Логопедические занятия 5 - 6 классов (1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы

Рабочая программа
коррекционного курса «Логопедические занятия»
для обучающихся 5-6 классов
(АООП ООО 1 вариант)

Пояснительная записка
Логопедические занятия в школе-интернате для детей с нарушением
интеллекта являются одной из важных составляющих процесса обучения,
коррекции и успешной социализации детей данной категории. Развитие речи
происходит параллельно с психофизическим развитием ребенка, эти процессы
взаимообусловлены и взаимозависимы. Степень недоразвития речи, как
правило, соответствует степени общего психического недоразвития. Поэтому
правильно и своевременно организованная логопедическая помощь детям с
умственной отсталостью решает не только задачи речевого развития, но и
способствует коррекции интеллектуальной сферы учащихся, развитию навыков
коммуникативного поведения, формированию социально адаптированной
личности выпускника, что и является конечной целью организации процесса
обучения и воспитания.
Цель программы: коррекция и компенсация недостатков нарушений
письменной и устной речи обучающихся.
Задачи:
1. Коррекционно - образовательные:
- обогащение словаря (за счет усвоения новых слов и их значений);
- преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи
учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение
предложений разной структуры;
- формирование лексической системности и семантических полей;
- формирование навыков точного отбора слов для выражения мысли,
выбора удачной синтаксической конструкции, интонационных умений;
- формирование умения читать письменные и печатные тексты, соблюдая
правильную интонацию, паузы, логические ударения и др.
- расширение представлений о различных способах стилистического
оформления речи и алгоритме составления текстов разной стилистической
окраски и жанров;
- последовательное и грамотное изложение своих мыслей в устной и
письменной форме с учетом соблюдения знаков препинания;
- формирование и развитие навыков использования справочной
литературы, продукции периодической печати, современных носителей
информации;
- формирование умения составлять и письменно оформлять деловые бумаги;- формирование умения самостоятельно добывать и обмениваться
информацией, расширять способы коммуникации посредством обучения работы на
современных технических носителях информации.
2. Коррекционно – развивающие:
- коррекция и развитие словаря (путем усвоения смысловых и
эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и
словосочетаний в предложении и тексте);

- коррекция и развитие фразовой речи учеников путем ознакомления их с
явлением многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических
конструкций;
- коррекция и развитие диалогической и монологической форм устной и
письменной речи;
- коррекция и развитие каллиграфических умений;
- активизация и развитие компенсаторных механизмов посредством
развития ВПФ;
- коррекция и развитие навыков изложения собственных мыслей с учетом
речевой ситуации.
3. Коррекционно - воспитательные:
- воспитание эмоциональной адекватности поведения, волевого усилия
путем осознания детьми необходимости доводить начатое дело до конца;
- воспитание речевой культуры и речевого внимания через умение
замечать образцы правильной и ошибочной речи в устном и письменном
вариантах;
- воспитание у детей интереса к слову и любви к родному языку;
- развитие стимула к речевому общению на эмоциональной основе;
- развитие оценочного отношения к собственным достижениям (на основе
формирования адекватной самооценки).
Рабочая программа направлена:
- на формирование образовательной среды, обеспечивающей коррекцию
отклонений в развитии;
- на психолого-педагогическую и медико-социальную реабилитацию,
социализацию и интеграцию в общество обучающихся воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа нацелена на исправление нарушений
письменной речи, которые проявляются в неспособности запоминать,
логически употребить и контролировать на письме правила орфографии, в
нарушении словообразования и словоизменения; в трудности осмысления
написанного и неспособности обобщить содержание написанного; в
нарушении программирования фразы, развитие навыков связной устной и
письменной речи, на обеспечение эмоционального благополучия учащихся
посредством интеграции содержания образования, организации комплексного
взаимодействия участников образовательного процесса (учителя-логопеда,
воспитателей, родителей, педагогов, педагога-психолога) через реализацию задач
общеразвивающей и коррекционной направленности во всех видах деятельности.
Описание места курса коррекционно-развивающего области
«Логопедические занятия» в учебном плане
«Логопедические занятия» входят в часть учебного плана, формируемую
участниками образовательных отношений. Логопедические занятия проводятся
с обучающимися 5, 6 классах в подгруппах. Программа 5 класса рассчитана
на 68 ч, 2 ч в неделю. Программа 6 класса рассчитана на 68 ч, 2 ч в неделю.

