Юный кулинар 5-7 классов (1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы

Рабочая программа
внеурочной деятельности «Юный кулинар»
для обучающихся 5-7 классов
(АООП ООО 1 вариант)

1

Пояснительная записка
Обучающиеся с ограниченными возможностями испытывают большие
трудности в начале самостоятельной жизни, не умеют решать повседневные
вопросы. Ведь воспитанники школы-интернат едят в столовой, живут в
условиях общежития, соблюдают режим. Учитывая особый образ жизни
школы-интернат, которая культивирует в детях такие качества как
беспомощность, приспособленчество, возникает необходимость подготовке
воспитанников к самостоятельной жизни и формирование у них
определённых знаний и умений навыков. Поэтому внеурочная деятельность
поможет
подготовить
детей
к
преодолению
трудностей
социализации. Вопросы правильного питания и здорового образа жизни
становятся все более актуальными в жизни современного человека. Изучение
основ здорового образа жизни и рационального питания в школе будет
способствовать воспитанию физически нравственно здорового поколения,
развитию у учащихся чувства гармонии и красоты, способности
воспринимать мир как единое целое.
Актуальность программы «Юный кулинар» в том, что обучение детей и
подростков направлено на их самоопределение и профессиональную
ориентацию, являющихся важными этапами на пути социализации личности.
В процессе обучения воспитанники учатся бережно и с любовью относится к
своему национальному богатству, сохраняют и развивают традиции своего
народа, своих семей.
Обучающиеся школы с самого раннего возраста нуждаются в специальных
условиях воспитания и обучения, формирования необходимого уровня
адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к
выполнению общественно полезного труда требует усилий многих
специалистов. Поскольку труд является одним из основных факторов,
способствующих интеллектуальному развитию ребёнка, цель внеурочной
деятельности направлена не только на формирование необходимых учебных
знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку к самостоятельной
жизни и деятельности в естественном социальном окружении.
В связи с этим коррекционная задача по развитию интеллектуальных и
адаптационных функций теснейшим образом связана с общественносоциальной задачей трудового и социального воспитания. Её решение
позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной
подготовки и полноценному включению в производительный труд, уметь
обустроить свой быт.
2

Цель программы:
Обучение
приготовлению здоровой питательной пищи из доступных
продуктов. Дать школьникам знания о рациональном питании, воспитать
вкус к здоровой пище.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с историей кулинарии, историей национальных кухонь с
точки зрения рационального питания и способов обработки продуктов;
познакомить с сущностью диетического питания, особенностью различных
диет, лечебными свойствами некоторых продуктов, организацией труда при
приготовлении пищи;
- обучить технологии приготовления
национальных кулинарий;

основных

блюд

русской

и

- приобщить к разнообразным видам хозяйственно-бытовой деятельности;
Развивающие:
- пробудить интерес к кулинарному искусству у детей;
- развить творческую активность через
кулинарных способностей каждого ребенка;

индивидуальное

раскрытие

- развить эстетическое восприятие и творческое воображение;
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность;
- привить навыки работы в группе;
- формировать любовь и уважение к традициям русской кухни.
Программа обучения направлена на знакомство с историей кулинарии,
основами рационального питания. Обучающиеся получают первоначальные
знания и навыки приготовления несложных блюд: закусок, первых и вторых
блюд, салатов.
Общая характеристика.
Программа рассчитана на 34 часа учебного времени, предполагает
сочетание теоретических практических знаний – практическим занятиям
отводиться 70 % учебного времени, в рамках которого учащиеся выполняют
практические работы. Практическая деятельность обучающихся носит
3

