Адаптивная физкультура 5 класс (2 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы

Рабочая программа
учебного предмета «Адаптивная физкультура»
для обучающихся 5 класса
(АООП ООО 2 вариант)

АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
Пояснительная записка
Рабочая программа по адаптивной физической культуре составлена на
основе Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и утвержденной приказом Министерством образования и
науки РФ № 1599 от 19.12.2014г., опирается на проект примерной
адаптированной основной образовательной программы общего образования,
разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим
умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое
происходит на занятиях по адаптивной физической культуре.
Цельюзанятий поадаптивной физической культуре является повышение
двигательной активности детей и обучение использованию полученных
навыков в повседневной жизни.
Основные задачи:
- формирование и совершенствование основных и прикладных
двигательных навыков;
-

формирование

туристических

навыков,

умения

кататься

на

велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры;
укрепление и сохранение здоровья

детей, профилактика

болезней и

возникновения вторичных заболеваний.
Место предмета в учебном плане
Предмет «Адаптивная физкультура» входит в обязательную часть
учебного плана, предметная область «Физическая культура». В соответствии
с учебным планом на изучение адаптивной физкультуры в 5 классе отводится
2 часа в неделю, всего 68 часов за год.
Содержание предмета «Адаптивная физкультура»
Программа по адаптивной физической культуре включает 4 раздела:
«Коррекционные подвижные игры», «Лыжная подготовка», «Физическая
подготовка», «Туризм».
Содержание раздела «Коррекционные подвижные игры» включает
элементы спортивных игр и спортивных упражнений, подвижные игры.
Основными задачами являются формирование умения взаимодействовать в

процессе игры, соблюдать правила игры. На занятиях «Лыжная подготовка»
предусматривает формирование навыка ходьбы на лыжах и дальнейшее его
совершенствование. Раздел «Физическая подготовка» включает построения и
перестроения,

общеразвивающие

и

корригирующие

упражнения.

Программный материал раздела «Туризм» предусматривает овладение
различными туристическими навыками.
Коррекционные подвижные игры
Элементы спортивных игр и спортивных упражнений. Баскетбол.
Узнавание баскетбольного мяча. Передача баскетбольного мяча без отскока
от пола (с отскоком от пола). Ловля баскетбольного мяча без отскока от пола
(с отскоком от пола). Отбивание баскетбольного мяча от пола одной рукой.
Ведение баскетбольного мяча по прямой (с обходом препятствия). Броски
мяча в кольцо двумя руками. Волейбол. Узнавание волейбольного мяча.
Подача волейбольного мяча сверху (снизу). Прием волейбольного мяча
сверху (снизу). Игра в паре без сетки (через сетку). Футбол. Узнавание
футбольного мяча. Выполнение удара в ворота с места (пустые ворота, с
вратарем), с 2-х шагов (пустые ворота, с вратарем), с разбега (пустые ворота,
с вратарем). Прием мяча, стоя в воротах: ловля мяча руками, отбивание мяча
ногой (руками). Ведение мяча. Выполнение передачи мяча партнеру.
Остановка катящегося мяча ногой. Бадминтон. Узнавание (различение)
инвентаря для бадминтона. Удар по волану: нижняя (верхняя) подача.
Отбивание волана снизу (сверху). Игра в паре. Подвижные игры.
Соблюдение правил игры «Стоп, хоп, раз». Соблюдение правил игры
«Болото». Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете
«Полоса препятствий»: бег по скамейке, прыжки через кирпичики,
пролазание по туннелю, бег, передача эстафеты. Соблюдение правил игры
«Пятнашки». Соблюдение правил игры «Рыбаки и рыбки». Соблюдение
последовательности действий в игре-эстафете «Собери пирамидку»: бег к
пирамидке, надевание кольца, бег в обратную сторону, передача эстафеты.
Соблюдение правил игры «Бросай-ка». Соблюдение правил игры «Быстрые
санки». Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете «Строим
дом».

