Предметно-практические действия 5-9 классов (2 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
коррекционного курса «Предметно-практические действия»
для обучающихся 5-9 классов
(АООП ООО 2 вариант)

Пояснительная записка
Программа коррекционного курса «Предметно-практические действия»
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 2).
Цель
курса - используя различные многообразные виды деятельности
(предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными
игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания,
зрительно - двигательной координации, пространственных представлений,
наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и
связи с практической деятельностью
Основные задачи:
- формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
- развитие собственной активности ребенка;
- формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
- формирование и развитие целенаправленных действий;
- развитие планирования и контроля деятельности;
- развитие способности применять полученные знания для решения новых
аналогичных задач.
Общая характеристика коррекционного курса
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой,
умственной отсталостью, с множественными нарушениями развития процессы
восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены
или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со
значительной задержкой. У многих детей действия с предметами остаются на
уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима
специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных
видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования
элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в
произвольные целенаправленные действия с различными предметами и
материалами.
Коррекционный курс «Предметно-практические действия» знакомит с
различными предметами и
материалами,
способствует
формированию
элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в
произвольные целенаправленные действия с ними. Данный курс способствует более
глубокому усвоению содержания основных знаний и умений по предмету
«Математические представления», а также реализации коррекционных задач:
- развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- формирование и развитие реципрокной координации;

- развитие пространственных представлений;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Программа коррекционного курса «Предметно – практические действия» включает
в себя следующие разделы:
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Выполнение простых подражательных движений: «делаем вместе» — движения рук,
кистей. Пальчиковая гимнастика. Складывание простейших фигур из счетных
палочек по образцу. «Не урони»: перенос предмета на листе картона, бумаге, с
постепенным уменьшением устойчивости предмета (кубик, карандаш, шарик).
Разминание в руках пластилина, теста. Обводка по трафарету (внутреннему и
внешнему) и штриховка. Развитие координации движений руки и глаза
(нанизывание бус, шнуровка). Работа в технике рваной аппликации. Сгибание
бумаги. Работа по образцу с бумагой: свёртывание фигурки.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой. Выделение круга,
треугольника, квадрата, прямоугольника) из группы различных фигур. Исключение
«лишнего» из нескольких однородных по форме фигур. Обводка геометрической
фигуры по контурной линии. Обводка геометрической фигуры круг по шаблону
(трафарету внутреннему и внешнему) и штриховка. Сборка геометрической
фигуры круг из 2-4 - х частей. Группировка предметов по форме (по показу и на
основе речевой инструкции: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные).
Подбор и выкладывание плоскостных форм по инструкции учителя. Выкладывание
«чередующегося
ряда»
через
один
элемент.
«Что
собрано
неправильно?»
Выделение из однородных предметов (по одному признаку) по величине, длине,
ширине, высоте, толщине, глубине, цвету, их сравнение. Выделение одинаковых
и разнородных (по одному признаку) предметов Исключение «лишнего» предмета
из нескольких однородных (по одному признаку). Определение среднего предмета
из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию
(по возрастанию, убыванию). Группировка предметов по одному признаку. Выбор
предмета по названию. Подбор и выкладывание плоскостных форм по инструкции
учителя. Сравнение однородных предметов по двум признакам. Нахождение
предметов по заданным признакам. Узнавание, нахождение, показ и отбор парных
предметов. Соотнесение предмета с его изображением на картинке.
Составление целого из частей (2-4 детали) из разрезных картинок (разрезанных по
вертикали, горизонтали, скошенной линии). Действия с предметами в рамках
сюжетной игры, постройки из крупного ЛЕГО-конструктора, мозаики, счётных
палочек.
Восприятие пространства.
Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед,
после, за, следующий за, следом, между. Расположение предметов на картине,
выкладывание предметов в соответствии с инструкцией учителя. «Что
изменилось?». Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая
или левая нога). Выполнение упражнений на усвоение пространственных
отношений (на, над, под, за и т.д.). Расположение предметов на картине,
выкладывание предметов в соответствии с инструкцией учителя «Что изменилось?».
Пространственная ориентировка на поверхности парты (по центру, верху, внизу,

справа, слева). Расположение предметов на картине. Расположение предметов на
картине, выкладывание предметов в соответствии с инструкцией учителя .
Расположение предметов на картине, выкладывание предметов в соответствии с
инструкцией учителя. «Что изменилось?». Ориентировка в помещении по
инструкции педагога. Движение в заданном направлении.
Тактильно-двигательное восприятие.
Действия с предметами: определение на ощупь предметов, геометрических тел и
фигур. «Чудесный мешочек». Нахождение отличительных и общих признаков двух
предметов. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. «Разложи ряд»
чередование предметов через один по форме, по величине, по цвету. Что лишнее»
Исключение предмета из нескольких однородных по цвету, форме, величине. «Что
изменилось?» Выкладывание мозаики по образцу «Дом с крышей и трубой».
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов,
состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога).
Восприятие особых свойств предметов.
Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжёлый – лёгкий).
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание).
Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев,
скрип снега, шум шин). Различение речевых и музыкальных звуков. Подражание
неречевым и речевым звукам. Характеристика звуков по громкости
Выкладывание ряда по словесной инструкции учителя.
Место коррекционного курса в учебном плане
Коррекционный курс «Предметно-практические действия» входит в учебный
план, в часть формируемую участниками образовательных отношений.
На изучение курса «Предметно-практические действия» по учебному плану
отведено в:
5 классе - 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели
6 классе - 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели
7 классе - 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели
8 классе - 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели
9 классе - 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели

Предполагаемые результаты
Обучающиеся должны:
- Освоить на элементарном уровне простые действия с предметами и материалами
- Сборка геометрической фигуры из 2 - 4 - х частей
- Узнавать предметы по заданным признакам.
- Сравнивать предметы по внешним признакам.
- Понимать и выполнять последовательности действий.
- Ориентироваться в пространстве.

- Выполнять простые постройки по образцу и простые подражательные движения:
«делаем вместе»
- Согласовывать своё поведения и действия с предъявляемой инструкцией.
- Понимать необходимости соблюдения некоторых норм и правил поведения.
- Обводить геометрические фигуры по контурной линии по шаблону (трафарету
внутреннему и внешнему) и штриховать.
Исключать
«лишнее»
из
нескольких
однородных
по
форме,
цвету, размеру фигур.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материально-техническое оснащение коррекционного курса «Предметнопрактические действия» включает:
- геометрические фигуры
- предметы для сжимания (пластилин, бумага, салфетки);
- нитки, бусы;
- счётные палочки, цветные карандаши, трафареты, шаблоны, альбом.
- Компьютер, информационные ресурсы.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Басилова, Т.А. Как помочь малышу со сложными нарушениями развития:
пособие для родителей / Т.А. Басилова, Н.А. Александрова - М.: Просвещение,
2008.
2. Воспитание и обучение детей с умеренной и тяжёлой интеллектуальной
недостаточностью/ А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. – М.: Просвещение, 2003.
3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ,
1999.
4. Екжанова, Е.А. Программа дошкольных образовательных
учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А Екжанова, Е.А.
Стребелева. – М.: Просвещение, 2005
5. Маллер, А.Р. Программа обучения детей с умеренной тяжёлой отсталостью
/А.Р.Маллер. – М.: Просвещение, 1962.
6. Новосёлова, Н.А. Программы обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной
отсталостью/ Н.А. Новосёлова, А.А. Шлыкова. – екатеринбург: Центр «Учебная
книга», 2004.
7. Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной
отсталостью/ под ред. Л.Б. Баряевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011
8. Ухтомский, А.А. Доминанта / А.А. Ухтомский. - СПб.: Питер, 2002
9. Худенко, Е.Д. Программа для детских домов-интернатов для умственно
отсталых детей «Воспитание, обучение и социализация детей» / Е.Д. Худенко. М.: АНМЦ Развитие и коррекция, 2007
10. Шинаренко, В.А. Формирование готовности к трудовому обучению у детей с
умеренной и тяжёлой умственной отсталостью /В.А. Шинаренко. – Минск, 2004
11. Янушко, Е.А. Лепка с детьми раннего возраста/Е.А. Янушко. – М.,2005

Тематическое планирование 5 класс
Названия тем уроков
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
Выполнение простых подражательных движений: «делаем вместе» движения рук, кистей. Пальчиковая гимнастика.
Складывание простейших фигур из счетных палочек по образцу.
Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка.
Штриховка рисунка цветными карандашами.
Разминание в руках пластилина.
Сгибание бумаги. Работа по образцу с бумагой.
Перенос предмета на листе картона.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой
Обводка геометрических фигур по контурной линии
Обводка геометрических фигур круг по шаблону, трафарету и
штриховка.
Сборка геометрической фигуры из 2-4 - х частей.
Выделение разнородных предметов по величине (большой-маленький).
Исключение «лишнего»
Выделение из разнородных предметов по длине (длинный-короткий).
Исключение «лишнего».
Выделение из однородных предметов по ширине (широкий-узкий), их
сравнение. Выбор одинаковых.
Выделение из однородных предметов по высоте (высокий-низкий).
Сбор одинаковых по высоте.
Выделение из разнородных предметов по толщине (толстый-тонкий).
Исключение «лишнего»
Выделение из однородных предметов по глубине (глубокий-мелкий).
Выделение однородных предметов по цвету. Выбор предмета по
названию цвета.
Штриховка заданного рисунка цветом в соответствии с цифровым
обозначение на рисунке.
Нахождение предметов по заданным признакам.
«Разложи ряд» чередование предметов через один по форме, по
величине, по цвету.
Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус).
Восприятие пространства.
Определение отношения порядка следования: первый, последний,
крайний, перед, после и т.д.
Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или
левая нога).

