РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» структурное подразделение школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для обучающихся 5-6 классов (АООП ООО 1 вариант) Пояснительная записка Логопедические занятия в школе-интернате для детей с нарушением интеллекта являются одной из важных составляющих процесса обучения, коррекции и успешной социализации детей данной категории. Развитие речи происходит параллельно с психофизическим развитием ребенка, эти процессы взаимообусловлены и взаимозависимы. Степень недоразвития речи, как правило, соответствует степени общего психического недоразвития. Поэтому правильно и своевременно организованная логопедическая помощь детям с умственной отсталостью решает не только задачи речевого развития, но и способствует коррекции интеллектуальной сферы учащихся, развитию навыков коммуникативного поведения, формированию социально адаптированной личности выпускника, что и является конечной целью организации процесса обучения и воспитания. Цель программы: коррекция и компенсация недостатков нарушений письменной и устной речи обучающихся. Задачи: 1. Коррекционно - образовательные: - обогащение словаря (за счет усвоения новых слов и их значений); - преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений разной структуры; - формирование лексической системности и семантических полей; - формирование навыков точного отбора слов для выражения мысли, выбора удачной синтаксической конструкции, интонационных умений; - формирование умения читать письменные и печатные тексты, соблюдая правильную интонацию, паузы, логические ударения и др. - расширение представлений о различных способах стилистического оформления речи и алгоритме составления текстов разной стилистической окраски и жанров; - последовательное и грамотное изложение своих мыслей в устной и письменной форме с учетом соблюдения знаков препинания; - формирование и развитие навыков использования справочной литературы, продукции периодической печати, современных носителей информации; - формирование умения составлять и письменно оформлять деловые бумаги;- формирование умения самостоятельно добывать и обмениваться информацией, расширять способы коммуникации посредством обучения работы на современных технических носителях информации. 2. Коррекционно – развивающие: - коррекция и развитие словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний в предложении и тексте); - коррекция и развитие фразовой речи учеников путем ознакомления их с явлением многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций; - коррекция и развитие диалогической и монологической форм устной и письменной речи; - коррекция и развитие каллиграфических умений; - активизация и развитие компенсаторных механизмов посредством развития ВПФ; - коррекция и развитие навыков изложения собственных мыслей с учетом речевой ситуации. 3. Коррекционно - воспитательные: - воспитание эмоциональной адекватности поведения, волевого усилия путем осознания детьми необходимости доводить начатое дело до конца; - воспитание речевой культуры и речевого внимания через умение замечать образцы правильной и ошибочной речи в устном и письменном вариантах; - воспитание у детей интереса к слову и любви к родному языку; - развитие стимула к речевому общению на эмоциональной основе; - развитие оценочного отношения к собственным достижениям (на основе формирования адекватной самооценки). Рабочая программа направлена: - на формирование образовательной среды, обеспечивающей коррекцию отклонений в развитии; - на психолого-педагогическую и медико-социальную реабилитацию, социализацию и интеграцию в общество обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Рабочая программа нацелена на исправление нарушений письменной речи, которые проявляются в неспособности запоминать, логически употребить и контролировать на письме правила орфографии, в нарушении словообразования и словоизменения; в трудности осмысления написанного и неспособности обобщить содержание написанного; в нарушении программирования фразы, развитие навыков связной устной и письменной речи, на обеспечение эмоционального благополучия учащихся посредством интеграции содержания образования, организации комплексного взаимодействия участников образовательного процесса (учителя-логопеда, воспитателей, родителей, педагогов, педагога-психолога) через реализацию задач общеразвивающей и коррекционной направленности во всех видах деятельности. Описание места курса коррекционно-развивающего области «Логопедические занятия» в учебном плане «Логопедические занятия» входят в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Логопедические занятия проводятся с обучающимися 5, 6 классах в подгруппах. Программа 5 класса рассчитана на 68 ч, 2 ч в неделю. Программа 6 класса рассчитана на 68 ч, 2 ч в неделю. Предметные результаты освоения программы: класс 5 класс знать Правильное значение слов. Состав слова, части слова, способы образования слов. Сложные слова и способы их образования. