Сенсорное развитие 5-9 классов (2 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы

Рабочая программа
коррекционного курса «Сенсорное развитие»
для обучающихся 5-9 классов
(АООП ООО 2 вариант)

Пояснительная записка «Сенсорное развитие»
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» разработана для
обучающихся умственной отсталостью (вариант 2), которая отвечает
требованиям специфики работы с детьми, имеющими отклонения в умственном
развитии,
на
основе
рекомендаций
адаптированной
основной
общеобразовательной программы.
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия
окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является
чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического,
эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества
сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает
окружающий мир. У данной категории детей сенсорный опыт спонтанно не
формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль
развития чувственного опыта: ощущений и восприятий.
Цель программы: обогащение чувственного опыта у обучающихсяв процессе
целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Задачи программы:
 Обогащение чувственного познавательного опыта, нацеленное на
развитие памяти, мышления, речи, воображения.
 Формирование на основе активизации работы всех органов чувств,
адекватного
восприятия
явлений
и
объектов
окружающей
действительности в совокупности их свойств.
 Коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе
систематического и целенаправленного формирования полноценного
восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств
предметов, их положения в пространстве.
 Формирование способности воспринимать окружающий мир во всем
многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов,
ритмов).
 Совершенствование сенсорно - перцептивной деятельности.
 Обогащение словарного запаса детей на основе использования
соответствующей терминологии.
 Исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно –
двигательной координации.
Программа предусматривает развитие и воспитание детей в различных
видах деятельности (игра, изо-деятельность, психологические тренинги и др.),
преимущественно коллективных, что взаимно обогащает учеников, вызывает у
них положительные эмоции, учит управлять собственным поведением.
Описание места коррекционного в учебном плане
Коррекционный курс входит в часть учебного плана формируемую
участниками образовательных отношений. На изучение курса в учебном плане
отведено 2 часа в неделю с 5 - 9 класс, 68 часа в год.

Планируемые результаты освоения программы
Обучающиеся могут знать:
 Основные цвета и их оттенки.
 Времена года, часы, время.
 Понимание структуры
материалов (дерево, металл, клейстер, крупа,
вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий,
шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).
 Вкусовые качества продуктов, запахи предметов.
Обучающиеся могут научиться:
 Определять противоположные качества и свойства предметов.
 Распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности,
продукты питания по запаху и вкусу.
 Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам.
 Смешивать цвета, называть их.
 Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.
 Определять возраст людей, время.
 Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам.
 Пользоваться элементами расслабления.
Содержание программы
Программа включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое
восприятие»,
«Кинестетическое
восприятие»,
«Восприятие
запаха»,
«Восприятие вкуса». Содержание каждого раздела представлено по принципу
от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на
расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию
активности. Под активностью подразумеваются психические, физические,
речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость,
концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения
формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только
распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию,
что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Зрительное восприятие.Фиксация взгляда на лице человека.Фиксация взгляда
на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся
игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на
уровне глаз,выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от
ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным
предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад).
Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание
(различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).

Слуховое
восприятие.Локализация
неподвижного
источника
звука,
расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко
расположенным
перемещающимся
источником
звука.Локализация
неподвижного удаленного источника звука.Соотнесение звука с его
источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.
Кинестетическое восприятие. Эмоционально -двигательная реакция на
прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево,
металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре
(холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий,
густой, сыпучий).Реакция на вибрацию, исходящую от объектов.Реакция на
давление на поверхность тела.Реакция на горизонтальное(вертикальное)
положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на
соприкосновение тела с разными видами поверхностей.Различение материалов
(дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) потемпературе (холодный,
горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой),
вязкости (жидкий, густой).
Восприятие запаха.Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по
запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.).
Восприятие вкуса.Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам
(горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий,
сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.).
Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький,
сладкий, кислый, соленый).
Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
Для проведения уроков по развитию психомоторики требуется специально
организованная предметно – пространственная развивающая среда:
Электронные средства обучения.
Диски.
1. «Гарфилд-малышам»- Учим цифры.
2. «Гарфилд-первоклассникам.Чтение».
3. «Гарфилд-второклассникам.Чтение».
4. «Гарфилд.-малышам –развиваем мышление».
5. «Гарфилд -малышам.Учим буквы и слова.»
6. «Гарфилд- малышам.Учимсясчитать .»
7. «Гарфилд-первоклассникам» математика.
8. «Гарфилд-первоклассникам» грамота и письмо.
9. «Гарфилд-первоклассникам».Цвет.
Презентации.
1. Презентация №1Графический диктант.
2. Презентация №2 Геометрические фигуры.

