Чтение 1 класс (НОО 1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса «Чтение»
для обучающихся 1 класса
(АООП НОО 1 вариант)

Пояснительная записка
Программа по предмету «Чтение» составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом образования обучающихся с
умственной отсталостью, адаптированной основной образовательной программой
образования для
обучающихся с
умственной отсталостью, на основе
общегосударственной программы специальных (коррекционных) образовательных
школ и классов VIII вида под ред. Бгажноковой И.М. и реализуется для
обучающихся с умственной отсталостью 1 класса.
Цель обучения чтения: научить школьников правильно и осмысленно читать
доступный их пониманию текст; повысить уровень общего и речевого развития
учащихся;
научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной
форме
Задачи:
 овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного
чтения как базовым в системе образования младших школьников;
формирование
читательского
кругозора
и
приобретение
опыта
самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов
речевой деятельности;
 развитие художественно-творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
формирование эстетического отношения к искусству слова;
 воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром
художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших
школьников;
формирование представлений о добре и зле; развитие
нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной
России.
Особенности учебного предмета
Занятия планируются так, чтобы дети могли одну тему изучить при поэтапном
усложнении и многократном повторении. Обучение ведется в игровой форме,
наиболее доступной для детей с умственной отсталостью вне зависимости от
возраста.
Обучение чтению в 1 классе осуществляется в течение всего года. Обучение
ведётся по звуковому аналитико-синтетическому методу.
Порядок прохождения
звуков и букв диктуется данными фонетики с учётом специфических особенностей
познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью. Прежде
чем знакомить детей с той или иной буквой, необходимо провести работу по
усвоению соответствующего звука.
Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из
усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа
и синтеза. В соответствии с этим на уроках чтения широко используются такие
дидактические пособия, как подвижная азбука, карточки со слогами. На уроках

чтения начинается работа по формированию у детей с УО общеречевых навыков,
по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию
произношения и пространственной ориентировки. Обучение осуществляется в
процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности,
организации дидактических игр.
Базовые учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и
интеллектуальное развитие обучающихся, формируют
способность к
самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и
способов действий, что составляет умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе чтения знания и способы действий необходимы не
только для дальнейшего успешного усвоения чтения и других школьных
дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и
букварному периодам.
Добукварный период составляет всю первую четверть.
Добукварный период
Цель: подготовить обучающихся к овладению первоначальными навыками
чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и
речевого развития каждого ребенка.
Задачи:
 знакомить с классом и школой;
 прививать обучающимся навыки учебной деятельности (правильно сидеть за
партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку
при желании что – то сказать);
 изучать уровень общего развития и подготовленности учащихся к обучению
грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы;
 развивать устную речь обучающихся: формировать умения выполнять
простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и
желания, слушать сказки, разучивать короткие и понятные стихотворения с
голоса учителя;
 развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия;
 развитие зрительного восприятия (изучение распространённых цветов:
чёрный, белый, красный, синий, зелёный, жёлтый);
 специальная подготовка обучающихся к обучению письму.
Букварный период
Цель: формировать у обучающихся звукобуквенный анализ и синтез как
основу овладения чтением и письмом.
Задачи:
 последовательно изучать звуки и буквы;

 формировать умение правильно и отчётливо произносить изучаемые звуки,
различать их в начале и в конце слова;
 учить обучающихся образовывать и читать открытые и закрытые слоги;
 составлять и читать слова, предложения;
 формировать умения рукописного начертания букв, писать под диктовку
буквы, слоги после предварительного звуко – буквенного анализа;
 формировать умения списывать с классной доски и с букваря, писать под
диктовку слова и предложения из двух – трёх слов с предварительным
анализом;
 обучать обучающихся правильно употреблять формы знакомых слов в
разговорной речи.
Отличительными чертами изучаемого предмета является то, что данная
программа предусматривает значительный подготовительный период. Задачей
данного периода является: повседневное изучение обучающегося, наблюдение и
изучение его психологических особенностей, степени овладения жизненным
опытом на начальном этапе обучения.
Данный предмет предусматривает привлечение знаний полученных учащимися
на других уроках.
Особенностью организации учебного процесса по данному предмету является:
непрерывная повторяемость полученных знаний, возвращение к ним на
последующих уроках, использование этих знаний в иных связях и отношениях,
включение в них новых знаний, а следовательно, их углубление и
совершенствование.
Успех в обучении чтению обучающихся с УО 1 класса зависит, с одной стороны,
от учёта трудностей и особенностей овладения ими знаний, а с другой – от учёта
их потенциальных возможностей. Состав класса разнороден, поэтому трудности и
потенциальные возможности каждого обучающегося своеобразны. В данном курсе
имеет место дифференциация учебных требований к разным категориям
обучающихся.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Чтение» входит в обязательную часть учебного плана раздела «Язык и
речевая культура». Количество часов: 3 часа в неделю; 99 часов в учебный год.
Требования к результатам освоения учебного предмета «Чтение»
В соответствии с требованием ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью
оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных
отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов
предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными
(жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих
результатов.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием
каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в
усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности
Личностные результаты
 Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
 Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
 Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
 Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений.
 Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа»,
«семья».
 Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к
родителям.
 Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм
(плохо и хорошо).
 Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар.
 Формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные
гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая
гимнастика, физ. минутка).
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и
достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является
обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по
учебному предмету «Чтение» на конец обучения в 1классе:
Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

