Путешествие по Уралу 5-9 классов (2 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы

Рабочая программа
внеурочной деятельности «Путешествие по Уралу»
для обучающихся 5-9 классов
(АООП ООО 2 вариант)

Пояснительная записка
Программа
внеурочной деятельности «Путешествие по Уралу»
составлена для обучающихся с умственной отсталость (интеллектуальными
нарушениями),
2
вариант.
Программа
составлена
с
учетом
индивидуальных психофизических возможностей и особенностей учащихся
(медленное и неравномерное развитие базовых психических функций ощущение, восприятие, представление, различные поражения головного
мозга, резервы организма, малый словарный запас, отсутствие социального
опыта).
Данная программа направлена на формирование основ краеведческой
культуры и способствует формированию моральных качеств, таких как
бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство
гордости за свою Родину. Здесь наполняются конкретным, чувственновыразительным содержанием такие понятия, как «малая Родина»,
«Отечество», «родная земля», «мой дом». Осуществление программы курса
дает возможность закреплять знания, полученные обучающимися на уроках
«Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир». Таким
образом, краеведение является одним из важных направлений при
формировании личности обучающегося. Оно содействует нравственному,
эстетическому воспитанию, всестороннему росту и развитию способностей,
активизирует и мыслительные процессы обучающихся. Это является
актуальным в развитии личности обучающегося. Темы занятий
взаимосвязаны между собой.
Цель: создание условий для духовно-нравственного воспитания и развития
детей через активное познание родного края
Задачи:
Образовательные:
 развитие познавательного интереса к отечественной культуре в целом
через знакомство обучающихся с культурой, традициями,
историческим прошлым народа края;
Развивающие:
 развивать творческие способности и коммуникативные умения
обучающихся, в процессе освоения местного краеведческого
материала;
Воспитательные:
 формировать гражданскую позицию, чувства патриотизма, любви к
родине, гуманное отношение к людям разных национальностей,
воспитывать личность гражданина России, духовно связанного с малой
Родиной, знающего и уважающего ее природу, историю, культуру,
национальные традиции;

Место курса в учебном плане
Программа внеурочной деятельности «Путешествие по Уралу» входит
в часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Направление работы - нравственное. На изучение программы по учебному
плану в 5-9 классах отведено 34 часа, 1 час в неделю
Содержание учебного курса внеурочной деятельности
В процессе освоения программы курса внеурочной деятельности
«Путешествуем по Уралу» обучающийся приобретает социокультурный
опыт, осознает, что наша Родина - это одухотворенный мир природы,
своеобразной культуры, мир людей, ее созидающих.
Содержание курса состоит из следующих разделов:
«Мир», «Традиции слова», «Родные образы», «В гостях у природы».
Тематика первого года обучения сосредоточена на первичном приобщении
обучающегося к миру познания, его основным источникам.
Обращение к понятию «Мир» дает возможность актуализировать
первоначальный опыт познания, жизненный опыт обучающегося Изучение
данного раздела дает возможность расширить познавательные возможности
детей, обеспечив понимание многогранности этого понятия (мир семьи,
народность, ремёсла, народное творчество, народные праздники и т. д.).
Тема «Традиции слова» вводит обучающегося в мир духовнонравственного содержания этого понятия и связанных с ним образов:
«красота слова», «истоки слова», «художественное слово». Перед ним
раскрывается ценность сказанного Слова, его многогранность и сила
воздействия. Приобретая новый словарный запас, активизируя его,
обучающиеся учатся быть ответственными за данное слово, прикладывать
волевые усилия для его выполнения.
Третья тема «Родные образы» рассматривает образы как особый способ
раскрытия взаимосвязей внешних и внутренних характеристик окружающего
мира: «семейный альбом», «красота родного дома», «образы родной
природы», «образ родного края».
Четвертая тема «В гостях у природы» позволяет знакомиться со
многими уголками природы Свердловской области, что даёт возможность
увидеть многообразие растительного и животного мира родного края и
почувствовать его красоту.
Формы организации учебного процесса: беседы, дидактические игры
(ролевые,
ситуативные,
деловые),
экскурсии,
практические
и
самостоятельные работы творческого характера.
Предполагаемые результаты:
Предполагается, что к концу освоения курса внеурочной деятельности
«Путешествие по Уралу» обучающиеся по возможности будут:
- понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека;
- проявлять интерес к объектам, созданным и используемым человеком;
- иметь представление о животном и растительном мире родного края.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Освоение предметной области «Путешествуем по Уралу» предполагает
использование
разнообразного
предметного
и
изобразительного
дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный
окружающий мир; вербальных и невербальных средств коммуникации.
- художественная литература
- печатные изображения (фотоальбомы, тематические наборы открыток, и
т.д.)
- Компьютер, информационные ресурсы.
Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы не
только на обучающихся, но и на всех участников образовательного процесса.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Дьячкова, М.А. Времён связующая нить: учебное пособие для основной
школы/М.А. Дьячкова. - Екатеринбург: Форум книга, 2008
2. Камкин, А.В. Истоки: учебное пособие для 7 класса общеобразовательных
учебных заведений/ Камкин А.В. – М.: Истоки, 2003
3. Субачёв, В.В. Истоки творчества: учебное пособие для основной школы/
В.В. Субачёв. – Екатеринбург: Форум книга, 2007
4. Субачёв, В.В. Истоки ремесла: учебное пособие для основной школы/ В.В.
Субачёв. – Екатеринбург: Форум книга, 2007
5. Нездолий, Т.П. Путешествуем по Свердловской области. Природа среднего
Урала/Т.П. Нездолий. – Екатеринбург: Форум-книга, 2007
6. Урал. Человек. Истоки. Педагогический альманах. Книга 3 / под ред. О.В.
Деникаева – Екатеринбург: Учебная книга,2006
7. Урал. Человек. Истоки. Педагогический альманах. Книга 4 /Б.Л.
Зборовская. – Екатеринбург: Учебная книга,2007
8. Урал. Человек. Истоки. Педагогический альманах. Книга 5 /А.И.
Долгушина. – Екатеринбург: Учебная книга,2008
9. Горбунов, П.Ю. Жуки Среднего Урала. Справочник – определитель/ П.Ю.
Горбунов, В.Н. Ольшванг. – Екатеринбург: Сократ,2008
10. Горбунов, П.Ю. Бабочки Среднего Урала. Справочник – определитель/
П.Ю. Горбунов, В.Н. Ольшванг.- Екатеринбург: Сократ,2008
11. Беркутенко, А.Н. Травянистые дикорастущие растения Среднего Урала:
Справочник - определитель,/ А.Н. Беркутенко, А.Ф. Сёмин. – Екатеринбург:
Сократ,2008
12. Рябцев, В.К. Птицы Среднего Урала: Справочник-определитель/ В.К.
Рябцев.- Екатеринбург: Сократ,2008
13. Млекопитающие Среднего Урала: Справочник – определитель/В.Н.
Большаков. - Екатеринбург: Сократ, 2006