3. Презентация №3 Движения и жесты.
4. Презентация №4 Месяцы.
5. Презентация №5 Времена года.
6. Презентация №6 Развитие мыслительных операций.
7. Презентация №7 Цветовой спектр
8. Презентация №8Восприятие.
9. Презентация№9 Оттенки цветов.
10.Презентация №10 Мозговая гимнастика.
11.Презентация №11 Термометр.
12.Презентация№12 Время года-весна.
13.Презентация №13 Время года-осень.
14.Презентация №14 Развитие памяти
15.Презентация №15 Ориентация в пространстве.
16.Презентация №16 Расположение в пространстве.
17.Презентация №17 Развитие памяти.
18.Презентация № 18 Времена года.
19.Презентация №19 Группировка предметов.
20.Презентация №20 Группировка предметов по признакам.
21.Презентация №21 Время по часам.
22. Презентация №22. Что мы знаем о часах.
23.Презентация №23. Сутки.
24.Презентация №24.Развитие памяти и внимания.
25.Презентация №25.Интеллектуальная игра.
26-27.Презентация № 26-27.Музыкальные инструменты.
28.Презентация №28 .Ориентировка в пространстве.
Демонстрационный и раздаточный материал
(направленный на развитие когнитивной сферы)
1. Часть-целое.
2. Противоположность.
3. Числовой ряд.
4. Классификация.
5. Выделение существенных свойств предметов.
6. Развитие внимания. Таблица Шульте.
7. Исключение понятий.
8. Анаграммы.
9. Развитие внимания.Ребусы.
10.Анаграммы со слогами.
11.Часть-целое.
12.Обобщение.

13.Аналогии.
Список учебно-дидактических игр и пособий.
1.Развивающая игра «Путаница».
2.Развивающая игра «Ассоциации. Русские народные сказки»
3.Развивающее лото «Кем быть?»
4.Развивающая игра «Волшебные проволочки»
5.Развивающая игра «Хитрые слова».
6.Развивающая игра «Что? Откуда? Почему?»
7.Развивающая игра «Букашки».
8. Развивающая игра «Детям о времени».
9. Развивающая игра «Расскажи про свой город».
10. Развивающая игра «Назови одним словом».
11. Развивающая игра «Чем отличаются слова».
12. Развивающая игра «Мозаика».
13. Развивающая игра «Пазлы»-160 штук.
14. Развивающая игра «Пазлы»-500 штук.
15. Развивающая игра «Цвет».
16.Набор красок для арттерапии.
17. Набор пуговиц для развития мелкой моторики.
18.Набор для лепки (пластилин).
19.Набор спичек для развития моторики.
20.Пазлы- 15 штук.
21.Обьемные кубики.
22.Надувной бассейн с мячиками (25 мячей).
23.Дидактическая игра «Мой дом».
24.Деревянные пазлы-8 штук.
25. Трафареты(набор)-1 штука.
26. Мягкие пазлы (№1,№2,№3,№4.),мягкие пазлы с буквами.
27. Деревянные головоломки-8 штук.
28. Принадлежности для арттерапии, ароматерапии.
29.Сенсорные панели-2 штуки.
30.Сухой дождь-1 штука.
31.Мягкий бассейн с мячами-(1000 мячей)-1 штука.
32 .Мягкий бассейн с мячами-(250 мячей)-1 штука.
32. Кресла «Груша»-3 штуки.
33.Массажные коврики-3 штуки.
34.Пузырьковая колонна-1 штука.
35. Цветной модуль из геометрических фигур-1 набор.
36.Проектор «Солнечный»-1 штука.
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические
материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003.- 88 с.

