Столярное дело 5-9 классов (1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы

Рабочая программа
учебного курса «Столярное дело»
для обучающихся 5-9 классов
(АООП ООО 1 вариант)

Пояснительная записка
Профильный труд (столярное дело) является одним из ведущих
общеобразовательных
предметов
в
школах,
реализующих
общеобразовательные адаптивные программы, основная цель которого –
социальная реабилитация и адаптация обучающихся с интеллектуальным
нарушением в современном обществе.
Основная цель – социальная реабилитация и адаптация обучающихся с
интеллектуальным нарушением в современном обществе.
Профильный труд решает следующие задачи:
 обучение и воспитание обучающихся с недостатками умственного
развития, профессионально-трудовая подготовка и профессиональная
ориентация, направленные на подготовку и овладение выпускниками
доступными для них профессиями;
 максимальное общее развитие обучающихся средствами данного
учебного предмета, коррекция недостатков развития умственного и
физического развития в процессе общеобразовательного труда и
трудового обучения, а также в процессе специальных коррекционных
индивидуальных и групповых занятий и личностных качеств с учетом
индивидуальных возможностей каждого обучающегося на различных
этапах обучения;
 воспитание у обучающихся
целеустремленности, трудолюбия,
самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля,
аккуратности, а также обеспечение адекватной подготовки к
самостоятельной жизни и труду в обществе.
В группу для обучения столярному делу происходит отбор мальчиков,
которые по состоянию здоровья способны выдержать большие
физические нагрузки и производственные шумы.
Средствами данного предмета решаются коррекционные задачи.
Обучение профильному труду направлено на коррекцию дефектов мышления
и двигательной сферы у обучающихся: интеллектуально – трудовых умений
(умение анализировать образец изделия, устное описание и др.),
произвольного запоминания и внимания.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
5 класс (102 часов)
Количество учебных недель – 34
Количество часов в неделю – 3
6 класс (102 часов)
Количество учебных недель – 34
Количество часов в неделю – 3
7 класс (306 часов)
Количество учебных недель – 34
Количество часов в неделю – 9
8 класс (340 часов)
Количество учебных недель – 34
Количество часов в неделю – 10
9 класс (340 часов)
Количество учебных недель – 34
Количество часов в неделю – 8
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на
момент завершения образования.
Личностные результаты освоения АООП образования включают
индивидуально-личностные
качества
и
социальные
(жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К
личностным результатам освоения АООП относятся:
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
2)воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5)овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
6)владение навыками коммуникации и
принятыми
нормами
социального взаимодействия;
7)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8)принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни. Образовательные
задачи учебного предмета:
Предметные результаты
Минимальный уровень: знание названий некоторых материалов; изделий,
которые из них
изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе; представления
об основных свойствах используемых материалов; знание правил хранения
материалов; санитарно-гигиенических
требований при работе с производственными материалами;
отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых
для работы; представления о принципах действия, общем устройстве
машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной
машины: металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого станка,
автомобиля,
трактора и др.);
представления о правилах безопасной работы с инструментами и
оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении
работы;
владение базовыми умениями, лежащими в
основе
наиболее
распространенных производственных технологических процессов (пиление,
строгание и т. д.);
чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в
процессе изготовления изделия; представления о разных видах профильного
труда (деревообработка,
металлообработка, ремонт и производство обуви, сельскохозяйственный
труд, автодело, цветоводство и др.); понимание значения и ценности труда;
понимание красоты труда и его результатов;
заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и
родной природе; понимание значимости организации школьного рабочего
места,
обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
выражение отношения к
результатам собственной и чужой творческой
деятельности («нравится»/«не нравится»); организация (под руководством
учителя) совместной работы в группе;
осознание необходимости соблюдения
в
процессе
выполнения

трудовых заданий порядка и аккуратности; выслушивание предложений и
мнений товарищей, адекватное
реагирование на них; комментирование и оценка в доброжелательной форме
достижения
товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий; проявление
заинтересованного отношения к деятельности своих
товарищей и результатам их работы; выполнение общественных поручений
по уборке мастерской после
уроков трудового обучения; посильное участие в благоустройстве и
озеленении территорий; охране
природы и окружающей среды.
Достаточный уровень:
определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их
целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с
физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам
в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
экономное расходование материалов;
планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы;
знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и
машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и
поставленных целей; осуществление текущего самоконтроля выполняемых
практических
действий и корректировка хода практической работы;
понимание
общественной значимости своего труда, своих достижений
в области трудовой деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
мелкого ремонта изделий из различных материалов;
создания изделий
с
использованием ручных
инструментов,
оборудования (станков) и приспособлений; контроля качества выполняемых
работ с применением измерительных,
контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности
труда.
Регулятивные базовые учебные действия
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов.

Познавательные базовые учебные действия
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов; - делать простейшие
обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- выполнять арифметические действия;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое
изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других
носителях).
Коммуникативные базовые учебные действия
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–
ученик, ученик– класс, учитель−класс);
- использовать принятые ритуалы
одноклассниками и учителем;

социального

взаимодействия

с

- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми; - договариваться и изменять свое поведение в
соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных
ситуациях взаимодействия с окружающими.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
- материалы, применяемые в столярном производстве;
- основные породы, свойства и пороки древесины;
- сущность и назначение основных столярных операций;
- способы и приемы выполнения разметки, пиления, строгания, долбления и
резания стамеской, сверления;
- назначение и применение шиповых соединений, способы и приемы их
выполнения;
- виды соединений деревянных деталей по длине (сращивание), кромкам
(сплачивание);
- угловые (концевые, серединные), ящичные соединения и их применение;
- способы и приемы выполнения разъемных и неразъемных столярных
соединений;
- виды клеев, способы приготовления клеевых растворов и их применение;

- контрольно-измерительные инструменты, шаблоны, приспособления и
правила их применения и использования;
- способы контроля точности и качества выполняемых работ,
предупреждение и исправление брака;
- устройство и правила обращения с ручными столярными инструментами;
- устройство и правила работы на токарном и сверлильном станке;
- устройство и правила эксплуатации ручных электроинструментов;
- способы экономного расходования материалов и электроэнергии,
бережного обращения с инструментами, оборудованием и
приспособлениями;
- инструменты для художественной отделки изделия;
- цвет и текстуру разных древесных пород;
- элементы детали столярного изделия;
- трудовое законодательство;
- виды пиломатериала;
- материалы, изделия для настилки полов и кровли;
- технологию изготовления оконного блока;
- приемы выявления и устранения дефектов столярных изделий;
- основные свойства изоляционных и смазочных материалов;
- технологию устройства перегородки и настилки дощатых полов;
- виды древесностружечных и древесноволокнистых плит;
- элементарные сведения по экономике и предпринимательской
деятельности;
- правила безопасности труда, производственной санитарии, электро- и
пожарной безопасности, внутреннего распорядка и организации рабочего
места;
- специальную терминологию и пользоваться ею.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять столярные работы ручными инструментами;
- размечать и выполнять разъемные и неразъемные соединения, шиповые,
угловые, концевые, серединные и ящичные вязки, соединения по длине, по
кромкам, сплачивать, сращивать и склеивать детали;
- собирать столярные изделия (с помощью клеев и специальных
приспособлений);
- пользоваться контрольно-измерительными инструментами и
приспособлениями;
- рационально раскраивать заготовки, экономно расходовать материалы и
электроэнергию;
- бережно обращаться с оборудованием, инструментами и

приспособлениями;
- подготавливать и рационально организовывать рабочее место;
- устранять дефекты и пороки древесины;
- изготовлять строгальный и разметочный инструменты;
- изготовлять простейшее столярно-мебельное изделие;
- выполнять черновое и чистовое точение;
- выполнять внутреннюю расточку на токарном станке;
- распознавать виды крепёжных изделий и мебельной фурнитуры;
- организовать рабочее место;
- изготовить модель мебели;
- изготавливать строительные инструменты и приспособления;
- изготавливать несложную мебель с облицовкой поверхности;
- устранять дефекты в столярно-мебельных изделиях;
- соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии,
электро- и пожарной безопасности и охраны природы.

