Аннотации к рабочим программам учебных курсов по реализации АООП ООО образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант Название учебного курса Классы Русский язык 5-9 Аннотация Учебные предметы Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения; ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений; использование усвоенных грамматикоорфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач; совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов; развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов; развитие положительных качеств и свойств личности. Программа по русскому языку в 5-9 классах имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи обучающихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. Для решения этих взаимообусловленных задач строится содержательная часть программы. Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи, и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционноразвивающих задач. Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Чтение (литературное чтение) 5-9 Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил, сколько умение применять изученный грамматико-орфографических материал в устной и письменной форме речевой практики. Цели: развитие речи обучающихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений; продолжение воспитания потребности в самостоятельном чтении произведений; продолжение совершенствования культуры речи и развития устной речи. Задачи: развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся; формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству; расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения; работать с различными типами текстов; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения. Математика 5-9 Природоведение 5-6 Основная цель обучения математике заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе. В соответствии с поставленной целью и планируемыми результатами обучения по учебному предмету предполагается решение следующих задач, в том числе коррекционно-развивающего характера: Задачи программы: дать обучающимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность; использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития обучающихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств; развитие речи обучающихся благодаря математической терминологией; воспитывать у обучающихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения. Обучение математике носит предметнопрактическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами. Основными целями природоведению являются: подготовка обучающихся к усвоению естествоведческих, географических и исторических знаний на последующих этапах обучения; формирование элементарного понимания причинно-следственных связей и отношений, временных и пространственных представлений; формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета; воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам. Задачи: сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе; демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой; формирование специальных и общеучебных умений и навыков; воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы; воспитание социально значимых качеств личности. Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи, на которые опираются обучающиеся при изучении природоведческого материала (чтение, ИЗО, ручной труд), а также те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, физическая культура, профильный труд). Биология 7-9 География 6-9 Цель: изучение элементарных сведений, доступных школьникам с нарушениями интеллектуального развития, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушением интеллекта. Основными задачами биологии являются: формирование элементарных научных представлений об основных компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организме человека и его здоровье; формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни (уход за домашними животными, выращивание комнатных и культурных растений); формирование навыков правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому санитарногигиеническому воспитанию подростков; формирование предметных и общеучебных умений и навыков; воспитание патриотических чувств, видения красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы; воспитание социально значимых качеств личности; формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарногигиенические требования и правила здорового образа жизни; привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека. Преподавание биологии должно быть направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития обучающихся. В процессе знакомства с живой природой необходимо развивать у обучающихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее. Основная цель — сформировать у обучающихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде. Задачами изучения географии являются: формирование представлений о географии и ее Мир истории 5-6 История Отечества 7-9 роли в понимании природных и социальноэкономических процессов и их взаимосвязей; формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран; формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф; овладение основами картографической грамотности и использование элементарных практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации; формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий. Содержание курса географии позволяет формировать широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям. Цель изучения предмета «Мир истории» заключается в подготовке обучающихся к усвоению курса «История Отечества» в 7-9 классах. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека на различных исторических этапах его развития; формирование первоначальных исторических представлений о «историческом времени» и «историческом пространстве»; формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и некоторых других; формирование умения работать с «лентой времени»; формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие выводы и обобщения; воспитание интереса к изучению истории. Основные цели изучения данного предмета ― формирование нравственного сознания развивающейся Основы социальной жизни 5-9 личности обучающихся, способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны; развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности. Основные задачи изучения предмета: овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории; формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические эпохи; формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях, памятниках; формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего; усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода развития истории; формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания; формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе; воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству; воспитание гражданственности и толерантности; коррекция и развитие познавательных психических процессов. Цель: практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений. Задачи: формирование и совершенствование навыков ориентировки в окружающем: самообслуживание, ведение домашнего хозяйства, умение пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи; формирование знаний, умений и навыков, способствующих социальной адаптации выпускников; повышение уровня общего развития Изобразительное искусство 5 обучающихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности; воспитание художественного вкуса; повышение качества жизни обучающихся; усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения с людьми в