Музыка 5-6 класс (1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы

Рабочая программа
учебного курса «Музыка»
для обучающихся 5-6 классов
(АООП ООО 1 вариант)

Пояснительная записка
«Музыка» ― учебный предмет, предназначенный для формирования у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства,
развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной
деятельности.
Цель ― приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части
духовной культуры.
Задачи учебного предмета «Музыка»:
― накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и
получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными
знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями).
― приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от
музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию
музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности
и др.
― развитие способности получать удовольствие от музыкальных
произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки,
приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности.
― формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в
организации обыденной жизни и праздника.
― развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных
процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Коррекционная
направленность
учебного
предмета
«Музыка»
обеспечивается
композиционностъю,
игровой
направленностью,
эмоциональной дополнительностью используемых методов. Музыкальнообразовательный процесс основан на принципе индивидуализации и
дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения
и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения,
доступности, систематичности и последовательности, наглядности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Музыка» входит в обязательную часть учебного плана,
предметную область «Искусство». На изучение предмета отводится в 5, 6
классе по 1 часу в неделю, 34 часа в год.
Содержание учебного курса
В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме
и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие
музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на
музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного
материала уроков состоит из элементарного теоретического материала,

доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений
для слушания и исполнения, вокальных упражнений.
Восприятие музыки
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной
культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая,
современная.
Тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных
явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр.
Слушание музыки:
― овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на
художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях;
развитие

элементарных

представлений

о

многообразии

внутреннего

содержания прослушиваемых произведений;
― развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на
произведения различных музыкальных жанров и разных по своему
характеру;
― развитие

умения

передавать

словами

внутреннее

содержание

музыкального произведения;
― развитие умения определять разнообразные по форме и характеру
музыкальные произведения (марш, танец, песня; весела, грустная, спокойная
мелодия);
― развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по
вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и
в инструментальном произведении;
― развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш,
окончание);
― ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о
различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
― знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано,
барабан, скрипка и др.)
Хоровое пение.

Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры;
музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу,
отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический
рисунок

мелодии,

короткие

музыкальные

фразы,

соответствовать

требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому
голосу
Тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных
явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни,
колыбельные песни и пр.
Навык пения:
― обучение

певческой

установке:

непринужденное,

но

подтянутое

положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное
положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;
― работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого,
одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни;
формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы;
отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более
длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при
исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения
распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными
динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания);
― пение коротких пропевок на одном дыхании;
― формирование

устойчивого

навыка

естественного,

ненапряженного

звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо
произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в
зависимости

от

смысла

текста

песни;

развитие

умения

правильно

формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения
отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения;

― развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над
кантиленой - способностью певческого голоса к напевному исполнению
мелодии);
― активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного
интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально;
― развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения
без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой
интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне;
― развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных
ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо
знакомой

песни

путем

беззвучной

артикуляции

в

сопровождении

инструмента;
― дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии
(звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение
мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления
мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную
долю на слух;
― развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии
(веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное
исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических
оттенков;
― формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и
окончание пения);
― развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе
с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие
пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных
песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля;
― развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства
(темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения
песен;

― пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в
пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко);
― укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1,
ре1 – си1, до1 – до2.
― получение эстетического наслаждения от собственного пения.
Элементы музыкальной грамоты
Содержание:
― ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);
― ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая ― forte,
тихая ― piano);
― развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):
― элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ,
добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до
мажор).
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения
композиторов-классиков и современных авторов.
Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс
Содержание:
― обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен,
треугольник; металлофон; ложки и др.);
Результаты освоения учебного предмета на конец изучения программы
(6 класс):
Минимальный уровень:
определение

характера

и

содержания

знакомых

музыкальных

произведений, предусмотренных Программой;
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании
(труба, баян, гитара);
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью
педагога);

выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение
выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое
произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца, марша;
передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне,
голосом);
определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных
произведений (веселые, грустные и спокойные);
владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание
динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
представления о народных музыкальных инструментах и их звучании
(домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.);
представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно,
отрывисто, скачкообразно);
пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
исполнение выученных песен без музыкального сопровождения,
самостоятельно;
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей,
танцев;
владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания
музыкальной речи.

Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение
образовательного процесса
Перечень литературы
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа для
обучающихся с умственной отсталостью, 1 вариант.
2. «Музыка и пение». 5-8кл.: программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. / И. В. Евтушенко. Под
редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой. М.:
«Просвещение», 2008 г.
3. «Музыка и ритмика». 5-7 кл.: Новая модель обучения в специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: Новые
учебные программы и метод. Материалы. – Кн. 2 / С. А. Лосева. Под ред.
А. М. Щербаковой. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
4. «Музыка, пение, музыкально-ритмические занятия». 5кл.: Новосёлова Н.
А., Шлыкова А. А. Программы обучения детей с умеренной и тяжёлой
умственной отсталостью. (Подготовительный, I – X классы). –
Екатеринбург: «Учебная книга», 2004.
Диски
1. Альбомы: «Осенние песни», «Зимние композиции», «Весенние мелодии»
«Вальсы», «Русские народные мелодии», «Золотая классика», «Детских
песен».
2. Сборник классических мультфильмов «Рождественские сказки».
3. Мультипликационные фильмы по мотивам пьесы А.И. Островского на
музыку И.А. Римского-Корсакова
Кассеты
Сборник «Детские песенки», «Школьные песенки», «Лучшие детские
песенки».
Папки
Советские и зарубежные композиторы, музыкальный словарь, конспекты
уроков, раздаточный материал к урокам музыки.
Технические средства обучения
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, принтер, магнитофон.
Учебно-практическое оборудование
Музыкальный инструмент: фортепиано, гитара, балалайка.
Комплект элементарных музыкальных инструментов:
Бубен, колокольчик, ложки (деревянные ложки), маракас, металлофон,
треугольник, свистулька, трещотки.