Содержание учебного курса
5 класс
Тема 1. Вводное занятие
Сообщение темы занятий на четверть. Уточнение правил поведения
учащихся в мастерской. Правила безопасности в работе с инструментом.
Тема 2. Пиление столярной ножовкой
Изделие. Игрушечный строительный материал из брусков разного сечения и
формы. Заготовки для последующих работ.
Теоретические сведения. Понятие плоская поверхность. Миллиметр как
основная мера длины в столярном деле. Виды брака при пилении. Правила
безопасности при пилении и работе шкуркой.
Умение. Работа столярной ножовкой. Разметка длины деталей с помощью
линейки и угольника. Пиление поперек волокон в стусле. Шлифование
торцов деталей шкуркой. Шлифование в «пакете». Пиление под углом в
стусле. Контроль за правильностью размеров и формы детали с помощью
линейки и угольника.
Практические работы. Пиление брусков, выстроганных по толщине и
ширине. Окрашивание изделий кисточкой.
Тема 3. Промышленная заготовка древесины
Теоретические сведения. Дерево: основные части (крона, ствол, корень),
породы (хвойные, лиственные). Древесина: использование, заготовка,
разделка (бревна), транспортировка. Пиломатериал: виды, использование.
Доска: виды (обрезная, необрезная), размеры (ширина, толщина). Брусок:
(квадратный, прямоугольный), грани и ребра, их взаиморасположение (под
прямым углом), торец.
Тема 4. Игрушки из древесины и других материалов
Изделие. Игрушечная мебель: стол, стул, банкетка и др.
Теоретические сведения. Рисунок детали изделия: назначение, выполнение,
обозначение размеров. Шило, назначение, пользование, правила безопасной
работы.
Умение. Работа шилом. Изображение детали (технический рисунок).
Практические работы. Разметка деталей из выстроганных по толщине и
ширине брусков, реек и нарезанных по ширине полосок фанеры.
Одновременная заготовка одинаковых деталей. Пиление полосок фанеры в
приспособлении. Подготовка отверстий для установки гвоздей с помощью
шила. Сборка и контроль изделий.
Практическая самостоятельная работа
Работа по индивидуальным заданиям, по выбору учителя.
Тема 5. Сверление отверстий

Изделие. Подставка для карандашей, кисточек из прямоугольного бруска,
выстроганного по ширине и толщине (основание — из фанеры или дощечки).
Теоретические
сведения. Понятия сквозное и несквозное
отверстие. Настольный сверлильный станок: назначение и основные части.
Сверла: виды (спиральное, перовое), назначение. Правила безопасной работы
на настольном сверлильном станке.
Умение. Работа на настольном сверлильном станке.
Практические работы. Разметка параллельных (одинаково удаленных друг от
друга) линий по линейке и угольнику. Крепление сверла в патроне
сверлильного станка. Работа на сверлильном станке с применением
страховочного упора. Сверление несквозных отверстий по меловой отметке
на сверле или с муфтой. Контроль глубины сверления.
Тема 6. Игрушки из древесины и других материалов
Изделия. Модели корабля, гусеничного трактора, грузового автомобиля.
Теоретические сведения. Рашпиль, напильник драчевый, коловорот:
устройство, применение, правила безопасной работы. Шурупы, отвертка:
устройство, применение, правила безопасной работы
Умение. Работа рашпилем, напильником, коловоротом, отверткой.
Организовать работы на верстаке.
Наглядное пособие. Изображения (рисунки, фотографии) корабля,
гусеничного трактора, грузовика.
Практические работы. Крепление заготовок в заднем зажиме верстака.
Изготовление деталей. Обработка закругленных поверхностей рашпилем
(драчевым напильником). Сборка изделия с помощью гвоздей, шурупов и
клея.
Тема 7. Выжигание
Объекты работы. Ранее выполненное изделие (игрушечная мебель, подставка
и др.).
Теоретические сведения. Электровыжигатель: устройство, действие, правила
безопасности при выжигании. Правила безопасности при работе с лаком.
Умение. Работа электровыжигателем. Работа с лаком. Перевод рисунка на
изделие
Практические работы. Подготовка поверхности изделия к выжиганию.
Перевод рисунка на изделие с помощью копировальной бумаги. Работа
выжигателем. Раскраска рисунка. Нанесение лака на поверхность изделия.
Практические работы.
Работа по индивидуальным заданиям, по выбору учителя.
Тема 8. Пиление ручным лобзиком
Теоретические сведения. Пиление: виды (поперек и вдоль волокон), разница
между операциями. Лучковая пила. Назначение, устройство, зубья для

поперечного и продольного пиления, правила безопасной работы и
переноски. Брак при пилении: меры предупреждения.
Умение. Работа лобзиком.
Практические работы. Подготовка рабочего места. Разметка заготовки по
заданным размерам. Подготовка лучковой пилы к работе. Крепление
заготовки в заднем зажиме верстака. Пиление поперек и вдоль волокон.
Контроль правильности пропила угольником.
Тема 9.Строгание древесины
Изделие. Заготовка деталей изделия.
Теоретические сведения. Широкая и узкая грани бруска, ребро бруска
(доски). Длина, ширина, толщина бруска (доски): измерение,
последовательность разметки при строгании. Общее представление о
строении древесины: характере волокнистости и ее влияние на процесс
строгания. Рубанок: основные части, правила безопасного пользования,
подготовка к работе.
Умение. Работа рубанком.
Практические работы. Крепление черновой заготовки на верстаке. Строгание
широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником. Разметка
ширины и толщины заготовки с помощью линейки и карандаша. Проверка
выполненной работы.
Тема 10. Соединение деталей с помощью шурупов
Изделие. Настенная полочка.
Теоретические сведения. Шило граненое, буравчик: назначение, применение.
Шуруп, элементы, взаимодействие с древесиной. Раззенковка, устройство и
применение.
Дрель ручная: применение, устройство, правила работы. Правила
безопасности при работе шилом, отверткой и дрелью.
Чертеж: назначение (основной документ для выполнения изделия), виды
линий: видимого контура, размерная, выносная.
Умение. Работа раззенковкой, буравчиком, ручной дрелью.
Упражнение. Сверление отверстий на отходах материалов ручной дрелью.
Практические работы. Осмотр заготовок. Подготовка отверстий под шурупы
шилом и сверлением. Зенкование отверстий. Завинчивание шурупов.
Проверка правильности сборки. Отделка изделия шлифовкой и
лакированием.
Работа по индивидуальным заданиям, по выбору учителя.
Тема 11. Самостоятельная работа по изготовлению полки
Изделие. Настенная полка, полочка под телефон и т.д.

