Альтернативная коммуникация 5-9 классов (2 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы

Рабочая программа
коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»
для обучающихся 5-9 классов
(АООП ООО 2 вариант)

Пояснительная записка
Программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»
разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цель курса – формирование коммуникативных и речевых навыков с
использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения
пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
В рамках данного коррекционного курса целесообразно выделить следующие
задачи:
- учить пользоваться альтернативными средствами коммуникации для
взаимодействия в окружающем мире;
- учить общаться, пользуясь альтернативными средствами.
- учить аккумулировать и актуализировать доречевой и речевой опыт;
- формировать и развивать речевое внимание;
- учить пользоваться мануальными и графическими символами.
Данный коррекционный курс является междисциплинарным, связывающим
между собой другие предметные области и коррекционные курсы, обучение по
которым проходит на основе речевой организации педагогического процесса.
Общая характеристика коррекционного курса:
У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с
ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими,
что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие.
В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных
(дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей
системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства
общения (мимика, жест, графическое изображение) могут использоваться для
дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее
отсутствия.
Программа содействует сохранению единого образовательного пространства,
предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к
построению учебного курса с учётом индивидуальных способностей и
возможностей обучающихся.
Коррекционный курс включает следующие разделы:
Коммуникация:
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации:
- Коммуникация с использованием вербальных средств
- Коммуникация с использованием невербальных средств
- Импрессивная речь
- Экспрессивная речь
- Предпосылки к осмысленному чтению и письму

- Начальные навыки чтения и письма
1. Коммуникация с использованием вербальных средств:
Установление зрительного контакта с собеседником
Реагирование на собственное имя.
Приветствие собеседника звуком (словом).
Привлечение к себе внимания звуком (словом).
Выражение своих желаний звуком (словом).
Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом).
Выражение согласия (несогласия) звуком (словом).
Выражение благодарности звуком (словом).
Прощание с собеседником звуком (словом).
2. Коммуникация с использованием невербальных средств:
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение
мимикой,
жестом
согласия
(несогласия),
удовольствия
(неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики и жеста.
Выражение
согласия
(несогласия),
удовольствия
(неудовольствия),
благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием
графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая
картинка, пиктограмма).
3. Импрессивная речь (умение понимать обращенную речь):
Реагирование на собственное имя.
Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда,
обувь,
животные,
овощи,
фрукты,
бытовые
приборы,
школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,
животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и др.).
Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять,
бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо,
быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и
др.).
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из,
из-за и др.).
Понимание простых предложений.
Понимание сложных предложений.
Понимание содержания текста.
4. Экспрессивная речь (умение употреблять в ходе общения слоги, слова,
строить предложения, связные высказывания)
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых
комплексов.
Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа и др.)
Называние собственного имени.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

Использование графического изображения для обозначения предметов и
объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и
др.).
Использование графического изображения для обозначения действия предмета
(пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Использование графического изображения для обозначения признака предмета
(цвет, величина, форма и др.).
Использование графического изображения для обозначения признака действия,
состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и
др.).
Использование карточки для обозначения числа и количества предметов (пять,
второй и др.
Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического
изображения.
5. Предпосылки к осмысленному чтению и письму:
Узнавание (различение) образов графем (букв).
Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка,
печатание букв (слов).
6. Начальные навыки чтения и письма:
Узнавание звука в слоге.
Соотнесение звука с буквой.
Узнавание графического изображения буквы в слоге.
Называние буквы.
Чтение простого (гласного) слога.
Написание буквы.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» входит в часть
учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений .
На изучение курса «Альтернативная коммуникация» по учебному плану
отведено в:
5 классе - 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели
6 классе - 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели
7 классе - 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели
8 классе - 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели
9 классе - 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели
Предполагаемые результаты
- понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических
знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),
неспецифических жестов.
- овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его,
используя
традиционные
(вербальные)
и
альтернативные
средства
коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения

- умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту
житейских задач
- использование доступных средств коммуникации для передачи сообщения
- понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека
- узнавание, называние буквы; чтение простого гласного слога
- выполнение графических действий с использованием элементов графем:
обводка, штриховка, печатание букв (слов), копирование с образца отдельных
букв.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной
области «Альтернативная коммуникация» предполагает использование
разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала,
иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир; вербальных и
невербальных средств коммуникации.
- Геометрические фигуры
- Графические/печатные изображения (карточки)
- Компьютер, информационные ресурсы.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1.
Басилова, Т.А. Как помочь малышу со сложными нарушениями развития:
пособие для родителей / Т.А. Басилова, Н.А. Александрова - М.: Просвещение,
2008.
2.
Воспитание и обучение детей с умеренной и тяжёлой интеллектуальной
недостаточностью/ А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. – М.: Просвещение, 2003.
3.
Дереклева, Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации
учащихся или Учимся жить в современном мире / Н.И. Дереклеева. –М.:ВАКО,
2004
4.
Екжанова, Е.А. Программа дошкольных образовательных
учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А Екжанова,
Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2005
5.
Новосёлова, Н.А. Программы обучения детей с умеренной и тяжёлой
умственной отсталостью/ Н.А. Новосёлова, А.А. Шлыкова. – екатеринбург:
Центр «Учебная книга», 2004.
6.
Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной
отсталостью/ под ред. Л.Б. Баряевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011
7. Социальная адаптация подростков / авт.- сост.Л.В. Астапович. – Минск:
Красико-Принт,2008.
8. Гилевич, И.М. Картинный словарь русского языка для уч-ся 2-3 классов
СКОШ VIII вида в 2 ч./ И.М. Гилевич. - М.: Просвещение,2007
11. Ишимова О.А. Развитие речи. Письмо: тетрадь – помощница /О.А. Ишимова.
– М.: Просвещение, 2019- 128с
9. Якубовская, Э.В. Читай, думай, пиши: рабочая тетрадь по русскому языку для
уч-ся 2 класса СКОШ VIII вида/Э.В. Якубовская. – М.: Просвещение,2009

10. Аксёнова, А. К. Читай, думай, пиши: рабочая тетрадь по русскому языку для
уч-ся 3 кл. СКОШ VIII вида/ А. К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. - М.: Просвещение, 2008
11. Аксёнова, А.К. Читай, думай, пиши: рабочая тетрадь по русскому языку для
уч-ся 4 кл. СКОШ VIII вида/ А. К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. - М.: Просвещение, 2008
12. Волина, В.В. Праздник букваря: книга для учителя и родителей/ В.В. Волина.
– М.: АСТ, 1997
Тематическое планирование 5 класс
Названия тем уроков
Коммуникация с использованием невербальных средств
Я вижу, я слышу
Я и мои жесты.
Умение просить о помощи
Выражение благодарности
Культура общения: приветствие, прощание
Школьные принадлежности и игрушки
Экспрессивная речь
Звучащие предметы.
В мире звуков природы. Упражнения на звукоподражание.
Различение звуков окружающей действительности.
В мире звуков «Музыкальные инструменты»
Графомоторные навыки
Цвет. Закрашивание контурных изображений предметов.
Форма. Рисование на нелинованной бумаге геометрических фигур
Различение предметов по цвету и форме
Составление композиций из деталей одного цвета.
Составление композиций из деталей разного цвета
Развитие речи средствами невербальной коммуникации
Рассказ по картинкам «Моя школа»
Рассказ по картинкам «Домашние животные»
Рассказ по картинкам «Моя семья»
Рассказ по картинкам «Мои игрушки»
Тематическое планирование 6 класс
Названия тем уроков
Коммуникация с использованием невербальных средств
Приветствие и прощание собеседника звуком и жестом
Привлечение к себе внимания и выражение своих желаний звуком и
жестом

Колво
часов
2
2
1
1
2
1
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Колво
часов
1
1

Использование предметного символа для выражения благодарности.
Использование предметного символа для обращения за помощью.
Использование предметного символа для ответа на вопросы.
Экспрессивная речь
В мире звуков природы. Упражнения на звукоподражание.
Различение звуков окружающей действительности.
В мире звуков «Музыкальные инструменты»
Графомоторные навыки
Цвет. Закрашивание контурных изображений предметов.
Обводка и штриховка геометрических фигур
Различение предметов по цвету и форме
Составление композиций из деталей одного цвета.
Составление композиций из деталей разного цвета
Развитие речи средствами невербальной коммуникации
Рассказ по картинкам «Посуда»
Рассказ по картинкам «Мебель»
Рассказ по картинкам «Цветы»
Рассказ по картинкам «Машины»
Тематическое планирование 7 класс
Названия тем уроков
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации
Использование графического изображения (фото и картинки) для
обозначения предметов
Использование графического изображения (фото и картинки)
для
обозначения объектов
Использование графического изображения (фото и картинки)
для
ответа на вопросы.
Использование графического изображения (фото и картинки) для
обозначения признака действия, состояния
Использование
графического изображения (пиктограммы) для
обозначения действия предмета
Использование графического изображения (пиктограммы)
для
обозначения признака предмета
Предпосылки к осмысленному чтению и письму
Узнавание (различение) образов графем (букв).
Графические действия с использованием элементов графем: обводка,
штриховка букв.
Экспрессивная речь
Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
Тематическое планирование 8 класс
Названия тем уроков

