ЧЕЛОВЕК 5 класс (2 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы

Рабочая программа
учебного предмета «Человек»
для обучающихся 5 класса
(АООП ООО 2 вариант)

Пояснительная записка «Человек»
Программа
разработана для обучающихся 5 класса с умеренной,
тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, составлена на основе
адаптированной основной общеобразовательной программы, вариант 2.
Цель: формирование представления о частях собственного тела, их
назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях.
Задачи:
 формировать представления о себе как «Я», осознание общности и
различий «Я» от других;
• формировать умение решать каждодневные жизненные задачи,
связанные с удовлетворением первоочередных потребностей
(принимать пищу и пить, ходить в туалет и т.д.);
• развивать способность выражать свое настроение и потребности с
помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;
• учить устанавливать простейшие родственные отношения между
людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я).
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Человек» входит в обязательную часть учебного плана, в
предметную область «Окружающий мир». На изучение предмета
«Человек» по учебному плану в 5 классе отведено – 2 часа в неделю, 68 часов
в год.
Содержание учебного предмета
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития
представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при
условии его активности, познания им окружающего мира, смысла
человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира.
Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе
взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и
близкими. Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает
формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении
и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание:
представления о своем теле, его строении, о своих двигательных
возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон,
прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней),
поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных
привычках, возрастных изменениях.
Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений
умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти,
причесываться и т.д.
Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по
формированию
умений
ориентироваться
в
одежде,
соблюдать
последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды.
Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды
столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку,

пользованию салфеткой. Задачи по формированию навыков обслуживания
себя в туалете включены в раздел «Туалет».
В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений
о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между
ними, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы
культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры
общения для ребенка являлось доброжелательное и заботливое отношение к
окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать
окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и
взаимодействовать с ними.
Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей.
Представления о себе. Идентификация себя как мальчика (девочки),
юноши (девушки). Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши,
шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги
(колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. Узнавание
(различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык,
зубы). Знание назначения частей лица. Знание строения человека (скелет,
мышцы, кожа). Узнавание (различение) внутренних органов человека(на
схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок). Знание назначения
внутренних органов. Знание вредных привычек. Сообщение о состоянии
своего здоровья. Называние своего имени и фамилии. Называние своего
возраста (даты рождения). Знание видов деятельности для организации
своего свободного времени. Сообщение сведений о себе.
Гигиена тела. Различение вентилей с горячей и холодной водой.
Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной
температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью
автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при
мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и
температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с
рук, закрывание крана, вытирание рук. Нанесение крема на руки.
Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой.
Нанесение покрытия на ногтевую поверхность. Удаление декоративного
покрытия с ногтей. Вытирание лица. Соблюдение последовательности
действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование
напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды
на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица. Чистка зубов.
Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при
чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой,
намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка
зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.
Очищение носового хода. Нанесение косметического средства на лицо.
Соблюдение последовательности действий при бритье электробритвой,
безопасным станком. Расчесывание волос. Соблюдение последовательности
действий при мытье и вытирании волос: намачивание волос, намыливание
волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос. Соблюдение
последовательности действий при сушке волос феном: включение фена
(розетка, переключатель), направление струи воздуха на разные участки

головы, выключение фена, расчесывание волос. Мытье ушей. Чистка ушей.
Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и
вытирании ног.
Обращение с одеждой и обувью. Узнавание (различение) предметов
одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки),
свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка
(платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения
предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды:
пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты). Знание назначения
деталей предметов одежды. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги
(валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Знание назначения
видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Различение
сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная). Узнавание (различение)
головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Знание назначения
головных уборов. Различение сезонных головных уборов. Туалет. Сообщение
о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление
малой/большой нужды. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение
последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание
сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на
унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной
бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки
слива воды, мытье рук. Прием пищи. Сообщение о желании пить. Питье
через соломинку. Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана),
поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание
(вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание
жидкости в кружку.
Семья. Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение)
детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Различение
социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и досуговой
деятельности членов семьи. Представление о профессиональной
деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.
Возможные (примерные) результаты освоения программы:
-классифицировать предметы по словесной инструкции;
-использовать в своей речи знакомые слова;
-участвовать в беседах на различные темы, связанные с жизнью детей;
-строить предложения с предлогами «в», «над», «под», выражающими
пространственные отношения предметов;
-составлять по сюжетным картинкам предложения из трех слов (мальчик
читает книгу);
-передавать содержание простейших сказок по вопросам учителя и с
использованием иллюстраций;
- называть свое имя, фамилию, имя учителя;
-называть дни недели, времена года;
-называть (показывать) предметы, их части;
характеризовать (делать выбор, показывать) их по основным свойствам
(цвету, форме, размеру, вкусу).

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа, вариант 2.
2. Моё здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и
профилактика ВИЧ/СПИДа у подростков в школе /Авт.-сост. П.П.
Кучегашева. – М.: Глобус, 2010
3. Лифанова, Т. М. Природоведение: учебник. 5 класс /Т.М. Лифанова, Е.Н.
Соломина.- М.: Просвещение, 2011
4. Курамшина, О.Н. Школа оптимизма: Внеклассные мероприятия, классные
часы: 1-4 классы./О.Н. Курамшина, А.М.Железкина – М.: ВАКО, 2008.
5. Безруких, М.М. Разговор о правильном питании: рабочая тетрадь для
школьников/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001
6. Мищенкова, Л.В. 25 развивающих занятий с первоклашками./Л.В.
Мищенкова. – Ярославль, Академия развития, 2005
7. Казенова, С.В. Школьная круговерть. Праздники, игры, викторины,
классные часы./С.В. Казенова. – Ярославль: Академия развития, 2002
8. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и
тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя.- СПб.: Издательство
«Союз», 2004.- 336с.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Компьютер;
Видеоматериалы,
презентации,
мультипликационные
фильмы,
иллюстрирующие внутрисистемные взаимоотношения;
- рабочие тетради, альбомы для наклеивания и составления фотоколлажей
- предметные и сюжетные картинки, фотографии.

Тематическое планирование «Человек», 5 класс (68 часов)
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5

Тема урока
Представления о себе
Отличия мальчика и девочки по внешнему виду
Части тела человека
Части туловища человека
Назначения частей тела
Части лица человека
Полезные привычки
Мое состояние здоровья
Мое имя и фамилия
Гигиена тела
Действия при мытье и вытирании рук
Действия при мытье и вытирании лица
Подстригание ногтей ножницами
Действия при чистке зубов
Прическа человека

Количество
2
1
2
1
2
1
1
2
2
2
2
2
1

6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5

Чистка ушей
Уход за ногами
Пользование косметическими средствами
Обращение с одеждой и обувью
Различение предметов одежды
Различение предметов обуви
Назначение видов обуви
Различение сезонной обуви
Знакомство с головными уборами
Выбор одежды для прогулки
Собираемся на прогулку (действия по алгоритму)
Мой внешний вид
Туалет
Правила посещения туалета
Закрепление навыков посещения туалета
Прием пищи
Правила приема пищи
Еда ложкой и вилкой
Использование салфетки во время приема пищи
Накладывание пищи в тарелку
Семья
Члены моей семьи
Определение социальной роли в семье
Обязанности членов семьи
Профессии членов моей семьи
Моя семья (рисунки, фотографии)

2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
2
2
2
2
3
2
2
2
2
3
2
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».