История Отечества 7-9 классов (1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы

Рабочая программа
учебного курса «История Отечества»
для обучающихся 7-9 классов
(АООП ООО 1 вариант)

Пояснительная записка.
Предмет «История Отечества» играет важную роль в процессе развития
и воспитания личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции
учащихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей Родине, ее
историческому прошлому.
Основные цели изучения данного предмета ― формирование
нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к
определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления
исторического опыта своей страны; развитие умения применять
исторические знания в учебной и социальной деятельности; развитие
нарушенных при умственной отсталости высших психических функций.
Достижение этих целей будет способствовать социализации учащихся с
интеллектуальным недоразвитием.
Основные задачи изучения предмета:
 овладение учащимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях
отечественной истории;
 формирование у учащихся представлений о жизни, быте, труде людей в
разные исторические эпохи;
 формирование представлений о развитии российской культуры, ее
выдающихся достижениях, памятниках;
 формирование представлений о постоянном развитии общества, связи
прошлого и настоящего;
 усвоение учащимися
терминов и понятий, знание которых
необходимо для понимания хода развития истории;
 формирование интереса к истории как части общечеловеческой
культуры, средству познания мира и самопознания;
 формирование у школьников умений применять исторические знания
для осмысления сущности современных общественных явлений, в
общении с другими людьми в современном поликультурном,
полиэтническом и многоконфессиональном обществе;
 воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему
Отечеству;
 воспитание гражданственности и толерантности;
 коррекция и развитие познавательных психических процессов.
Коррекционная направленность предмета – это социальная
реабилитация, трудовая адаптация и интеграция в обществе. У детей данной

категории нарушена психика, эмоционально-волевая сфера, слабо развита
мелкая моторика рук, общее интеллектуальное недоразвитие снижает
процесс усвоения знаний и им необходима коррекционная педагогическая
поддержка, которая направлена на уточнение и расширение имеющихся
представлений, умение формировать их в речи, в различных практических
действиях на уроке. Коррекционная направленность предмета направлена на
развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально волевой сферы,
личностных качеств, формирование гражданских качеств, что способствует
подготовке самостоятельной жизни, социально-трудовой и правовой
адаптации выпускников школы.
Содержание истории позволяет формировать у обучающихся
представления относительно:
 самоценности человеческой жизни;
 единство человеческого общества против насилия, классовой и
национальной
исключительности
(формирование
понятий
равноправия, демократии, свободы личности и др.);
 сохранения культурного и духовного опыта для образования и
воспитания последующих поколений;
 уважения к религиям мира и России;
 культуры, традиций страны, ее народа, своей нации;
 добра и зла, свободы и рабства, войны и мира;
 необходимости диалога между государствами и народами.
Последовательность изучения исторических фактов и событий должна
строиться таким образом, чтобы обучающиеся понимали: каждый факт в
истории имеет ряд последствий, и эти последствия являются нравственными
историческими уроками для современников и последующих поколений.
Поэтому принцип историзма очень важен в системе педагогических
действий при обучении умственно отсталых подростков. В коррекционной
педагогике особо выделяются принципы научности и объективности, на
основе которых формируются знания обучающихся: не допускается подмена
научных сведений «житейскими», бытовыми. Принцип доступности знаний
не означает отхода от старого проверенных научных сведений. Педагог
должен не истолковывать, а объяснять и помогать детям выявлять причины,
последствия исторических фактов. Реализация программы предполагает
поэтапность: от знакомого - к новому и далее к обобщению в понятиях.
Структурным принципом построения программы явился линейноконцентрический принцип. Он дает возможность широко использовать
межпредметные связи истории с географией, обществознанием, математикой,
чтением и развитием речи, письмом и развитием речи и т.д.

Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «История Отечества» входит в обязательную часть учебного
плана, образовательная область – Человек и общество.
7 класс - 2 часа в неделю, 8 класс - 2 часа в неделю, 9 класс - 2 часа
в неделю. Учебных недель – 34.Количество учебного времени за год –
68 часов.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
«История»
Личностные результаты освоения АООП образования включают
индивидуально-личностные
качества
и
социальные
(жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
 работать с картой;
 высказывать свое отношение к изучаемым событиям;
 принимать участие к обсуждению вопросов на уроке;
 уметь составлять краткие рассказы – описания к иллюстрациям в
учебнике, раскрывать в устной речи эмоциональную составляющую
изображений;
 уметь объяснять значения новых слов и понятий, использовать их в
ответах, рассказах, описаниях;
 уметь самостоятельно делать выводы.
Предметные результаты освоения АООП образования включают
освоенные обучающимися знания и умения по предмету. АООП определяет
два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Достаточный уровень:
 объяснять причины:
- начала революции;
- образования многочисленных политических партий, их соперничества
за власть;
- начала гражданской войны и интервенции;
- введения нэпа;
 знать наиболее яркие события XX – XXI
века, исторических
персонажей;
 объяснять:
- предпосылки и причины Великой Отечественной войны (1941 –
1945гг.);
- причины неудач Красной армии в начальный период войны;
- меры Советского правительства против военной агрессии Германии;

