме, семье, соседях.
История улицы. Названия улиц, их происхождение. Улица твоего дома, твоей
школы.
Местность, где мы живем (город, село). Происхождение названия
местности. Край (область, республика), в котором мы живем; главный город
края, национальный состав, основные занятия жителей края, города.
Россия ― страна, в которой мы живем: ее столица, население,
национальный состав. Республики в составе Российской Федерации.
Государственные символы РФ. Руководитель страны (президент РФ).
Большая и малая родина.

Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живем.
Представления о времени в истории
Представление о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия:
вчера, сегодня, завтра. Меры времени. Измерение времени. Календарь
(происхождение, виды).
Представление об историческом времени: век, (столетие), тысячелетие,
историческая эпоха (общее представление).
«Лента времени». Краткие исторические сведения о названии месяцев
(римский календарь, русский земледельческий календарь). Части века:
начало века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного
века и начало другого); текущий век, тысячелетие. Основные события ХХ
века (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (XXI век).
Начальные представления об истории
История
наука о прошлом (о жизни и деятельности людей в прошлом).
Значение исторических знаний для людей. Историческая память России.
Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология,
этнография, геральдика, нумизматика и др. (элементарные представления на
конкретных примерах).
Источники исторических знаний: вещественные (предметы быта; памятники
зодчества, строительства и архитектуры; живопись и т.д.), устные
(фольклор), письменные (летописи, старинные книги, надписи и рисунки и
т.д.). Архивы и музеи (виды музеев). Библиотеки.
Историческое пространство. Историческая карта.
История Древнего мира
Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие
человека от животного.
Время появления первобытных людей, их внешний вид, среда обитания,
отличие от современных людей.
Стадный образ жизни древних людей. Занятия. Древние орудия труда.
Постепенные изменения во внешнем облике. Зарождение речи.
Совершенствование орудий труда и занятий. Защита от опасностей. Образ
жизни и виды деятельности. Причины зарождения религиозных верований.
Язычество.
Изменение климата Земли, наступление ледников. Смена образа жизни
древних людей из-за климатических условий: борьба за выживание. Способы
охоты на диких животных. Приручение диких животных. Пища и одежда
древнего человека.
Конец ледникового периода и расселение людей по миру. Влияние
различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей.
Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало
бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы древних людей: семья,
община, род, племя.
Возникновение имущественного и социального неравенства, выделение
знати.
Зарождение обмена, появление денег. Первые города Создание человеком
искусственной среды обитания. Возникновение древнейших цивилизаций.

История вещей и дел человека (от древности до наших дней)
История освоения человеком огня, энергии
Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком. Очаг.
Причины сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование
огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных.
Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда,
выплавка металлов, приготовление пищи и др.
Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в
истории войн.
Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие
представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей.
Современные способы получения большого количества энергии.
Экологические последствия при получении тепловой энергии от сжигания
полезных ископаемых (угля, торфа, газа), лесов. Роль энергетических
ресурсов Земли для жизни человечества.
История использования человеком воды
Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.
Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей.
Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство, история
мореплавания, открытие новых земель (общие представления).
Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль
поливного земледелия, в истории человечества.
Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо,
гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных
ископаемых.
Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.
История жилища человека
Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища:
пещеры, шалаш, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища. Материалы,
используемые для строительства жилья у разных народов (чумы, яранги,
вигвамы, юрты и др.). История совершенствования жилища. Влияние
климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий.
Архитектурные памятники в строительстве, их значение для изучения
истории.
История появления мебели
Назначение и виды мебели, материалы для ее изготовления.
История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных
традиций на изготовление мебели. Изготовление мебели как искусство.
Современная мебель. Профессии людей, связанные с изготовлением мебели.
История питания человека
Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение
представлений о пище человека в разные периоды развития общества.
Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы
добывания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие,
скотоводство. Приручение человеком животных. Значение домашних
животных в жизни человека.
История хлеба и хлебопечения.

Способы хранения и накопления продуктов питания.
Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных
народов. Употребление пищи как необходимое условие сохранения здоровья
и жизни человека.
История появления посуды
Посуда, ее назначение. Материалы для изготовления посуды. История
появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение
гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды.
Народные традиции в изготовлении глиняной посуды.
Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды,
ее виды. Преимущества деревянной по суды для хранения продуктов,
народные традиции ее изготовления.
Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.
Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.
История появления одежды и обуви
Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для
изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде.
Одежда как потребность защиты человеческого организма от
неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека.
Способы изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование видов
одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование
инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и
климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции
изготовления одежды. Изготовление одежды как искусство. Изменения в
одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной
одежды (на примере региона).
История появления обуви. Влияние климатических условий на
возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена:
лапти, сапоги, туфли, сандалии и др.
Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.
История человеческого общества
Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком
морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире.
Истоки возникновения мировых религий: иудаизм, христианство, буддизм,
ислам. Значение религии для духовной жизни человечества.
Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения.
Направления в науке: астрономия, математика, география и др. Изменение
среды и общества в ходе развития науки.
Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни,
пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма:
предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо. Латинский и
славянский алфавит. История книги и книгопечатания.
Культура и человек как носитель культуры. Искусство как особая сфера
человеческой деятельности.
Виды и направления искусства.
Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия.
Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая

