Аннотации к рабочим программам АООП ООО, 1 вариант, 5-9 классы

Аннотации к рабочим программам учебных курсов
по реализации АООП ООО образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант
Название учебного
курса

Классы

Русский язык

5-9

Аннотация

Учебные предметы
Изучение русского языка в старших классах имеет
своей целью развитие коммуникативно-речевых
навыков и коррекцию недостатков мыслительной
деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается
решением следующих задач:
 расширение представлений о языке как
важнейшем средстве человеческого общения;
 ознакомление с некоторыми грамматическими
понятиями и формирование на этой основе
грамматических знаний и умений;
 использование
усвоенных
грамматикоорфографических знаний и умений для решения
практических (коммуникативно-речевых) задач;
 совершенствование
навыка
полноценного
чтения как основы понимания художественного
и научно-познавательного текстов;
 развитие навыков речевого общения на
материале
доступных
для
понимания
художественных и научно-познавательных
текстов;
 развитие положительных качеств и свойств
личности.
Программа по русскому языку в 5-9 классах
имеет коммуникативную направленность. В связи с
этим на первый план выдвигаются задачи развития
речи обучающихся как средства общения и как способа
коррекции их мыслительной деятельности.
Для решения этих взаимообусловленных задач
строится содержательная часть программы. Особое
внимание
уделяется
таким
синтаксическим
структурам, как предложение и текст, которые
обеспечивают реализацию коммуникативной функции
речи, и возможность развернуто выражать мысли,
точнее понимать высказывания других людей.
Коммуникативная направленность обучения делает
более
продуктивным
решение
коррекционноразвивающих задач.
Реализация
коммуникативного
подхода
предполагает некоторое смещение акцентов при
обучении русскому языку детей с нарушением
интеллекта. Работа над усвоением грамматических
категорий и орфографических правил перестает быть
самоцелью,
она
осуществляется
в
процессе
формирования собственно речевых умений и навыков.

Чтение
(литературное
чтение)

5-9

Большое значение приобретает не столько
запоминание
грамматической
теории
и
орфографических правил, сколько умение применять
изученный грамматико-орфографических материал в
устной и письменной форме речевой практики.
Цели:
 развитие
речи
обучающихся
через
совершенствование техники чтения
и
понимание, осмысление и пересказ содержания
художественных произведений;
 продолжение воспитания потребности в
самостоятельном чтении произведений;
 продолжение совершенствования культуры
речи и развития устной речи.
Задачи:
 развивать у детей способность полноценно
воспринимать
художественное
произведение, сопереживать героям;
 учить детей чувствовать и понимать
образный
язык
художественного
произведения, выразительные средства,
создающие
художественный
образ,
развивать образное мышление учащихся;
 формировать потребность в постоянном
чтении книги, развивать интерес к
литературному творчеству;
 расширять кругозор детей через чтение книг
различных жанров, разнообразных по
содержанию
и
тематике,
обогащать
нравственно-эстетический и познавательный
опыт ребенка;
 обеспечивать развитие речи школьников и
активно формировать навык чтения и
речевые умения;
 работать с различными типами текстов;
 овладение навыками смыслового чтения
текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами;
 осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации.
Программа
по
чтению
построена
на
коммуникативно-речевом подходе к обучению. По
мнению многих психологов и методистов, чтение как
вид речевой деятельности является одним из значимых
способов коммуникации. В связи с этим придается
большое значение работе с авторским словом
(воображаемый диалог с автором), развитию умения не
только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к
тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации,
добиваясь
естественного
общения,
а
также
пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица
различных героев произведения.

Математика

5-9

Природоведение

5-6

Основная
цель
обучения
математике
заключается в создании условий для максимального
удовлетворения особых образовательных потребностей
обучающихся,
обеспечивающих
усвоение
ими
социального и культурного опыта, подготовки их к
жизни в современном обществе.
В соответствии с поставленной целью и
планируемыми результатами обучения по учебному
предмету предполагается решение следующих задач, в
том числе коррекционно-развивающего характера:
Задачи программы:
 дать обучающимся доступные количественные,
пространственные,
временные
и
геометрические
представления,
которые
помогут им в дальнейшем включиться в
трудовую деятельность;
 использовать процесс обучения математике для
повышения
уровня
общего
развития
обучающихся с нарушением интеллекта и
коррекции недостатков их познавательной
деятельности и личностных качеств;
 развитие
речи
обучающихся
благодаря
математической терминологией;
 воспитывать
у
обучающихся
целенаправленность,
терпеливость,
работоспособность,
настойчивость,
трудолюбие,
самостоятельность,
навыки
контроля и самоконтроля, развивать точность
измерения и глазомер, умение планировать
работу и доводить начатое дело до завершения.
Обучение
математике
носит
предметнопрактическую направленность, тесно связано с жизнью
и профессионально-трудовой подготовкой учащихся,
другими учебными предметами.
Основными целями природоведению являются:
 подготовка
обучающихся
к
усвоению
естествоведческих,
географических
и
исторических знаний на последующих этапах
обучения;
 формирование
элементарного
понимания
причинно-следственных связей и отношений,
временных и пространственных представлений;
 формирование у обучающихся
базовых
учебных
действий
(личностных,
коммуникативных,
регулятивных,
познавательных) средствами предмета;
 воспитание патриотизма, толерантности к
другим народам и культурам.
Задачи:
 сообщение элементарных знаний о живой и
неживой природе;
 демонстрация тесной взаимосвязи между живой