 описывать в устной речи портреты исторических деятелей,
военачальников, героев фронта и тыла, приводить примеры из
литературных произведений;
 показывать на карте места военных событий и фронтовой славы
советских войск;
 по вопросам учителя обобщать политические и экономические итоги
Великой Отечественной войны, их последствия для мирового
сообщества;
 знать даты начального периода войны, битвы за Москву, Сталинград,
даты переломных событий войны (Курск, Ленинград и др.);
 ориентироваться в:
- основных направлениях восстановления и развития народного
хозяйства СССР после 1945 года;
- причинах усиления идеологического воздействия культа Сталина и
Коммунистической партии на все сферы жизни человека;
- причинах холодной войны и гонки вооружений;
- положении СССР на международной арене;
 объяснять по вопросам учителя причины развенчания культа Сталина,
начала «оттепели», противоречивого характера преобразований, частой
смены власти после Н.С.Хрущева;
 знать имена первых героев космоса, главных персонажей политической
жизни СССР, имена предыдущих президентов и действующего
президента, известных писателей, художников и деятелей науки (на
основе межпредметных связей).
Минимальный уровень:
Аналогичные требования с учетом их индивидуальных учебных
возможностей.
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями:
 испытывать чувство гордости за свою страну;
 гордиться школьными успехами и достижениями как собственными,
так и своих товарищей;
 адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы,
музыки, живописи и др.;
 уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности;
 активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного
края и страны.

Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают:
 вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
 слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач;
 использовать доступные источники и средства получения информации
для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями:
 принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
 осознанно действовать на основе разных видов инструкций для
решения практических и учебных задач;
 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
 обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности;
 адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать
в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
 Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;
 использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ,
синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном,
доступном вербальном материале, основе практической деятельности в
соответствии с индивидуальными возможностями;
 использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные
знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и
отношения между объектами и процессами.
Содержание учебного предмета
7 класс Введение в историю
Что такое история. Что изучает история Отечества. Вещественные, устные и
письменные памятники истории.
Наша Родина ― Россия. Наша страна на карте. Государственные символы
России. Глава нашей страны. История края – часть истории России. Как

изучается родословная людей. Моя родословная. Счет лет в истории. «Лента
времени».
История нашей страны древнейшего периода
Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины.
Восточные славяне ― предки русских, украинцев и белорусов.
Родоплеменные
отношения восточных славян. Славянская семья и
славянский поселок. Основные занятия, быт, обычаи и верования восточных
славян. Взаимоотношения с соседними народами и государствами.
Объединение восточных славян под властью Рюрика.
Русь в IX – I половине XII века
Образование государства восточных славян ― Древней Руси. Формирование
княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя
политика. Крещение Руси при князе Владимире: причины и значение.
Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные
отношения. Жизнь и быт людей. Древнерусские города, развитие ремесел и
торговли. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.
Древнерусская культура.
Распад Руси. Борьба с иноземными завоевателями (XII - XIII века)
Причины распада единого государства Древняя Русь. Образование земель ―
самостоятельных государств, особенности их социально-политического и
культурного развития. Киевское княжество. Владимиро-Суздальское
княжество. Господин Великий Новгород. Культура Руси в XII-XIII веках.
Русь между Востоком и Западом. Монгольские кочевые племена. Сражение
на Калке. Нашествие монголов на Русь. Походы войск Чингисхана и хана
Батыя. Героическая оборона русских городов. Значение противостояния Руси
монгольскому завоеванию. Русь и Золотая Орда. Борьба населения русских
земель против ордынского владычества.
Отношения Новгорода с западными соседями. Борьба с рыцарямикрестоносцами. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое
побоище.
Начало объединения русских земель (XIV – XV века)
Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче. Московский князь
Иван Калита и его политика. Расширение территории Московского
княжества. Превращение Москвы в духовный центр русской земли. Князь
Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва, ее значение.
Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Князь Иван III.
Освобождение от иноземного господства. Образование единого Русского
государства и его значение. Становление самодержавия. Система
государственного управления. Культура и быт Руси в XIV – XV вв.
8 класс Россия в XVI – XVII веках