Тематическое планирование 5 класс (34 часа)

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Название раздела, темы уроков

Кол-во
часов

Повторение песен пройденных в 4 классе
Знакомство с песней Т. Морозовой «Золотой листопад»
Пение ,закрепление песни «Золотой листопад»
Игра на народных инструментах
Знакомство с песней « Пропала собака»
Пение ,закрепление песни « Пропала собака»
Понятие об опере. Слушание вступления к опере «Хованщина» М.
Мусоргского
Музыкальная викторина «Угадай мелодию»
Нотный стан
Знакомство с песней «Учиться надо весело»
Пение, закрепление «Учиться надо весело»
Звукоряд
Нотный стан. Скрипичный ключ .
Тема Родины в музыке. Слушание песни «Моя Россия»
Пение песни «Моя Россия»
Итоговый урок. Музыкальная викторина «Угадай на чем играю»

1
1
1
1
1
1
1

Знакомство с песней Б. Савельева «Большой хоровод»
Пение песни Б. Савельева «Большой хоровод»
Игра на ударных инструментах (бубен, треугольник, маракасы)
Слушание песни А. Островского «Наша елка»
Закрепление ,пение песни А. Островского «Наша елка»
Ноты и их размещение на нотном стане .
Патриотические песни .Слушание.
Знакомство с песней М. Блантера «Катюша»
Разучивание, пение песни М. Блантера «Катюша»
Композитор Л. Бетховен. «Сурок». Слушание .
«Калинка» — русская народная песня. Слушание, игра на народных
инструментах (ложки, трещотки)
Знакомство с песней В. Шаинского «Облака»
Пение, закрепление песни В. Шаинского «Облака»
«Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего» - муз.
Б.Савельева, сл. Лены Жигалкиной и А.Хайта. Слушание.
Средства музыкальной выразительности. Мелодия.
«Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского.
Разучивание «Летних частушек» Е. Тиличеевой
Пение «Летних частушек» Е. Тиличеевой. Игра на народных инструментах
(ложки,трещотки)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

№

Название раздела, темы уроков
6 класс, 34 часа

Кол-во
часов

1
2

Знакомство с песней «Чудная пора». «Школьная песня», слушание.
Пение, закрепление песни «Чудная пора».

1
1

3

Знакомство с композитором М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»,
слушание
Инструментальный состав оркестра.
Знакомство песни «Жаворонок» и «Попутная песня» на слова Н. В.
Кукольника , муз. М. И. Глинка. Слушание.
Знакомство «Песня о Москве». «Песня о герое». Греч. Песня в обраб. В.
Локтева. Слушание.
Повторение, пение изученных песен.
Игра на ударных инструментах (Бубен, треугольник, маракасы,
металлофон)
Итоговый урок.

1

Знакомство с композитором П. И. Чайковским «Детский альбом».
П. И. Чайковский, балет «Лебединое озеро» - танец маленьких лебедей.
Слушание.
Знакомство с новогодними песнями. П. И. Чайковский «Времена года»,
слушание.
Песня «Российский Дед Мороз». Слушание.
Закрепление, пение песни «Российский Дед Мороз».
Знакомство с песней «Этот новый год».
Закрепление. Исполнение песен «Этот новый год», «Российский Дед
Мороз».
Средства музыкальной выразительности. Игра на ударных инструментах.
Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане»; фрагменты:
«Полёт шмеля», «Три чуда».
Знакомство с песней «Моя Армия»
Закрепление, пение песни «Моя Армия»
Знакомство, опера «Снегурочка».
Знакомство с песней «Служить России!».
Закрепление. Исполнение песни «Служить России!».
Знакомство с песнями «Наши мамы». «Мама», слушание.
Закрепление. Исполнение песен посвящённых Дню защитника Отечества.
Закрепление. Исполнение песен посвящённых празднику 8 Марта.
Средства музыкальной выразительности. Темп.
Игра на детских музыкальных инструментах .
Знакомство с композитором С. С. Прокофьевым.
Знакомство с песней «Хотят ли русские войны?». С. С. Прокофьев,
кантата «Александр Невский», слушание.
Знакомство, «В землянке».
Закрепление. Исполнение песни «В землянке».
Л.Бетховен. Жизнь и творчество
Калинка, слушание, игра на народных инструментах ( ложки, трещотки)
Знакомство «Школьные годы», муз. Д. Кабалевского, сл. Е.
Долматовского.
Итоговый урок.

1
1

4
5
6
7
8
9
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Критерии и нормы оценивания обучающихся
Устный опрос является одним из методов учёта знаний, умений и
навыков обучающихся коррекционной школы. При оценке устных ответов
принимается во внимание:
1. Правильность исполнения слов и мелодии по содержанию,
свидетельствующая об осознанности усвоения изучаемого
материала.
2. Умение слушать, воспринимать и понимать музыкальное
произведение.
3. Умение практически применять свои знания.
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от
35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».