Теоретические сведения. Работа в тетради: построение, нанесение размеров,
отличие чертежа от технического рисунка. Выполняемое изделие:
назначение, эстетические требования.
Умение. Выбор дизайна изделия, владение столярным инструментом.
Практические работы. Подбор материала и подготовка рабочего места.
Черновая разметка заготовки по чертежу изделия. Строгание. Чистовая
разметка и обработка заготовки. Отделка изделия. Проверка качества работы.
Тема 12. Изготовление кухонной утвари
Изделия. Разделочная доска, кухонная лопаточка, ящик для хранения
кухонного инструмента на занятиях по домоводству.
Теоретические сведения. Работа в тетради: построение, нанесение размеров,
отличие чертежа от технического рисунка. Древесина для изготовления
кухонных инструментов и приспособлений. Выполняемое изделие:
назначение, эстетические требования.
Умение. Выполнение чертежа, ориентировка в работе по чертежу.
Практические работы. Подбор материала и подготовка рабочего места.
Черновая разметка заготовки по чертежу изделия. Строгание. Чистовая
разметка и обработка заготовки. Отделка изделия. Проверка качества работы.
Тема 13. Соединение рейки с бруском врезкой
Изделие. Подставка из реек для цветов.
Теоретические сведения. Врезка как способ соединения деталей. Паз:
назначение, ширина, глубина. Необходимость плотной подгонки соединений.
Требования к качеству разметки.
Стамеска: устройство, применение, размеры, правила безопасной работы.
Умение. Работа стамеской. Пользование чертежом. Выполнение соединений
врезкой.
Упражнение. Запиливание бруска на определенную глубину (до риски)
внутрь от линии разметки. Удаление стамеской подрезанного материала.
(Выполняется на материалоотходах).
Практические работы. Строгание брусков и реек по чертежу. Одновременная
разметка пазов на двух брусках. Выполнение пазов. Соединение и подгонка
деталей. Предупреждение неисправимого брака.
6 класс
Тема 1. Вводное занятие
Вводное занятие. План работы на четверть. Техника безопасности.
Тема 2. Изготовление изделия из деталей круглого сечения
Изделия. Швабра. Детская лопатка. Ручка для лопатки. Грабли.

Теоретические сведения. Диагонали. Нахождение центра квадрата,
прямоугольника проведением диагоналей. Материал для ручки лопаты,
швабры, граблей. Правила безопасности при строгании и отделке изделия.
Практические работы. Выпиливание заготовки по заданным размерам.
Выстрагивание бруска квадратного сечения. Разметка центра на торце
заготовки. Сострагивание ребер восьмигранника (скругление). Обработка
напильником и шлифование. Проверка готовой продукции.
Тема 3. Строгание. Разметка рейсмусом
Изделие. Заготовка для будущего изделия. Теоретические сведения.
Столярный рейсмус: виды, устройство, назначение, правила безопасной
работы. Лицевая сторона бруска: выбор, обозначение, последовательность
строгания прямоугольной заготовки.
Практические работы. Измерение заготовки (определение припусков на
обработку). Выбор лицевой стороны. Строгание лицевой пласти и лицевой
кромки. Контроль выполнения работы линейкой и угольником. Установка
рейсмуса. Разметка толщины бруска и строгание до риски.
Отпиливание бруска в размер по длине. Проверка выполненной работы.
Тема 4. Геометрическая резьба по дереву
Изделия. Учебная дощечка. Детали будущего изделия.
Теоретические сведения. Резьба по дереву: назначение, виды, материал,
инструменты, геометрические узоры и рисунки. Правила безопасности при
резьбе. Возможный брак при выполнении резьбы.
Практические работы. Нанесение рисунка на поверхность заготовки.
Вырезание геометрического орнамента. Отделка морилкой, анилиновыми
красителями. Коллективный анализ выполненных работ.
Тема 5. Угловое концевое соединение брусков вполдерева
Изделие. Подрамник.
Теоретические сведения. Шип: назначение, размеры (длина, ширина,
толщина), элементы (боковые грани, заплечики). Основные свойства
столярного клея. Последовательность подготовки клея к работе. Условия
прочного склеивания деталей: плотность подгонки деталей, сухой материал,
прессование, скорость выполнения операций.
Практические работы. Разметка и выпиливание шипов. Подгонка
соединения. Нанесение клея на детали. Проверка прямоугольности
соединений, прессование (установка соединения в зажимах).
Тема 6. Сверление древесины
Теоретические сведения. Сверлильный станок: устройство, назначение.
Правила безопасности при работе. Зажимной патрон: назначение,
устройство. Спиральное сверло с цилиндрическим хвостовиком: элементы.
Диаметры. Инструменты для выполнения больших отверстий.

Понятие диаметр отверстия. Обозначение диаметра отверстия на чертеже.
Практические работы. Работа на сверлильном станке по бросовому
материалу.
Практическая работа. Изготовление самодельного сверла перового из
проволоки, пробные сверления .
Тема 7. Криволинейное пиление. Обработка криволинейной кромки изделия
Изделие. Плечики-вешалка. Кронштейн для ампельных растений. Полочка с
криволинейными деталями.
Теоретические сведения. Пила выкружная (для криволинейного пиления).
Учет направления волокон древесины при разметке деталей. Исправимый и
неисправимый брак при пилении. Напильник драчевый, виды, назначение,
формы. Стальная щетка для очистки напильника.
Правила безопасной работы стамеской, напильником, шлифовальной
шкуркой. Выпуклые и вогнутые кромки детали. Радиус. Обозначение
радиуса на чертеже. Скругление угла. Точки сопряжения.
Практические работы. Разметка криволинейной детали по шаблону.
Подготовка выкружной пилы к работе. Пиление по кривым линиям.
Контроль прямоугольности пропила в направлении толщины доски.
Строгание выпуклых кромок. Обработка кромок стамеской, напильником и
шкуркой. По выбору учителя два—три изделия.
Тема 8. Долбление сквозного и несквозного отверстия
Изделия. Учебный брусок. Средник для лучковой пилы.
Теоретические сведения. Гнездо как элемент столярного соединения. Виды
(сквозное и глухое), размеры (длина, ширина, глубина). Столярное долото:
назначение, устройство, сравнение со стамеской, определение качества,
заточка, правила безопасного пользования. Прием долбления при ширине
гнезда больше ширины долота.
Брак при долблении: виды предупреждения. Установка рейсмуса для
разметки гнезда. Линия невидимого контура чертежа.
Практические работы. Разметка несквозного (глухого) и сквозного гнезда.
Крепление детали при долблении. Последовательность долбления сквозного
гнезда. Подчистка гнезда стамеской.
Тема 9. Свойства основных пород древесины
Теоретические сведения. Хвойные (сосна, ель, пихта, лиственница, кедр),
лиственные (дуб, ясень, бук, клен, вяз, береза, осина, ольха, липа, тополь)
породы: произрастание, свойства древесины (твердость, прочность, цвет,
текстура), промышленное применение. Определение древесных пород по
образцам древесины.
Практические работы. Определение пород древесины по образцам. Проверка
на прочность и упругость различных пород .