Расширение государства Российского при Василии III. Русская православная
церковь в Российском государстве. Первый русский царь Иван IV Грозный.
Система государственного управления при Иване Грозном. Опричнина:
причины, сущность, последствия. Внешняя политика Московского
государства в XVI веке. Присоединение Поволжья, покорение Сибири.
Строительство сибирских городов. Быт простых и знатных людей.
Москва ― столица Российского государства. Московский Кремль при Иване
Грозном. Развитие просвещения, книгопечатания, зодчества, живописи. Быт,
нравы, обычаи.
Россия на рубеже XVI-XVII веков. Царствование Бориса Годунова. Смутное
время. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова.
Освободительная борьба против интервентов. Ополчение К. Минина и Д.
Пожарского. Подвиг И. Сусанина. Освобождение Москвы. Начало
царствования династии Романовых.
Правление первых Романовых. Конец Смутного времени. Открытие новых
земель. Русские первопроходцы. Крепостные крестьяне. Крестьянское
восстание под предводительством С. Разина. Власть и церковь. Церковный
раскол. Внешняя политика России в XVII веке. Культура и быт России в XVII
веке.
Россия в XVIII веке
Начало царствования Петра I. Азовские походы. «Великое посольство» Петра
I. Создание российского флота и борьба за выход к Балтийскому и Черному
морям. Начало Северной войны. Строительство Петербурга. Создание
регулярной армии. Полтавская битва: разгром шведов. Победы русского
флота. Окончание Северной войны. Петр I ― первый российский император.
Личность Петра I Великого. Реформы государственного управления,
губернская реформа. Оппозиция реформам Петра I, дело царевича Алексея.
Экономические преобразования в стране. Нововведения в культуре. Развитие
науки и техники. Итоги и цена петровских преобразований.
Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I.
Российская Академия наук и деятельность М. В. Ломоносова. И. И. Шувалов
― покровитель просвещения, наук и искусства. Основание первого
Российского университета и Академии художеств.
Правление Екатерины II ― просвещенный абсолютизм. Укрепление
императорской власти. Развитие промышленности, торговли, рост городов.
«Золотой век дворянства». Положение крепостных крестьян, усиление
крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачева и его
значение. Русско-турецкие войны второй половины XVIII века, их итоги.
Присоединение Крыма и освоение Новороссии. А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков.
Культура и быт России во второй половине XVIII века. Русские изобретатели
и умельцы, развитие исторической науки, литературы, искусства.

Правление Павла I.
Россия в первой половине XIX века
Россия в начале XIX века. Приход к власти Александра I. Внутренняя и
внешняя политика России. Отечественная война 1812 г. Основные этапы и
сражения войны. Бородинская битва. Герои войны (М. И. Кутузов, М. Б.
Барклай-де-Толли, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов и др.).
Причины победы России в Отечественной войне. Народная память о войне
1812 г.
Правление Александра I. Движение декабристов: создание тайных обществ в
России, их участники. Вступление на престол Николая I. Восстание
декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Суд над
декабристами. Значение движения декабристов.
Правление Николая I. Преобразование и укрепление государственного
аппарата. Введение военных порядков во все сферы жизни общества.
Внешняя политика России. Крымская война 1853-1856 гг. Итоги и
последствия войны.
«Золотой век» русской культуры первой половины XIX века. Развитие науки,
техники, живописи, архитектуры, литературы, музыки. Выдающиеся деятели
культуры (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, М. И. Глинка, В. А.
Тропинин, К. И. Росси и др.).
Россия во второй половине XIX
Правление Александра II. Отмена крепостного права, его значение. Жизнь
крестьян после отмены крепостного права. Социально-экономическое
развитие России. Реформы, связанные с преобразованием жизни в стране
(городская, судебная, военная реформы, открытие начальных народных
училищ). Убийство Александра II.
Приход к власти Александра III. Развитие российской промышленности,
формирование русской буржуазии. Положение и жизнь рабочих. Появление
революционных кружков. Жизнь и быт русских купцов, городского и
сельского населения. Наука и культура во второй половине XIX века.
Великие имена: И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. И.
Суриков, П. И. Чайковский, А. С. Попов, А. Ф. Можайский и др.
9 класс
Россия в начале XX века
Начало правления Николая II. Промышленное развитие страны. Положение
основных групп населения. Стачки и забастовки рабочих. Русско- японская
война 1904-1905 гг.: основные сражения. Причины поражения России в
войне. Воздействие войны на общественную и политическую жизнь страны.
Первая русская революция 1905-1907 гг. Кровавое воскресенье 9 января 1905
г. ― начало революции, основные ее события. «Манифест 17 октября 1905
года». Поражение революции, ее значение. Реформы П. А. Столыпина и их
итоги.

