Психокоррекционные занятия 5-9 классов (1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы

Рабочая программа
коррекционного курса «Психокоррекционные занятия»
для обучающихся 5-9 классов
(АООП ООО 1 вариант)

Пояснительная записка
«Психокоррекционные занятия»
Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта в целом отстает по
срокам формирования и проходит неравномерно. Бедность и
недостаточность восприятия, слабая активность, меньший, чем в норме
объем, замедленность процесса переработки поступающей через органы
чувств информации затрудняют их знакомство с окружающим миром.
Нарушения
зрительной
сферы
отмечаются
в
бедности
и
недифференцированности, инертности и непрочности зрительных образов, в
отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета.
Недостаточность пространственно-предметных, временных представлений –
в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных
элементов, уподоблении образов одних объектов другими. Кроме того, у
многих детей отмечается скованность, недостаточный объём движений,
нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики.
У детей с проблемами в развитии имеют место нарушения ощущений
различной модальности (кинетической, осязательной, зрительной,
кинестетической, тактильной и др.) и, соответственно, восприятия объектов,
явлений и ситуаций. Таким детям нужна специальная коррекционная помощь
в разном объёме, в зависимости от структуры и степени тяжести умственного
развития.
Введение курса психокоррекционных занятий в образовательном
учреждении
обусловлено необходимостью осуществления коррекции
недостатков психического развития детей через системный подход, в
котором когнитивные и двигательные методы принимаются в комплексе с
учётом их взаимодополняющего влияния. Воздействие на сенсомоторный
уровень с учётом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию
в развитии всех ВПФ, т.е. создаётся базовая предпосылка для полноценного
участия психических процессов в овладении чтением, письмом,
математическими знаниями.
Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм
взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или
ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию
личности и межличностных отношений обучающихся; формирование
навыков адекватного поведения.
Задачи коррекционной работы:
― выявление особых образовательных потребностей обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных
структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в
физическом и психическом развитии;
― осуществление индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической
помощи
детям
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;

― реализация системы мероприятий по социальной адаптации
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Принципы коррекционной работы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных
потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания,
форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной
работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их
личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ
коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных
потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств,
обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и
медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач
коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как
важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Специфика
организации
психокоррекционной
работы
с
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Психокоррекционная
работа с обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится:
- в рамках образовательного процесса через содержание и организацию
образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный
подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания,
повторность в обучении, активность и сознательность в обучении).
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает
повторение тематики основных разделов программы в каждом классе, на
более высоком уровне: усложняется речевой материал, дидактические и
ролевые игры, расширяются понятия, усложняются формы социального
взаимодействия.
Общая характеристика коррекционного курса
В рамках реализации программы коррекционного курса определены
следующие направления работы:
1. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на изучение
уровня психологической адаптации к учебному процессу и особенностей
развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
диагностика
и
развитие
познавательной
сферы,

эмоционально-личностной и коммуникативной сферы; формирование
продуктивных видов взаимодействия с окружающими.
2. Психолого-педагогическое консультирование педагогов и родителей по
решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном
взаимодействии конкретных обучающихся; по выявлению возможных
сложностей в формировании БУД и реализации ФГОС.
3. Информационно-просветительская работа педагогов и родителей.
4. Групповые и индивидуальные консультации с педагогами
5. Коррекционно-развивающая работа, направленная на устранение
временных
трудностей адаптационного периода и преодоление или
ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию
личности и межличностных отношений обучающихся; формирование
навыков адекватного поведения обучающихся.
6. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов
деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС для
обучающихся с умственной отсталостью, планирование работы на
следующий год.
Место коррекционного курса в учебном плане
Данный курс входит часть учебного плана, формируемого участниками
образовательных отношений.
Коррекционные занятия входят в
«Коррекционно-развивающую
область». Количество часов в 5-6 классах: 2 часа в неделю, 68 часов в год;
в 7-9 классах -3 часа в неделю,102 часа в год.
Ожидаемые личностные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Психокоррекционные
занятия» является формирование следующих умений и навыков (при
направляющей помощи):
5-7 класс
 Определять и выражать положительное отношение к школьной
дисциплине, направленной на поддержание норм поведения в школе.
 В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить,
опираясь на общепринятые нравственные правила, в первую очередь в
отношениях со сверстниками в практике совместной деятельности.
 Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие»
или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего
ученика».
 Выражать своё эмоциональное состояние, настроение.
8-9 класс
 Определять и выражать положительное отношение к школьной
дисциплине, направленной на поддержание норм поведения в школе.
 В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить,
опираясь на общепринятые нравственные правила, в первую очередь в
отношениях со сверстниками в практике совместной деятельности.