 различать звуки на слухи в собственном
 различать звуки на слухи в собственном
произношении, знать буквы;
произношении;
 читать по слогам отдельные слова,
 читать по слогам слова, предложения и
соотносить их с предметами и картинками;
короткие тексты;
 слушать небольшую сказку, рассказ и с
 отвечать на вопросы по содержанию
помощью учителя отвечать на вопросы по прочитанного и по иллюстрациям к тексту.
содержанию, опираясь на наглядные средства.

Базовые учебные действия
Регулятивные УД
 Входить и выходить из учебного помещения со звонком.
 Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения).
 Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.).
 Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место
под руководством учителя.
 Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под
руководством учителя.
Познавательные УД
 Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.
 Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством
учителя.
 Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.
 Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету,
форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя.
 Группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с
помощью учителя.
 Использовать знако-символические средства с помощью учителя.
Коммуникативные УД
 Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик –
ученик, ученик – класс, учитель - класс).
 Обращаться за помощью и принимать помощь.
 Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту.
 Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях.
 Оформлять свои мысли в устной речи.
 Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться.
 Слушать и понимать речь других.
 Плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты заданий,
задач из учебников.
Содержание учебного предмета
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и
букварному периодам.
Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти. В
тех случаях, когда класс скомплектован из детей с более низким уровнем
развития, этот срок может быть увеличен до полутора-двух месяцев
(соответственно период обучения грамоте заканчивается во 2 классе).

В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых
навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию
произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц
рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями
окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых
упражнений.
На уроках чтения значительное место отводится развитию речи.
Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные
инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы. Развитие
речи на уроках чтения предусматривает также формирование правильной
артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи.
Основными видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с
голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие
инсценировки.
Совершенствованию
произносительной
стороны
речи
способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д. Дети,
у которых обнаруживается грубое нарушение произношения, с первых дней
обучения в школе занимаются с логопедом. Развитие слухового восприятия и
речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи.
Первоклассники учатся различать звуки окружающей действительности,
например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т. д.
Учащиеся практически знакомятся с понятиями слово, часть слова (слог), звук.
Они учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с
использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова,
слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей
степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее
пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа
способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или
написанных слов.
Первоклассники учатся различать геометрические фигуры по цвету, размеру,
составлять комбинации из полосок, геометрических фигур, располагать их в
определенной последовательности и заданном направлении (слева направо, сверху
вниз). Упражнения выполняются по предложенному учителем образцу, по памяти,
по словесной инструкции.
Подготовка к чтению
Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Звуковой
анализ.
Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение
источника звука («Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»), направления звука

(«Укажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный предмет,
ориентируясь на силу хлопков») и т. д. Имитация голосов животных (кто как голос
подаёт), узнавание животного по его голосу.
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки
детских музыкальных инструментов и др.
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у — воет волк,
ш-ш-ш — шипит гусь, р-р-р — рычит собака, с-с-с — свистит свисток и др.
Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все
слова, которые сказали»). Фиксация слова условно-графическим изображением.
«Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами
(«Покажи, где слово и где предмет»). Называние окружающих предметов,
предметов, изображённых на картинке, «запись» слов условно-графической
схемой.
Дифференциация сходных по звучанию слов: раз два-три — без ошибок
повтори: дом — дым, удочка —уточка, бабушка — бабочка и др. Выделение слова
из ряда предложенных на слух (2—3), фиксация каждого слова картинкой и
схемой. «Чтение» слов.
Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе
демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения
условно-графическим изображением. «Чтение» предложения. Составление
предложений (из 2, затем из 3 слов) по картинке, запись их условно-графической
схемой. «Чтение» каждого предложения. Деление предложений на слова, фиксация
их в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова.
Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу
мышка; У Веры шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок) с обязательным
выбором соответствующей картинки.
Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги): Ира, А-ля,
Вася. Фиксация части слова условно-графическим изображением. «Чтение» слов
по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой.
Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма — на, са — за, да — та и т. д.
Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные
упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай, сколько Егорок
стало на горке» (сначала на выдохе — два Егорки, потом — три). Отработка
чёткого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок
и т. д.
Дифференциация оппозиционных звуков: [м] — [н], [б] — [п], [д] — [т], [с] —
[з] — [ш] и т.д. (с учётом произносительных навыков учащихся). Развитие умения
слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение
звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова при акцентированном произнесении

этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов,
начинающихся с заданного звука, с опорой на предметы или картинки.
Развитие зрительных и пространственных восприятий
Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, жёлтый,
зелёный, белый, чёрный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда
цветных полосок (2—3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции.
Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок
изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок и др.) вместе с
учителем или по заданному образцу. Выкладывание из цветных полосок
буквенных знаков: А, У, М, X, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв).
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их
последовательное введение. Составление по образцу комбинаций из разных фигур
(2—3) разного цвета. Составление из геометрических фигур изображений
знакомых предметов (ёлочка, тележка, грузовик, дом и т. д.). Практическое
усвоение пространственного расположения фигур: вверху — внизу, справа —
слева. Разложение предмета, составленного из геометрических фигур, на части:
ёлочка — три треугольника, дом — треугольник и квадрат.
Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения
последовательно слева направо.
Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в
сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрёшки, выкладывание из
кубиков (4-6) картинки по образцу, составление картинки из пазлов (2-4).
Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2-3) по заданной
характеристике — цвету, форме или величине.
Букварный период (вторая — четвёртая четверти)
1-й этап
Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Умение
правильно и отчётливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах,
выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова,
начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя
(«Назови имена детей, которые начинаются со звука [а]» и др.). Соотнесение звука
и буквы.
Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения звуков
и букв. Наблюдение в зеркале заналичием или отсутствием преграды. Обозначение
гласных и согласных букв соответствующим цветом. Запоминание слогов.
Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной, в словах (a-у, у-а),
закрытых (ом, ум, ах, ох) и открытых (ма, му, ха, хи) двубуквенных слогов.
Сравнение закрытых и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц.
Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах: [м] — [н], [с] — [ш];
ма — на, са — ша.

Чтение по слогам слов из двух усвоенных слогов (мама, му-ха, у-ха и др.) с
последующим их повторением целым словом. Соотнесение прочитанного слова с
предметом или с картинкой.
Составление и чтение слов, состоящих из закрытого трёхбуквенного слога: мох,
сом, сын и т. д.
Чтение предложений из 1—2 слов к предметной картинке. Чтение предложений
из 3 слов с последующим их устным воспроизведением.
Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя.
2-й этап
Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв: Шш, Пп,
Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. Правильное и чёткое произнесение звуков.
Умение слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его: гласный или
согласный (с опорой на зеркало), звонкий или глухой (с опорой на дрожание
гортани). Выделение начального звука в слове. Соотнесение звука с буквой,
определение цвета буквы.
Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах ([с] — [з], [х]
— [к],
[р] — [л], [п] — [б]; са — за, ша — жа, коза — коса и др.); слогов с
мягкими и твёрдыми согласными (мы — ми, лы — ли, ны — ни, мыл — мил и т. д.),
а также с и — й (мои — мой). Образование и чтение открытых и закрытых
двубуквенных слогов с твёрдыми и мягкими согласными, трёх-четырёх буквенных слов типа кот, кит, соль и т. д. Чтение слоговых структур по подобию,
целостное запоминание слогов.
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Чёткое
проговаривание каждого слога в слове. Чтение слов, обозначающих один и много
предметов, большой и маленький предмет. Соотнесение слова с иллюстративным
материалом. Работа со звукобуквенной схемой. Обозначение букв красными и
синими кружками (квадратиками).
Чтение предложений из 2—4 слов с последующим воспроизведением
прочитанного («Какое предложение ты прочитал? Повтори»). Имитация интонации
учителя при устном повторении предложения учеником.
Чтение небольших текстов из 2—4 предложений. Ответы на вопросы.
Выборочное чтение по заданию учителя («Найди ответ на вопрос или подпись к
картинке»). Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки.
Чтение загадок и стихотворений (из 2 строчек). Разучивание их с голоса
учителя.
3-й этап
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч,
Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.
Практическое различение гласных и согласных букв, правильное обозначение
их в схеме.

Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твёрдых и мягких
согласных, свистящих и шипящих в слогах и словах: [ф] — [в], [с] — [ц], [ч] —
[щ]; ма — мя, му — мю, су — цу, ша — ща; цвет. — свет, плач — плащ и др.
Образование и чтение без искажения звукового состава усвоенных ранее
слоговых структур. Образование и чтение слогов со стечением 2 согласных в
начале и в конце слова. Образование и чтение по слогам слов, состоящих из 1—3
слогов.
Чтение предложений из 2—5 слов, их последующее воспроизведение с
имитацией интонации учителя или самостоятельно при выполнении задания: «Как
сердятся гуси?» и т. д.
Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Соотнесение слов,
предложений, текста с иллюстративным материалом; выбор нужной иллюстрации
к тексту из ряда похожих по ситуации. Выборочное чтение слов, предложений по
вопросам, картинке, заданию.
Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники
К.Аксёнова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Букварь в 2 частях 1 класс. Москва,
Просвещение, 2017 Букварь.1 класс.
Методические материалы для обучающихся
Азбука, книжки-малышки, тетради по обучению грамоте.
Методические пособия для учителя
1.Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
VIII вида под редакцией И. М. Бгажноковой.– М.: «Просвещение», 2013 г
2.Агеева И.Д. Загадки про слова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
3.Бурау И.Я. Загадки мира букв.- Д.: Сталкер, 1997.
4.Волина В.В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 1994.
5.Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим азбуку, играя: Занимательные игры, задания,
загадки и стихи для обучения грамоте. – М., 2009.
6.Гостинская Е.С., Михайлова М.И. Внеклассное чтение. Дидактический материал
1 кл., М., 2005.
7.Гризик Т.И. Учимся играя. Пособие по подготовке детей к обучению грамоте:
Кн. для учителя. – М.: Просвещение,2010.
Обеспечение кабинета
1. Карточки с изображением различных предметов и игрушек.
2.Слоговое лото.
3.Настенная касса для букв разрезной азбуки
4.Наборное полотно

5.Касса слогов
7.Слоговые таблицы.
8.Индивидуальные кассы с набором букв и слогов.
9.Книжки-малышки; наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по
отдельным темам;
Технические средства обучения
-компьютер
Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного
стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в
следующих формах: устный опрос, письменные и практические работы.
Тематическое планирование
Название раздела, темы урока
Добукварный период
Первый день в школе. Беседа на тему «Школа, класс», «Учитель и
ученики».
Беседа на тему «Школьные вещи», «Порядок в классе».
Беседа на тему «Я и моя семья». Формирование понятия «слово».
Беседа на тему «Игрушки». Понятие «слово». Различение звуков
окружающей действительности.
Беседа на тему «Режим дня школьника». Формирование понятия
«предложение».
Беседа на тему «Утро школьника», «Перемены в школе, их назначение».

Количество
часов
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Составление и анализ предложений. «Фамилии и имена учеников».
Беседа на тему «Сад». Понятие «слог - часть слова». Деление слов на слоги.

1 ч.
1 ч.

Беседа на тему «Огород». Деление слов на слоги и составление слов из
отдельных слогов.
Формирование понятия «звук». Выделение звука [А] в начале слова.
Выделение звука [У] в начале слова. Различение звуков окружающей
действительности.
Выделение звука [М] в начале слова. Составление рассказа на заданную
учителем тему.
Рассказывание сказки «Колобок» по серии картинок.
Рассказывание сказки «Репка» по серии картинок.
Составление и анализ предложений. Деление двухсложных слов на слоги.
Выделение звука [а] в начале слова.
Составление и анализ предложений. Деление двухсложных слов на слоги.
Выделение звука [м] в начале слова.
Букварный период
Звук и буква А. Выделение звука [ а ] и знакомство с буквой А а.
Звук и буква У. Выделение звука [ у ] и знакомство с буквой Уу.
Слова АУ, У А. Звукобуквенный анализ слов.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.