«Серебряный век» русской культуры. Выдающиеся деятели культуры: А. М.
Горький, В. А. Серов, Ф. И. Шаляпин, Анна Павлова и др. Появление первых
кинофильмов в России.
Россия в Первой мировой войне. Героизм и самоотверженность русских
солдат. Победы и поражения русской армии в ходе военных действий.
Брусиловский прорыв. Подвиг летчика П. Н. Нестерова. Экономическое
положение в стране. Отношение к войне в обществе.
Россия в 1917-1921 годах
Революционные события 1917 года. Февральская революция и отречение
царя от престола. Временное правительство. А. Ф. Керенский. Создание
Петроградского Совета рабочих депутатов. Двоевластие. Обстановка в
стране в период двоевластия. Октябрь 1917 года в Петрограде. II
Всероссийский съезд Советов. Образование Совета Народных Комиссаров
(СНК) во главе с В. И. Лениным. Принятие первых декретов «О мире» и «О
земле». Установление советской власти в стране и образование нового
государства ― Российской Советской Федеративной Социалистической
Республики (РСФСР). Принятие первой Советской Конституции ―
Основного Закона РСФСР. Судьба семьи Николая II.
Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы
вооруженной борьбы. Борьба между «красными» и «белыми». Положение
населения в годы войны. Интервенция. Окончание и итоги Гражданской
войны. Экономическая политика советской власти во время Гражданской
войны: «военный коммунизм». Экономический и политический кризис в
конце 1920 – начале 1921 г. Массовые выступления против политики власти
(крестьянские восстания, восстание в Кронштадте). Переход к новой
экономической политике, положительные и отрицательные результаты нэпа.
СССР в 20-е – 30-е годы XX века
Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР 1924 года.
Система государственного управления СССР. Смерть первого главы
Советского государства ― В. И. Ленина. Сосредоточение всей полноты
партийной и государственной власти в руках И. В. Сталина. Культ личности
Сталина. Массовые репрессии. ГУЛаг. Последствия репрессий.
Индустриализация страны, первые пятилетние планы. Стройки первых
пятилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск-на-Амуре и др.).
Роль рабочего класса в индустриализации. Стахановское движение.
Ударничество.
Коллективизация сельского хозяйства: ее насильственное осуществление,
экономические и
социальные последствия. Создание колхозов.
Раскулачивание. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе.
Новая Конституция СССР 1936 года. Ее значение. Изменения в системе
государственного управления СССР. Образование новых республик и

включение их в состав СССР. Политическая жизнь страны в 30-е годы.
Основные направления внешней политики Советского государства в 19201930-е годы. Укрепление позиций страны на международной арене.
Культура и духовная жизнь в стране в 1920-е – 1930-е гг. «Культурная
революция»: задачи и направления. Ликвидация неграмотности, создание
системы народного образования. Развитие советской науки, выдающиеся
научные открытия (И. П. Павлов, К. А. Тимирязев, К. Э. Циолковский и др.)
Идеологический контроль над духовной жизнью общества. Русская
эмиграция. Политика власти в отношении религии и церкви. Жизнь и быт
советских людей в 20-е – 30-е годы.
СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне
1941-1945 годов
СССР накануне Второй мировой войны. Мероприятия по укреплению
обороноспособности страны. Первое военное столкновение между
японскими и советскими войсками в 1938 г. Советско-германский договор о
ненападении. Советско-финляндская война 1939-1940 годов, ее итоги.
Начало Второй мировой войны, нападение Германии на Польшу и
наступление на Запад, подготовка к нападению на СССР.
Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной
войны. Героическая оборона Брестской крепости. Первые неудачи Красной
армии, героическая защита городов на пути отступления советских войск.
Битва за Москву, ее историческое значение. Маршал Г. К. Жуков. Героипанфиловцы.
Героизм тружеников тыла. «Все для фронта! Все для победы!». Создание
новых вооружений советскими военными конструкторами. Блокада
Ленинграда и мужество ленинградцев. Города-герои.
Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе Великой
Отечественной войны. Зверства фашистов на оккупированной территории, и
в концентрационных лагерях. Подвиг генерала Д. М. Карбышева. Борьба
советских людей на оккупированной территории. Партизанское движение.
Герои-подпольщики и партизаны. Битва на Курской дуге. Мужество и
героизм советских солдат. Отступление немецких войск по всем фронтам.
Наука и культура в годы войны.
Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в
конце войны. Изгнание захватчиков с советской земли, освобождение
народов Европы. Битва за Берлин. Капитуляция Германии. Решающий вклад
СССР в разгром гитлеровской Германии. Завершение Великой
Отечественной войны. День Победы ― 9 мая 1945 года.
Вступление СССР в войну с Японией. Военные действия США против
Японии в 1945 г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки.
Капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны. Нюрнбергский