Тема 10.Угловое концевое соединение на шип открытый сквозной одинарный
УК-1
Изделия. Рамка для табурета. Подрамник для стенда.
Теоретические сведения. Применение соединения УК-1. Учет лицевых
сторон деталей при разметке и сборке изделия: Условия прочности
соединения. Чертеж и образец соединения УК-1.
Правила безопасности при выполнении соединения.
Практические работы. Выполнение соединения из материалоотходов.
Практические работы. Изготовление чистовых заготовок. Разметка
проушины с кромок и торца. Запиливание проушины внутрь от линий
разметки. Разметка шипа. Запиливание шипа слева и справа от риски.
Долбление проушины с двух сторон. Подгонка соединения и обозначение
деталей. Проверка качества работы.
Тема 11 . Заточка стамески и долота
Объекты работы. Стамеска, долото.
Теоретические сведения. Названия элементов стамески и долота. Угол
заточки (заострения).
Виды абразивных материалов. Бруски для заточки и правки стамески и
долота.
Способы определения качества заточки. Правила безопасной работы при
затачивании. Предупреждение неравномерного износа абразивного бруска.
Практические работы. Заточка стамески и долота на бруске. Правка лезвия.
Проверка правильности заточки.
Тема 12 . Склеивание
Объект работы. Детали изделия.
Теоретические
сведения. Клей:
назначение,
виды
(животного
происхождения, синтетический), свойства, применение, сравнение. Критерии
выбора клея. Определение качества клеевого раствора. Последовательность и
режим склеивания при разных видах клея. Склеивание в хомутовых
струбцинах и механических ваймах.
Практические работы. Определение вида клея по внешнему виду и запаху.
По выбору учителя изготовление 3-4 изделий.
Тема 13. Изготовление изделий с применением приобретенных знаний
Практическая работа. Изготовление стульчика, полки, шкафа и т.д.
7 класс
Тема 1. Вводное занятие
Вводное занятие. Техника безопасности при работе в мастерской.
Тема 2. Фугование по центру
Изделия. Подкладная доска для трудового обучения в младших класса.

Теоретические сведения. Фугование: назначение, сравнение со строганием
рубанком, приемы работы. Устройство фуганка и полуфуганка. Двойной
нож: назначение, требования к заточке. Технические требования к точности
выполнения деталей щитового изделия. Правила безопасной работы при
фуговании.
Умение. Работа фуганком, двойным ножом.
Практические работы. Разборка и сборка полуфуганка. Подготовка
полуфуганка к работе. Фугование кромок делянок. Проверка точности
обработки. Склеивание щита в приспособлении. Строгание лицевой пласти
щита. Заключительная проверка изделия.
Тема 3. Хранение и сушка древесины
Теоретические сведения. Значение правильного хранения материала.
Способы хранения древесины. Естественная и камерная сушка. Виды брака
при сушке. Правила безопасности при укладывании материала в штабель и
при его разборке.
Тема 4. Геометрическая резьба по дереву
Объекты работы. Доска для резки продуктов. Ранее выполнено изделие.
Теоретические сведения. Резьба по дереву: назначение, древесина,
инструменты (косяк, нож), виды, правила безопасной работы.
Геометрический орнамент: виды, последовательность действий при
вырезании треугольников.
Практические работы. Выбор и разметка рисунка. Нанесение рисунка на
поверхность изделия. Крепление заготовки (изделия). Вырезание узора.
Отделка изделий морилкой, анилиновыми красителями, лакированием.
Изготовление и украшение разделочной доски.
Тема 5. Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной УК 1
Изделия. Табурет. Подставка для цветов.
Теоретические
сведения. Понятие шероховатость
обработанной
поверхности детали. Неровность поверхности: виды, причины, устранение.
Шерхебель: назначение, устройство, особенности заточки ножа, правила
безопасной работы. Последовательность строгания шерхебелем и рубанком.
Зависимость чистоты пропила от величины и развода зуба пильного полотна.
Ширина пропила.
Соединения УК-1: применение, конструктивные особенности. Анализ
чертежа соединения. Чертеж детали в прямоугольных проекциях: главный
вид, вид сверху, вид слева.
Умение. Работа шерхебелем. Выполнение соединения УК-1. Анализ чертежа.
Практические работы. Изготовление образца соединения УК-1 из материал
отходов.
Практические работы. Обработка чистовой заготовки. Разметка соединения
УК-1. Разметка гнезда. Контроль долбления гнезда. Опиливание шипа.

Сборка изделия без клея. Сборка на клею. Зажим соединений в
приспособлении для склеивания.
Тема 6. Непрозрачная отделка столярного изделия
Объекты работы Изделие, выполненное ранее.
Теоретические сведения. Назначение непрозрачной отделки. Отделка
клеевой, масляной и эмалевой красками. Основные свойства этих красок.
Ознакомление с производственными способами нанесения красок. Время
выдержки окрашенной поверхности. Промывка и хранение кистей.
Шпатлевание углублений, трещин, торцов. Сушка и зачистка шлифовальной
шкуркой. Отделка олифой. Правила безопасной работы при окраске.
Практические работы Шпатлевание. Работа с клеевой, масляной и эмалевой
красками, олифой. Распознавание видов краски по внешним признакам.
Тема 7. Токарные работы.
Изделия. Городки. Детали игрушечного строительного материала. Шашки.
Теоретические сведения. Токарный станок по дереву: устройство основных
частей, название и назначение, правила безопасной работы. Токарные резцы
для черновой обточки и чистого точения: устройство, применение, правила
безопасного обращения. Кронциркуль (штангенциркуль): назначение,
применение.
Основные правила электробезопасности.
Умение. Работа на токарном станке по дереву. Работа кронциркулем.
Практические работы. Организация рабочего места. Предварительная
обработка заготовки. Крепление заготовки в центрах и взаколотку. Установка
и крепление подручника. Пробный пуск станка. Черновая и чистовая
обработка цилиндра. Шлифование шкурой в прихвате. Отрезание изделия
резцом.
Тема 8. Обработка деталей из древесины твёрдых пород
Изделия. Ручки для молотка, стамески, долота.
Теоретические сведения. Лиственные твердые породы дерева: береза, дуб,
бук, рябина, вяз, клен, ясень. Технические характеристики каждой породы:
твердость, прочность, обрабатываемость режущим инструментом. Сталь
(качество). Резец столярного инструмента: угол заточки. Требования к
материалу для ручки инструмента. Приемы насадки ручек стамесок, долот,
молотков.
Практические работы. Подбор материала. Черновая разметка и выпиливание
заготовок с учетом направления волокон древесины. Обработка и отделка
изделий. Насадка ручек.
Тема 9. Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом
сквозным УК-2
Изделие. Рамка для портрета.