и неживой природой;
 формирование специальных и общеучебных
умений и навыков;
 воспитание бережного отношения к природе, ее
ресурсам,
знакомство
с
основными
направлениями природоохранительной работы;
 воспитание социально значимых качеств
личности.
Программа учитывает преемственность обучения,
поэтому в ней отражены межпредметные связи, на
которые опираются обучающиеся при изучении
природоведческого материала (чтение, ИЗО, ручной
труд), а также те, которые формируются в процессе
знакомства с данным курсом (чтение, русский язык,
математика, физическая культура, профильный труд).

Биология

7-9

География

6-9

Цель: изучение элементарных сведений, доступных
школьникам с нарушениями интеллектуального
развития, о живой и неживой природе, об организме
человека и охране его здоровья и применение
практических сведений в повседневной жизни
учащимися с нарушением интеллекта.
Основными задачами биологии являются:
 формирование
элементарных
научных
представлений об основных компонентах живой
природы: строении и жизни растений,
животных, организме человека и его здоровье;
 формирование умений применять полученные
знания в повседневной жизни (уход за
домашними
животными,
выращивание
комнатных и культурных растений);
 формирование навыков правильного поведения
в природе, способствовать экологическому,
эстетическому,
физическому
санитарногигиеническому воспитанию подростков;
 формирование предметных и общеучебных
умений и навыков;
 воспитание патриотических чувств, видения
красоты природы, бережного отношения к
природе, ее ресурсам, знакомство с основными
направлениями природоохранительной работы;
 воспитание социально значимых качеств
личности;
 формирование умений оказывать первую
доврачебную помощь, соблюдать санитарногигиенические требования и правила здорового
образа жизни;
 привитие
навыков,
способствующих
сохранению и укреплению здоровья человека.
Преподавание биологии должно быть направлено на
коррекцию недостатков интеллектуального развития
обучающихся. В процессе знакомства с живой
природой необходимо развивать у обучающихся наблюдательность,
речь
и
мышление,
учить
устанавливать простейшие причинно-следственные
отношения и взаимозависимость живых организмов
между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
Основная цель — сформировать у обучающихся
умение использовать географические знания и умения
в повседневной жизни для объяснения, оценки
разнообразных природных, социально-экономических
и экологических процессов и явлений, адаптации к
условиям окружающей среды и обеспечения
безопасности
жизнедеятельности,
экологически
сообразного поведения в окружающей среде.
Задачами изучения географии являются:
 формирование представлений о географии и ее

Мир истории

5-6

История Отечества

7-9

роли в понимании природных и социальноэкономических процессов и их взаимосвязей;
 формирование представлений об особенностях
природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах
России, разных материков и отдельных стран;
 формирование умения выделять, описывать и
объяснять
существенные
признаки
географических объектов и явлений;
 формирование
умений
и
навыков
использования географических знаний в
повседневной жизни для объяснения явлений и
процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в
случаях стихийных бедствий и техногенных
катастроф;
 овладение
основами
картографической
грамотности и использование элементарных
практических умений и приемов использования
географической
карты
для
получения
географической информации;
 формирование умения вести наблюдения за
объектами,
процессами
и
явлениями
географической среды, их изменениями в
результате природных и антропогенных
воздействий.
Содержание
курса
географии
позволяет
формировать широкий спектр видов учебной
деятельности, таких, как умение классифицировать,
наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать,
давать определения понятиям.
Цель изучения предмета «Мир истории»
заключается в подготовке обучающихся к усвоению
курса «История Отечества» в 7-9 классах.
Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
 формирование первоначальных представлений
об особенностях жизни, быта, труда человека на
различных исторических этапах его развития;
 формирование первоначальных исторических
представлений о «историческом времени» и
«историческом пространстве»;
 формирование исторических понятий: «век»,
«эпоха», «община» и некоторых других;
 формирование умения работать с «лентой
времени»;
 формирование
умения
анализировать
и
сопоставлять исторические факты; делать
простейшие выводы и обобщения;
 воспитание интереса к изучению истории.
Основные цели изучения данного предмета ―
формирование нравственного сознания развивающейся