обучающий характер, способствует приобретению и активному
использованию знаний, формированию технологической и кулинарной
культуры. Они учатся подбирать продукты для приготовления различных
блюд, правильно выбирать способ обработки, красиво оформлять готовые
блюда, организации при приготовлении пищи, экономическим расчётам.
Теоретическая часть программы включает в себя сведения об основных
продуктах питания, их составе, способах обработки, влиянии на организм
человека, сведения о культуре потребления пищи.
Практическая часть программы предполагает практикумы по подбору
продуктов, приготовлению несложных блюд из доступных продуктов,
дегустацию и формирование сервировки стола.
Срок реализации программы – 3 года с 5 по 7 класс (1 раз в неделю, 34
часа в год, 102 часа всего)
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
В настоящей программе отдается предпочтение следующим методам и
формам обучения:
Объяснительно
иллюстративный –
позволяет
стимулировать
воспитанников к постоянному пополнению знаний об окружающей среде с
помощью презентаций, бесед, сюжетно-ролевых занятий или деловых игр,
докладов обучающихся, конкурсов и др.
Практический – способствует развитию мышления через формирование
интеллектуальных умений: обобщение, анализ, синтез, сравнение,
моделирование, а также позволяет вовлечь учащихся в практическую
деятельность с целью приобретения навыков приготовления блюд разного
уровня сложности: самостоятельная работа, экскурсии, работа с
дополнительной литературой.
Планируемые результаты
Минимальный уровень:
представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных
видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их
значения для здорового образа жизни человека;
приготовление несложных видов блюд под руководством учителя;
Достаточный уровень:
4

знание способов хранения переработки продуктов питания; составление
ежедневного меню из предложенных продуктов питания; самостоятельное
приготовление несложных знакомых блюд; самостоятельное совершение
покупок товаров ежедневного назначения;
представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу
приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при
приготовлении пищи;
Основное содержание курса
Режим питания. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.
Приготовление пищи. Место для приготовления пищи и его оборудование.
Гигиена приготовления пищи.
Виды продуктов питания.
Хлеб и хлебобулочные изделия. Виды хлебной продукции. Правила хранения
хлебобулочных изделий. Вторичное использование черствого хлеба.
Приготовление простых и сложных бутербродов и канапе.
Овощи, плоды, ягоды и грибы. Правила хранения. Первичная обработка:
мытье, чистка, резка. Свежие и замороженные продукты.
Требования к уровню подготовки обучающихся
По завершении обучения, обучающиеся должны знать:
- правила гигиены и безопасности труда;
- основные этапы истории развития кулинарии;
- основы рационального питания;
- правила поведения за столом;
- способы нарезки овощей;
- названия круп;
- технологию приготовления первых и вторых блюд;
Должны уметь:
- работать с ножом;
- сервировать стол к завтраку, обеду, ужину;
- готовить супы, каши;
5

- заваривать чай;
- готовить некоторые виды салатов;
- готовить песочное и дрожжевое тесто и изделия из них.
Задачи данной программы будут выполнены, если ребенок на занятии займет
позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу воспитателя входит не столько
помочь ребенку в приготовлении пищи, сколько создать условия, при
которых он будет хотеть создать свой неповторимый рецепт. Для этого
педагогу необходимо помнить об особенностях детей с ОВЗ на занятии. На
занятии должна быть специально организованная часть, направленная на
обеспечение понимания цели и порядка выполнения практической работы, и
должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по
преобразованию материала в изделия, причем на теоретическую часть
занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические
действия.
Учитывая психические и интеллектуальные особенности обучающихся
детей, занятия рекомендуется проводить, применяя разнообразные методы
обучения с использованием наглядных материалов и образцов. Итогом
работы обучающихся является конкурс национальных блюд. Из этого
следует, что основная форма проведения занятий – практическая работа.
Дидактическое обеспечение
- интернет - ресурсы
- книги о вкусной и здоровой пище
- журналы о кулинарии
Материально-техническое оснащение
Для реализации данной программы необходим большой светлый кабинет. Он
должен быть оборудован системами хозяйственного питьевого,
противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками.
Помещение должно иметь естественное освещение и хорошо проветриваться.
В наличии необходимо иметь оборудование: плиту электрическую с
жарочным шкафом, холодильник, миксер, мясорубку, набор столовой мебели
(столы кухонные); шкафы для посуды; доски деревянные разделочные;
сушилки для тарелок; посуду: кастрюли, сковороды, тарелки, ложки, набор
чайной посуды, ведро эмалированное, чайники заварные, набор ножей,
столовый сервиз, чайник; косынки, фартуки; моющие средства.
6