2.Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку.
– СПб «Детство – Пресс», 2001. – 123 с.
3.Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец.
(коррекц.) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2009. –
160 с.
4.Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в
развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство
«Книголюб», 2008. – 128с.
5.Никитин Ю.З., Никитина Е.Ю. Развитие сообразительности у детей. –
Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999. – 192 с.
6.Степанова О.А. Игровая школа мышления: Методическое пособие. (Серия
«Игровые технологии») – М.: ТЦ Сфера, 2003 – 128 с.
7.Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в
развитии. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 180 с.
8.Холодова О. Е.Юным умникам и умницам М.: Издательство «Книголюб»,
2012. –52 с.

Приложение №1.
1.Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И.
Озерецкого, М. О. Гуревича):
Оценка статического равновесия
- сохранить равновесие в течение не менее 6-8 с (средний уровень,
удовлетворительный результат) в позе "аист": стоя на одной ноге, другую
согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги,
руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания
конечностей.
Оценка динамического равновесия
- преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед
собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не
должно быть при этом более 50см.
2.Оценка ручной моторики:
- выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть
вперед второй и пятый пальцы ("коза"), второй и третий пальцы ("ножницы"),
сделать "кольцо" из первого и каждого следующего пальца;
- координация движений обеих рук "кулак - ладонь": руки лежат на столе,
причем одна кисть сжата в кулак, другая - с распрямленными пальцами.
Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и
сжимая другую.
Тесты зрительно-моторной координации:
- срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий,
букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
- срисовывание фразы из 3-4 слов, написанной письменным шрифтом, с
сохранением всех элементов и размеров образца.
3.Оценка тактильных ощущений:
- узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик,
ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;
- узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат,
треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.
4.Оценка владения сенсорными эталонами: Тесты цветоразличения
- раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от
самого темного до самого светлого;
- называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3
оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.).
Различение формы.
- группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком
выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат.Необходимо подобрать к ним
соответствующие фигуры из 15 предложенных).
В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание:
увеличить количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала
(до 24). Восприятие величины.
- раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10
палочек длиной от 2 до 20 см;

- ранжирование по величине L. ряд 1С элементов на основе абстрактного
восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру,
которую убрал экспериментатор.
5.Оценка зрительного восприятия:
- узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);
- узнавание контурных изображений (5 изображений);
- узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);
- выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом,
перевернутых.
6.Оценка слухового восприятия:
- воспроизведение несложных ритмических рисунков;
- определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на
магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана,
стук молотка и др.;
- определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные
картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с
соответствующего звука).
7.Оценка пространственного восприятия:
- показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева,
справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;
- выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение
расположения предметов в пространстве (над - под, на - за, перед - возле,
сверху - снизу, выше -ниже и т. д.);
- конструирование по образцу из 10 счетных палочек.
8.Оценка восприятия времени:
- с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем
времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем
(например: "Весна закончится, какое время года наступит?" И т. д.).
Данные мониторинга обрабатываются с периодичностью 3 раза в год
(сентябрь, декабрь, май.)
Тематическое планирование, 5 класс

№
1.

Наименование разделов и тем

Исследование психомоторики и сенсорных процессов. (1 час)

Всего
часов
1

Раздел №1.Развитие моторики, графомоторных навыков(8 час.)
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из
двух звеньев.
4-5. Координация движений - игра с мячом.
Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и
6-7
рисование по трафарету
8-9 Штриховка в разных направлениях.
Тактильно-двигательное восприятие(8 час.)
10-11 Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру.
2-3.

2
2

2
2
2

12-13
14-15
16-17

Работа с пластилином и глиной
Игры со средней мозаикой.
Игры с мелкой мозаикой.
Восприятие особых свойств предметов(4 час.)

2
2
2

18
19.
20.
21.

Вкусовые качества - сладкое — горькое
Вкусовые качества - сырое — вареное.
Обозначение словом вкусовых ощущений.
Восприятие чувства тяжести от разных предметов.