Теоретические сведения. Применение бруска с профильной поверхностью.
Инструменты для строгания профильной поверхности. Механическая
обработка профильной поверхности.
Устройство и назначение зензубеля, фальцгобеля. Приемы разметки
соединения деталей с профильными поверхностями. Правила безопасной
работы зензубелем и фальцгобелем.
Умение. Работа зензубелем, фальцгобелем. Выполнение соединения УК-2.
Практические работы. Изготовление соединения УК-2 из материалоотходов.
Практические работы. Разборка и сборка фальцгобеля, зензубеля. Разметка и
строгание фальца фальцгобелем. Подчистка фальца зензубелем.
Тема 10. Круглые лесоматериалы
Теоретические сведения. Бревна, кряжи, чураки. Хранение круглых
лесоматериалов. Стойкость пород древесины к поражению насекомыми,
грибами, гнилями, а также к растрескиванию. Защита древесины от гниения с
помощью химикатов. Вредное воздействие средств для пропитки древесины
на организм человека. Способы распиловки бревен.
Тема 11. Практическое повторение
Практические работы Запиливание заготовок на ус. Изготовление шипа.
Строгание фальцгобелем.
Тема 12. Угловые ящичные соединения УЯ-1 и УЯ-2
Изделия. Ящик для стола, картотека: Аптечка.
Теоретические сведения. Угловое ящичное соединение: виды (соединение на
шип прямой открытый УЯ 1, соединение па шин «ласточкин хвост»
открытый УЯ-2, конструкция, сходство и различие видов, применение.
Шпунтубель: устройство, применение, наладка. Малка и транспортир,
устройство, применение.
Умение. Работа шпунтубелем. Выполнение углового ящичного соединения.
Практические работы. Измерение углов транспортиром. Установка па малке
заданного угла по транспортиру. Изготовление углового ящичного
соединения из материалоотходов.
Практические работы. Строгание и торцевание заготовок по заданным
размерам. Разметка шипов и проушин рейсмусом и угольником. Установка
малки по транспортиру. Разметка по малке или шаблону. Запиливание и
долбление проушин, выполнение шипов. Вырубка паза по толщине фанеры
шпунтубелем. Сборка «насухо» и склеивание ящичных соединений.
Тема 13. Свойства древесины
Теоретические сведения. Древесина: внешний вид, запах, микроструктура,
влажность, усушка и разбухание, плотность, электро и теплопроводность.
Основные механические свойства (прочность на сжатие с торца и пласта,
растяжение, изгиб и сдвиг), технологические свойства (твердость,

способность удерживать металлические крепления, износостойкость,
сопротивление раскалыванию).
Практические работы. Определение влажности древесины весовым методом.
Изучение основных механических и технологических свойств древесины.
Тема 14. Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка
криволинейной кромки.
Теоретические сведения. Выпуклая и вогнутая поверхности. Сопряжения
поверхностей разной формы. Сквозное и несквозное отверстия. Заточка
спирального сверла.
Практические работы. Разметка деталей криволинейной формы с помощью
циркуля. Разметка деталей криволинейной формы по шаблону.
Высверливание по контуру.
8 класс
Тема 1. Вводное занятие
Вводное занятие. Правила безопасности.
Повторение пройденного материала за 7 класс. План работы на четверть.
Правила безопасности.
Тема 2. Заделка пороков и дефектов древесины
Объекты работы. Заготовки для предстоящих работ и материалоотходов.
Теоретические сведения. Дефекты и пороки древесины. Группы пороков
древесины. Дефекты обработки и хранения. Шпатлевка, назначение, виды
(сухая, жидкая), характеристика по основному составу пленкообразующего
вещества (масляная, клеевая, лаковая и др.). Станок одношпиндельный
сверлильный:
назначение,
конструкция,
устройство
механизмов.
Ознакомление с многошпиндельным сверлильным и сверлильнопазовальным станками. Устройство для крепления сверла. Правила
безопасной работы при сверлении. Уборка и смазка сверлильного станка.
Организация рабочего места для сверления. Подготовка сверлильного станка
к работе. Сверление сквозных и глухих отверстий. Выдалбливание сквозных
и несквозных гнезд с предварительным сверлением.
Практические работы. Определение пороков и дефектов древесины.
Усвоение приемов заделки на материалоотходах.
Практические
работы. Выявление
дефектов,
требующих
заделки.
Определение формы дефекта. Выполнение разметки под заделку.
Высверливание, долбление отверстия. Изготовление заделки. Вставка
заделки на клею. Застрагивание заделки.
Тема 3. Пиломатериалы
Теоретические сведения. Пиломатериалы: виды (брусья, доски, бруски,
обапол, шпалы, рейки, дощечки, планки), назначение и характеристика
основных видов, получение, хранение и обмер, стоимость.

Умение. Распознавание видов пиломатериалов.
Практические работы. Определение вида пиломатериала на рисунке и по
образцу.
Тема 4. Изготовление столярно–мебельного изделия
Изделия. Скамейка. Табурет. Выставочная витрина.
Теоретические сведения. Мебель: виды (стул, кресло, стол, шкаф, тумба,
комод, сервант, диван, диван-кровать, кушетка, тахта), назначение и
комплектование для разных помещений. Ознакомление с производственным
изготовлением мебели. Содержание сборочного чертежа: спецификация и
обозначение составных частей изделия (сборочных единиц).
Практические работы. Определение вида мебели на рисунке и по
натуральному образцу. Чтение технической документации. Изготовление
рамок, коробок, подвижных и неподвижных элементов мебели. Подготовка
изделия к отделке, отделка изделия.
Практические работы. Изготовление табурета, аптечки
Тема 5. Изготовление разметочного инструмента
Изделия. Угольник столярный. Ярунок. Рейсмус.
Теоретические сведения. Разметочный инструмент: материал, качество
изготовления, точность. Ярунок: назначение, применение.
Практические работы. Проверка состояния и пригодности к работе
имеющихся в мастерской линеек и угольников.
Практические работы. Подбор материала для изделия. Подготовка рубанка
для строгания древесины твердой породы. Изготовление инструмента.
Проверка изготовленного угольника контрольным угольником и на доске с
отфугованной кромкой. Установка малки по транспортиру. Проверка ярунка.
Тема 6. Токарные работы
Изделия. Ручки для напильников, стамесок, долот. Ножки для табурета,
журнального столика. Солонка. Коробочка для мелочи.
Теоретические сведения. Токарный станок: управление, уход, неисправности
и меры по предупреждению поломки. Правила безопасной работы. Скоба и
штангенциркуль. Устройство штангенциркуля. Использование нулевого
деления нониуса (отсчет до целых миллиметров).
Практические работы. Разметка скобой. Снятие конуса резцом. Выполнение
шипов у ножек. Сверление с использованием задней бабки. Проверка
размеров изделия кронциркулем и штангенциркулем. Изготовление
скамейки, ярунка, солонки.
Тема 7. Изготовление строгального инструмента
Изделие. Шерхебель.
Теоретические сведения. Инструмент для ручного строгания плоскости:
технические требования. Материал для изготовления. Расположение

годичных колец на торцах колодки. Экономические и эстетические
требования к инструментам.
Практические работы. Подбор заготовки для колодки строгального
инструмента. Фугование заготовки для колодки. Разметка и обработка
колодки. Подгонка «постели» по ножу. Обработка и подгонка клина.
Проверка выполненного изделия.
Тема 8. Представление о процессе резания древесины
Объект работы. Деревообрабатывающий инструмент.
Теоретические сведения. Резец: элементы, основные грани и углы при
прямолинейном движении. Виды резания в зависимости от направления
движения резца относительно волокон древесины (продольное, поперечное,
торцевое). Движения резания и подачи.
Влияние на процесс резания изменения основных углов резца.
Практическая работа. Определение формы (элементов геометрии) резцов
разных дереворежущих инструментов.
Тема 9. Изготовление столярно-мебельного изделия
Изделия. Несложная мебель.
Теоретические сведения. Технология изготовления сборочных единиц
(рамки, коробки, щиты, опоры). Способы соединения в сборочных зажимах и
приспособлениях. Зависимость времени выдержки собранного узла от вида
клея, температурных условий, конструкции узла и условий последующей
обработки. Брак при сборке изделия: предупреждение, исправление.
Металлическая фурнитура для соединения сборочных единиц. Учет
производительности труда. Бригадный метод работы.
Практические работы. Подбор материала для изделия. Организация рабочего
места. Изготовление деталей и сборочных единиц. Сборка и отделка изделия.
Организация пооперационной работы. Проверка изделий. Учет и
коллективное обсуждение производительности труда.
Тема 10. Ремонт столярного изделия
Объекты работы. Стул. Стол. Шкаф.
Теоретические сведения. Износ мебели: причины, виды. Ремонт: технические
требования к качеству, виды (восстановление шиповых соединений,
покрытий лицевой поверхности, использование вставок, замена деталей),
правила безопасности при выполнении.
Практические работы. Выявление повреждений на мебели. Подготовка к
переклейке соединения. Переклейка соединения. Усиление узлов и
соединений болтами, металлическими уголками. Восстановление облицовки.
Изготовление и замена поврежденных деталей.
Тема 11. Безопасность труда во время столярных работ