Основы социальной
жизни

5-9

личности обучающихся, способных к определению
своих ценностных приоритетов на основе осмысления
исторического опыта своей страны; развитие умения
применять исторические знания в учебной и
социальной деятельности.
Основные задачи изучения предмета:
 овладение
обучающимися
знаниями
о
выдающихся
событиях
и
деятелях
отечественной истории;
 формирование у обучающихся представлений о
жизни, быте, труде людей в разные
исторические эпохи;
 формирование представлений о развитии
российской
культуры,
ее
выдающихся
достижениях, памятниках;
 формирование представлений о постоянном
развитии общества, связи прошлого и
настоящего;
 усвоение обучающимися терминов и понятий,
знание которых необходимо для понимания
хода развития истории;
 формирование интереса к истории как части
общечеловеческой культуры, средству познания
мира и самопознания;
 формирование у школьников умений применять
исторические знания для осмысления сущности
современных
общественных
явлений,
в
общении с другими людьми в современном
поликультурном,
полиэтническом
и
многоконфессиональном обществе;
 воспитание обучающихся в духе патриотизма,
уважения к своему Отечеству;
 воспитание
гражданственности
и
толерантности;
 коррекция и развитие познавательных
психических процессов.
Цель: практическая подготовка обучающихся к
самостоятельной жизни и труду в современных
экономических условиях, к их включению в
незнакомый
мир
производственных,
деловых
человеческих отношений.
Задачи:
 формирование и совершенствование навыков
ориентировки
в
окружающем:
самообслуживание,
ведение
домашнего
хозяйства, умение пользоваться услугами
предприятий службы быта, торговли, связи,
транспорта, медицинской помощи;
 формирование знаний, умений и навыков,
способствующих
социальной
адаптации
выпускников;
 повышение
уровня
общего
развития

Изобразительное
искусство

5

обучающихся и их всесторонняя подготовка к
будущей самостоятельной жизнедеятельности;
 воспитание художественного вкуса;
 повышение качества жизни обучающихся;
 усвоение морально-этических норм поведения,
выработка навыков общения с людьми в
различных жизненных ситуациях;
 воспитание
позитивного
ценностного
отношения к собственному здоровью и
здоровью других людей;
 использование приобретённых знаний и умений
в повседневной жизни для заботы о
собственном здоровье, оказания первой помощи
себе и окружающим.
Цели обучения:
 создание
условий
для
осмысленного
применения полученных знаний и умений при
решении
учебно-познавательных
и
интегрированных
жизненно-практических
задач;
 коррекция
недостатков
познавательной
деятельности учащихся путем систематического
и
целенаправленного
воспитания
и
совершенствования
у
них
правильного
восприятия формы, строения, величины, цвета
предметов, их положения в пространстве,
моторики рук, образного мышления.
Задачи курса, состоят в том, чтобы:
 сформировать у обучающихся элементарные
знания основ реалистического рисунка; навыков
рисования с натуры, по памяти, по
представлению, декоративного рисования и
умения применять их в учебной и общественнополезной деятельности;
 сформировать
набор
предметных
и
общеучебных умений, необходимых для
изучения смежных дисциплин, дальнейшего
обучения,
применения
в
практической
деятельности и в будущей профессии;
 использовать
процесс
обучения
изобразительному искусству для повышения
общего развития обучающихся и коррекции
недостатков их познавательной деятельности,
эмоционально-волевой сферы и личностных
качеств
с
учетом
психофизических
особенностей и потенциальных возможностей
каждого ученика.
 развивать у обучающихся эстетические чувства,
умение видеть и понимать красивое; оценочные
суждения о произведениях изобразительного
искусства,
декоративно-прикладного
и
народного искусства, дизайна.

