Изобразительная деятельность 5-7 классов (2 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы

Рабочая программа
учебного предмета «Изобразительная деятельность»
для обучающихся 5-7 классов
(АООП ООО 2 вариант)

Пояснительная записка
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с
ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.
Вместе

с

формированием

умений

и

навыков

изобразительной

деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру,
формируются

восприятия,

воображение,

память,

зрительно-двигательная

координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют
возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или
к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор
изобразительных средств.
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование
умений изображать предметы и объекты окружающей действительности
художественными средствами.
Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности,
формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным
приемам

работы

с

различными

материалами,

обучение

изображению

(изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих
способностей.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный

предмет

«Изобразительная

деятельность»

входит

в

обязательную часть учебного плана в предметную область «Искусство», на
изучение предмета в 5, 6, 7 классе отведено 3 часа в неделю, за год - 102 часа.
Планируемые (возможные) результаты освоения учебного предмета
«Изобразительная деятельность»
Личностные и предметные (возможные) результаты
освоения учебного предмета.
.
Личностные результаты
 Формирование личностных качеств: художественный вкус, аккуратность,
терпение, настойчивость, усидчивость;
 Формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка;
навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению,
декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и
общественно полезной деятельности;

 Развитие аналитико-синтетической деятельности, сравнения, обобщения;
 Улучшение зрительно-двигательной координации путем использования
вариативных и многократно повторяющихся действий с применением
разнообразного изобразительного материала;
 Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание).
Предметные результаты
обучающиеся могут научиться:
 передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и
пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);
 определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя
среднюю (осевую) линию как вспомогательную;
 составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе,
квадрате и круге, применяя осевые линии;
 передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин
предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся,
выше уровня зрения);
 ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
 пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная
закраска, не выходящая за контуры изображения);
 самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей;
употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения
предметов и графических элементов;
 рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на
уроках
произведений
изобразительного
искусства;
определять
эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.
Содержание программы
5-7 класс
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела:
«Лепка», «Рисование», «Аппликация».
Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у
ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и
стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность.
Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в
рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что
результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это
делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации,
формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях
изобразительной деятельности умения и навыки необходимо применять в
последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении
полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик,
календарей, блокнотов и др.

Лепка
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина.
Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с
пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп.
Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины) скалкой.
Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка
материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска.
Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на
доске (в руках). Получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание
заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом и др.). Сгибание колбаски
в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х)
колбасок. Проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала на
доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки,
полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием
(примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких)
частей.
Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Нанесение
декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями.
Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного
(геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединённых
сюжетом.
Аппликация
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон,
фольга, салфетка и др. Узнавание (различение) инструментов и
приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило,
войлок, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной
формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали).
Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем.
Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии,
выкалывание по контуру. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза,
разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта
из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка
отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение
последовательности действий при изготовлении предметной аппликации:
заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем,
приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при
изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента
способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание
деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении
сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета
аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей
клеем, приклеивание деталей к фону.

Рисование
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для
рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти,
емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов
рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе
с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти,
обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки,
рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов
рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания
массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания
красок других цветов.
Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных)
линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал,
квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура
(заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками.
Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка.
Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по
трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных
деталей, симметричной половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с
натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента.
Дополнение
готового
орнамента
растительными
(геометрическими)
элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в
полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными
предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение
объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование
приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом
рисунка. Рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового
сюжетного рисунка) из предложенных объектов (по представлению). Рисование
с использованием нетрадиционных техник: монотипии, «по - сырому»,
рисования с солью, рисования шариками, граттаж, «под батик».
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Классная доска, шкафы для хранения учебников, альбомов, дидактических
материалов, пособий, краски акварельные, гуашь, кисти, карандаши цветные,
карандаш простой, ластик, природные материалы, бумага и картон, альбом.