Теоретические сведения. Значение техники безопасности (гарантия от
несчастных случаев и травм). Причины травмы: неисправность инструмента
или станка, неправильное складирование или переноска рабочего материала,
ошибки при заточке или наладке инструмента, неосторожное обращение с
электричеством. Меры предохранения от травм.
Возможность
быстрого
возгорания
древесных
материалов,
материалоотходов, красок, лаков и других легковоспламеняющихся
жидкостей.
Предупреждение пожара. Действия при пожаре.

Оценочные материалы
Профессиональные знания, умения и навыки оцениваются по результатам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся, текущих и итоговых
самостоятельных работ. Знания оцениваются в соответствии с
теоретическими и практическими навыками и умением каждого
обучающегося в зависимости от умственного развития каждого в
отдельности, предусмотренными программами каждого класса, по
пятибалльной системе. Учитель должен подходить к оценочному баллу
индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:
- качество изготовленного учащимся объекта работы и правильность
применявшихся практических действий (анализ действий).
– Прилежание ученика во время работы.
– степень умственной отсталости.
– Уровень патологии органов слуха, зрения и речи.
– Уровень физического развития ученика.
Нормы оценок теоретических знаний.
При устном ответе обучающиеся должны использовать технический
язык, правильно применять и произносить термины
Отметка «5» ставится, если обучающийся:

Усвоил учебный материал;

Умеет изложить его своими словами с помощью учителя;

Подтверждает ответ конкретными примерами с помощью
учителя;

Правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы
учителя;
Отметка «4» ставится, если обучающийся:

В основном усвоил учебный материал;

Допускает незначительные ошибки при его изложении своими
словами;

Подтверждает ответ конкретными примерами с помощью
учителя;

Правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя
Отметка «3» ставится, если обучающийся:

Не усвоил существенную часть учебного материала;


Допускает значительные ошибки при его изложении своими
словами;

Затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

Не всегда и (или) неполно отвечает на дополнительные вопросы
учителя
Отметка «2» ставится, если обучающийся:

Практически не усвоил учебный материал;

Не может изложить его своими словами;

Не может подтвердить ответ конкретными примерами;

Не отвечает на большинство дополнительных вопросов учителя
Нормы оценок практических работ.
Учитель выставляет обучающимся отметки за выполнение
практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом их
труда, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего
времени.
Отметка «5» ставится, если обучающимся:

Правильно спланирован труд и рационально организовано
рабочее место;

Правильно выполнялись приемы труда, работа выполнялась
самостоятельно и творчески;

Изделие изготовлено с учетом установленных требований;

Полностью соблюдались правила техники безопасности;
Отметка «4» ставится, если обучающимися:

Допущены незначительные недостатки в планировании труда и
организации рабочего места;

В основном правильно выполняются приемы труда;

Работа выполнялась самостоятельно;

Норма времени выполнена или не выполнена не более чем на
10%

Изделие изготовлено с незначительными отклонениями;

Полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «3» ставится, если обучающимися:

Допущены недостатки в планировании труда и организации
рабочего места;

Отдельные приемы труда выполнялись неправильно;

Была продемонстрирована низкая самостоятельность в работе;

Норма времени не выполнена не более чем на 25%;



Изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;

Описание учебно - методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида, 5-9 классы, сборник 2, под редакцией В.В. Воронковой, ГИЦ
«ВЛАДОС», 2012. Профессионально-трудовое обучение: столярное дело
- А.Н. Перелетов, П.М. Лебедев, Л.С. Сековец. Столярное дело. Учебник для
специальной (коррекционной) школы VIII вида. Москва. ГИЦ «ВЛАДОС»,
2010
- Д.А. Скурихин. Тематическое планирование и конспекты уроков по
столярному делу в специальной школе VIII вида. Учебное пособие. Москва.
ГИЦ «ВЛАДОС», 2010
- В.М. Быстров. Методическая система эстетического воспитания учащихся
на уроках технологии. Череповец, 2006
- И.А. Карабанов.
Просвещение. 2000

Технология

обработки

древесины,

Оборудование и приборы:


Лобзик электрический;



Фреза электрическая;



Шуруповерт;



Круглопильный станок «Ц6-2М1».;



Фуговальный станок «SF-400А»;



Рейсмусовый станок «Р-52»;



Аспирационные системы (местные) «DC 1200».



Стусло;



Струбцины;



Зажимы;



Столярный верстак;



Наборы столярных инструментов;



Сверлильный станок;

5-9.

Москва.



Токарный станок по дереву;



Заточный станок.

Дидактический материал:


технологические карты изделий;



операционные карты токарных изделий;



образцы столярных и токарных изделий;



учебные карты изделий;



учебные плакаты.

Тематическое планирование, столярное дело, 5 класс, 102 часа
Название темы
Вводное занятие. Профессия «столяр»
Профессия «столяр». Столярные изделия
ОТ при работе в столярной мастерской. Инструменты столярной
мастерской
Пиление древесины столярной ножовкой
ОТ. Пиление древесины поперек волокон
Пиление древесины в стусле
Пиление древесины в стусле по заданным размерам
Породы промышленной древесины
Заготовка древесины
Изготовление изделий. Игрушки из древесины (самолет)
Игрушки из древесин (машина)
Детская мебель (стул)
Сборка и качество готового изделия
Комбинированная игрушка из древесины и проволоки (трактор)
Практическое повторение. Сборка изделий на саморезы.
Практическое повторение. Сборка изделий на клей ПБР клеем (ПВА)
Практическое повторение. Изделие колесный трактор.
Практическое повторение. Тракторный прицеп.
Самостоятельная работа. Игрушки из древесины
Анализ качества выполненных изделий
Самостоятельная работа
Итоговый урок
Правила охраны труда
Сверлильный станок. Его назначение
Сверлильный станок. Устройство.
Правила безопасной работы на сверлильном станке.
Приемы сверления на станке
Практические выполнения. Подставка для карандашей
Подставка для карандашей. Подбор материала, разметка
Подставка для карандашей. Пиление на разметке, сверление.
Подставка для карандашей. Зачистка изделия. Анализ качества изделия.
Выжигатель. Назначение, устройство. ПБР
Приемы выжигания
Выжигание на ранее выполненных изделиях
Выжигание на учебном материале
Самостоятельная работа. Панно из дерева
Правила охраны труда
Виды рубанков, классификация, назначение
Ножи по профилю и углу заточки
Приемы строгания рубанком
Качество обработки материала
Шурупы. Виды, назначение.
Приемы работы с применением шурупов
Выполнение изделия (настенная полочка) с помощью шурупов.
Подставка для цветов
Практическое повторение

Количество
часов
1 ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.
1 ч.
2 ч.
2ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1ч.
1 ч.
1 ч.
4 ч.
1 ч.
2 ч.
1ч
1ч
1ч
3ч
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.
7ч.
6 ч.
2ч.
4 ч.
2 ч.
2ч.
3ч.
3ч.
4ч.
2ч.
4ч.
6ч.
6 ч.
6ч.

