Речь и альтернативная коммуникация 5 класс (2 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы

Рабочая программа
учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
для обучающихся 5 класса
(АООП ООО 2 вариант)

Пояснительная записка
Рабочая
программа
по предмету
«Речь
и
альтернативная
коммуникация» разработана в соответствии с ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью, на основе АООП образования
обучающихся с умственной отсталостью, вариант 2.
Речь играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии
ребенка. В основу предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
положена система формирования навыков коммуникативного поведения на
основе средств как вербальной, так и невербальной коммуникации.
Цель обучения: формирование коммуникативных и речевых навыков с
использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения
пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
В рамках поставленной цели определены следующие задачи:
- формировать первичные ценностные представления обучающихся о книгах
и иллюстрациях, картинках и картинах;
- знакомить их с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и
другими средствами выразительности через погружение в среду
художественной литературы;
- приобщать к словесному искусству в доступных для обучающихся
ситуациях;
- развивать коммуникативную функцию речи обучающихся, удовлетворяя их
коммуникативную потребность;
- создавать условия для пробуждения речевой активности учеников и
использования усвоенного речевого материала в процессе «чтения» в быту,
на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию слушания и самостоятельного
чтения книг-картинок, книг типа «Азбука» в специально созданных
ситуациях общения, поддерживать интерес к чтению как визуальному и
аудиальному процессу;
- расширять словарный запас обучающихся, связанный с содержанием
эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в
процессе «чтения»;
- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то
есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний) по
содержанию прочитанного или рассказанного;
- развивать фразовую речь;
- формировать умение обучающихся пересказывать прочитанное с помощью
педагога;
- знакомить обучающихся с простыми по содержанию рассказами,
историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по
ролям;
- использовать в процессе «чтения» «комментированное»: рисование для
лучшего понимания учащимися содержания литературных произведений;
- формировать предметные и предметно-игровые действия» обучающихся,
способность к коллективной деятельности, учить понимать соотносящие и
указательные жесты.

Однако главной задачей учителя в ходе обучения чтению является
организация речевой среды, стимулирование речевой активности
обучающихся на основе прочитанного педагогом или элементарного
самостоятельного «чтения» (чтение картинок, пиктограмм, букв, слогов, слов
и предложений).
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в обязательную
часть учебного плана, предметная область «Язык и речевая практика».
Количество часов в 5 классе: 2 часа в неделю; 68 часов в учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
Для обучающихся характерно интеллектуальное и психофизическое
недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может
сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха,
опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра,
эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У
некоторых детей выявляются текущие психические и соматические
заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и
обучение.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной
жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно
препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими.
Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных
движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного
аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей,
имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими
расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях,
имеются трудности выбора и использования форм общения, включая
коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей
с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие
речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У
многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная
(звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее
окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать
целенаправленную педагогическую работу по формированию у них
потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также
на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и
социального общения.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими
является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного
опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка
пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в
более сложную предметную и социальную среду, что предполагает
планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду

сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в
общение.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения программы
*основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определённому полу, осознание себя как «Я»;
*социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
*формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в
его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
*формирование уважительного отношения к окружающим;
*овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
*освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери),
пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
*развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
*формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
*развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
*развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций;
*формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.








Возможные предметные результаты
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего
мира и личного опыта ребенка.
Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека.
Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический
материал в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения –
вербальными и невербальными.
Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными
показаниями.
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий,
пиктограмм, других графических знаков.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами,
взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими













(синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными
компьютерами и др.).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту
житейских задач.
Мотивы
коммуникации:
познавательные
интересы,
общение
и
взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил
коммуникации.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе
общения:
*использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых,
речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
*пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками,
таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем
указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо
другим доступным способом;
*общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор,
компьютерное устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла
узнаваемого слова.
Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей,
названия хорошо известных предметов и действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства
коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение
чтению и письму.
Узнавание и различение образов графем (букв).
Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
Начальные навыки чтения и письма.
Содержание программы
Содержание предмета представлено следующими разделами:
*коммуникация;
*развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации;
*чтение и письмо».
Раздел «Коммуникация»: образовательные задачи по коммуникации
направлены на формирование навыков установления, поддержания и
завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной
программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от
возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации
поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается
альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или
др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест,
мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка,

черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные
устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные
компьютеры, компьютеры).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной
коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по
развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать
обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на
формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить
предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью,
учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение
импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к
осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.
Коммуникация с использованием вербальных средств
Установление контакта с собеседником: установление зрительного
контакта
с
собеседником,
учет
эмоционального
состояния
собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника
звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком
(словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом,
предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком
(словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом,
предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением).
Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов
предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание
зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности)
в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на
вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.
Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),
благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение
внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия),
благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на
вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием
звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение
за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением
предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с
использованием графического изображения (фотография, цветная картинка,
черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие
(прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов
с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия
(несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний,

приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы,
задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов
семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы
и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов,
обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать,
рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак
предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих
признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо,
плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его
признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число,
количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих
взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание
простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание
содержания текста.
Экспрессивная речь
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых
комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов
(мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён
членов семьи (обучающихся класса, педагогов класса). Называние
(употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки,
одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние
(употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Называние
(употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть,
стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Называние
(употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина,
форма и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак
действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело,
грустно и др.). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его
признак (я, он, мой, твой и др.).Называние (употребление) слов,
обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).Называние
(употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на,
под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений.
Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по
содержанию
текста.
Составление
рассказа
по
последовательно
продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной
сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление
рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими
изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).
Чтение и письмо
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей,
названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными
словами как средства коммуникации.
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
1. Баряева Л.В., Бойков Д.И., Липакова В.И. «Программа обучения
учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью».
2. А.К.Аксёнова, С.В. Комарова, М.И.Шишкова. Букварь. – 4-е изд.,
Москва, «Просвещение» 2020.
3. Т.С. Резниченко. Занимательный букварь. М. «Гном и Д», 2009.
4. Т.С. Резниченко. Комплект рабочих тетрадей к «Занимательному
букварю» в 4 частях. М. «Гном и Д», 2009.
5. Э.В. Якубовская, Н.В. Павлова. Русский язык 2 класс. – 2-е изд.,
Москва, «Просвещение» 2014.
6. Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь по русскому для учащихся 2 класса
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2-х
частях. «Читай, думай, пиши». – 2-е издание; Москва, «Просвещение» 2014.






Вспомогательными
средствами
невербальной
(альтернативной)
коммуникации являются:
специально подобранные предметы;
графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий,
рисунков,
пиктограмм,
графические
изображения,
знаковые
системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв,
коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, а также
составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы);
алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для
«глобального чтения»).
Тематическое планирование
Название раздела, темы урока
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и
др.).
Реагирование на собственное имя. Собственное имя.
Узнавание (различение) имён членов семьи, обучающихся класса,
педагогов.
Понимание слов, обозначающих предмет
Понимание обобщающих понятий
Понимание слов, обозначающих действия предмета

Количество
часов
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.

Понимание слов, обозначающих признак предмета
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении
Понимание
простых
предложений
(нераспространённых
и
распространённых).
Понимание сложных предложений (с союзом и, а, если).
Понимание содержания текста.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний,
звуковых комплексов (О, ау, не и др.).
Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама,
папа, дядя и др.).
Называние собственного имени. Своё имя.
Называние имён членов семьи (обучающихся класса, педагогов).
Называние (употребление) слов, обозначающих предмет
Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель,
игрушки и др.).
Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета
Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета
Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия,
состояние
Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак
Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество
предметов
Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в
предложении
Называние (употребление) простых предложений.
Называние (употребление) сложных предложений.
Ответы на вопросы по содержанию текста.
Составление рассказа по последовательно продемонстрированным
действиям.
Составление рассказа по одной сюжетной картинке.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях.
Составление рассказа о себе.
Пересказ текста по плану, представленному графическими
изображениями
Использование напечатанного слова для обозначения слова,
указывающего на предмет, его признак
Использование электронного устройства для обозначения числа и
количества предметов
Составление простых предложений с использованием графического
изображения.
Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием
графического изображения.
Составление рассказа по последовательно продемонстрированным
действиям с использованием графического изображения.
Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с
использованием графического изображения.
Пересказ текста по плану в виде сюжетных картинок
Ответы на вопросы по содержанию текста: выделение персонажей,
действий

2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.

Определение последовательности действий.
Составление описательного рассказа с использованием предметов,
предметных картинок
Составление рассказа о себе с использованием картинок
Печать слова по образцу, под диктовку, по памяти

2 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».