Математические представления 5 класса (2 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы

Рабочая программа
учебного предмета «Математические представления»
для обучающихся 5 класса
(АООП ООО 2 вариант)

Пояснительная записка «Математические представления»
Программа занятий по курсу «Математические представления», составлена
с учетом общих целей изучения курса, определенных Федеральным
государственным стандартом и отраженных в примерной АООП в варианте 2.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических
представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным
нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими
представлениями без специально организованного обучения. Создание
ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них
элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном
итоге важно, чтобы ребёнок научился применять математические
представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать
номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине
за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда
и т.п.
Цель обучения – формирование элементарных математических
представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Задачи:
 формирование элементарных математических представлений о форме,
величине, количественных (дочисловых), пространственных, временных
представлениях;
 формирование представлений о количестве, числе, знакомство с
цифрами, составом числа в доступных ребёнку пределах, счёт, решение
простых арифметических задач с опорой на наглядность;
 овладение способностью пользоваться математическими знаниями при
решении соответствующих возрасту житейских задач.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Математические представления» входит в обязательную часть
учебного плана, в предметную область «Математика».
На изучение предмета «Математические представления» по учебному
плану в 5 классе отведено – 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Примерное содержание предмета
Программа предполагает работу по следующим разделам: «Количественные
представления», «Представления о форме», «Представления о величине»,
«Пространственные представления», «Временные представления».
Количественные представления
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение
предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много»,
«мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание
множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми
группами (по 2, по 3, по 5). Узнавание цифр. Соотнесение количества

предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание
отрезка числового ряда 1 – 3 (1 – 5, 1 – 10, 0 – 10). Определение места числа (от
0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав
числа 2 (3, 4, …, 10) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных
множеств в пределах 5 (10). Запись арифметического примера на увеличение
(уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Решение задач на
увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Запись решения
задачи в виде арифметического примера. Решение задач на уменьшение на одну
(несколько) единиц в пределах 5 (10). Выполнение арифметических действий
на калькуляторе. Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание
достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами,
выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег.
Представления о величине
Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по
величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения
(приставления), «на глаз», наложения. Определение среднего по величине
предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда
по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных)
предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных
(разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине.
Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение
предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей
весов; их назначение. Измерение веса предметов, материалов с помощью весов.
Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине.
Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине.
Измерение с помощью мерки. Узнавание линейки (шкалы делений), ее
назначение. Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.
Представление о форме
Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма»,
«брусок». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. фигурой.
Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг,
прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение
геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы
предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг,
прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг,
прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры
(треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка
геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка
геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по
шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры
(прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование
геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная),
отрезок, круг). Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение. Рисование
круга произвольной (заданной) величины. Измерение отрезка.

Пространственные представления
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом
человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади),
правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения
предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху
(вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за,
над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в
заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация
на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева,
верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая)
часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета
(изображения) из нескольких
частей. Составление ряда из предметов
(изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение
отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за,
следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в
ряду.
Временные представления
Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей
суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней
недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с
временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий
день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времен года. Знание
порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание
последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту.
Определение времени по часам: целого часа, четверти часа, с точностью до
получаса (до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
Материально-техническое обеспечение предмета








различные по форме, величине, цвету наборы материала;
пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10);
мозаики;
карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет;
макеты циферблата часов;
калькуляторы;
рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для
раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал.
Методическая литература

 Адаптированная основная общеобразовательная программа, вариант 2.
 Программно-методические материалы/ под ред. И.М. Бгажноковой. – М.:
Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2007.- 181 с. – (Коррекционная
педагогика)

 Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и
воспитание. — М.: Просвещение, 2003.
 Программа под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, рекомендована
к использованию в образовательных учреждениях Региональным
экспертным советом Комитете по образованию РФ
 Шаргородская Л.В. Формирование и развитие предметно-практической
деятельности на индивидуальных занятиях Л.В.Шаргородская. – М.:
Теревинф, 2006 –56 с.– (Лечебно-педагогические программы).
Тематическое планирование 5 класс
Тема урока
Пересчет предметов по единице
Счет равными числовыми группами
Узнавание цифр
Соотнесение количества предметов с числом
Обозначение числа цифрой
Написание цифры
Знание отрезка числового ряда 1-3
Знание отрезка числового ряда 1-5
Определение места в числовом ряду до 5
Счет в прямой и обратной последовательности
Состав чисел 2,3
Состав чисел 4,5
Сложение предметных множеств в пределах 5
Вычитание предметных множеств в пределах 5
Работа с калькулятором
Различение денежных знаков
Различение и сравнение предметов по длине
Различение и сравнение предметов по ширине
Различение и сравнение предметов по высоте
Различение и сравнение предметов по весу
Различение геометрических фигур
Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой
Штриховка геометрических фигур
Обводка фигур по шаблону, трафарету
Построение геометрической фигуры по точкам
Ориентировка в пространстве
Определение месторасположения в пространстве
Ориентация на плоскости
Составление изображения из нескольких частей
Части суток
Дни недели
Смены дней
Времена года
Проверочная работа (в конце каждой четверти)

Количество часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
3
3
3
1
1
1
1
2
2
1
1
2
1
2
2
3
2
2
2
2
4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».