Учебно-методического обеспечение образовательного процесса
 Федеральный государственный образовательный стандарт общего
образования для обучающихся с умственной отсталостью;
 Адаптированная
основная
образовательная
программа
общего
образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с
умственной отсталостью (вариант 2);

Дополнительная литература:
 Сайбединов А.Г. Диалоги с душой. Изобразительное искусство в школе.Томск: Изд-во «Дельтаплан», 2011.
 Дорожин Ю.Г. Жостовский букет, Искусство детям,Мозаика-синтез ,
2010
 Энциклопедия «Роспись»-М.: Владос,2011
Тематическое планирование
5 класс, 102 часа
№

Тема урока

п.п

Кол-во
часов

1

Знакомство с материалами и инструментами

1

2

Лепка «Лесенка»

1

3

Аппликация «Лесенка»

2

4

Игровые графические упражнения

1

5

Лепка на плоскости «Домик»

2

6

Аппликация «Домик для зайчат»

2

7

Упражнения на различение геометрических фигур

1

8

Лепка на плоскости «Солнышко»

2

9

Аппликация «Солнышко»

2

10

Рисование предмета округлой формы по точкам

1

11

Рисование «Солнечный день»

1

12

Игровые упражнения на развитие цветовосприятия

1

13

Отрывная аппликация «Осень»

2

14

Рисование на тему «Осеннее дерево»

1

15

Рисование предметов округлой формы

1

16

Лепка «Светофор»

2

17

Аппликация «Светофор»

2

18

Рисование светофора с помощью шаблонов

1

19

Проведение различных линий, штриховка

1

20

Рисование по клеточкам простого узора

2

21

Аппликация «Красивая скатерть»

2

22

Рисование геометрического узора в квадрате

2

23

Рисование узора в полосе «Коврик»

2

24

Лепка «Компот»

2

25

Аппликация «Осенние заготовки»

2

26

Рисование пальчиками «Кувшин»

2

27

Аппликация «Пирамидка из шариков»

2

28

Рисование «Бусы»

2

29

Рисование елочных игрушек

1

30

Лепка на плоскости «Елочка»

2

31

Аппликация «Елка»

2

32

Рисование нарядной елки

1

33

Штриховка, цветоразличение, ориентировка.

1

34

Лепка «Снеговик»

2

35

Аппликация «Снеговик и зайцы»

2

36

Лепка «Морковка для зайцев»

2

37

Аппликация «Зайцы в зимнем лесу»

2

38

Рисование на тему «Зимний день»

1

39

Лепка фруктов

2

40

Аппликация «Угощение для обезьянки»

2

41

Рисование по опорным точкам

1

42

Лепка пройденных букв и цифр

2

43

Рисование знакомых букв и цифр

1

44

Лепка по образцу «Птичка»

2

45

Лепка «Птички на дереве»

2

46

Аппликация «Снегирь»

2

46

Раскрашивание «Снегирь»

1

47

Аппликация «Март»

2

48

Рисование «Цветы в подарок»

1

49

Лепка «Кораблик»

2

50

Рисование «Бегут ручьи»

1

51

Аппликация «Кораблик»

2

52

Цветоразличение, штриховка, обводка

1

53

Лепка «Весенние листики»

2

54

Аппликация «Весенняя ветка»

2

55

Украшение пасхального яйца

2

56

Лепка «Цыпленок»

2

57

Аппликация «Цыпленок»

2

58

Аппликация «Дом для цыпленка»

2

59

Рисование праздничных флажков

1

60

Аппликация «Подснежники»

2

61

Рисование «Ярко светит солнышко»

2

Тематическое планирование
6 класс, 102 часа
№

Тема урока

п.п

Кол-во
часов

1

Композиция «Цветочный рай»

1

2

Рисование "Натюрморт из овощей"

2

3

Рисование "Осенний букет"

2

4

Рисование "Осенний закат"

2

5

Лепка "Осенний закат"

2

6

Лепка "Осень!

2

7

Рисование "Узор в квадрате"

1

8

Рисование "Узор в круге"

1

9

Рисование "Цвета радуги"

2

10

Аппликация "Лесной сюжет"

2

11

Аппликация "Осенний лес"

2

12

Рисование на тему «чудо-осень»

1

13

Беседа по картинам об осени

1

14

Рисование "Озорная дымка"

1

15

Пластилиновая аппликация

2

16

Аппликация из крупы

2

17

Самостоятельное рисование узора

1

18

Рисование по шаблону

1

19

Рисование новогодних игрушек

1

20

Лепка гирлянды новогодних шаров

2

21

Беседа по картине «Зима»

1

22

Рисование новогоднего узора

1

23

Лепка новогодних шаров

2

24

Рисование новогодних игрушек

2

25

Лепка "Новогодняя цепочка"

2

26

Лепка композиции «Елка с игрушками»

2

27

Рисование "Новогодний праздник в семье"

2

28

Рисование «Елка с игрушками»

1

29

Лепка "Новогодний праздник в семье"

1

30

Рисование новогоднего подарка

1

31

Коллективное рисование новогодней картины

2

32

Аппликация «Зима»

2

33

Рисование по представлению

1

34

Рисование "Явление природы"

1

35

Рисование растительного узора

1

36

Рисование узора в полосе

1

37

Лепка "Снеговики"

2

38

Рисование "Забавы"

1

39

Лепка объемных фигур

1

40

Рисование «Снеговик»

2

41

Рисование "Изумрудные снежинки"

2

42

Рисование, аппликация «Зима»

2

43

Рисование «Деревья зимой».

