РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» структурное подразделение школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы Рабочая программа внеурочной деятельности «Творческая мастерская» для обучающихся 5-9 классов (АООП ООО 2 вариант) Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Творческая мастерская» должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность детей с умственной отсталостью, с ТМНР и детей, не имеющих каких-либо нарушений развития, из различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников. Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия, благоприятствующие самореализации и успешной совместной деятельности для всех ее участников. Цель программы: создание творческой среды для развития художественно-творческих способностей обучающихся. Задачи: развитие тонко-координированных движений кисти руки для становления творческого воображения и способностей обучающихся; развитие у обучающихся внимания, воображения и чувства цвета; формирование интереса к творческой деятельности; воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, аккуратности, культуры общения. Описание программы внеурочной деятельности в учебном плане ПВД «Творческая мастерская» входит в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, направление деятельности общекультурное. На изучение курса в 5, 6, 7, 8, 9 классе отведено 1 часа в неделю, за год - 34 часа. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: осознавать роль художественной культуры в жизни людей; эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах, работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов). Планируемый (возможный) результат освоения программы Обучающийся может научиться: организовывать свое рабочее место; пользоваться простейшими приемами работы с различными материалами; уважать и ценить искусство и художественно-творческую деятельность человека; создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; выражать свои чувства и мысли посредством художественных и изобразительных средств; проявлять творчество в создании работ. Содержание учебного курса Работа с бумагой и картоном Знакомство с бумагой: виды, свойства. Виды работ с бумагой: оригами, аппликация, обрывная аппликация, мозаика. Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия. Изготовление изделий из бумаги. Практические работы. Выполнение творческих работ с бумагой. Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок; соединение деталей изделия склеиванием; сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного. Декоративное оформление изделия аппликацией, прорезным орнаментом, окрашиванием. Работа с природными материалами. Правила безопасной работы с природными материалами. Значение работы с природными материалами. Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия. Практические работы. Изготовление плоскостных, рельефных, объемных изделий из природных материалов по эскизам и сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей изделия пластилином, клеем, на шипах; сборка изделия. Работа с бросовым материалом Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Правила безопасной работы. Свойства бросового материала. Практические работы. Изготовление творческих изделий из бросового материала. Декоративное оформление изделия окрашиванием. Работа с пластичными материалами (пластилин, соленое тесто) Рецепт подготовки солёного теста. Азбука солёного теста. Приготовление теста, покраска, свойства. Фон, подготовка основы. Поэтапное выполнение изделия. Правила безопасной работы с солёным тестом. Гигиена труда. Практические работы. Лепка фигур животных, картин, натюрморта, игрушечной «еды», растений, головоломок. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Классная доска, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, краски акварельные, гуашь, кисти, карандаши цветные, карандаш простой, ластик, природные материалы, бумага и картон, бросовые материалы, пластилин, соленое тесто. Учебно-методического обеспечение образовательного процесса Интернет-ресурс. Оценочные материалы Отслеживание результатов детских работ в течение года может быть представлено участие в несколько выставках детского творчества, что позволяет ребёнку увидеть свою работу в сравнении с лучшими образцами. В конце учебного года проводятся творческие испытания – изготовление выставочного отдельного изделия или коллективной композиции. Тематическое планирование 5 класс 34 часа № Тема занятий Кол-во п.п часов Работа с природным материалом 4 часа 1 Вводное занятие 1 2 Гриб из крупы 1 3 Солнышко из цепких растений 1 4 Подсолнух 1 Работа с бумагой и картоном 11 часов 5 Композиция "Воздушный шар" 1 6 Пушистый шарик 2 7 Подарок для мамы "Зайчонок" 2 8 Веточка 2 9 Новогодняя игрушка 2 10 Лисенок 2 Работа с бросовым материалом 8 часов 11 Панно из карандашных стружек 2 12 Букет для мамы 2 13 Брелок для папы 2 14 Мозаика из яичной скорлупы 2 Работа с пластичными материалами (пластилин, соленое тесто) 11 часов 15 Зебра 2 16 Павлин 2 17 Веселый зоопарк 1 18 Картина из пластилина 4 19 Поделки из макарон 1 20 Оформление выставки 1 Тематическое планирование 6 класс 34 часа № Тема занятий Кол-во п.п часов Работа с природным материалом 4 часа 1 Вводное занятие 1 2 Овощи из крупы 1 3 Рамка из цепких растений 1 4 Ромашка 1 Работа с бумагой и картоном 11 часов 5 Композиция "Осенний букет" 1 6 Цыпленок 2 7 Подарок для мамы "Котенок" 2 8 Самолетик 2 9 Новогодняя игрушка 2 10 Медведь 2 Работа с бросовым материалом 8 часов 11 Панно из карандашных стружек 2 12 Композиция для мамы 2 13 Талисман для папы 2 14 Мозаика из яичной скорлупы 2 Работа с пластичными материалами (пластилин, соленое тесто) 11 часов 15 Лошадка 2 16 Петух 2 17 Животные на воле 1 18 Картина из пластилина 4 19 Панно "Весна" 1 20 Оформление выставки 1 Тематическое планирование 7 класс 34 часа № Тема занятий Кол-во п.п часов Работа с природным материалом 4 часа 1 Вводное занятие 1 2 Натюрморт из крупы 1 3 Пейзаж из цепких растений 1 4 Букет цветов 1 Работа с бумагой и картоном 11 часов 5 Композиция "Необычный высоты" 1 6 Снеговик 2 7 Подарок для мамы "Ваза" 2 8 Натюрморт из овощей 2 9 Новогодняя игрушка 2 10 Снежинки 2 Работа с бросовым материалом 8 часов 11 Карандашница из карандашных стружек 2 12 Картина для мамы 2 13 Картина для папы 2 14 Мозаика из яичной скорлупы 2 Работа с пластичными материалами (пластилин, соленое тесто) 11 часов 15 Дикие животные 2 16 Дикие птицы 2 17 Ферма 1 18 Картина из пластилина 4 19 Насекомое из макарон 1 20 Оформление выставки 1 Тематическое планирование 8 класс 34 часа № Тема занятий Кол-во п.п часов Работа с природным материалом 4 часа 1 Вводное занятие 1 2 Натюрморт "Овощи" 1 3 Осеннее утро 1 4 Осенний букет 1 Работа с бумагой и картоном 11 часов 5 Композиция "Мир" 1 6 Панно "Зимние забавы" 2 7 Подарок для мамы "Сюрприз" 2 8 Натюрморт из различных предметов 2 9 Новогодняя игрушка 2 10 Картина "Зимний вид" 2 Работа с бросовым материалом 8 часов 11 Ваза из карандашных стружек 2 12 Сюрприз для мамы 2 13 Сюрприз для папы 2 14 Мозаика из яичной скорлупы 2 Работа с пластичными материалами (пластилин, соленое тесто) 11 часов 15 Жираф 2 16 Ласточка 2 17 Собака 1 18 Картина из пластилина 4 19 Насекомое из пластилина 1 20 Оформление выставки 1 Тематическое планирование 9 класс № 34 часа Тема занятий Кол-во п.п часов Работа с природным материалом 4 часа 1 Вводное занятие 1 2 Натюрморт "Фрукты" 1 3 Осенний пейзаж 1 4 Осенний Сюрприз 1 Работа с бумагой и картоном 11 часов 5 Композиция "Мой вид" 1 6 Панно "Зимний вид" 2 7 Подарок для мамы "Волшебный подарок" 2 8 Натюрморт из различных предметов 2 9 Новогодняя игрушка 2 10 Панно "Зима" 2 Работа с бросовым материалом 8 часов 11 Карандашница из карандашных стружек 2 12 Сюрприз для мамы 2 13 Сюрприз для папы 2 14 Мозаика из яичной скорлупы 2 Работа с пластичными материалами (пластилин, соленое тесто) 11 часов 15 Тигр 2 16 Орёл 2 17 Собака 2 18 Индюк 2 19 Бабочка из пластилина 2 20 Оформление выставки 1