различных жизненных ситуациях; воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим. Цели обучения: создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при решении учебно-познавательных и интегрированных жизненно-практических задач; коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, моторики рук, образного мышления. Задачи курса, состоят в том, чтобы: сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественнополезной деятельности; сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и в будущей профессии; использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего развития обучающихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждого ученика. развивать у обучающихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое; оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна. Музыка 5-6 Физическая культура 5-9 Цель ― приобщение к музыкальной культуре обучающихся как к неотъемлемой части духовной культуры. Задачи учебного предмета: накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями); приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.; развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности; формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника; развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся. Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается композиционностъю, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью используемых методов. Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности. Основная цель изучения физической культуры заключается во всестороннем развитии личности обучающихся в процессе приобщения их к физической культуре, повышении уровня их психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции нарушений развития, социальной адаптации. Задачи, реализуемые в ходе уроков физической культуры: воспитание интереса к физической культуре и спорту; овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся; Профильный труд 5-9 коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждение проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, стереотипии и др.) в процессе уроков и во внеучебной деятельности; воспитание нравственных качеств и свойств личности. Цель изучения курса «Подготовка младшего обслуживающего персонала» (5-6 классы) заключается во всестороннем развитии личности обучающихся старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры. Задачи: развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.); обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства; формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде; совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности; коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи); формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности. Цель изучения курса «Цветоводство» (5-6 классы) заключается во всестороннем развитии личности обучающихся в процессе формирования их трудовой культуры. Задачи: повышение уровня познавательной активности; развитие способности к осознанной регуляции трудовой деятельности; формирование знаний и умений, необходимых для выполнения практических работ; формирование творческой личности, развитие эстетического чувства и инициативы; воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда. Цель изучения курса «Швейное дело» (5-9 классы) повышение уровня познавательной активности обучающихся и развитие их способности к освоенной регуляции трудовой деятельности. Достижение цели предполагает решение ряда задач: освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения обучающихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности; воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда. Цель изучения курса «Слесарное дело» (5-9 классы) - подготовка обучающихся к освоению профессии слесаря и выполнению элементарных видов работ для успешной последующей социальной адаптации. Задачи: обучение общетрудовым знаниям, умениям и навыкам, необходимым в дальнейшем для основания выбранной профессии; овладение доступным обучающимися техническими и технологическими знаниями специальными словами и терминами; формирование умений самостоятельного планирования и организации своей деятельности в коллективе. развитие познавательных способностей в процессе мыслительной и трудовой деятельности; воспитание у обучающихся положительного отношения к труду и формирование лучших качеств личности в процессе трудовой деятельности. Цель изучения курса «Столярное дело» (5-9 классы) – социальная реабилитация и адаптация обучающихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе. Задачи: обучение и воспитание обучающихся с недостатками умственного развития, профессионально-трудовая подготовка и профессиональная ориентация, направленные на подготовку и овладение выпускниками доступными для них профессиями; максимальное общее развитие обучающихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития умственного и физического развития в процессе общеобразовательного труда и трудового обучения, а также в процессе специальных коррекционных индивидуальных и групповых занятий и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося на различных этапах обучения; воспитание у обучающихся целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, а также обеспечение адекватной подготовки к самостоятельной жизни и труду в обществе. Цель изучения курса «Штукатурно-малярное дело» (5-9 классы) – социальная реабилитация и адаптация обучающихся с интеллектуальным нарушением в современное общество. Задачи: формирование доступных теоретических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов, подготовка обучающихся к овладению трудовыми знаниями и навыками; максимальное общее развитие обучающихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения; воспитание у обучающихся целенаправленности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля. Коррекционные курсы Ритмика 5-6 Цель курса: развитие двигательной активности ребенка в процессе восприятия музыки. Задачи курса: Логопедические занятия 5-9 Психокоррекционные занятия 5-9 развивать восприятие музыкальных образов и способность выражать их в движениях; научить согласовывать движения с характером музыки наиболее яркими средствами выразительности; развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления; развивать чувство ритма, темпа, проводить коррекцию общей и речевой моторики, пространственной ориентировки; научить школьников правильно и осмысленно двигаться в соответствии с музыкальным сопровождением; выработать достаточно прочные навыки выполнения упражнений; развивать координацию движений; научить выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением и пением; развивать творческие способности личности. Цель программы: коррекция и компенсация недостатков нарушений письменной и устной речи обучающихся. Задачи: обогащение словаря (за счет усвоения новых слов и их значений); преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений разной структуры; формирование лексической системности и семантических полей; формирование умения читать письменные и печатные тексты, соблюдая правильную интонацию, паузы, логические ударения и др. последовательное и грамотное изложение своих мыслей в устной и письменной форме с учетом соблюдения знаков препинания; формирование умения самостоятельно добывать и обмениваться информацией, расширять способы коммуникации посредством обучения работы на современных технических носителях информации. Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений обучающихся; формирование навыков адекватного поведения. Задачи: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся; реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).