Предметные результаты освоения программы:
класс
5 класс

знать
Правильное значение слов.
Состав слова, части слова, способы
образования слов.
Сложные слова и способы их
образования.
Правописание безударных гласных в
корне слова.
Правописание проверяемых
согласных в корне слова.
Различные способы сочетания слов.
Признаки и правила построения
предложения.
Виды предложения: простые,
распространенные, сложные.
Виды предложения по цели
высказывания и интонации.
Главные и второстепенные члены
предложения.
Конкретно-пространственное
значение предлогов. Употребление
предлогов и приставок. Правила
написания предлогов

6 класс

Правила ведения диалога.
Признаки и правила построения
текста.
Виды текстов.
Способы передачи информации.
Признаки и правила построения
сложного предложения.
Способ образования сложных
предложений при помощи союзов.
Средства выразительного
оформления устной и письменной
речи.
Интонационное оформление устной
и письменной речи.
Стилистическая окраска текстов.
Отличительные признаки
разговорной и деловой речи.
Правила построения сочинения.

уметь
Определять слова по их значению,
заменять слова близкими по смыслу и
противоположного значения.
Образовывать слова с помощью частей
слова.
Образовывать сложные слова с помощью
соединительных гласных
«о-е».
Определять безударный гласный в корне
слова.
Определять проверяемый согласный в
корне слова
Различать и составлять словосочетания
различными способами.
Образовывать простые,
распространенные, сложные
предложения.
Различать и составлять предложения по
цели высказывания и интонации.
Определять главные и второстепенные
члены предложения.
Употреблять различные предлоги в
устной и письменной речи
Различать предлоги и приставки.
Составлять диалог, соблюдая правила.
Различать и самостоятельно составлять
тексты различных видов. Работать с
деформированным текстом.
Строить логическую связь слов и
предложений.
Выделять основную мысль, отвечать на
вопросы, составлять различные виды
пересказов.
Составлять план.
Составлять и записывая сложные
предложения с учетом смысловой связи
слов.
Составлять и записывать сложные
предложения с помощью союзов.
Обозначать паузы между предложениями
и внутри него.
Речевые такты, логические ударения,
паузы, интонационная окраска речи.
Распознавать разные стили письменной
речи.
Распознавать разговорную и деловую
речь.
Составлять художественное описание на
основе наблюдений.

Содержание курса
Отбор содержания коррекционно-обучающего материала каждого класса
определяется характером и степенью нарушений письма и чтения, так же
возрастом учащихся.
Материал занятий тесно связан с содержанием предметов: русский язык и
чтение, а в начальной школе и с развитием речи. Изучение материала проходит
параллельно с изучением материала данных дисциплин, что позволяет
закреплять знания, полученные детьми во время уроков, отрабатывать умения
в практической работе с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический
анализатор. Благодаря использованию графических опор, схем, специфических
упражнений, направленных на развитие артикуляционной моторики,
просодической стороны речи, речевого дыхания, и т.д., а также отбору и
содержанию материала, логопедические занятия не дублируют уроки русского
языка, чтения и развития речи, но дополняют, расширяют и уточняют те
компетенции, которые получают учащиеся на этих уроках. На первом этапе
обучения основным является игровой метод, который используется и на
старшей ступени обучения в сюжетно-ролевых ситуациях для создания речевой
среды. Также приоритетными для проведения логопедических занятий
являются
предметно-практический
метод
обучения,
наглядный
и
демонстрационный методы.
Организация единого речевого режима осуществляется благодаря
организации внутрисистемного взаимодействия в работе учителя-логопеда и
других педагогов, узких специалистов, родителей, определяется тематическим
планом, где указаны упражнения, которые используются на занятиях, уроках,
домашних заданиях, в рамках изучаемой темы и в организации построения
речевой среды взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Учебно-методическая и справочная литература
1.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов: пособие для логопеда – М.: «Гуманит. Изд. Центр
ВЛАДОС!, 2004 г.
2.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.
Методическое пособие для учителя-логопеда. – М.: «Гуманит. Изд. Центр
ВЛАДОС»,2004г.
3. Речь. Речь. Речь./Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1990
год.
4. Кузьминых Е.Л. Авторская учебная программа по логопедии. Развитие
речи у детей (для учащихся 1-5 классов специальных (коррекционных)
школ.