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание проверяемых согласных в корне слова. Различные способы сочетания слов. Признаки и правила построения предложения. Виды предложения: простые, распространенные, сложные. Виды предложения по цели высказывания и интонации. Главные и второстепенные члены предложения. Конкретно-пространственное значение предлогов. Употребление предлогов и приставок. Правила написания предлогов 6 класс Правила ведения диалога. Признаки и правила построения текста. Виды текстов. Способы передачи информации. Признаки и правила построения сложного предложения. Способ образования сложных предложений при помощи союзов. Средства выразительного оформления устной и письменной речи. Интонационное оформление устной и письменной речи. Стилистическая окраска текстов. Отличительные признаки разговорной и деловой речи. Правила построения сочинения. уметь Определять слова по их значению, заменять слова близкими по смыслу и противоположного значения. Образовывать слова с помощью частей слова. Образовывать сложные слова с помощью соединительных гласных «о-е». Определять безударный гласный в корне слова. Определять проверяемый согласный в корне слова Различать и составлять словосочетания различными способами. Образовывать простые, распространенные, сложные предложения. Различать и составлять предложения по цели высказывания и интонации. Определять главные и второстепенные члены предложения. Употреблять различные предлоги в устной и письменной речи Различать предлоги и приставки. Составлять диалог, соблюдая правила. Различать и самостоятельно составлять тексты различных видов. Работать с деформированным текстом. Строить логическую связь слов и предложений. Выделять основную мысль, отвечать на вопросы, составлять различные виды пересказов. Составлять план. Составлять и записывая сложные предложения с учетом смысловой связи слов. Составлять и записывать сложные предложения с помощью союзов. Обозначать паузы между предложениями и внутри него. Речевые такты, логические ударения, паузы, интонационная окраска речи. Распознавать разные стили письменной речи. Распознавать разговорную и деловую речь. Составлять художественное описание на основе наблюдений. Содержание курса Отбор содержания коррекционно-обучающего материала каждого класса определяется характером и степенью нарушений письма и чтения, так же возрастом учащихся. Материал занятий тесно связан с содержанием предметов: русский язык и чтение, а в начальной школе и с развитием речи. Изучение материала проходит параллельно с изучением материала данных дисциплин, что позволяет закреплять знания, полученные детьми во время уроков, отрабатывать умения в практической работе с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический анализатор. Благодаря использованию графических опор, схем, специфических упражнений, направленных на развитие артикуляционной моторики, просодической стороны речи, речевого дыхания, и т.д., а также отбору и содержанию материала, логопедические занятия не дублируют уроки русского языка, чтения и развития речи, но дополняют, расширяют и уточняют те компетенции, которые получают учащиеся на этих уроках. На первом этапе обучения основным является игровой метод, который используется и на старшей ступени обучения в сюжетно-ролевых ситуациях для создания речевой среды. Также приоритетными для проведения логопедических занятий являются предметно-практический метод обучения, наглядный и демонстрационный методы. Организация единого речевого режима осуществляется благодаря организации внутрисистемного взаимодействия в работе учителя-логопеда и других педагогов, узких специалистов, родителей, определяется тематическим планом, где указаны упражнения, которые используются на занятиях, уроках, домашних заданиях, в рамках изучаемой темы и в организации построения речевой среды взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса Учебно-методическая и справочная литература 1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда – М.: «Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС!, 2004 г. 2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Методическое пособие для учителя-логопеда. – М.: «Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС»,2004г. 3. Речь. Речь. Речь./Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1990 год. 4. Кузьминых Е.