 Выражать своё эмоциональное состояние.
Предметные результаты имеют два уровня: минимальный и
достаточный.
5 класс.
Достаточный (при организующей и активизирующей помощи):
 Называть основные цвета.
 Уметь классифицировать и группировать предметы по этому признаку.
 Уметь сравнивать предметы по ряду признаков.
 Уметь сопоставлять
два предмета по контрастным величинам,
упорядочивать два, три предмета (наложением, приложением « на
глаз»).
 Ориентироваться в тетрадях.
 Называть месяцы. Знать времена года.
 Выполнять действия и движения по показу и инструкции взрослого.
 Пользоваться письменными принадлежностями.
Минимальный при разнообразных видах помощи (организующей,
активизирующей и контролирующей):
 Различать, соотносить основные цвета. Называть основные цвета.
 Узнавать, показывать и называть геометрические фигуры и тела:
квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, шар, куб.
 Называть при контролирующей
помощи
круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник.
 Сравнивать предметы по наиболее выраженным, характерным
величинам (наложением, приложением « на глаз»). Давать ответы на
вопросы «где самый короткий?».
 Сравнивать предметы по одному из признаков.
 Ориентироваться в схеме тела по маркеру, после организующей
помощи.
 Иметь представления о сутках, днях недели.
 Уметь воспроизводить дыхательные упражнения, упражнения на
развитие мелкой и крупной моторики, стимулирующие упражнения
после показа и по инструкции (простые упражнения и движения.
6 класс.
Достаточный уровень.
 Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам.
 Распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности,
продукты питания по запаху и вкусу.
 Целенаправленно выполнять действия по пятизвенной инструкции
педагога, составлять план действий.
 Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным
признакам, обозначать их словом.
 Смешивать цвета, называть их.
 Конструировать сложные формы из 5—7 элементов.










Находить нереальные элементы нелепых картинок.
Определять противоположные качества и свойства предметов.
Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов.
Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.
Определять возраст людей, время.
Выполнять точные движения при штриховке двумя руками.
Пользоваться элементами расслабления.
Минимальный при разнообразных видах помощи (организующей,
активизирующей и контролирующей):
 Различать, соотносить основные цвета. Называть основные цвета.
 Узнавать, показывать и называть геометрические фигуры и тела:
квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, шар, куб.
 Называть при контролирующей
помощи
круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник.
 Сравнивать предметы по наиболее выраженным, характерным
величинам (наложением, приложением « на глаз»). Сравнивать
предметы по одному из признаков.
 Ориентироваться в схеме тела по маркеру, после организующей
помощи.
 Иметь представления о сутках, днях недели, месяцах .
7 класс. Достаточный уровень.
 Конструировать сложные формы из 7—8 элементов.
 Определять противоположные качества и свойства предметов.
 Распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности,
продукты питания по запаху и вкусу.
 Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам.
 Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным
признакам, обозначать их словом.
 Смешивать цвета, называть их, различать некоторые оттенки.
 Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов.
 Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.
 Определять время.
 Выполнять точные движения при штриховке двумя руками.
 Пользоваться элементами расслабления.
 Минимальный при разнообразных видах помощи (организующей,
активизирующей и контролирующей):
 Различать, соотносить основные цвета. Называть основные оттенки.
 Узнавать, показывать и называть геометрические фигуры и тела:
квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, шар, куб.
 Иметь представление о часах.
8 класс. Достаточный уровень.
 Конструировать сложные формы из 7—10элементов.

 Определять противоположные качества и свойства предметов.
 Распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности,
продукты питания по запаху и вкусу.
 Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам.
 Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным
признакам, обозначать их словом.
 Смешивать цвета, называть их, различать некоторые оттенки.
 Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов.
 Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.
 Определять время.
 Выполнять точные движения при штриховке двумя руками.
 Пользоваться элементами расслабления.
 Минимальный при разнообразных видах помощи (организующей,
активизирующей и контролирующей):
 Различать, соотносить основные цвета. Называть основные цвета.
 Узнавать, показывать и называть геометрические фигуры и тела:
квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, шар, куб.
 Называть при контролирующей
помощи
круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник.
 Сравнивать предметы по наиболее выраженным, характерным
величинам ( наложением, приложением « на глаз»). Сравнивать
предметы по одному из признаков.
 Ориентироваться в схеме тела по маркеру, после организующей
помощи.
 Иметь представление о часах .
9 класс.
Достаточный уровень.
 Конструировать сложные формы из 8—15 элементов.
 Находить нереальные элементы нелепых картинок.
 Определять противоположные качества и свойства предметов.
 Распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности,
продукты питания по запаху и вкусу.
 Целенаправленно выполнять действия по пятизвенной инструкции
педагога, составлять план действий.
 Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам.
 Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным
признакам, обозначать их словом.
 Смешивать цвета, называть их.
 Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов.
 Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.
 Определять возраст людей, время.
 Выполнять точные движения при штриховке двумя руками.