Лыжная подготовка
Узнавание (различение) лыжного инвентаря (лыжи, палки, ботинки).
Транспортировка лыжного инвентаря. Соблюдение последовательности
действий при креплении ботинок к лыжам: удержание лыжи, поднесение
носка лыжного ботинка к краю крепления, вставление носка лыжного
ботинка в крепление, подъем пятки. Чистка лыж от снега.
Стояние на параллельно лежащих лыжах. Выполнение ступающего
шага: шаговые движения на месте, продвижение вперед приставным шагом,
продвижение в сторону приставным шагом. Соблюдение последовательности
действий при подъеме после падения из положения «лежа на боку»:
приставление одной ноги к другой, переход в положение «сидя на боку»
(опора на правую руку), сгибание правой ноги в колене, постановка левой
ноги с опорой на поверхность, подъем в положение «стоя» с опорой на
правую руку. Выполнение поворотов, стоя на лыжах: вокруг пяток лыж
(носков лыж), махом. Выполнение скользящего шага без палок: одно
(несколько) скольжений. Выполнение попеременного двухшажного хода.
Выполнение бесшажного хода. Преодоление подъемов ступающим шагом
(«лесенкой», «полуелочкой», «елочкой»). Выполнение торможения при
спуске со склона нажимом палок («полуплугом», «плугом», падением).
Туризм
Узнавание (различение) предметов туристического инвентаря (рюкзак,
спальный мешок, туристический коврик, палатка, котелок, тренога).
Соблюдение последовательности действий при складывании вещей в рюкзак
(например, банка тушенки, обувь, одежда, набор походной посуды, средства
личной

гигиены).

Соблюдение

последовательности

действий

при

раскладывании спального мешка: раскрывание чехла, вынимание мешка из
чехла,

развязывание

тесьмы,

раскатывание

мешка.

Соблюдение

последовательности действий при расположении в спальном мешке:
расстегивание молнии, посадка в мешок, застегивание молнии до середины
спального мешка, расположение в мешке лежа, застегивание молнии до
капюшона. Соблюдение последовательности действий при складывании
спального мешка: совмещение углов верхней части мешка, скручивание

мешка, завязывание тесьмы, вставление мешка в чехол, затягивание чехла.
Узнавание (различение) составных частей палатки: днище, крыша, стены
палатки, растяжки, стойка, колышки. Подготовка места для установки
палатки. Раскладывание палатки. Ориентировка в частях палатки. Вставление
плоских

(круглых)

Установление

колышков

стоек.

последовательности

при

Установление
действий

при

закреплении
растяжек

палатки
палатки.

разборке

на

Соблюдение

установленной

вынимание колышков (с растяжки, из днища), складывание

земле.
палатки:

колышков в

чехол, вытаскивание стоек, разборка и складывание стоек в чехол,
складывание растяжек на палатку, сворачивание палатки, складывание
палатки и всех комплектующих в сумку-чехол, закрывание сумки-чехла.
Подготовка кострового места. Складывание костра. Разжигание костра.
Поддержание огня в костре. Тушение костра. Соблюдение правил поведения
в походе: нельзя отставать, убегать вперед, нельзя никуда уходить без
разрешения учителя, нельзя есть найденные в лесу грибы и ягоды без
разрешения учителя, нельзя бросать мусор в лесу, нельзя трогать лесных
животных.
Физическая подготовка
Построения и перестроения. Принятие исходного положения для
построения и перестроения: основная стойка, стойка «ноги на ширине плеч»
(«ноги на ширине ступни»). Построение в колонну по одному, в одну
шеренгу, перестроение из шеренги в круг. Размыкание на вытянутые руки в
стороны, на вытянутые руки вперед. Повороты на месте в разные стороны.
Ходьба в колонне по одному, по двое. Бег в колонне.
Общеразвивающие

и

корригирующие

упражнения.Дыхательные

упражнения: произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный вдох
через нос (рот), выдох через рот(нос).Одновременное (поочередное) сгибание
(разгибание) пальцев. Противопоставление первого пальца остальным на
одной руке (одновременно двумя руками), пальцы одной руки пальцам
другой руки поочередно (одновременно). Сгибание пальцев в кулак на одной
руке с одновременным разгибанием на другой руке. Круговые движения
кистью. Сгибание фаланг пальцев. Одновременные (поочередные) движения