2

44

Аппликация из квадратов

1

45

Аппликация из дисков

1

46

Аппликация из салфеток

2

47

Рисование "Дорожные знаки"

2

48

Рисование "Служебные машины"

2

49

Рисование растительного узора

1

50

Лепка птицы

1

51

Рисование по точкам

1

52

Лепка рельефов цифры

1

53

Аппликация из геометрических фигур

2

54

Рисование по представлению

1

55

Рисование "Подснежник"

1

56

Аппликация «Цветок»

2

57

Лепка любимого сказочного героя

1

58

Рисование любимой сказки

1

59

Рисование «Весна»

1

60

Самостоятельное рисование узора

1

61

Аппликации из природного материала

2

62

Рисование растительного узора в полосе по образцу

1

63

Плоскостная лепка «Цветы»

1

64

Рисование «Деревья»

1

65

Аппликация из круп

2

66

Аппликация из дисков

2

67

Аппликация из семян ясеня, клена

2

68

Пластилиновая аппликация

1

69

Аппликация из ниток

2

Тематическое планирование
7 класс, 102 часа
№

Тема урока

п.п

Кол-во
часов

1

Композиция «Цветы на нашей клумбе»

1

2

Рисование "Богатый урожай"

2

3

Рисование "Разноцветный листопад"

2

4

Рисование "Веточка рябины"

2

5

Лепка "Веточка рябины"

2

6

Лепка "Разноцветный листопад"

2

7

Рисование "Узор в квадрате"

1

8

Рисование "Узор в круге"

1

9

Рисование "Радуга-дуга, не давай дождя!"

2

10

Рисование "У леса подарков много"

2

11

Рисование "Все деревья в золото одеты"

2

12

Рисование на тему «Парк осенью»

1

13

Беседа по картинам об осени

1

14

Рисование "Озорная дымка"

1

15

Пластилиновая аппликация

2

16

Аппликация из семян ясеня, клена

2

17

Самостоятельное рисование узора

1

18

Рисование по трафаретам

1

19

Рисование новогодних шаров

1

20

Лепка гирлянды новогодних игрушек

2

21

Беседа по картине «Зима»

1

22

Самостоятельное рисование новогоднего узора

1

23

Лепка новогодних игрушек

2

24

Рисование новогодних шаров

2

25

Рисование "Новогодняя гирлянда"

2

26

Лепка композиции «Елка с шарами»

2

27

Новогодний праздник в городе

2

28

Рисование «Елка с шарами»

1

29

Аппликация "Новогодний праздник в городе"

1

30

Рисование новогодней открытки

1

31

Коллективное рисование новогодней картины

2

32

Аппликация «Зимняя ночь»

2

33

Аппликация "Вот зима, кругом бело"

1

34

Аппликация «Снегопад»

1

35

Рисование растительного узора

1

36

Рисование узора в полосе

1

37

Аппликация "Снеговики"

2

38

Аппликация «Колокольчик, солнышко»

1

39

Лепка плоскостных фигур

1

40

Лепка «Снеговик»

2

41

Рисование "Волшебные снежинки"

2

42

Рисование, аппликация «Зима»

2

43

Рисование «Деревья зимой»

2

44

Аппликация из квадратов

1

45

Аппликация из ватных дисков

1

46

Аппликация из салфеток

2

47

Рисование "Дорожные знаки"

2

48

Лепка "Служебные машины на улицах города"

2

49

Рисование растительного узора

1

50

Лепка птиц

1

51

Рисование по точкам

1

52

Лепка рельефов цифр

1

53

Аппликация из геометрических фигур

2

54

Рисование по представлению

1

55

Аппликация "Подснежник"

1

56

Аппликация «Мимоза»

2

57

Лепка любимого сказочного героя

1

58

Рисование любимой сказки

1

59

Рисование «Весенний лес»

1

60

Самостоятельное рисование узора

1

61

Аппликации из природного материала

2

62

Рисование растительного узора в полосе по образцу

1

63

Плоскостная лепка «Первые цветы»

1

64

Аппликация «Деревья весной»

1

65

Аппликация из круп

2

66

Аппликация из ватных дисков

2

67

Аппликация из семян ясеня, клена

2

68

Пластилиновая аппликация

1

69

Аппликация из ниток

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».