Кол-во
часов
1
1
2
2
1
1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2

Тематическое планирование 6 класс
Названия тем уроков
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
Выполнение простых подражательных движений: Пальчиковая
гимнастика.
Складывание фигур из счетных палочек по образцу.
Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка.
Штриховка рисунка цветными карандашами.
Разминание в руках пластилина.
Работа с пластилином. Катание жгутиков
Работа с пластилином. Катание шариков
Работа с пластилином. Солнышко
Сгибание бумаги. Работа по образцу с бумагой.
Сгибание бумаги. Самолётик
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
Геометрические фигуры
Обводка геометрических фигур по контурной линии
Обводка геометрических фигур круг по шаблону, трафарету и
штриховка.
Выделение разнородных предметов по величине.
Выделение из разнородных предметов по длине.
Выделение из однородных предметов по ширине.
Выделение из однородных предметов по высоте.
Выделение из разнородных предметов по толщине.
Выделение из однородных предметов по глубине.
Выбор предмета по названию цвета.
Штриховка заданного рисунка цветом в соответствии с цифровым
обозначение на рисунке.

Кол-во
часов
1
3
4
2
1
1
1
1
2
1
1
2
4
1
1
1
1
1
1
2
2

Тематическое планирование 7 класс
Названия тем уроков
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
Нахождение предметов по заданным признакам.
«Разложи ряд». Чередование предметов через один по форме, по
величине, по цвету.
Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус).
Восприятие пространства.
Определение отношения порядка следования: первый, последний,
крайний, перед, после и т.д.
Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или
левая нога).

Кол-во
часов
7
2
3
4
2

Расположение предметов на картине
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
Составление контуров геометрических фигур из веревки
Плетение косичек из ниток
Работа с пластилином - домик
Работа с пластилином – цветик - семицветик
Работа с бумагой – аппликация елка
Работа с бумагой - «Снеговик».
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение,
жужжание).
Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды
Восприятие особых свойств предметов.
Различение и сравнение разных предметов по признаку веса.

3
1
2
2
2
2
1
1
1
1

Тематическое планирование 8 класс
Названия тем уроков
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
Работа с природным материалом: шишками
Аппликация из сухих листьев, цветов
Аппликация из геометрических фигур
Работа с пластилином - дерево
Работа с пластилином: фигурки животных
Аппликации из ватных дисков: новогодние.
Работа с крупами - пейзаж
Работа с бусинами. Нанизывание на веревку бусин по цвету
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов.
«Разложи ряд». Чередование предметов через один по форме, по
величине, по цвету.
Исключение предмета из нескольких однородных по цвету, форме,
величине.
Игра «Что исчезло»
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
Выкладывание мозаики по образцу.
Складывание пазлов из 16 частей.
Складывание пазлов из 24 частей и более
Восприятие пространства.
Определение отношения порядка следования: первый, последний,
крайний, перед, после и т.д.
Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или
левая нога).
Расположение предметов на картине

Кол-во
часов
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
1
2
4
1
2
2
1
3

Тематическое планирование 9 класс
Названия тем уроков
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
Работа с природным материалом: шишками
Аппликация из сухих листьев, цветов
Оригами, Лодочка, лягушка.
Рваная аппликация: пейзаж
Работа с пластилином: мозаика
Работа с пластилином: фигурки животных
Аппликации из ватных дисков: новогодние.
Бумагокручение: дерево
Обрывная аппликация: цветы
Восприятие пространства.
Расположение предметов (по центру, верху, внизу, справа, слева).
Расположение предметов на картине
Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний,
перед, после и т.д.
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Игра «Что исчезло»
Игра «Что лишнее»
Тактильно-двигательное восприятие.
Игра «Чудесный мешочек».

Колво
часов
2
2
4
2
3
2
3
2
3
2
2
2

2
2
1

Приложение №1
Содержание мониторинга достижений результатов.
Овладение обучающимися содержания коррекционного курса «Предметнопрактические действия» характеризуется достижениями обучающихся в усвоении
знаний и умений, способностью их применять в практической деятельности.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание
результатов.
Годовая аттестация представляет собой оценку результатов освоения
программы, по итогам учебного года. Основой служит анализ результатов обучения
ребёнка, динамика развития его личности.
Результаты анализа представляются в таблице овладения обучающимися
программой по учебному курсу.
По итогам освоения отраженных в программе задач и анализа результатов
обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка.
При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения
обучающихся в освоении отдельных параметров, которые не должны
рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Оценка выявленных результатов обучения основывается на качественных
критериях по итогам выполняемых практических действий: выполняет действие
самостоятельно, по инструкции, по образцу, с частичной физической помощью, со
значительной физической помощью, действие не выполняет, узнаёт объект, не
всегда узнаёт объект, не узнаёт объект.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, обусловленных
тяжестью имеющихся у ребёнка нарушений, оценивается его эмоциональное
состояние, другие возможные личностные результаты.
Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в
образовательной области будет создавать основу для корректировки
Система оценочных показателей предметных результатов:
№ Степень самостоятельности обучающегося
Оценочные показатели
(в баллах)
1. Действие не выполняет
0 баллов
2. Выполняет действие со значительной помощью 1 балл
педагога
3. Выполняет действие с частичной помощью педагога 2 балла
4. Выполняет действие по образцу
3 балла
5. Выполняет действие по инструкции
4 балла
6. Выполняет действие самостоятельно
5 баллов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».