Музыка

5-6

Физическая культура

5-9

Цель ― приобщение к музыкальной культуре
обучающихся как к неотъемлемой части духовной
культуры.
Задачи учебного предмета:
 накопление первоначальных впечатлений от
музыкального
искусства
и
получение
доступного опыта (овладение элементарными
музыкальными знаниями, слушательскими и
доступными исполнительскими умениями);
 приобщение к культурной среде, дающей
обучающемуся впечатления от музыкального
искусства,
формирование
стремления
и
привычки к слушанию музыки, посещению
концертов,
самостоятельной
музыкальной
деятельности и др.;
 развитие способности получать удовольствие от
музыкальных
произведений,
выделение
собственных предпочтений в восприятии
музыки, приобретение опыта самостоятельной
музыкально деятельности;
 формирование
простейших
эстетических
ориентиров и их использование в организации
обыденной жизни и праздника;
 развитие восприятия, в том числе восприятия
музыки, мыслительных процессов, певческого
голоса, творческих способностей обучающихся.
Коррекционная направленность учебного предмета
«Музыка»
обеспечивается
композиционностъю,
игровой
направленностью,
эмоциональной
дополнительностью
используемых
методов.
Музыкально-образовательный процесс основан на
принципе индивидуализации и дифференциации
процесса музыкального воспитания, взаимосвязи
обучения
и
воспитания,
оптимистической
перспективы, комплексности обучения, доступности,
систематичности и последовательности, наглядности.
Основная цель изучения физической культуры
заключается во всестороннем развитии личности
обучающихся в процессе приобщения их к физической
культуре, повышении уровня их психофизического
развития, расширении индивидуальных двигательных
возможностей, комплексной коррекции нарушений
развития, социальной адаптации.
Задачи, реализуемые в ходе уроков физической
культуры:
 воспитание интереса к физической культуре и
спорту;
 овладение основами доступных видов спорта
(легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной
подготовкой и др.) в соответствии с
возрастными
и
психофизическими
особенностями обучающихся;



Профильный труд

5-9

коррекция недостатков познавательной сферы и
психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы; формирование
социально приемлемых форм поведения,
предупреждение проявлений деструктивного
поведения (крик, агрессия, стереотипии и др.) в
процессе уроков и во внеучебной деятельности;
 воспитание нравственных качеств и свойств
личности.
Цель изучения курса «Подготовка младшего
обслуживающего
персонала»
(5-6
классы)
заключается во всестороннем развитии личности
обучающихся старшего возраста в
процессе
формирования их трудовой культуры.
Задачи:
 развитие социально ценных качеств личности
(потребности в труде, трудолюбия, уважения к
людям труда, общественной активности и т.д.);
 обучение
обязательному
общественно
полезному,
производительному
труду;
подготовка
учащихся
к
выполнению
необходимых и доступных видов труда дома, в
семье и по месту жительства;
 формирование трудовых навыков и умений,
технических,
технологических,
конструкторских
и
первоначальных
экономических знаний, необходимых для
участия
в
общественно
полезном,
производительном труде;
 совершенствование практических умений и
навыков использования различных материалов
в предметно-преобразующей деятельности;
 коррекция
и
развитие
познавательных
психических процессов (восприятия, памяти,
воображения, мышления, речи);
 формирование
коммуникативной культуры,
развитие активности, целенаправленности,
инициативности.
Цель изучения курса «Цветоводство» (5-6
классы) заключается во всестороннем развитии
личности обучающихся в процессе формирования их
трудовой культуры.
Задачи:
 повышение уровня познавательной активности;
 развитие способности к осознанной регуляции
трудовой деятельности;
 формирование знаний и умений, необходимых
для выполнения практических работ;
 формирование творческой личности, развитие
эстетического чувства и инициативы;
 воспитание ответственного отношения к труду
и результатам труда.

Цель изучения курса «Швейное дело» (5-9
классы)
повышение
уровня
познавательной
активности обучающихся и развитие их способности к
освоенной регуляции трудовой деятельности.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
 освоение
технологических
знаний,
технологической
культуры
на
основе
включения обучающихся в разнообразные виды
деятельности по созданию личностно или
общественно значимых продуктов труда;
 овладение
трудовыми
и
специальными
умениями, необходимыми для поиска и
использования технологической информации,
самостоятельного и осознанного определения
своих жизненных и профессиональных планов,
безопасными
приемами
труда;
развитие
познавательных
интересов,
технического
мышления, пространственного воображения,
творческих,
коммуникативных
и
организаторских способностей, способности к
самостоятельному поиску и использованию
информации для решения практических задач в
сфере технологической деятельности, к анализу
трудового процесса, к деловому сотрудничеству
в процессе коллективной деятельности;
 воспитание
трудолюбия,
бережливости,
аккуратности,
целеустремленности,
предприимчивости,
ответственности
за
результаты своей деятельности, уважительного
отношения к людям различных профессий и
результатам их труда.
Цель изучения курса «Слесарное дело» (5-9
классы) - подготовка обучающихся к освоению
профессии слесаря и выполнению элементарных видов
работ для успешной последующей социальной
адаптации.
Задачи:
 обучение общетрудовым знаниям, умениям и
навыкам, необходимым в дальнейшем для
основания выбранной профессии;
 овладение
доступным
обучающимися
техническими и технологическими знаниями
специальными словами и терминами;
 формирование
умений
самостоятельного
планирования
и
организации
своей
деятельности в коллективе.
 развитие
познавательных способностей в
процессе
мыслительной
и
трудовой
деятельности;
 воспитание у обучающихся положительного
отношения к труду и формирование лучших
качеств личности в процессе трудовой
деятельности.