1

1
1
1

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов(12 часов)
22-23
24-25
26-27
28-29
30-33

Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник); обобщение словом.
Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота,
длина, толщина), обозначение словом.
Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и
форме).
Различение цветов и оттенков.
Подбор оттенков цвета к основным цветам.

2

2
2

2
4

Восприятие пространства(8 час.)
34-35
36-37
38-39
40-41

42-43
44-47
48-51
52-56
57-58
59-60

Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше.
Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами.

Развитие зрительного восприятия(15 час.)
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи,
светящиеся игрушки)
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале.
Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.
Тренировка зрительной памяти.
Развитие слухового восприятия(4 час)
Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов.
Нахождение одинаковых по звучанию объектов.
Восприятие времени(8 час)

61-62 Времена года
63-64 Порядок месяцев в году.
65-68 Измерение времени (сутки, неделя, месяц).

2
2
2
2
2
4
4
5
2
2
2
2
4

Всего- 68 часов.
Тематическое планирование, 6 класс

№
1.

Наименование разделов и тем

Исследование психомоторики и сенсорных процессов. (1 час)

Всего
часов
1

Раздел №1.Развитие моторики, графомоторных навыков(8 час.)
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из
двух звеньев.
4-5. Координация движений - игра с мячом.
Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и
6-7
рисование по трафарету
8-9 Штриховка в разных направлениях.
Тактильно-двигательное восприятие(8 час.)
2-3.

2
2

2
2

10-11
12-13
14-15
16-17

Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру.
Работа с пластилином и глиной
Игры со средней мозаикой.
Игры с мелкой мозаикой.
Восприятие особых свойств предметов(4 час.)

2
2
2
2

18
19.
20.
21.

Вкусовые качества - сладкое — горькое
Вкусовые качества - сырое — вареное.
Обозначение словом вкусовых ощущений.
Восприятие чувства тяжести от разных предметов.

1

1
1
1

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов(12 часов)
22-23
24-25
26-27
28-29
30-33

Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник); обобщение словом.
Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота,
длина, толщина), обозначение словом.
Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и
форме).
Различение цветов и оттенков.
Подбор оттенков цвета к основным цветам.

2

2
2

2
4

Восприятие пространства(8 час.)
34-35
36-37
38-39
40-41

42-43
44-47
48-51
52-56
57-58
59-60

Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше.
Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами.

Развитие зрительного восприятия(15 час.)
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи,
светящиеся игрушки)
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале.
Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.
Тренировка зрительной памяти.
Развитие слухового восприятия(4 час)
Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов.
Нахождение одинаковых по звучанию объектов.
Восприятие времени(8 час)

61-62 Времена года
63-64 Порядок месяцев в году.
65-68 Измерение времени (сутки, неделя, месяц).

2
2
2
2
2
4
4
5
2
2
2
2
4

Всего- 68 часов.
Тематическое планирование, 7 класс

№
1.

Наименование разделов и тем

Исследование психомоторики и сенсорных процессов. (1 час)

Всего
часов
1

Раздел №1.Развитие моторики, графомоторных навыков(8 час.)
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из
двух звеньев.
4-5. Координация движений - игра с мячом.
Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и
6-7
рисование по трафарету
8-9 Штриховка в разных направлениях.
2-3.

2
2

2
2

10-11
12-13
14-15
16-17

Тактильно-двигательное восприятие(8 час.)
Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру.
Работа с пластилином и глиной
Игры со средней мозаикой.
Игры с мелкой мозаикой.
Восприятие особых свойств предметов(4 час.)

18
19.
20.
21.

Вкусовые качества - сладкое — горькое
Вкусовые качества - сырое — вареное.
Обозначение словом вкусовых ощущений.
Восприятие чувства тяжести от разных предметов.

2
2
2
2
1

1
1
1

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов(12 часов)
22-23
24-25
26-27
28-29
30-33

Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник); обобщение словом.
Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота,
длина, толщина), обозначение словом.
Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и
форме).
Различение цветов и оттенков.
Подбор оттенков цвета к основным цветам.

2

2
2

2
4

Восприятие пространства(8 час.)
34-35
36-37
38-39
40-41

42-43
44-47
48-51
52-56
57-58
59-60

Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше.
Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами.

