Двигательное развитие 5- 9 классов (2 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы

Рабочая программа
коррекционного курса «Двигательное развитие»
для обучающихся 5-9 классов
(АООП ООО 2 вариант)

Пояснительная записка
« ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Рабочая программа по двигательному развитию разработана в
соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(2 вариант), АООП обучающихся с умственной отсталостью, 2 вариант.
Двигательное развитие является естественной потребностью у
обучающихся. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной
жизнедеятельности всех систем и функций обучающихся (дыхание, работа
сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов).
Цель программы является работа по обогащению сенсомоторного
опыта, поддержанию и развитию способности к движению и
функциональному использованию двигательных навыков.
Основные задачи:
 мотивация двигательной активности;
 поддержка и развитие имеющихся движений;
 расширение диапазона движений и профилактика возможных
нарушений;
 освоение новых способов передвижения (включая передвижение с
помощью технических средств реабилитации).
Развитие двигательных умений у обучающихся тесно связано с
профилактикой возникновения патологических состояний. В ходе работы
тело обучающихся фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих,
вертикальных), которые снижают активность патологических рефлексов,
обеспечивая максимально комфортное положение в пространстве и
возможность реализации движений. Обеспечение условий для придания и
поддержания правильного положения тела создает благоприятные
предпосылки для обучения самостоятельным движениям, действиям с
предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует
развитию познавательных процессов.
В основу обучения положена система физических упражнений,
направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики,
укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных
умений и навыков у обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
Описание места курса в учебном плане
Коррекционный курс «Двигательное развитие»
входит в часть
учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса, в

коррекционно-развивающую область. На изучение курса с 5-9
отводится по 2 часа в неделю (68 часов за год).

классы

Примерное содержание коррекционных занятий
 Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку
(правом, левом), в положении сидя.
 Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в
положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо,
влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), «круговые»
движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки).
 Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны,
«круговые».
 Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг
пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание.
 Выполнение движений плечами.
 Опора на предплечья, на кисти рук.
 Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы),
одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы).
 Отбивание мяча от пола двумя руками (одной рукой).
 Ловля мяча на уровне груди (на уровне колен, над головой).
 Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот,
поворот с живота на спину.
 Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон
(вперед, назад, вправо, влево).
 Изменение позы в положении стоя: поворот (вправо, влево), наклон
(вперед, назад, вправо, влево).
 Вставание на четвереньки.
 Ползание на животе (на четвереньках).
 Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле, садиться из
положения «лежа на спине».
 Вставание на колени из положения «сидя на пятках».
 Стояние на коленях.
 Ходьба на коленях.
 Вставание из положения «стоя на коленях».
 Выполнение движений ногами: подъем ноги вверх, отведение ноги в
сторону, отведение ноги назад.
 Ходьба по ровной горизонтальной поверхности (с опорой, без опоры),
по наклонной поверхности (вверх, вниз; с опорой, без опоры), по
лестнице (вверх, вниз; с опорой, без опоры).
 Ходьба на носках (на пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая
голень, приставным шагом, широким шагом, в полу приседе, в
приседе).
 Бег с высоким подниманием бедра (захлестывая голень назад,
приставным шагом).

 Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением (вперед, назад,
вправо, влево).
 Прыжки на одной ноге.
 Удары по мячу ногой с места (с нескольких шагов разбега).
Планируемые результаты коррекционной работы
1. Восприятие и реагирование на базальные раздражители:
 умение воспринимать тактильные, вестибулярные/кинестетические
раздражители;
 умение воспринимать тело как единое целое (осознание границ тела
через различные модальности), восприятие различных частей тела;
2. Освоение доступных способов контроля над функциями
собственного тела:
 контроль положения головы;
 контроль тела в положении лежа, сидя, стоя;
 освоение (полное, частичное) двигательных переходов в
горизонтальной, вертикальной плоскости;
 передвижение (перемещение) в пространстве без использования
технических средств;
3. Освоение новых двигательных навыков, координации движений.
4. Демонстрация физических качеств:
силовые способности, выносливость, гибкость;
 способность к статическому и динамическому равновесию;
 способность ориентироваться в пространстве;
 умение демонстрировать знакомые действия в незнакомой
обстановке, при усложненных условиях выполнения.
4. Самостоятельность в освоении и совершенствовании двигательных
умений.
5. Мелкая и общая моторика:
 умение подстраивать кисть под форму предмета;
 умение обследовать предметы с помощью рук с различной помощью
взрослого;
 освоение функциональных действий руками (удерживать, отпускать,
брать, отталкивать, тянуть предметы, опираться, использовать
различные захваты, выполнять действие одной/двумя руками и т.д.).
6. Сохранение жизненно важных функций организма (дыхание,
сердечнососудистая системы, подвижность в суставах и др.)