процесс. Героические и трагические уроки войны. Причины победы советского народа. Советские полководцы (Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, А. М.
Василевский, И. С. Конев и др.), герои войны. Великая Отечественная война
1941-1945 гг. в памяти народа, произведениях искусства.
Советский Союз в 1945 – 1991 годах
Возрождение Советской страны после войны. Трудности послевоенной
жизни. Восстановление разрушенных городов. Возрождение и развитие
промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Жизнь и быт людей в
послевоенное время, судьбы солдат, вернувшихся с фронта. Новая волна
репрессий. Голод 1946-1947 гг. Внешняя политика СССР в послевоенные
годы. Укрепление статуса СССР как великой мировой державы.
Формирование двух военно-политических блоков. Начало «холодной
войны». Политика укрепления социалистического лагеря.
Смерть И. В. Сталина. Борьба за власть. Приход к власти Н. С. Хрущева.
Осуждение культа личности, начало реабилитации репрессированных.
Реформы Н. С. Хрущева. Освоение целины. Жилищное строительство. Жизнь
советских людей в годы правления Н. С. Хрущева. Выработка новых
подходов к внешней политике. Достижения в науке и технике в 50-60-е годы.
Исследование атомной энергии. Выдающиеся ученые И. В. Курчатов, М. В.
Келдыш, А. Д. Сахаров и др. Освоение космоса и полет первого человека. Ю.
А. Гагарин. Первая женщина космонавт В. В. Терешкова. Хрущевская
«оттепель». Противоречия внутриполитического курса Н. С. Хрущева, его
отставка.
Экономическая и социальная политика Л.И. Брежнева. Экономический спад.
Конституция СССР 1977 г. Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы.
Война в Афганистане. XXII летние Олимпийские игры в Москве. Ухудшение
материального положения населения и морального климата в стране.
Советская культура, жизнь и быт советских людей в 70-е ― начале 80-х
годов XX века.
Смерть Л. И. Брежнева. Приход к власти М. С. Горбачева. Реформы
Горбачева в политической, социальной и экономической сферах. Вывод
войск из Афганистана. Избрание первого президента СССР ― М.С.
Горбачева.
Нарастание
экономического
кризиса
и
обострение
межнациональных отношений в стране. Образование новых политических
партий и движений. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Принятие
Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Первый президент
России Б. Н. Ельцин. Образование СНГ. Причины и последствия кризиса
советской системы и распада СССР.
Россия (Российская Федерация) в 1991 – 2015 годах
Вступление России в новый этап истории. Формирование суверенной
российской государственности. Политический кризис осени 1993 г. Принятие

Конституции России (1993 г.). Символы государственной власти Российской
Федерации. Экономические реформы 1990-х гг., их результаты. Жизнь и быт
людей в новых экономических и политических условиях Основные
направления национальной политики: успехи и просчеты. Нарастание
противоречий между центром и регионами. Военно-политический кризис в
Чеченской Республике. Внешняя политика России в 1990-е гг. Отношения со
странами СНГ и Балтии. Восточное направление внешней политики. Русское
зарубежье.
Отставка Б. Н. Ельцина; президентские выборы в 2000 году. Второй
президент России ― В.В. Путин. Его деятельность: курс на продолжение
реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России,
укрепление государственности, обеспечение согласия и единства общества.
Новые государственные символы России. Развитие экономики и социальной
сферы. Политические лидеры и общественные деятели современной России.
Культура и духовная жизнь общества в начале XXI века. Русская
православная церковь в новой России.
Президентские выборы 2008 г. Президент России ― Д. А. Медведев.
Общественно-политическое и экономическое развитие страны, культурная
жизнь на современном этапе. Разработка новой внешнеполитической
стратегии в начале XXI века. Укрепление международного престижа России.
Президентские выборы 2012 г. Президент России ― В.В. Путин.
Сегодняшний день России. Проведение зимних Олимпийских игр в Сочи в
2014 г. Воссоединение Крыма с Россией. Празднование 70-летия Победы в
Великой Отечественной войне.

Описание учебно-методического и
материально-технического обеспечения образовательного процесса
Технические средства: компьютер, телевизор.
ЛИТЕРАТУРА:
1. АООП для обучающихся с умственной отсталостью, вариант 1.
2. Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 – 9
классы. История Отечества./Э.В. Якубовская, М.И. Шишикова, И.М.
Бгажнокова. – М.: Просвещения, 2018. – 230 с. – ISBN 978-5-09063041-2.
3. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История
России: учеб.для 7 кл. специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. - М., Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2014.

4. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История
России: учеб.для 8 кл. специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. - М., Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
5. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История
России: учеб.для 9 кл. специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. - М., Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
6. Программа специальной (коррекционной) школы 8 вида , 5-9 классы
(сборник 1) под редакцией Воронковой В.В. Москва, ВЛАДОС , 2010г.
Дополнительная:
1. Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной
(коррекционной) школе VIII вида.М.,Владос, 2003.
2. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории
в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII
вида. Учебно-методическое пособие. М., Владос, 2005.
3. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории
в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII
вида. Учебно-методическое пособие. М., Владос, 2006.
4. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории
в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII
вида. Учебно-методическое пособие. М., Владос, 2007.
5. Пуля Е.Ф. Книга для учителя истории специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида. М., Классикс Стиль, 2003.
Мультимедийные пособия:
1. Династия Романовых. Историческая энциклопедия. (СД).
2. История Отечества. 882 – 917. (СД).
3. Краткая Российская энциклопедия. (СД).
4. Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. (СД).
5. Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия. До XIXв. (СД).
6. Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия. XXв. (СД).
7. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Презентации:
7 класс
1. Славянский поселок.
2. Крещение Руси при князе Владимире.
3. Правление Ярослава Мудрого.
4. Господин Великий новгород.
5. Александр Невский.
6. Сергий Радонежский.
7. Битва на Куликовом поле.

8. Иван 3. Освобождение от иноземного ига.
8 класс
1. Иван 3 Великий.
2. Первый русский царь Иван Грозный.
3. Путешествие Афанасия Никитина в Индию.
4. Первопечатник Иван Федоров.
5. Начало правления династии Романовых.
6. Петр 1.
7. Эпоха дворцовых переворотов.
8. Правление Екатерины 2.
9. Емельян Пугачев.
10.«Золотой век» русской культуры.
11.Великий русский поэт А. Пушкин.
12.Наука и культура во второй половине 19 века.
9 класс
1. «Серебряный век» русской культуры.
2. Образование СССР.
3. Развитие науки и культуры в СССР в 20 – 30 годы.
4. Жизнь и быт советских людей в 20 -30 годы.
5. Начало Великой Отечественной войны.
6. Битва за Москву.
7. Блокада Ленинграда.
8. Сталинградская битва.
9. Битва на Курской Дуге.
10.Окончание ВОВ.
11.Достижения в науке ти технике в 50 – 60 годы.
12.Освоение Космоса.
13.Развитие науки и техники в 90 годы 20 века.
Адреса Интернет-ресурсов:
1. Сайт «Единая коллекция образовательных ресурсов»: http:/schoolcollection.edu.ru
2. http://www.rusedu.ru
3. http://rus.1september.ru
4. http://www.openclass.ru
5. http://www.metodist.ru
6. http://www.kemet.ru
7. http://www.kemet.ru
8. http://www.earth-history.com/
9. http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории
(методическая коллекция А.И.Чернова)

Оценочные материалы
Контрольные параметры оценки достижений по предмету
Устный опрос по природоведению является одним из методов учета знаний,
умений обучающихся коррекционных школ.
- оценка «5» обучающиеся успешно овладевают программным
материалом, могут объяснить свои действия, применяют полученные знания,
умения на практике. При выполнении сложных заданий нуждаются в
активизирующей помощи.
- оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом
соответствующий требованиям оценки «5». Достаточно успешно обучаются в
школе, понимают объяснения учителя, неплохо запоминают материал, но без
помощи в самостоятельной работе нуждаются не только в активизирующей,
но и организующей помощи. Незрелость эмоционально-волевой сферы
мешает успешности при выполнении профессиональной подготовки и общей
социализации.
- оценка «3» ставится, если ученики с трудом усваивают программный
материал, нуждаются в разнообразных видах помощи. Успешнее усваивается
материал, близкий к жизненному опыту. Им трудно понять материал, очень
низкая самостоятельность в работе, но, несмотря на трудности они не теряют
приобретенных знаний и умений, могут их применять при аналогичных
заданиях, но при небольших изменениях в заданиях теряются. Их
деятельность надо постоянно организовывать.
Для отслеживания результативности усвоения образовательной
программы разработан пакет оценочных материалов в виде тестовых
заданий по трем уровням сложности, представленный в Приложении 1.
Мониторинг качества знаний включает в себя диагностику знаний
обучающихся, их оценку в соответствии с поставленными целями обучения
и корректировку их ошибок.
Для отслеживания уровня усвоения
программного материала обучающимися, разработаны листы мониторинга
(бланки), в которых отражается сформированность учебных умений и
навыков обучающихся, параметры (уровни) их усвоения, динамика
обученности школьников в течение учебного года. В ходе мониторинга
своевременно выявляются трудности конкретного обучающегося,
испытываемые им в учебной деятельности, и разрабатываются
коррекционные планы. Мониторинг по биологии представлен в
Приложении 2.