Развитие зрительного восприятия(15 час.)
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи,
светящиеся игрушки)
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале.
Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.
Тренировка памяти.
Развитие слухового восприятия(4 час)
Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов.
Нахождение одинаковых по звучанию объектов.
Восприятие времени(8 час)

61-62 Времена года
63-64 Порядок месяцев в году.
65-68 Часы, минуты ,секунды.

2
2
2
2
2
3
3
7
2
2
1
1
6

Всего- 68 часов.
Тематическое планирование, 8 класс

№
1.

Наименование разделов и тем

Исследование психомоторики и сенсорных процессов. (1 час)

Всего
часов
1

Раздел №1.Развитие моторики, графомоторных навыков(8 час.)
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из
двух звеньев.
4-5. Координация движений - игра с мячом.
Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и
6-7
рисование по трафарету
2-3.

2
2

2

8-9
10-11
12-13
14-15
16-17
18
19.
20.
21.

Штриховка в разных направлениях.
Тактильно-двигательное восприятие(8 час.)
Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру.
Работа с пластилином и глиной
Игры со средней мозаикой.
Игры с мелкой мозаикой.
Восприятие особых свойств предметов(4 час.)

2

Вкусовые качества - сладкое — горькое
Вкусовые качества - сырое — вареное.
Обозначение словом вкусовых ощущений.
Восприятие чувства тяжести от разных предметов.

1

2
2
2
2

1
1
1

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов(12 часов)
22-23
24-25
26-27
28-29
30-33

Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник); обобщение словом.
Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота,
длина, толщина), обозначение словом.
Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и
форме).
Различение цветов и оттенков.
Подбор оттенков цвета к основным цветам.

2

2
2

2
4

Восприятие пространства(8 час.)
34-35
36-37
38-39
40-41

42-43
44-46
47-49
50-56
57-58
59-60

Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше.
Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами.

Развитие зрительного восприятия(15 час.)
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи,
светящиеся игрушки)
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале.
Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.
Тренировка памяти.
Развитие слухового восприятия(4 час)
Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов.
Нахождение одинаковых по звучанию объектов.
Восприятие времени(8 час)

61-62 Времена года
63-64 Порядок месяцев в году.
65-68 Часы,минуты ,секунды.

2
2
2
2
2
3
3
7
2
2
1
1
6

Всего- 68 часов.
Тематическое планирование, 9 класс

№
1.

Наименование разделов и тем

Исследование психомоторики и сенсорных процессов. (1 час)

Всего
часов
1

Раздел №1.Развитие моторики, графомоторных навыков(8 час.)
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из
двух звеньев.
4-5. Координация движений - игра с мячом.
6-7 Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и
2-3.

2
2

2

8-9
10-11
12-13
14-15
16-17
18
19.
20.
21.

рисование по трафарету
Штриховка в разных направлениях.
Тактильно-двигательное восприятие(8 час.)
Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру.
Работа с пластилином и глиной
Игры со средней мозаикой.
Игры с мелкой мозаикой.
Восприятие особых свойств предметов(4 час.)
Вкусовые качества - сладкое — горькое
Вкусовые качества - сырое — вареное.
Обозначение словом вкусовых ощущений.
Восприятие чувства тяжести от разных предметов.

2
2
2
2
2
1

1
1
1

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов(12 часов)
22-23
24-25
26-27
28-29
30-33

Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник); обобщение словом.
Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота,
длина, толщина), обозначение словом.
Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и
форме).
Различение цветов и оттенков.
Подбор оттенков цвета к основным цветам.

2

2
2

2
4

Восприятие пространства(8 час.)
34-35
36-37
38-39
40-41

42-43
44-46
47-49
50-56
57-58
59-60

Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше.
Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами.

Развитие зрительного восприятия(15 час.)
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи,
светящиеся игрушки)
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале.
Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.
Тренировка памяти.
Развитие слухового восприятия(4 час)
Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов.
Нахождение одинаковых по звучанию объектов.
Восприятие времени(8 час)

61-62 Времена года
63-64 Порядок месяцев в году.
65-68 Часы,минуты ,секунды.

2
2
2
2
2
3
3
7
2
2
1
1
6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».