Л. Авторская учебная программа по логопедии. Развитие речи у детей (для учащихся 1-5 классов специальных (коррекционных) школ. Тематическое планирование 5 класс, 68 часов № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 Тема занятий Обследование обучающихся Развитие словарного запаса обучающихся, чтение и запись слов Слова – «сорняки» Слова – «приятели» (синонимы) Слова – «неприятели» (антонимы) Слова – «близнецы» (омонимы) Прямое и переносное значение слов Слово и слог. Типы слогов Составление слов из слогов, деление слов на слоги Ударение в слове Написание двусложных слов, трехсложных слов, однозначных слов, многозначных слов Графическая запись текста Безударные гласные в корне слова Проверяемые согласные в корне слова Закрепление в правописании безударных гласных и согласных в корне Написание слов со звонкими и глухими согласными Написание слов с непроизносимыми согласными Состав слова Звонкие и глухие согласные в корне Сложное слово, составленное из двух корней Приставка и предлог Суффикс. Суффиксы имён существительных Образование и запись слов с уменьшительно-ласкательным значением Образование и запись слов-названий детенышей животных Образование и запись слов-названий профессий, названий людей Суффиксы имён прилагательных Образование и запись относительных имен прилагательных Суффиксы глаголов Согласование глагола с существительным в роде и числе Согласование глагола с личными местоимениями и существительными в лице и числе Согласование существительного с прилагательным в роде и числе Управление. Винительный падеж Инсценировка сказки «Репка» Знакомство с формой творительного падежа Дательный падеж. Родительный падеж Дифференциация Винительного и Родительного падежей на теме «Наш класс» Предложный падеж Примыкание. Наречие Дифференциация пространственных наречий Дифференциация временных наречий Дифференциация по типу: бытовое время Умения составлять словосочетания по типу: сидит справа, сидит сзади и т.д Умения составлять словосочетания: наречие образа действия Развёрнутая фраза. Слово и словосочетание Кол-во часов 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 Словосочетание и предложение Связь слов в предложении Составление и запись предложений по опорным картинкам Простое распространенное предложение Сложные предложения Виды предложений по цели высказывания, по интонации Главные, однородные члены предложения Правописание предлогов со словами Предлог НА, В, ПО, К Предлог ЗА, ИЗ-ЗА Предлог С, СО, ИЗ Предлог НАД, ПОД, ИЗ-ПОД Самостоятельная работа: тренировка написания словосочетаний и предложений с предлогами Предлоги и приставки. Правописание приставок Составление и запись словосочетаний и предложений с использованием приставок и предлогов Обследование обучающихся 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 Тематическое планирование 6 класс, 68 часов № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Тема занятий Обследование обучающихся Повторение. Состав слова Написание безударных гласных в корне слова Написание звонких и глухих согласных в корне слова Написание непроизносимых согласных в корне слова Словарный диктант Приставка и предлог Запись словосочетания и предложения Что такое диалог Правильное ведение диалога устно и письменно Составление и запись диалога Умение вести диалог в бытовой ситуации Запись своих действий с комментированием Чтение и запись диалога «Наш дружный класс» Чтение и запись ролей. Правила письменного оформления диалога Запись диалога «Моя семья» Что такое текст Составление и запись рассказа из деформированного текста Закрепление: запись рассказа «Убираем комнату» Составление и запись рассказа по воспоминаниям с использованием плана Пересказ и запись с опорой на зрительные образы «Гуси – лебеди» Краткий пересказ текста Подробный пересказ текста устно и письменно Словесные и письменные иллюстрации к каждой части текста «Проказы старухизимы» К.Ушинского Кол-во часов 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Составление и запись рассказа из данных частей текста Выборочный пересказ устно и письменно Творческий пересказ устно и письменно Коллективное сочинение по представлению «Весна» Сочинение по картине И.И.Левитана « Вечерний звон» Сочинение по набору предметных картинок, объединенных одной темой Правильное ведение диалога Составление и запись диалога Правила письменного оформления диалога Последовательное изложение мысли Описание различных предметов или явлений Предложение простое и сложное 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 Главные члены предложения Однородные члены предложения Образование сложных предложений при помощи союзов Имена собственные Состав слова Приставка и предлог Сложные слова, написание сложных слов Употребление сложных слов в предложении Точка в конце предложения Вопросительный знак в конце предложения Восклицательный знак в конце предложения Запятая в предложении. Речевая пауза Расстановка логических пауз в тексте. Лексическое ударение Интонация. Повествовательная интонация. Вопросительная интонация Восклицательный знак в конце предложения Простое предложение нераспространенное и распространенное Второстепенные члены предложения Запятые при однородных членах предложения Сложное предложение Диктант Художественная и письменная речь Словесные и письменные зарисовки Загадки. Пословицы. Сказочные истории Твоя деловая устная и письменная речь О чем говорит заглавие текста. Опорные слова текста. Основная мысль текста Как построить текст и записать его Обследование обучающихся 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2