6 класс, 102 часа
Название темы
Вводное занятие. ОТ
Долбление сквозных отверстий: инструменты для долбления
Долото, его устройство и применение
Понятие о тупом и остром инструменте. Приемы ручной заточки
инструмента
Рейсмус. Устройство и назначение
Настройка рейсмуса
Расчёт установки рейсмуса для разметки сквозного гнезда
Отработка приемов долбления на учебном материале
Долбление сквозных отверстий по разметке. Распорки для лучковой пилы
Распорки для лучковой пилы
Подбор материала. Разметка. Изделие - распорка к лучковой пиле
Долбление сквозных отверстий по разметке
Зачистка сквозных отверстий
Брак при долблении и меры его предупреждения.
Анализ выполненного задания
Итоговый урок
Охрана труда
Основные хвойные породы: сосна, ель.
Основные хвойные породы: пихта, лиственница, кедр.
Основные лиственные породы: липа, осина.
Определение основных пород древесины.
Основные породы древесины Урала
Определение пород древесины.
Применение соединения. Элементы соединения.
Зависимость прочности соединения от плотности подгонки.
Изготовление скамейки.
Практическое повторение. Рамка.
Охрана труда
Применение
углового соединения. Элементы проушины
Разметка проушины с помощью линейки
Долбление сквозной проушины на учебном материале.
Зачистка проушины стамеской.
Упражнения. Пиление справа (слева), риски.
Долбление проушин в одном бруске через промежутки
Отработка приемов изготовления проушины
Практическое выполнение задания по технологической карте
Охрана труда
Элементы стамески и долота.
Углы заточки. Лезвие и фаска.
Бруски для заточки и приспособления.
Заточка и правка стамески и долота.
Виды клея, область применения
Способы склеивания. Правила охраны труда.
Практическое выполнение склеивания (на учебном материале).
Анализ проделанной работы

Количество часов

1 ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1 ч.
1ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1ч
1 ч.
3 ч.
2ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
4 ч.
2 ч.
2 ч.
4 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
3 ч.
2 ч.
1 ч.
3 ч.
1 ч.

7 класс, 306 часов
Название темы
Вводное занятие. Правила безопасной работы в мастерской
Фугование. Назначение, сравнение со строгальным рубанком
Приемы фугования ОТ
Приемы фугования
Устройство фуганка. Полуфуганок
Устройство полуфуганка
Правила безопасной работы при фуговании
Строгание заготовки рубанком
Строгание полуфуганком
Строгание фуганком
Подкладная доска. Изучение чертежа изделия
Строгание и фугование заготовок для изделия в размер
Сборка подкладной доски
Устранение брака при сборке подкладной доски
Разделочная доска. Подготовка заготовки для изготовления
Разделочная доска. Строгание и фугование заготовки в размер
Строгание и фугование заготовки в размер
Чистовая обработка деталей разделочной доски
Хранение и сушка древесины. Значение правильного хранения материала
Способы хранения древесины
Естественная и камерная сушка древесины
Укладка штабелей для сушки древесины. Виды штабелей
Правила безопасности при укладке штабелей и его разборке
Виды брака при сушке древесины
Резьба по дереву. Назначение, древесина
Инструменты для резьбы по дереву (нож-косяк)
Разметка узора на заготовке.
Резьба по дереву (узор на изделии)
Изготовление разделочной доски
Украшение резьбой разделочной доски
Украшение разделочной доски
Практическое повторение
Самостоятельная проверочная работа. Резьба по дереву.
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа и анализ качества готового изделия.
Вводное занятие. План работы на четверть
Правила безопасной работы в мастерской (повторение)
Неровности поверхности древесины.
Инструменты для строгания древесины (повторение)
Угловое концевое соединение на шип, применение
Угловое концевое соединение на шип, планирование задания
Угловое концевое соединение на шип, практическое выполнение задания.
Практическое выполнение задания. Анализ качества.
Основные особенности соединения
Практическая работа на учебном материале.
Выполнение изделия. Табурет (10*15*20)

Количество
часов
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
5 ч.
5 ч.
5 ч.
2 ч.
3 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
4 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
4 ч.
5 ч.
6 ч.
2 ч.
4 ч.
6 ч.
4 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
3 ч.
2 ч.
2ч.
2 ч.
4 ч.
1 ч.
4 ч.
6 ч.

Непрозрачная отделка древесины
Работа с красками. Краска. Назначение, виды.
Работа с краской. Правила техники безопасности.
Работа с краской. Практическое выполнение на готовых изделиях
Работа с краской. Качество покраски изделия.
Назначение и устройство токарного станка
Изготовление деталей на токарном станке
Лиственные породы деревьев: виды, назначение
Технические характеристики березы, дуба
Насадка ручек столярных инструментов
Изготовление заготовки для ручек молотка, стамески, долота
Практическое повторение
Самостоятельная практическая работа. Ручка для молотка
Подготовка рубанка к строганию
Требования к материалу из разметочного инструмента
Заготовка материала для изделия
Угольник столярный. Планирование по чертежу и образцу
Практическое выполнение задания
Физические свойства древесины
Механические свойства древесины
Лабораторная работа
Выгнутые и вогнутые криволинейные поверхности
Устройство сверла
Технологические карты
Самостоятельное заполнение технологических карт
Практическое задание. Ручка для ножовки
Пиломатериалы хвойных пород
Сортировка, хранение, обмер и хранение пиломатериалов
Лущеные пиломатериалы
Паркет. Способы изготовления и виды
Древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты
Заделка пороков древесины
Вертикальный и горизонтальный сверлильные станки
Сверлильный станок. Назначение и устройство
Определение формы дефекта и его устранение
Разметка сучков и выбоин под заделку
Заделка сучков
Устранение дефектов древесины
Практическое повторение
Ремонт столярных изделий
Виды повреждений столярных изделий
Планирование работ по ремонту
Технические требования к ремонту
Ремонт столярных изделий
Токарный станок
Управление токарным станком
Правила охраны труда при работе на токарном станке
Подготовка заготовок для токарных работ
Токарные работы
Контурная резьба по дереву

2 ч.
1 ч.
1 ч.
4 ч.
3 ч.
2 ч.
10 ч.
2 ч.
2 ч.
5 ч.
5 ч.
6 ч.
4 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
5 ч.
13 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
4 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
4 ч.
2 ч.
2 ч.
4 ч.
3 ч.
3 ч.
7 ч.
13 ч.
4 ч.
4 ч.
2 ч.
1 ч.
13 ч.
3 ч.
3 ч.
2 ч.
2 ч.
14 ч.
10 ч.

Практическое повторение
Самостоятельная работа
Итоговый урок

10 ч.
5 ч.
1 ч.