руками в исходных положениях «стоя», «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на
животе): вперед, назад, в стороны, вверх, вниз, круговые движения.Круговые
движения руками в исходном положении «руки к плечам». Движения
плечами вперед (назад, вверх, вниз). Движения головой: наклоны вперед
(назад, в стороны), повороты, круговые движения. Поднимание головы в
положении «лежа на животе». Наклоны туловища вперед (в стороны, назад).
Повороты туловища вправо (влево). Круговые движения прямыми руками
вперед (назад). Наклоны туловища в сочетании с поворотами. Стояние на
коленях.
Ходьба с высоким подниманием колен. Хлопки в ладони под поднятой
прямой ногой. Движения стопами: поднимание, опускание, наклоны,
круговые движения. Приседание. Ползание на четвереньках. Поочередные
(одновременные)

движения

ногами:

поднимание

(отведение)

прямых

(согнутых) ног, круговые движения.
Переход из положения «лежа» в положение «сидя» (из положения
«сидя» в положение «лежа»). Ходьба по доске, лежащей на полу. Ходьба по
гимнастической скамейке: широкой (узкой) поверхности гимнастической
скамейки, ровной (наклонной) поверхности гимнастической скамейки,
движущейся поверхности, с предметами (препятствиями).
Прыжки на двух ногах (с одной ноги на другую). Стойка у
вертикальной плоскости в правильной осанке. Движение руками и ногами,
стоя у вертикальной плоскости: отведение рук в стороны, поднимание вверх
и возвращение в исходноеположение, поочередное поднимание ног вперед,
отведение в стороны. Отход от стены с сохранением правильной осанки.
Ходьба и бег. Ходьба с удержанием рук за спиной (на поясе, на голове, в
стороны). Движения руками при ходьбе: взмахи, вращения, отведение рук
назад, в стороны, подъем вверх. Ходьба ровным шагом, на носках, пятках,
высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким
шагом, в полуприседе, приседе. Ходьба в умеренном (медленном, быстром)
темпе. Ходьба с изменением темпа, направления движения. Бег в умеренном
(медленном, быстром) темпе. Бег с изменением темпа и направления

движения. Преодоление препятствий при ходьбе (беге). Бег с высоким
подниманием бедра (захлестыванием голени, приставным шагом).
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с движениями
рук), с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Прыжки на одной ноге
на месте, с продвижением вперед (назад, вправо, влево)). Перепрыгивание с
одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед. Прыжки в длину с
места, с разбега. Прыжки в высоту, глубину.
Ползание, подлезание, лазание, перелезание. Ползание на животе, на
четвереньках. Подлезание под препятствия на животе, на четвереньках. Лазание по
гимнастической

стенке

вверх

гимнастической

скамейке

(вниз,

вверх

в

(вниз),

стороны),
через

по

наклонной

препятствия,

по

гимнастической сетке вправо (влево), по канату. Вис на канате, рейке.
Перелезание через препятствия.
Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза. Передача
предметов в шеренге (по кругу, в колонне). Броски среднего (маленького) мяча
двумя руками вверх (о пол, о стенку). Ловля среднего (маленького) мяча одной
(двумя) руками. Бросание мяча на дальность. Сбивание предметов большим
(малым) мячом. Броски (ловля) мяча в ходьбе (беге). Метание в цель (на
дальность). Перенос груза.
Личностные результаты освоения программы:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
- сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
-сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;

-проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости
и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
-сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения учебного предмета
«Адаптивная физкультура»
1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей
и ограничений.
Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела:
сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств).
Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие
координационных способностей.
Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты,
выносливости.
Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.
2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью,
самостоятельностью и независимостью.
Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой:
усталость, болевые ощущения, др.
3) Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда
на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры, туризм, плавание.
Интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности:
езда на велосипеде, ходьба на лыжах, плавание, спортивные и подвижные
игры, туризм, физическая подготовка.
Умение ездить на велосипеде, кататься на санках, ходить на лыжах, плавать,
играть в подвижные игры и др.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Аксенова, О. Э. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная
школа / О. Э. Аксенова, С. П. Евсеев ; под общ.ред. С. П. Евсеева ; СПб
ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. — СПб., 2003.
Баряева, Л. Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А.
Зарин, Н. Д. Соколова. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : КАРО, 2007.
Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: [программ.-метод, материалы] / [И.М.
Бгажнокова, М. Б. Ульянцева, С. В. Комарова и др.] ; под ред. И.М.
Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.