 Пользоваться элементами расслабления.
 Минимальный при разнообразных видах помощи (организующей,
активизирующей и контролирующей):
 Различать, соотносить основные цвета. Называть основные цвета.
 Узнавать, показывать и называть геометрические фигуры и тела:
квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, шар, куб.
 Называть при контролирующей
помощи
круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник.
 Сравнивать предметы по наиболее выраженным, характерным
величинам
(наложением, приложением « на глаз»). Сравнивать
предметы по одному из признаков.
 Ориентироваться в схеме тела по маркеру, после организующей
помощи.
 Иметь представление о часах.
Содержание коррекционного курса
Диагностическое обследование моторного и сенсорного развития
обучающихся в динамике.
Развитие моторики, графомоторных навыков.
Развитие точности (броски в цель, "Кольцеброс", Дартс, "Тир"). Развитие и
согласованность движений на разные группы мышц. Пальчиковая
гимнастика. Совершенствование точности мелких движений Графические
диктанты. Вырезание. Аппликация.
Тактильно-двигательное восприятие.
Определение на ощупь фигур и предметов с разными свойствами. Работа с
пластилином, тестом (лепка по заданным темам). Игры с мозаикой.
Кинестетическое и кинетическое развитие.
Формирование ощущений. Вербализация ощущений. Выразительность
движений (имитация повадок зверей, инсценировка).
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку.
Составление сериационных рядов. Сравнение, группировка, различие
предметов. Составление целого из частей. Цветовой спектр. Дидактические
игры. Составление предмета из частей (пазлы,"Лего").
Развитие зрительного восприятия.
Совершенствование навыков зрительно-двигательной координации рук и
глаз. Тренировка зрительной памяти. Дидактические игры. Упражнения для
профилактики и коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния,
вкусовых качеств, барических ощущений).
Развитие осязания. Определение контрастных
температур предметов.
Различение пищевых вкусов. Словесное определение свойств веществ.
Развитие слухового восприятия.

Определение направления звука в пространстве. Различие мелодий и звуков
по высоте тона, темпу. Прослушивание музыкальных произведений.
Развитие чувства ритма.
Восприятие пространства.
Ориентировка в помещении. Вербализация. Пространственная ориентировка
на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона). Дидактические
игры.
Восприятие времени.
Определение времени по часам, минутам. Дидактические игры. Меры
времени. Объемность времени.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий по развитию психомоторики и сенсорных
процессов требуется специально организованная коррекционно-развивающая
среда, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство,
дидактические игры и пособия:
игрушки для развития сенсомоторных функций (конструкторы);
игрушки для развития тонкой и общей моторики;
иллюстрированный и образно-символический материал;
нормативно-знаковый материал: наборы цифр и букв, алфавитные таблицы
и др., т.е. материал, который способствует овладению ребенком
универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной
деятельности;
материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (для
рисования, лепки, аппликации, выполнения графических заданий).
-компьютер, принтер, доска, тетради, карандаши, ручки.

1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Литература
Галанов, А.С. Игры, которые лечат: пособие для работы с
дошкольниками и младшими школьниками/ А.С. Галанов. – М.:
Просвещение,2008
Метиева, Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей
СКОШ VIII вида/ Л.А. Метиева - М.: Просвещение,2009.
Метиева, Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии:
сборник игр и игровых упражнениЙ/Л.А. Метиева.-М.: Книголюб,2008
Организация психопедагогической деятельности в начальной школе/
сост. Л.И. Кононенко. – Волгоград: Корифей, 2007
Ермакова, Е.С. развитие гибкости мышления детей. Дошкольный и
младший школьный возраст/Е.С. Ермакова. – СПб.: Речь,2007
Образцова, Т.Н. Логические игры для детей/Т.Н. Образцова. – М.:
ИКТЦ ЛАДА, 2010
Дубовицкая, Е.Г. Увлекательные поделки из спичек/ Е.Г. Дубовицкая. Ростов н/Д: Феникс,2011
Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры,
упражнения, техники./ О.Н. Истратова. - Ростов н/Д: Феникс,2011