Литература
1. Аксакова О.В.Блюда из свинины. Слово, 2011.
2. Бочкова И.А. Кулинария для детей. Кухни народов мира.- М., 2011.
3. Евладова Е., Логинова Л.Г. Дополнительное образование детей. Учебное
пособие для студентов учреждений среднего профессионального
образования. – М., 2002
4. Зима О.И. Кулинарные рецепты на каждый день. – М.: Ринол классик,
2001.
5. Зима Д.Д. Такие разные салаты. – М.: Ринол классик, 2012
6. Иванова В.А. Детская поваренная книга. – М., 2000.
7. Обсуждаем проблему воспитания. / Под ред. Е.Н. Степанова, Н.А.
Александровой/ - М., 2003.
8. Киреевский И.Р. Капустная семейка. Слово, 2013.
9. Левина М. Сервировка праздничного стола. – М., 2000.
10. Левина М. Сервировка праздничного стола. – М., 2012.
11. Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для
учреждения дополнительного образования. – М., 2004
12. Руфанова Е . Италия. Кухни народов мира. Слог, 2011.
13. Радина Т. Фантазии из овощей и фруктов. Коллекция Лучших Рецептов.

7

Календарное планирование, 5 класс, 34 часа
тема занятия

кол-во
часов

Вводное занятие

1 ч.

История возникновения кулинарии

1 ч.

Кухонная посуда

1 ч.

Бутерброды.

3 ч.

Витамины. Овощные салаты.

3 ч.

Способы обработки пищевых продуктов.

1 ч.

Блюда из картофеля. Вареный картофель

2 ч.

Блюда из картофеля. Пюре

2 ч.

Блюда из картофеля. Запечённый картофель

2 ч.

Растительные продукты питания.

2 ч.

Блюда из круп

4 ч.

Блюда из вареных овощных

2 ч.

Овощное рагу

2 ч.

История чая

1 ч.

Правила заваривания чая

2 ч.

Выпечка к чаю

2 ч.

История русской кухни.

1 ч.

Открытое занятие

1 ч.

Итоговое занятие

1 ч.

8

Календарное планирование, 6 класс, 34 часа
тема занятия

кол-во
часов

Вводное занятие

1 ч.

Макаронные изделия

1 ч.

Отварные макароны

1 ч.

Запеканка из макарон

2 ч.

Суп с вермишелью

2 ч.

Макароны по-флотски

2 ч.

Правила гигиены при приготовлении пищи

1 ч.

Блюда из круп. Гречневая каша

2 ч.

Блюда из круп. Манная каша

2 ч.

Блюда из круп. Ячневая каша

2 ч.

Кухонная и столовая посуда

1 ч.

Блюда из круп. Рисовая каша

2 ч.

Блюда из круп. Рисовый суп

2 ч.

Блюда из круп. Рисовая запеканка

2 ч.

Правила охраны труда при работе на кухне

1 ч.

Сервировка стола к завтраку

1 ч.

Блюда из лаваша. Рулет

2 ч.

Блюда из лаваша. Конвертики с сыром

1 ч.

Блюда из лаваша. Сладкие конверты

1 ч.

Итоговое занятие

1 ч.

9

Календарное планирование, 7 класс, 34 часа
тема занятия

кол-во
часов

Вводное занятие

1 ч.

Пельменное тесто. Рецепт

1 ч.

Виды вареников

1 ч.

Приготовление вареников с картошкой

2 ч.

Приготовление вареников с капустой

2 ч.

Приготовление вареников с творогом

2 ч.

Практические работы

2 ч.

Дрожжевое тесто

1 ч.

Приготовление ватрушек

2 ч.

Приготовление булочек

2 ч.

Приготовление рулета

1 ч.

Приготовление пирожков

2 ч.

Приготовление открытого пирога

2 ч.

Приготовление закрытого пирога

2 ч.

Приготовление пиццы

2 ч.

Практические работы

4 ч.

Итоговое занятие

1 ч.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».