Горская, И. Ю. Координационные способности школьников с нарушением
интеллекта : учеб, пособие / И. Ю. Горская. — Омск :Сиб. ГАФК, 1999.
Дмитриев, А. А. Физическая культура в специальном образовании : учеб,
пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений / А. А. Дмитриев. — М.:
Академия, 2002.
Евсеев, С. 17. Примерная программа по адаптивной физической культуре
для лиц, пребывающих в стационарных учреждениях социальной защиты
населения (Раздел 1.Примерная программа по адаптивной физической
культуре для детей в возрасте от 4 до 18 лет лиц, пребывающих в
стационарных учреждениях социальной защиты населения) / С. П. Евсеев, А.
И. Малышев. — СПб.: СПбНИИФК, 2007.
Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь / М. В. Жигорева. — М.: Академия, 2006.
Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями
в развитии / под общ.ред. проф. Л. В. Шапковой. — М. : Советский спорт,
2002.
Мозговой, В. М. Создание здоровьесберегающего образовательного
пространства в системе физического воспитания школьников с нарушением
интеллекта / В. М. Мозговой // Коррекционно-развивающая работа с детьми в
условиях полифункциональной интерактивной среды : сб. ст. междунар.
науч.-практ. конф. Т. II. — М. : ГОУ ВПО МГЛУ, 2008. — С. 81-85.
Материально-техническое обеспечение
-Гимнастическая скамейка
-Гимнастические стенки
-Гимнастические маты
-Дорожка-змейка из каната
-Кегли и шары пластмассовые, конусы, скакалки
-Индивидуальные коврики
-Магнитофон, аудиокассеты и компакт-диски с записями различных мелодий
и детских песен; а также музыкально-ритмических комплексов для
гимнастики
-Мячи разного размера и цвета (большие, средние и маленькие, легкие и
тяжелые, в том числе набивные.
-Инвентарь для лыжной подготовки.
Тематическое планирование 5 класс (68 часов)
Тема урока
Дыхательные упражнения
Перестроения из одной шеренги в две
Упражнения в равновесии
Ходьба с заданиями
Бег с ускорением
Бег с замедлением
Челночный бег
Бег на носках

Количество
часов
2
2
2
2
2
2
2
1

Бег с разных стартовых позиций
Прыжки боком с мешочками
Прыжки на одной ноге через линию
Прыжки через верёвку вперёд назад
Прыжки через верёвку вправо влево
Прыжки с продвижением вперёд
Прокатывание мяча, обруча
Ловля мяча двумя руками
Ловля мяча одной рукой
Перебрасывание мяча в воздухе
Метание летающих (пластмассовых) тарелок
Метание набивных мешочков в движущуюся цель
Дыхательные упражнения
Ходьба в мешках
Бег на скорость
Прыжки на скакалке
Прыжки через обруч как на скакалке
Бросание облегчённого баскетбольного мяча
Ползание на четвереньках по прямой линии, между предметами
Ползание по гимнастической скамейке на животе
Лазанье по гимнастической стенке
Построения и перестроения
Ходьба с высоким подниманием колена
Ходьба по гимнастической скамейке с различными положениями рук,
приставными шагами
Прыжки на месте на двух с продвижением вперед
Прыжки в длину с места
Полоса препятствий
Узнавание предметов туристического инвентаря (умение пользоваться)
Последовательность действий при складывании вещей в рюкзак
Узнавание (различение) составных частей палатки (установка)
Подвижные игры с мячом
Игра, эстафета, полоса препятствий
Подвижные игры с бегом
Упражнения с мячом (подбрасывание и ловля, ведение мяча на месте)

3
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
3
3
3
1
2
1
1
1
1
1
2
2
2
1
1
1
2
2

Итого 68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».