1-2

3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17
18
19-20
21-22
23
24
25
26
27-28
29
30-32
33-34
35-36
37-38
39-40
41-42
43-44
45
46
47
48

Название раздела, темы занятий
Количество
5 класс
часов
Обследование уровня сформированности моторных и сенсорных
2
навыков
Развитие моторики, графомоторных навыков (14 час.)
Упражнения на развитие меткости. Развитие согласованности
2
движений на разные группы мышц (по инструкции педагога)
Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной
2
инструкции
Пальчиковая гимнастика. Совершенствование точности мелких
2
движений рук
Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных
2
направлениях. Рисование бордюров по образцу
Графический диктант (зрительный). Графический диктант (на слух)
2
Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений
2
Работа в технике объёмной и рваной аппликации
2
Тактильно-двигательное восприятие(6 час.)
Определение предметов на ощупь
1
Восприятие поверхности на ощупь
1
Работа с пластилином и глиной
2
Работа с мозаикой
2
Кинестетическое и кинетическое развитие(4 час.)
Формирование ощущений от статических и динамических поз
1
различных частей тела
Вербализация собственных ощущений
1
Выразительность движений (имитация повадок животных)
1
Выразительность движений (инсценирование школьных событий)
1
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов(16 час.)
Сравнение и обозначение словом формы предметов
2
Понятие «геометрические фигуры»
1
Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по
3
инструкции
Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по
2
двум параметрам
Составление сериационных рядов по величине из 4—5, 6-7 предметов.
2
Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку
Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Составление сериационного
2
ряда из 4—5 кругов разной насыщенности одного цвета
Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание
2
незаконченных изображений знакомых предметов
Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей
2
Развитие зрительного восприятия(6 час.)
Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз.
2
Рисование бордюров по наглядному образцу
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном
1
материале (сравнение двух картинок)
Сравнение трёх – пяти предметов, отличающихся незначительными
1
качествами или свойствами
Тренировка зрительной памяти
1
Упражнения для профилактики и коррекции зрения
1

49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63-64
65-66
67-68

Восприятие особых свойств предметов(4 час.)
Развитие осязания, словесное обозначение. Определение контрастных
температур предметов
Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение
Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть,
вязкость, растворимость)
Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести.
Развитие слухового восприятия(4 час.)
Определение направления звука в пространстве
Выполнение действий по звуковому сигналу
Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона
Развитие чувства ритма
Восприятие пространства(6 час.)
Ориентировка в пространств, вербализация пространственных отношений с
использованием предлогов
Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении
задания
Моделирование пространственного расположения мебели в комнате
Деление листа на глаз, на четыре и более равные части. Расположение
предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа
Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске
Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты
Восприятие времени (6 час.)
Определение времени по часам. Длительность временных интервалов
Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год)
Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это
бывает?»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2

Тематическое планирование, 6 класс
Название раздела, темы занятий
1-2

3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17
18
19-20
21-22

Обследование уровня сформированности моторных и сенсорных навыков
Развитие моторики, графомоторных навыков (14ч.)
Упражнения на развитие меткости. Развитие согласованности движений на
разные группы мышц
Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной
инструкции
Пальчиковая гимнастика. Совершенствование точности мелких
движений рук
Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных
направлениях. Рисование бордюров по образцу
Графический диктант (зрительный). Графический диктант (на слух)
Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений
Работа в технике объёмной и рваной аппликации
Тактильно-двигательное восприятие (6 час.)
Определение предметов на ощупь
Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая)
Работа с пластилином и глиной
Работа с мозаикой
Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа)