Тематическое планирование
5 класс, 68 часов
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44

Тема занятий
Обследование обучающихся
Развитие словарного запаса обучающихся, чтение и запись слов
Слова – «сорняки»
Слова – «приятели» (синонимы)
Слова – «неприятели» (антонимы)
Слова – «близнецы» (омонимы)
Прямое и переносное значение слов
Слово и слог. Типы слогов
Составление слов из слогов, деление слов на слоги
Ударение в слове
Написание двусложных слов, трехсложных слов, однозначных слов, многозначных слов

Графическая запись текста
Безударные гласные в корне слова
Проверяемые согласные в корне слова
Закрепление в правописании безударных гласных и согласных в корне
Написание слов со звонкими и глухими согласными
Написание слов с непроизносимыми согласными
Состав слова
Звонкие и глухие согласные в корне
Сложное слово, составленное из двух корней
Приставка и предлог
Суффикс. Суффиксы имён существительных
Образование и запись слов с уменьшительно-ласкательным значением
Образование и запись слов-названий детенышей животных
Образование и запись слов-названий профессий, названий людей
Суффиксы имён прилагательных
Образование и запись относительных имен прилагательных
Суффиксы глаголов
Согласование глагола с существительным в роде и числе
Согласование глагола с личными местоимениями и существительными в лице и числе

Согласование существительного с прилагательным в роде и числе
Управление. Винительный падеж
Инсценировка сказки «Репка»
Знакомство с формой творительного падежа
Дательный падеж. Родительный падеж
Дифференциация Винительного и Родительного падежей на теме «Наш класс»
Предложный падеж
Примыкание. Наречие
Дифференциация пространственных наречий
Дифференциация временных наречий
Дифференциация по типу: бытовое время
Умения составлять словосочетания по типу: сидит справа, сидит сзади и т.д
Умения составлять словосочетания: наречие образа действия
Развёрнутая фраза. Слово и словосочетание

Кол-во
часов
4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60

Словосочетание и предложение
Связь слов в предложении
Составление и запись предложений по опорным картинкам
Простое распространенное предложение
Сложные предложения
Виды предложений по цели высказывания, по интонации
Главные, однородные члены предложения
Правописание предлогов со словами
Предлог НА, В, ПО, К
Предлог ЗА, ИЗ-ЗА
Предлог С, СО, ИЗ
Предлог НАД, ПОД, ИЗ-ПОД
Самостоятельная работа: тренировка написания словосочетаний и предложений с
предлогами
Предлоги и приставки. Правописание приставок
Составление и запись словосочетаний и предложений с использованием приставок
и предлогов
Обследование обучающихся

2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2

Тематическое планирование
6 класс, 68 часов
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Тема занятий
Обследование обучающихся
Повторение. Состав слова
Написание безударных гласных в корне слова
Написание звонких и глухих согласных в корне слова
Написание непроизносимых согласных в корне слова
Словарный диктант
Приставка и предлог
Запись словосочетания и предложения
Что такое диалог
Правильное ведение диалога устно и письменно
Составление и запись диалога
Умение вести диалог в бытовой ситуации
Запись своих действий с комментированием
Чтение и запись диалога «Наш дружный класс»
Чтение и запись ролей. Правила письменного оформления диалога
Запись диалога «Моя семья»
Что такое текст
Составление и запись рассказа из деформированного текста
Закрепление: запись рассказа «Убираем комнату»
Составление и запись рассказа по воспоминаниям с использованием плана
Пересказ и запись с опорой на зрительные образы «Гуси – лебеди»
Краткий пересказ текста
Подробный пересказ текста устно и письменно
Словесные и письменные иллюстрации к каждой части текста «Проказы старухизимы» К.Ушинского

Кол-во
часов
4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Составление и запись рассказа из данных частей текста
Выборочный пересказ устно и письменно
Творческий пересказ устно и письменно
Коллективное сочинение по представлению «Весна»
Сочинение по картине И.И.Левитана « Вечерний звон»
Сочинение по набору предметных картинок, объединенных одной темой
Правильное ведение диалога
Составление и запись диалога
Правила письменного оформления диалога
Последовательное изложение мысли
Описание различных предметов или явлений
Предложение простое и сложное

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63

Главные члены предложения
Однородные члены предложения
Образование сложных предложений при помощи союзов
Имена собственные
Состав слова
Приставка и предлог
Сложные слова, написание сложных слов
Употребление сложных слов в предложении
Точка в конце предложения
Вопросительный знак в конце предложения
Восклицательный знак в конце предложения
Запятая в предложении. Речевая пауза
Расстановка логических пауз в тексте. Лексическое ударение
Интонация. Повествовательная интонация. Вопросительная интонация
Восклицательный знак в конце предложения
Простое предложение нераспространенное и распространенное
Второстепенные члены предложения
Запятые при однородных членах предложения
Сложное предложение
Диктант
Художественная и письменная речь
Словесные и письменные зарисовки
Загадки. Пословицы. Сказочные истории
Твоя деловая устная и письменная речь
О чем говорит заглавие текста. Опорные слова текста. Основная мысль текста
Как построить текст и записать его
Обследование обучающихся

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».