14. Мамаев, С.А. Деревья и кустарники среднего Урала. Справочник –
определитель/С.А. Мамаев. – Екатеринбург: Сократ, 2006
15. Богданов, В.Д. Рыбы среднего Урала. Справочник – определитель/В.Д.
Богданов. – Екатеринбург: Сократ, 2006
16.Вершинин, В.Л. Амфибии и рептилии Среднего Урала. Справочник –
определитель/В.Л. Вершинин. – Екатеринбург: Сократ, 2007
17. Васфилова, Е.С. Лекарственные растения Среднего Урала. Справочник –
определитель/ Е.С.Васфилова. – Екатеринбург: Сократ, 2008
18. Бажов П.П. Уральские сказы. – М.: Правда, 1988
19. Литература Урала: хрестоматия.- Екатеринбург: У-Фактория, 2006
20. Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в19-20 веках. – Екатеринбург:
Сократ, 2003
21. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
/мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
Тематическое планирование 5 класс
Названия тем уроков
Мир, в котором я живу
Мир и лад
Истоки и радуга
Мир уральских сказок
Родной край
Красота слова
Истоки слова
Доверительное слово
Семейный альбом
Красота родного края
Образы родной природы
Символика уральских городов
Ступени мастерства.
В гостях у природы. Правила безопасности.
Где мы живём
Памятники природы

Кол-во
часов
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
4
1
2
1
5

Тематическое планирование 6 класс
Названия тем уроков
Мой край на карте Родины
Осенняя прогулка
Красота родного края
Осенняя прогулка
Растительный мир Урала
Экскурсия в музей
Животный мир Урала
Лекарственные растения Урала

Кол-во
часов
2
1
4
1
6
1
6
4

Мир уральских сказок
Крепость родного дома
Палитра уральских ремёсел: самовары
Итоговый урок

4
2
2
1

Тематическое планирование 7 класс
Названия тем уроков
Свердловская область: города
Осенняя прогулка
Свердловская область: города
Народное творчество
Бажов П.П. «Каменный цветок»
Свердловская область: города
Памятники природы
Охрана природы родного края
Весенняя прогулка

Палитра уральских ремёсел: ковры
Писатели Урала
Итоговый урок

Кол-во
часов
2
1
2
10
2
2
6
2
1
3
2
1

Тематическое планирование 8 класс
Названия тем уроков
Сады и парки родного края
Архитектура Урала
Уральские самоцветы
Бажов П.П. «Малахитовая шкатулка»
Бажов П.П. «Медной горы хозяйка»
Народное творчество
Ярмарки Урала
Итоговый урок

Кол-во
часов
6
6
4
2
2
9
4
1

Тематическое планирование 9 класс
Названия тем уроков
Мой край на карте Родины
Города Урала. Символика уральских городов
Палитра уральских ремёсел
Ярмарки Урала
Писатели и поэты Урала
Памятники природы

Итоговый урок

Кол-во
часов
2
6
10
4
4
7
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».