АННОТАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ Основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии среднего профессионального образования 43.01.09 Повар, Кондитер АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.14 «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» 1.Область применения программы Программа учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 43.01.09«Повар. кондитер». 2.Место дисциплины в учебном плане: Учебная дисциплина «Основы финансовой общепрофессиональному учебному циклу. 3.Цель, задачи- требования к результату подготовки: Цели учебной дисциплины: грамотности» относится -приобретение знаний о существующих в России финансовых институтах и финансовых продуктах, а также о способах получения информации об этих продуктах и институтах из различных источников; -развитие умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора; -формирование знаний о таких способах повышения благосостояния, как инвестирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного бизнеса. Освоение содержания учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов: Понимают: - устройство банковской системы в России, её значимости для каждого человека; - суть банковских вкладов и зависимости доходности от многих условий, необходимость оценки своего финансового состояния и возможностей при взятии кредита как дополнительного финансового обязательства; - суть кредита и основных условий кредитования; -возможность доходности и рискованности осуществления операций на фондовом рынке; -нравственное сознание и поведение в отношении уплаты налогов, основанное на понимании того, на что идут налоги в государстве; -роль финансового менеджмента в условиях современной российской экономики и важности ведения правильной бухгалтерии фирмы; - ответственное отношение к своей семье, основанное на понимании наличия финансовых рисков в современной экономике и необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных жизненных ситуаций; -осознание того, что деньги необходимо хранить в надёжном месте. умеют: -организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; -принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; -осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; -использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; -работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; к -брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий; -делать выбор между различными видами сберегательных вкладов; -оценивать целесообразность и реальность взятия кредита; -получать необходимую информацию на официальных сайтах ЦБ, коммерческих банков и Агентства по страхованию вкладов; -выбирать наиболее оптимальный вариант инвестирования в конкретных экономических ситуациях; -снижать риски при формировании инвестиционного портфеля; -оценивать ситуацию в экономике по динамике биржевых индексов и принимать адекватные решения по своим ценным бумагам; -отличать налоги, которые платят физические лица, от налогов, которые платят юридические лица; -проверять состояние своего лицевого счёта в ПФР; -сравнивать альтернативные способы накопления на пенсию; -правильно составлять резюме при поиске работы; -оценивать, как быстро могут окупиться вложения, сделанные на начальном этапе создания бизнеса; -различать организационно-правовые формы предприятия с точки зрения их преимуществ и недостатков для ведения бизнеса находить актуальную информацию по стартапам и ведению бизнеса; -находить данные о ВВП России на сайте Федеральной службы статистики; -оценить необходимость добровольного страхования и правильно выбрать страховую компанию; -рационально вести себя в случае экономического кризиса; -не попадаться на уловки телефонных и интернет-мошенников; -защищать личную информацию, в том числе в сети Интернет; -отслеживать в Интернете информацию об инфляции, изменении валютного курса и экономических кризисах и учитывать её при принятии собственных финансовых решений, связанных с расходами и сбережениями; -оценивать риски предлагаемых вариантов инвестирования денежных средств; знают: -как работает банковская система в России; -каков стандартный набор услуг коммерческого банка; -кто и как регулирует коммерческие банки в России; -что такое Система страхования вкладов (ССВ) и зачем она нужна; -чем отличается дебетовая карта от кредитной; -каковы преимущества и недостатки банковских карт по сравнению с наличными деньгами; -как работают сберегательные вклады; -как определить надёжность банка; -зачем нужно внимательно читать банковские контракты; -в каких случаях стоит брать кредиты в банке; -что нужно, чтобы взять кредит; -каковы основные показатели, на которые нужно смотреть при выборе ипотеки; -какие риски связаны с использованием банковских услуг; -почему диверсификация является золотым правилом успешных инвестиций; -почему изменяется стоимость денег во времени; -что такое облигации и какие риски связаны с облигациями; -что акции бывают двух типов: обыкновенные и привилегированные; -из чего складывается доходность акций; -от чего зависят цены акций; -как работает фондовая биржа; -на что обратить внимание при выборе агента; -какие риски связаны с инвестированием денежных средств в ценные бумаги; -каковы четыре типа риска, с которыми сталкиваются участники рынка FOREX; -что такое страхование и от каких рисков оно защищает; -что такое налоги и зачем они нужны; -почему нужно платить налоги; -что такое ИНН и зачем он нужен; -в каких случаях необходимо подавать налоговую декларацию; -какие бывают налоговые вычеты и в каких случаях их можно получить; -как работает государственная пенсионная система в России; -почему важно инвестировать в своё здоровье; -что такое предпринимательство; -каковы преимущества и недостатки предпринимательской деятельности; -каковы основные показатели эффективности фирмы; -какие факторы влияют на прибыль компании; -каковы типичные ошибки начинающих предпринимателей; -каковы основные этапы создания собственного бизнеса; -каковы основные правила создания нового бизнеса; -какие бывают источники денежных средств для создания бизнеса; -каковы основные правовые аспекты ведения бизнеса; -каковы преимущества и недостатки различных организационно-правовых форм предприятия; -с чем связан предпринимательский риск; -как вести себя в случае экономического кризиса. Применение данной программы направлено на формирование общих компетенций (ОК): ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда. ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения. 4. Рекомендуемое количество часов: - максимальная учебная нагрузка – 38 часов - обязательная аудиторная нагрузка – 36 часа - консультации – 2часа 5. Содержание учебной дисциплины представлено следующими разделами: 1. Банковская система России. 2. Фондовый рынок. 3. Страхование и налоги 4. Личные финансы 5. Финансовые механизмы и риски работы фирмы 6. Форма контроля-дифференцированный зачёт 7. Составитель Нужина Татьяна Александровна, преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно-технологический техникум»