Тематическое планирование история 7 класс
Название раздела, темы уроков
Раздел №1
Введение в историю
История – наука о прошлом
Исторические памятники
Наша Родина - Россия
Моя родословная
Счет лет в истории
Историческая карта
Раздел № 2 История нашей страны древнейшего периода
Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов
Роды и племена восточных славян и их старейшины
Славянский поселок
Основные занятия восточных славян
Ремесла восточных славян
Обычаи восточных славян
Верования восточных славян
Соседи восточных славян
Славянские воины и богатыри
Контрольная работа за 1 четверть (тест)
Объединение восточных славян под властью Рюрика
Повторение пройденного материала по теме «История нашей
страны древнейшего периода»
Раздел № 3
Киевская Русь
Образование государства восточных славян – Киевской Руси
Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга
Укрепление власти князя
Оборона Руси от врагов
Крещение Руси при князе Владимире
Былины – источник знаний о Киевской Руси
Культура и искусство
Княжеское и дворянское подворье
Жизнь и быт людей Киевской Руси
Правление Ярослава Мудрого
Образование и грамотность на Руси
Летописи и летописцы
Киевский князь Владимир Маномах
Контрольная работа за 2 четверть (тест)
Рост и укрепление древнерусских городов
Повторение пройденного материала по разделу «Киевская Русь»
Раздел № 4
Распад Киевской Руси
Причины распада Киевской Руси
Образование самостоятельных княжеств

Кол –
во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Киевское княжество в ХII веке
Владимиро – Суздальское княжество
Господин Великий Новгород
Торговля и ремесла Новгородской земли
Новгородское вече
Русская культура в ХII – ХIII веках
Контрольная работа по теме: «Распад Киевской Руси» (тест)
Раздел № 5
Борьба Руси с иноземными завоевателями
Монголо – татары
Нашествие монголо – татар на Русь
Героическая борьба русских людей против монголо - татар
Русь под монголо – татарским игом
Рыцари - крестоносцы
Александр Невский и Новгородская дружина
Невская битва
Ледовое побоище
Контрольная работа за 3 четверть (тест)
Раздел № 6
Начало объединения русских земель
Возвышение Москвы
Московский князь Иван Калита: его успехи
Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси
Московско – Владимирская Русь при Дмитрии Донском
Сергей Радонежский
Битва на Куликовом поле
Значение Куликовской битвы для русского народа
Иван III . Освобождение от иноземного ига
Укрепление Московского государства
Обобщающий урок по теме : «Начало объединения русских
земель»
Контрольная работа по теме: «Начало объединения русских
земель»
Работа с хронологией
Работа с историческими терминами
Работа с исторической картой
Итоговое обобщение и повторение

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
68
часов

Тематическое планирование история 8 класс
Название раздела, темы уроков
Раздел № 1
Единая Россий (конец ХV – начало ХVII в.)
Иван Ш. Великий - глава единого государства Российского
Расширение государства Российского при Василии Ш
Русская православная церковь в Российском государстве
Первый русский царь Иван IVГрозный. Опричнина Ивана Грозного
Присоединение к Российскому государству Поволжья
Покорение Сибири
Быт простых знатных людей
Москва – столица Российского государства
Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три
моря»
Великий иконописец Андрей Рублев
Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России
Правление Бориса Годунова
Смутное время
Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков
Начало правления династии Романовых
Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством
Степана Разина
Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством
Степана Разина
Раскол в Русской православной церкви
Освоение Сибири и Дальнего Востока
Контрольная работа по теме: «Единая Россий (конец ХV – начало
ХVII в.)
Раздел № 2 Великие преобразования России ХVШ веке
Начало правления Петра I
Начало Северной войны и строительство Санкт - Петербурга
Полтавская битва
Победа Русского флота. Окончание Северной войны
Петр I – первый российский император
Преобразование Петра I
Эпоха дворцовых переворотов
Российская академия наук и деятельность великого Ломоносова
Основание в Москве первого Российского университета в
Академии художеств
Правление Екатерины II
Золотой век дворянства
Положение крепостных крестьян
Восстание под предводительством Емельяна Пугачева
Русско – Турецкие войны второй половины ХVШ века