республика. Политика государства, гражданские свободы, государственные
законы.
Экономика как показатель развития общества и государства. История денег,
торговли. Государства богатые и бедные.
Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Технические средства: компьютер, телевизор.
1. Якубовская Э.В., Шишкова М.И., Бгажнокова И.М. Рабочие
программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 класс. – М.:
Просвещение, 2018, 230 с.
2. Бгажнокова И.М. Мир истории, 6 класс: учеб. для общеобразоват.
Организаций. Реализующих адапт. основные общеобразоват.
Программы /И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова. – 6-е изд.- М.:
Просвещение, 2020. – 207с.
3. Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной
(коррекционной) школе VIII вида.М.,Владос, 2003.
4. Пуля Е.Ф. Книга для учителя истории специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида. М., Классикс Стиль, 2003.
Мультимедийные пособия:
1. Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. (СД).
2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Адреса Интернет-ресурсов:
1. Сайт «Единая коллекция образовательных ресурсов»: http:/schoolcollection.edu.ru
2. http://www.rusedu.ru
3. http://rus.1september.ru
4. http://www.openclass.ru
5. http://www.metodist.ru
6. http://www.kemet.ru
7. http://www.kemet.ru
8. http://www.earth-history.com/
9. http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории
(методическая коллекция А.И.Чернова)

Тематическое планирование 5 класс
Название разделов, темы уроков

Кол-во

Введение в мир истории
Глава 1. Имя, фамилия, семья, родословная человека
История имени. Отчество и фамилия человека
Моя семья
Биографии
Поколения людей
Глава 2. Отчий дом. Наша Родина - Россия
О доме
Название городов и улиц. Родник «Двенадцать ключей»
Наша Родина – Россия.
Как устроено государство. Герб, гимн, флаг России
Москва – столица России
Мы - жители планеты Земля

часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Глава 3. О том, что такое время и как его изучают
Что такое время?

1

История календаря. Русский земледельческий календарь

1

Историческое время

1

Глава 4. Что изучает наука история
Что изучает история. Какие науки помогают истории
Исторические памятники. Историческая карта
Глава 5. История древнего мира
От кого произошел человек. Человек умелый.
Древний человек
Древний человек. Человек прямоходящий
Человек прямоходящий
О чем рассказывают рисунки на скалах
Древний человек приходит на смену древнейшему
Повторение изученного материала
Глава 6. История вещей. Занятия человека на земле.
Какие дома строили древние люди
Как появилась мебель
Как появилась каша и хлеб
Повторение пройденного материала
Всего за год: 34 часа

1
1
2
2
1
1
1
2
1
2
2
2
2

Тематическое планирование 6 класс
Название разделов, темы уроков

Кол-во

часов
Глава 1. Представления о себе, об окружающих людях и пространстве вокруг нас

История имени. Отчество и фамилия человека
Поколения людей
Знаменитые имена в РОССИИ
Понятие о родословной
Понятия: поколения, предки, потомки
Понятие о биографии
Твоя биография
Глава 2. Наша Родина – Россия
Наша Родина – Россия. Москва – столица России
Как устроено государство. Герб, гимн, флаг России
Область, в которой ты живешь
Национальный состав Свердловской области
Другие страны Мира
Земля. Планета солнечной системы
Солнце, луна
Глава 3. Представление о времени в истории
Историческое время (век, столетие)
Историческая эпоха
Лента времени
Римский календарь
Русский землевладельческий календарь
Понятие, ориентировка во времени
Части века
Глава 4. Что изучает наука история
Что изучает история. Какие науки помогают истории
Исторические памятники
Историческая карта
Исторические музеи
Глава 5. История древнего мира
Первобытный человек
Человек разумный
Наступление ледников
Как жили древние охотники, кочевники и собиратели.
Новые занятия людей
Появление новых орудий труда
Глава 6. История вещей. Занятия человека на земле.
Огонь в жизни древнего человека. Огонь, глина, гончар

2
1
2
2
2
1
2

Огонь открывает новую эпоху в жизни людей
Вода, ее значение в жизни человека
Какие дома строили древние люди
Как появилась мебель
Как появилась каша и хлеб
История об обыкновенной картошке
О керамике, фарфоре и деревянной посуде
История появления одежды
История появления обуви
Повторение изученного
Глава 7. Человек и общество
О далеких предках – славянах и родовом строе

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
2
3
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
3
2
2
1
2
2
1
1

1

Как люди понимали мир природы в древности
Современные религии, как они появились
Искусство и культура. Письмо и первые книги
От изобретения колеса – к новым открытиям
Человечество стремится к миру
Гражданин. Виды государств
Аппарат власти. Право, суд, армия
Экономика как показатель развития общества
Повторение изученного
Всего за год: 68 часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».