Перечень учебно-методического, материально-технического обеспечения
Спортивный инвентарь
Гантели 14 шт
Мешочки с песком 14 шт
Эспандеры 7шт
Коврики 7 шт
Коврик массажный 7 шт
Мяч фитбольный 7шт
Мяч резиновый 7шт
Палки гимнастические 7шт
Скакалки 7шт
Обруч 7шт
11. Полусферы 7 шт
12.
Легкие мячи 10 шт.
13.
Фитболы 5 шт.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1.

АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями), 5-9 классы (2 вариант).
2.

Примерные

коррекционным

рабочие
курсам

программы
образования

по

учебным

обучающихся

предметам
с

и

умственной

отсталостью, вариант 2, - М.: Просвещение, 2018. – 544 с.
3.

Гриненко М.Ф. «Целебная сила движений».

4.

Крутецкий В.А. «Психология обучения и воспитания школьников»,
Москва, «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2006г.

5.

Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью под редакцией Л, Б, Баряевой. Санкт-Петербург, 2011 год.

Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным
недоразвитие интеллекта» Под редакцией кандидата психологический наук,
профессора - Бгажнокова И. М. Москва, 2012.- 304 с.

Тематическое планирование
5 класс (68 часов)
Темы занятий

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Т. Б на уроках. Прыжки и подскоки.
Упражнения, стоя у стены. Игра «Замри».
Упражнения на дыхание. Игра «Мяч соседу»
Игра «Делай так, делай эдак».
Упражнения на координацию. Игра «Мяч в кругу».
Упражнения на равновесие.
Садиться из положения «лежа на спине».
Ходьба с предметом на голове.
Удержание головы в разных положениях.
Выполнение движений руками.
Круговая тренировка.
Ходьба до различных ориентиров.
Прыжки. Игра «Попади мячом в булаву».
Опора на предплечья, на кисти рук.
Бросание мяча двумя руками.
Подъем туловища, сидя на скамейке.
Ловля мяча на уровне груди.
Изменение позы в положении лежа.
Изменение позы в положении сидя.
Изменение позы в положении стоя.
Силовые упражнения.
Упражнения на животе.
Упражнения на осанку.
Упражнения на плоскостопие.
Упражнения с гимнастическими палками.
Вставание на колени из положения сидя.
Упражнения на реакцию.
Игры.
Стояние без опоры.
Выполнение движений ногами.
Ходьба с препятствиями
Игры с мячом.
Эстафеты.
Игры. Итоговый урок.

Количество
часов

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Тематическое планирование
6 класс (68 часов)

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Темы занятий

Количество
часов

Т.Б на уроках. Правила хорошей осанки.
Повороты направо, налево с указанием направления.
Упражнения на дыхание. Игра «Мяч соседу»
Дыхательные упражнения по подражанию
Упражнения на координацию. Игра «Мяч в кругу».
Упражнения на равновесие.
Садиться из положения «лежа на спине».
Ходьба с предметом на голове.
Удержание головы в разных положениях.
Выполнение движений руками.
Игра «Делай так, делай эдак».
Опора на предплечья, на кисти рук.
Игра «Попади мячом в булаву».
Основы знаний: понятие «направляющий».
Бросание мяча двумя руками.
Подъем туловища, сидя на скамейке.
Ловля мяча на уровне груди.
Изменение позы в положении лежа.
Изменение позы в положении сидя.
Изменение позы в положении стоя.
Отбивание мяча от пола двумя руками
Упражнения на животе.
Упражнения на осанку.
Упражнения на плоскостопие.
Упражнения с гимнастическими палками.
Вставание на колени из положения сидя.
Упражнения на реакцию.
Игра «Замри».
Стояние без опоры.
Выполнение движений ногами.
Ходьба с препятствиями
Игры с мячом.
Эстафеты.
Игры. Итоговый урок.