1
1
1
4
2
2
3
3
3
2
2
2
2
2
2

Колво
часов
2
2
2
3
3
3

6
6

7

Колво

часов
Импрессивная речь
Понимание слов, обозначающих предмет одежда
Понимание слов, обозначающих предмет обувь
Понимание слов, обозначающих предмет продукты
Понимание слов, обозначающих предмет овощи
Понимание слов, обозначающих предмет фрукты
Понимание слов, обозначающих предмет транспорт
Понимание слов, обозначающих предмет бытовые приборы
Понимание слов, обозначающих предмет птицы
Понимание слов, обозначающих предмет рыбы
Понимание слов, обозначающих предмет животные
Понимание слов, обозначающих признак действия
Понимание слов, обозначающих действия предмета
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (за,
под, перед и др.).
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять,
второй и др.)
Понятия высоко, далеко
Представление о форме
Представление о цвете.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму
Артикуляция звуков [Б-П]
Артикуляция звуков [Г-Д]
Артикуляция звуков [З-С']
Артикуляция звуков [Ж-Ш-Щ]
Артикуляция звуков [К-Т]
Артикуляция звуков [В-Ф]
Артикуляция звуков [Л-М-Н]
Артикуляция звуков [Р-П]
Артикуляция звуков [Ч-Ц]
Тематическое планирование 9 класс
Названия тем уроков
Импрессивная речь
Понимание слов, обозначающих предмет
Понимание слов, обозначающих признак предмета
Понимание слов, обозначающих действия предмета
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (за,
под, перед и др.).
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять,
второй и др.)
Понятия высоко, далеко
Предпосылки к осмысленному чтению и письму

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
3
3
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Колво
часов
1
2
2
1
1
2

Гласные буквы
Артикуляция звуков [Б-П]
Артикуляция звуков [Г-Д]
Артикуляция звуков [З-С']
Артикуляция звуков [Ж-Ш-Щ]
Артикуляция звуков [К-Т]
Артикуляция звуков [В-Ф]
Артикуляция звуков [Л-М-Н]
Артикуляция звуков [Р-П]
Артикуляция звуков [Ч-Ц]
Начальные навыки чтения и письма
Называние буквы. Написание буквы.
Соотнесение звука с буквой.
Узнавание звука в слоге.
Чтение простого (гласного) слога.

2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
2
4
4

Приложение №1
Содержание мониторинга достижений результатов.
Овладение обучающимися содержания
коррекционного курса
«Альтернативная коммуникация» характеризуется достижениями обучающихся
в усвоении знаний и умений, способностью их применять в практической
деятельности.
Текущая аттестация обучающихся по учебному предмету «Альтернативная
коммуникация» включает в себя полугодовое оценивание результатов..
Годовая аттестация представляет собой оценку результатов освоения
программы, по итогам учебного года. Основой служит анализ результатов
обучения ребёнка, динамика развития его личности.
Результаты анализа
представляются в таблице овладения
обучающимися программой по учебному предмету.
По итогам освоения отраженных в программе задач и анализа результатов
обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности
ребёнка.
При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения
обучающихся в освоении отдельных параметров, которые не должны
рассматриваться как показатель не успешности их обучения и развития в целом.
Оценка выявленных результатов обучения основывается на качественных
критериях по итогам выполняемых практических действий: выполняет действие
самостоятельно, по инструкции (вербальной или невербальной), по образцу, с
частичной физической помощью, со значительной физической помощью,
действие не выполняет, узнаёт объект, не всегда узнаёт объект, не узнаёт объект.

В случае затруднений в оценке сформированности действий, обусловленных
тяжестью имеющихся у ребёнка нарушений, оценивается его эмоциональное
состояние, другие возможные личностные результаты.

Выявление представлений, умений и навыков обучающихся
образовательной области будет создавать основу для корректировки

в

Система оценочных показателей предметных результатов:
№ Степень самостоятельности обучающегося
Оценочные
показатели (в баллах)
1. Действие не выполняет
0 баллов
2. Выполняет действие со значительной помощью 1 балл
педагога
3. Выполняет действие с частичной помощью 2 балла
педагога
4. Выполняет действие по образцу
3 балла
5. Выполняет действие по инструкции (вербальной 4 балла
или невербальной)
6. Выполняет действие самостоятельно
5 баллов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».