Количество
часов

2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
2
2

23
24
25
26
27-28
29
30-32
33-34
35-36
37-38
39-40
41-42
43-44

45
46
47
48

49
50
51
52

53
54
55
56
57
58
59
60
61
62

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных
частей тела
Вербализация собственных ощущений
Выразительность движений (имитация повадок животных)
Выразительность движений (инсценирование школьных событий)
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (16 час.)
Сравнение и обозначение словом формы предметов
Понятие «геометрические фигуры»
Комбинирование разных форм из геометрического конструктора
Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум
параметрам
Составление сериационных рядов по величине из 6-7 предметов.
Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку
Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Составление сериационного
ряда из 4—5 кругов разной насыщенности одного цвета
Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание
незаконченных изображений знакомых предметов
Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей
Развитие зрительного восприятия (6 час.)
Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз.
Рисование бордюров по наглядному образцу
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале
(сравнение двух картинок)
Сравнение трёх –пяти предметов, отличающихся незначительными
качествами или свойствами
Тренировка зрительной памяти
Упражнения для профилактики и коррекции зрения
Восприятие особых свойств предметов (4 часа)
Развитие осязания, словесное обозначение. Определение контрастных
температур предметов
Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение
Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость,
растворимость)
Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести. Взвешивание на
ладони, определение веса на глаз
Развитие слухового восприятия(4 часа)
Определение направления звука в пространстве
Выполнение действий по звуковому сигналу
Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона
Развитие чувства ритма
Восприятие пространства (6 час.)
Ориентировка в пространств, вербализация пространственных отношений с
использованием предлогов
Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении
задания
Моделирование пространственного расположения мебели в комнате
Деление листа на глаз, на четыре и более равные части
Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске
Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты
Восприятие времени (6 час.)

1
1
1
1
2
1
3
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

63-64
65-66
67-68

Определение времени по часам. Длительность временных интервалов
Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год)
Времена года, их закономерная смена

2
2
2

Тематическое планирование, 7 класс
Название раздела, темы занятий
1-2

3-4
5-6
7-8
9-10
11-14
15-18
19
20
21-24
25
26-27
28-31
32-33
34
35-37
38-39
40-41
42-44
45-46
47-50
51-52
53-54
55-60
61-64
65-66
67-69
70-72
73-74

Количество
часов
2

Обследование уровня сформированности моторных и сенсорных
навыков
Развитие моторики, графомоторных навыков (16час.)
Упражнения на развитие меткости. Развитие согласованности
движений на разные группы мышц
Обучение целенаправленным действиям по трехзвенной инструкции
Совершенствование точности мелких движений рук
Штриховка в разных направлениях. Рисование бордюров по образцу
Графический диктант (зрительный)
Графический диктант (на слух)
Тактильно-двигательное восприятие (6 час.)
Определение предметов на ощупь
Восприятие поверхности на ощупь
Работа с мозаикой
Кинестетическое и кинетическое развитие (7 час.)
Формирование ощущений от статических и динамических поз
различных частей тела
Вербализация собственных ощущений
Выразительность движений (инсценирование школьных событий)
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (19 час.)
Сравнение и обозначение словом формы предметов
Понятие «геометрические фигуры»
Комбинирование разных форм из геометрического конструктора
Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум
параметрам
Составление сериационных рядов по величине из 6-7 предметов
Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные
Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание
незаконченных изображений знакомых предметов
Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей
Развитие зрительного восприятия (14 час.)
Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз.
Рисование бордюров по наглядному образцу
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале
Тренировка зрительной памяти
Упражнения для профилактики и коррекции зрения
Восприятие особых свойств предметов (10 час)
Развитие осязания. Определение контрастных температур предметов
Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение
Определение различных свойств веществ
Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести
Развитие слухового восприятия (7 час.)

2
2
2
2
4
4
1
1
4
1
2
4
2
1
3
2
2
3
2
4
2
2
6
4
2
3
3
2

75
76
77
78-81

82
83
84-86
87
88
89-90.
91-92
93-98
99-100
101-102

Определение направления звука в пространстве
Выполнение действий по звуковому сигналу
Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона
Развитие чувства ритма.

1
1
1
4

Восприятие пространства (11 час.)
Ориентировка в пространств, вербализация пространственных
отношений с использованием предлогов
Развитие пространственного праксиса
Моделирование пространственного расположения мебели в комнате
Деление листа на глаз, на четыре и более равные части.
Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа
Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске
Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты
Восприятие времени (10 час.)
Определение времени по часам. Длительность временных интервалов
Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год)
Времена года, их закономерная смена

1
1
3
1
1
2
2
6
2
2

Тематическое планирование, 8 класс
Название раздела, темы занятий
1-2

3-5
6-7
8-11
12-17
18-21
22-23
24-25
26-29
30
31-33
34-35
36
37-39
40-41
42-43
44-47