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Тематическое планирование
7 класс (68 часов)

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Темы занятий

Количество
часов

Т.Б на уроках. Правила хорошей осанки.
Повороты направо, налево с указанием направления.
Упражнения на дыхание. Игра «Мяч соседу»
Дыхательные упражнения по подражанию
Упражнения на координацию. Игра «Мяч в кругу».
Ходьба на носках
Садиться из положения «лежа на спине».
Ходьба с предметом на голове.
Удержание головы в разных положениях.
Выполнение движений руками.
Игра «Делай так, делай эдак».
Опора на предплечья, на кисти рук.
Игра «Попади мячом в булаву».
Основы знаний: понятие «направляющий».
Бросание мяча двумя руками.
Подъем туловища, сидя на скамейке.
Бег с высоким подниманием бедра
Изменение позы в положении лежа.
Изменение позы в положении сидя.
Изменение позы в положении стоя.
Отбивание мяча от пола двумя руками
Упражнения на животе.
Упражнения на осанку.
Упражнения на плоскостопие.
Прыжки на одной ноге.
Вставание на колени из положения сидя.
Упражнения на реакцию.
Игра «Замри».
Стояние без опоры.
Выполнение движений ногами.
Ходьба с препятствиями
Игры с мячом.
Эстафеты.
Игры. Итоговый урок.

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Тематическое планирование
8 класс (68 часов)
Темы занятий

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Т.Б на уроках. Правила хорошей осанки.
Наклоны, повороты головы.
Упражнения на дыхание. Игра «Мяч соседу»
Дыхательные упражнения по подражанию
Упражнения на координацию. Игра «Мяч в кругу».
Упражнения на равновесие.
Садиться из положения «лежа на спине».
Ходьба с предметом на голове.
Удержание головы в разных положениях.
Движения рук в разных направлениях.
Игра «Делай так, делай эдак».
Опора на предплечья, на кисти рук.
Игра «Попади мячом в булаву».
Основы знаний: понятие «направляющий».
Бросание мяча двумя руками.
Подъем туловища, сидя на скамейке.
Ловля мяча на уровне груди.
Изменение позы в положении лежа.
Изменение позы в положении сидя.
Изменение позы в положении стоя.
Отбивание мяча от пола двумя руками
Упражнения на животе.
Упражнения на осанку.
Упражнения на плоскостопие.
Упражнения с гимнастическими палками.
Вставание на колени из положения сидя.
Упражнения на реакцию.
Выполнение команд: «Становись!», «Разойдись!»,
«Смирно!».
Стояние без опоры.
Выполнение движений ногами.
Ходьба с препятствиями
Игры с мячом.
Эстафеты.
Игры. Итоговый урок.

Количество
часов

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Тематическое планирование
9 класс (68 часов)
Темы занятий

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Т.Б на уроках. Упражнения на плоскостопие.
Упражнения, стоя у стены. Игра «Замри».
Упражнения на дыхание. Игра «Мяч соседу»
Игра «Делай так, делай эдак».
Упражнения на координацию. Игра «Мяч в кругу».
Упражнения на равновесие.
Садиться из положения «лежа на спине».
Ходьба с предметом на голове.
Удержание головы в разных положениях.
Выполнение движений руками.
Круговая тренировка.
Ходьба до различных ориентиров.
Прыжки. Игра «Попади мячом в булаву».
Опора на предплечья, на кисти рук.
Бросание мяча двумя руками.
Подъем туловища, сидя на скамейке.
Ловля мяча на уровне груди.
Изменение позы в положении лежа.
Изменение позы в положении сидя.
Изменение позы в положении стоя.
Силовые упражнения.
Упражнения на животе.
Упражнения на осанку.
Упражнения на плоскостопие.
Упражнения с гимнастическими палками.
Вставание на колени из положения сидя.
Упражнения на реакцию.
Игры.
Стояние без опоры.
Выполнение движений ногами.
Ходьба с препятствиями
Игры с мячом.
Эстафеты.
Игры. Итоговый урок.

Количество
часов

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».