8 класс, 340 часов
Название темы
Вводное занятие. Правила безопасной работы в мастерской
Правила пожарной безопасности в столярной мастерской
Художественная отделка столярных изделий
Цвет и текстура разных древесных пород
Фанера
Перевод рисунка на материал
Инструменты для художественной отделки материала
Косяк. Назначение, приемы работы косяком
Циркуль-резак. Назначение и устройство
Приемы работы циркуль-резаком
Рейсмус-резак. Назначение, устройство
Приемы работы
Отработка приемов на учебном материале
Изготовление изделия. Шкатулка
Выбор изделия. Работа с литературой
Планирование работы. Составление технологической карты
Подбор материала для изделия
Разметка материала
Практическое выполнение изделия
Анализ качества изделия
Коробка для шашек
Планирование задания по образцу самостоятельно
Подбор материалов
Выполнение задания
Анализ качества изделия
Практическое повторение
Самостоятельная практическая работа
Итоговый урок
Правила охраны труда при работе электроинструментом
Виды мебели по назначению
Виды мебели по способу соединения
Эстетические требования к мебели
Технико-экономические требования к мебели
Игрушечная мебель в масштабе 1:5. Составление технологической карты
Составление перечня комплекта мебели
Подбор материала
Разметка
Пиление заготовок по разметке
Изготовление игрушечной мебели
Зачистка изделия
Анализ качества изделия. Оценка

Количество
часов
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
3 ч.
1 ч.
11 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
15 ч.
1 ч.
20 ч.
5 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
6 ч.
1 ч.
1 ч.

Трудовое законодательство
Трудовой договор
Организация рабочего места
Трудовая и производственная дисциплина
Практическая работа. Подготовка инструментов
Подготовка материалов
Дисковая электропила. Назначение, устройство
Правила и приемы безопасной работы дисковой пилой
Электрорубанок. Назначение, устройство
Правила охраны труда электрорубанком
Приемы работы электрорубанком
Лесоматериалы: использование и хранение
Инструменты для работы с круглым пиломатериалом
Инструменты для обработки кругляка
Выборка четвертей и пазов
Соединение бруска и бревна с помощью врубки
Тест по теме «Работа с лесоматериалом»
Выбор пиломатериалов: брус, доска, и т.д.
Фрезерование деревянных деталей
Паркет штучный. Назначение, условия применения
Изготовление строительных инструментов, приспособлений, инвентаря.
Гладилка. Назначение, устройство
Растворный ящик. Назначение, устройство
Малка для штукатурных работ
Ручки для штукатурных инструментов
Составление технологических карт
Практическое повторение
Самостоятельная работа
Итоговый урок
Правила охраны труда при работе электроинструментом
Изготовление несложной мебели для школы. Планирование
Назначение облицовки столярного изделия
Шпон. Виды шпона
Пленочный облицовочный материал
Облицовочный листовой материал
Мебельная фурнитура
Крепежный материал
Изготовление оконного блока
Дефект строительного изделия
Приемы выявления и устранения дефектов
Технические сведения об изоляционных и смазочных материалов
Виды и применение смазочных материалов
Практическое повторение
Самостоятельная работа
Итоговый урок
Правила охраны труда при работе электроинструментом
Механизация и автоматизация мебельного производства
Изготовление мебели в мебельных цехах
Изготовление секционной мебели
Плотницкие работы

1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
4 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
4 ч.
1 ч.
3 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
3 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
5 ч.
4 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
34 ч.
1 ч.
12 ч.
2 ч.
2 ч.
20 ч.
15 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.

Устройство дощатого пола
Технология настала дощатого пола
Виды сплачивания пола
Устройство навеса при настиле
Устройство перегородок
Способы установки перегородок
Кровельные и облицовочные материалы
Лист асбоцементый: виды, свойства
Кровельный материал: виды, свойства
Линолеум: виды, применение
Настил линолеума
Древесные плиты
Практическое повторение
Самостоятельная работа
Итоговый урок

2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
4 ч.
2 ч.
30 ч.
12 ч.
2 ч.

9 класс, 340 часов
Название темы
Вводное занятие. Правила безопасной работы в мастерской
Правила пожарной безопасности в столярной мастерской
Дефекты и пороки древесины
Группы пороков древесины
Способы исправления пороков древесины
Шпатлевание пороков древесины на учебном материале
Сверлильный станок. Назначение, устройство
Правила охраны труда при работе на сверлильном станке
Сверление сквозных отверстий
Сверление глухих отверстий
Пиломатериалы. Виды, назначение, характеристика
Способы получения пиломатериалов
Хранение, обмер, стоимость пиломатериалов
Определение пиломатериалов по текстуре и образцу
Практические работы
Самостоятельная работа
Итоговый урок
Правила безопасной работы в мастерской
Правила пожарной безопасности в столярной мастерской
Разметочный инструмент: материалы, точность
Ярунок. Назначение, применение
Проверка состояния инструментов
Угольник. Практическое выполнение изделия
Токарные работы. Правила охраны труда
Уход за станком
Управление, предотвращение поломок
Измерительный инструмент
Отработка приемов работы на токарном станке
Изготовление столярного изделия. Мебель
Содержание сборочного чертежа

Количество
часов
1 ч.
1 ч.
2 ч.
4 ч.
4 ч.
6 ч.
4 ч.
2 ч.
4 ч.
4 ч.
2 ч.
2 ч.
4 ч.
4 ч.
10 ч.
14 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
4 ч.
4 ч.
2 ч.
4 ч.
4 ч.
4 ч.
18 ч.
2 ч.
3 ч.

Практические работы
Самостоятельная проверочная работа
Итоговый урок
Правила охраны труда при работе электроинструментом
Изготовление строгальных инструментов
Рубанок
Шерхебель: устройство, назначение
Подбор материалов для изделия
Планирование работы
Подбор материалов
Практическое выполнение изделия
Проверка выполненного задания
Представление о резании древесины
Деревообрабатывающий инструмент
Обработка древесины
Столярно-мебельные изделия
Технология изготовления сборочных единиц
Технология столярно-мебельных изделий
Чтение чертежей
Тумбочка. Планирование изготовления
Подбор материалов
Тумбочка. Практическое выполнение
Анализ качества выполненных изделий
Практическое повторение
Самостоятельная работа
Итоговый урок
Правила охраны труда при работе электроинструментом
Износ мебели. Причины
Практическое выявление повреждений
Ремонт школьной мебели
Безопасность работы в столярной мастерской
Причины травм
Меры предохранения от травм
Предупреждение пожара
Действия при пожаре в мастерской
Крепежные изделия и мебельная фурнитура
Гвоздь. Виды гвоздей
Болт, шуруп, саморезы. Виды и назначение
Петля. Виды и назначение
Полкодержатели
Мебельная фурнитура
Практическое повторение
Самостоятельные работы
Итоговый урок

20 ч.
7 ч.
2 ч.
2 ч.
4 ч.
2 ч.
4 ч.
4 ч.
2 ч.
4 ч.
20 ч.
2 ч.
2 ч.
4 ч.
6 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
4 ч.
6 ч.
4 ч.
12 ч.
2 ч.
6 ч.
4 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
4 ч.
22 ч.
2 ч.
2 ч.
4 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
6 ч.
2 ч.
2 ч.
4 ч.
10 ч.
8 ч.
2 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».