Обследование уровня сформированности моторных и сенсорных
навыков
Развитие моторики, графомоторных навыков (19час.)
Упражнения на развитие меткости. Развитие согласованности
движений на разные группы мышц
Обучение целенаправленным действиям по трехзвенной инструкции
Штриховка в разных направлениях. Рисование бордюров по образцу
Графический диктант (зрительный)
Графический диктант (на слух)
Тактильно-двигательное восприятие (8 час.)
Определение предметов на ощупь
Восприятие поверхности на ощупь
Работа с мозаикой
Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа)
Формирование ощущений от статических и динамических поз
различных частей тела

Количество
часов
2

Вербализация собственных ощущений
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (23 час.)
Сравнение и обозначение словом формы предметов
Понятие «геометрические фигуры»
Комбинирование разных форм из геометрического конструктора
Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум
параметрам
Составление сериационных рядов по величине из 7-8 предметов.
Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку
Цветовой спектр

3
2
4
6
4
2
2
4
1
3
2
1
3
2
2
4

Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание
незаконченных изображений знакомых предметов
52-56
Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей
Развитие зрительного восприятия (13 час.)
57-58 Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз.
Рисование бордюров по наглядному образцу
59-66
Тренировка зрительной памяти
67-69
Упражнения для профилактики и коррекции зрения
Восприятие особых свойств предметов (8 час.)
70-71 Развитие осязания, словесное обозначение. Определение контрастных
температур предметов
72-73
Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение
74-75
Определение различных свойств веществ
76-77
Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести
Развитие слухового восприятия(6 час)
78
Определение направления звука в пространстве
79
Выполнение действий по звуковому сигналу
80
Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона
81-83
Развитие чувства ритма
Восприятие пространства (11 час)
48-51

84-85
86
87-88
89-90
91-92
93-94
95-102

Ориентировка в пространстве, вербализация пространственных
отношений с использованием предлогов
Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о
выполнении задания
Моделирование пространственного расположения мебели в комнате
Деление листа на глаз, на четыре и более равные части
Ориентировка на листе бумаги разного размера
Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты
Восприятие времени(8 час.)
Определение времени по часам

4
5
2
8
3
2
2
2
2
1
1
1
3
2
1
2
2
2
2
8

Тематическое планирование, 9 класс
Название раздела, темы занятий
1-2

3-5
6-7
8-11
12-17
18-21
22-23
24-25
26-29

Обследование уровня сформированности моторных и сенсорных
навыков
Развитие моторики, графомоторных навыков(19 час.)
Упражнения на развитие меткости. Развитие согласованности
движений на разные группы мышц
Обучение целенаправленным действиям по трехзвенной
инструкции
Штриховка в разных направлениях. Рисование бордюров по образцу
Графический диктант (зрительный)
Графический диктант (на слух)
Тактильно-двигательное восприятие(8 час.)
Определение предметов на ощупь
Восприятие поверхности на ощупь
Работа с мозаикой

Количество
часов
2

3
2
4
6
4
2
2
4

30

Кинестетическое и кинетическое развитие(4 часа)
Формирование ощущений от статических и динамических поз
различных частей тела

1

Вербализация собственных ощущений
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (23 час.)
34-35
Сравнение и обозначение словом формы предметов
36
Понятие «геометрические фигуры»
37-39
Комбинирование разных форм из геометрического конструктора
40-41
Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум
параметрам
42-43
Составление сериационных рядов по величине из 7-8 предметов.
Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку
44-47
Цветовой спектр
48-51
Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание
незаконченных изображений знакомых предметов
52-56
Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей
Развитие зрительного восприятия (13 час.)
57-58
Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз.
Рисование бордюров по наглядному образцу
59-66
Тренировка зрительной памяти
67-69
Упражнения для профилактики и коррекции зрения
Восприятие особых свойств предметов (8 час.)
70-71
Развитие осязания, словесное обозначение. Определение контрастных
температур предметов
72-73
Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение
74-75
Определение различных свойств веществ
76-77
Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести
Развитие слухового восприятия (6 часа)
78
Определение направления звука в пространстве
79
Выполнение действий по звуковому сигналу
80
Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона
81-83
Развитие чувства ритма
Восприятие пространства (11 час.)
31-33

3
2
1
3
2
2
4
4
5
2
8
3
2
2
2
2
1
1
1
3
2

87-88

Ориентировка в пространстве, вербализация пространственных
отношений с использованием предлогов
Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о
выполнении задания
Моделирование пространственного расположения мебели в комнате

89-90
91-92
93-94

Деление листа на глаз, на четыре и более равные части
Ориентировка на листе бумаги разного размера
Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты

2
2
2

84-85
86

95-102

Восприятие времени(8 час.)
Определение времени по часам

1
2

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».