Кол –
во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Знаменитый полководец Александр Суворов
Русские изобретатели и умельцы
Развитие литературы и искусства в ХVШ века
Быт и нравы русских людей в ХVШ веке
Контрольная работа по теме: «Великие преобразования России
ХVШ веке»
Раздел № 3 История нашей страны в ХIХ веке
Россия в начале ХIХ века
Начало Отечественной войны 1812 года
Бородинская битва
Оставление Москвы
Народная война против армии Наполеона
Отступление и гибель французской армии
Правление Александра 1
Создание тайных обществ в России
Восстание декабристов
Император Николай 1
Золотой век русской культуры
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин
Развитие науки и географические открытия в первой половине ХIХ
века
Крымская война 1853 – 1856 гг.
Отмена крепостного права
Реформы Александра II
Правление Александра III
Развитие российской промышленности
Появление революционных кружков в России
Наука и культура во второй половине ХIХв.
Жизнь и быт русских купцов
Быт простых россиян ХIХвеке
Контрольная работа по теме: «История нашей страны в ХIХ веке»
Работа с историческими терминами
Работа с хронологией
Работа с исторической картой
Итоговое обобщение и повторение
Итоговое обобщение и повторение

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68
часов

Тематическое планирование история 9 класс
Название раздела, темы уроков
Раздел № 1
Россия в начале ХХ века
Вводный урок
Начало правления Николая II
Русско – японская война 1904 – 1905г.г.
Первая русская революция
Появление первых политических партий в России
Реформы государственного управления
Реформы П.А. Столыпина
Серебряный век русской культуры
Россия в первой мировой войне
Контрольная работа по теме: « Россия в начале ХХ века» (тест)
Раздел №2 Россия в 1917 – 1920 годах
Февральская революция и отречение царя от престола
Захват власти большевиками в Петрограде
Установление советской власти
Начало Гражданской войны и интервенции. Создание Белой и
Красной армий
Крестьянская война против «белых» и «красных»
Контрольная работа по теме: «Россия в 1917 – 1920 годах» (тест)
Раздел №3 СССР В 20 – 30 годы ХХ века
Новая экономическая политика
Образование СССР
Изменения в системе государственного управления. Культ личности
И.В. Сталина
Индустриализация в СССР
Коллективизация крестьянских хозяйств
Новая Конституция страны 1936 г.
Развитие науки и культуры в СССР в 20 – 30 –е годы ХХ века
Жизнь и быт советских людей в 20 – 30 –е годы ХХ века
Контрольная работа по теме: «СССР В 20 – 30 годы ХХ века» (тест)
Раздел №4 СССР во Второй мировой и Великой Отечественной
войне 1941 – 1945 годов
СССР на кануне Второй мировой войны
Советский союз в начале Второй мировой войны
Начало Великой Отечественной войны
Битва за Москву
«Все для фронта! Все для победы!»
Блокада Ленинграда
Сталинградская битва
Борьба советских людей на оккупированной территории
Битва на Курской дуге
Героизм тружеников тыла

Кол – во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Окончание Великой Отечественной войны
Вступление СССР в войну с Японией. Окончание Второй мировой
войны
Контрольная работа по теме: «СССР во Второй мировой и Великой
Отечественной войне 1941 – 1945 годов»
Раздел №5
Советский Союз в 1945 – 1991 годах
Возрождение страны после войны
Внешняя политика СССР и борьба за власть после смерти Сталина
Реформы Н.С. Хрущева
Достижения в науке и технике в 50 – 60 – е годы
Освоение космоса
Хрущевская «оттепель»
Экономика и политика в эпоху «застоя»
Внешняя политика Советского Союза в 70 – е годы. Афганская война
Советская культура и интеллигенция в годы «застоя»
Жизнь и быт советских людей в 70 – 80 – е годы ХХ века
Реформы М.С. Горбачева
Распад СССР
Контрольная работа по теме: «Советский Союз в 1945 – 1991 годах»
Повторение пройденного
Раздел № 6
Новая Россия в 1991 – 2003 годах
Экономические реформы Б.Н. Ельцина
Реформы государственного управления
Развитие науки и культуры в 90 – е годыХХ века
Продолжение реформ в России
Россия в современном мире
Повторение пройденного материала
Контрольная работа по теме: «Новая Россия в 1991 – 2003 годах»
(тест)
Работа с хронологией
Работа с историческими терминами
Работа с исторической картой
Итоговое обобщение и повторение
Итоговое обобщение и повторение
Итоговое обобщение и повторение

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
2
1
1
1
1
68 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».