Цель изучения курса «Столярное дело» (5-9
классы) – социальная реабилитация и адаптация
обучающихся с интеллектуальным нарушением в
современном обществе.
Задачи:
 обучение и воспитание обучающихся
с
недостатками
умственного
развития,
профессионально-трудовая
подготовка
и
профессиональная ориентация, направленные
на подготовку и овладение выпускниками
доступными для них профессиями;
 максимальное общее развитие обучающихся
средствами данного учебного предмета,
коррекция недостатков развития умственного и
физического
развития
в
процессе
общеобразовательного труда и трудового
обучения, а также в процессе специальных
коррекционных индивидуальных и групповых
занятий и личностных качеств с учетом
индивидуальных
возможностей
каждого
обучающегося на различных этапах обучения;
 воспитание
у
обучающихся
целеустремленности,
трудолюбия,
самостоятельности, терпеливости, навыков
контроля и самоконтроля, аккуратности, а также
обеспечение
адекватной
подготовки
к
самостоятельной жизни и труду в обществе.
Цель изучения курса «Штукатурно-малярное
дело» (5-9 классы) – социальная реабилитация и
адаптация обучающихся с интеллектуальным
нарушением в современное общество.
Задачи:
 формирование доступных теоретических знаний
и умений практически применять их в
повседневной жизни, при изучении других
учебных предметов, подготовка обучающихся к
овладению трудовыми знаниями и навыками;
 максимальное общее развитие обучающихся
средствами данного учебного предмета,
коррекция
недостатков
развития
познавательной деятельности и личностных
качеств
с
учетом
индивидуальных
возможностей каждого ученика на различных
этапах обучения;
 воспитание
у
обучающихся
целенаправленности,
трудолюбия,
самостоятельности, навыков контроля и
самоконтроля.

Коррекционные курсы
Ритмика

5-6

Цель курса: развитие двигательной активности
ребенка в процессе восприятия музыки.
Задачи курса:



Логопедические
занятия

5-9

Психокоррекционные
занятия

5-9

развивать восприятие музыкальных образов и
способность выражать их в движениях;
 научить согласовывать движения с характером
музыки
наиболее
яркими
средствами
выразительности;
 развивать
музыкальные
способности
(эмоциональная отзывчивость на музыку,
слуховые представления;
 развивать чувство ритма, темпа, проводить
коррекцию общей и речевой моторики,
пространственной ориентировки;
 научить школьников правильно и осмысленно
двигаться в соответствии с музыкальным
сопровождением;
 выработать достаточно прочные навыки
выполнения упражнений;
 развивать координацию движений;
 научить выполнять под музыку различные
движения, в том числе и танцевальные, с
речевым сопровождением и пением;
 развивать творческие способности личности.
Цель программы: коррекция и компенсация
недостатков нарушений письменной и устной речи
обучающихся.
Задачи:
 обогащение словаря (за счет усвоения новых
слов и их значений);
 преодоление и предупреждение ошибочных
словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими
сочетаемости слов, осознанное построение
предложений разной структуры;
 формирование лексической системности и
семантических полей;
 формирование умения читать письменные и
печатные тексты, соблюдая правильную
интонацию, паузы, логические ударения и др.
 последовательное и грамотное изложение своих
мыслей в устной и письменной форме с учетом
соблюдения знаков препинания;
 формирование умения самостоятельно добывать и
обмениваться информацией, расширять способы
коммуникации посредством обучения работы на
современных технических носителях информации.
Цель психокорреционных занятий заключается в
применении
разных форм взаимодействия с
обучающимися, направленными на преодоление или
ослабление проблем в психическом и личностном
развитии, гармонизацию личности и межличностных
отношений обучающихся; формирование навыков
адекватного поведения.

Задачи:
 выявление
особых
образовательных
потребностей обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), обусловленных структурой и
глубиной имеющихся у них нарушений,
недостатками в физическом и психическом
развитии;
 осуществление
индивидуально
ориентированной психолого-медико-педагогической
помощи
детям
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей обучающихся;
 реализация
системы
мероприятий
по
социальной
адаптации
обучающихся
с
умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».