Звук и буква М. Выделение звука [ м ] и знакомство с буквой М, м.
Образование и чтение обратных слогов AM, УМ. Звукобуквенный анализ
слов.
Образование и чтение прямого слога МА. Чтение слова МА - МА.
Образование и чтение прямого слога МУ. Сравнительный звукобуквенный
анализ слогов МА - AM; МУ-УМ.
Звук и буква О. Выделение звука [ о ] и знакомство с буквой О, о.
Образование и чтение слогов ОМ - МО, их сравнение.
Звук и буква С. Выделение звука [ с ] и знакомство с буквой С, с.
Образование и чтение слогов СА,СУ,СО. Составление и чтение слов с
изученными буквами.
Звук и буква X. Выделение звука [х] и знакомство с буквой X, х.
Составление и чтение слов со звуком [х]. Звукобуквенный анализ прямых и
обратных слогов АХ-ХА,ОХ-ХО.
Составление и чтение слов со звукам [с]. Звукобуквенный анализ прямых и
обратных слогов АС-СА,ОС-СО.
Звук и буква Н. Выделение звука [н] и знакомство с буквой Н, н.
Звукобуквенный анализ прямых и обратных слогов АН-НА,ОН-НО.
Звук и буква Л. Обратные и прямые открытые слоги и слова со звуком [л] и
буквой л.
Звук и буква Ы. Обратные и прямые открытые слоги и слова со звуком [ы]
и буквой Ы.
Составление и чтение слов, состоящих из одного закрытого слога (сын, нос,
мал, сам); предложений с этими словами.
Составление и чтение слов му-ха, о-са. Предложений с этими словами.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Звук и буква В. Выделение звука [ в ] и знакомство с буквой В,в. Слова,
которые начинаются со звука [ в ].
Упражнение в составлении и чтении слогов во, ва, вы и слов с ними.
Звук и буква И. Выделение звука [ и ] и знакомство с буквой И,и . Слова,
которые начинаются со звука [ и ].

1 ч.

Сравнительный звукобуквенный анализ слогов с твердыми и мягкими
гласными буквами Ы – И.
Звук и буква Ш. Выделение звука [ ш ] и знакомство с буквой Ш,ш. Слова,
которые начинаются со звука [ ш ].
Дифференциация звуков С – Ш. Образование и чтение обратных и прямых
открытых слогов с буквой ш – с.
Образование и чтение слога ШИ. Звукобуквенный анализ слов.

1 ч.

Звук и буква П. Выделение звука [ п ] и знакомство с буквой П,п. Слова,
которые начинаются со звука [п].
Образование и чтение обратных слогов и прямых открытых с буквой п.
Звукобуквенный анализ слов.
Составление и чтение слов, состоящих из усвоенных слоговых структур.
Предложений с этими словами.

1 ч.

1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.

Звук и буква Т. Выделение звука [т] и знакомство с буквой Т,т. Слова,
которые начинаются со звука [ т ].

1 ч.

Упражнение в составлении и чтении ТА, ТЫ, ТО и слов из изученных
слогов.
Звук и буква К. Выделение звука [к] и знакомство с буквой. Слова, которые
начинаются со звука [к].
Образование и чтение обратных слогов АК,ОК,УК. Звукобуквенный анализ
слов.
Звук и буква 3. Выделение звука [з] и знакомство с буквой 3,з. Слова,
которые начинаются со звука [ З ].
Образование и чтение слогов ЗА,ЗУ,ЗИ. Составление и чтение слов с
изученными буквами.
Дифференциация звуков 3-С. Упражнение в составлении и чтении слогов
АС – СА; УС-СУ; ОС – СО и слов из изученных слогов.
Образование и чтение слов из двух закрытых слогов. Звукобуквенный
анализ слов.
Звук и буква Р. Выделение звука [ р ] и знакомство с буквой Р, р. Слова,
которые начинаются со звука [ р ].
Обратные и прямые открытые слоги и слова со звуком [р] и буквой Р.
Дифференциация звуков P-JI. Образование и чтение прямых открытых
слогов с буквами P-Л.
Звук и буква Й. Выделение звука [ й ] и знакомство с буквой Й, й. Слова,
которые начинаются со звука [й].
Образование и чтение слов с буквой Й. Звукобуквенный анализ слов.
Дифференциация звуков И-Й. Составление и чтение закрытых слогов и
слов с этими буквами.
Буква Й в конце и в середине слов. Составление и чтение предложений.

1 ч.

Звук и буква Ж. Выделение звука [ж] и знакомство с буквой Ж, ж. Слова,
которые начинаются со звука [ ж ].
Дифференциация звуков Ж-Ш. Составление и чтение слогов, слов,
предложений.
Слоги ЖИ-ШИ. Составление и дифференциация.

1 ч.

Звук и буква Б. Выделение звука [б] и знакомство с буквой Б, б. Слова,
которые начинаются со звука [Б].

1 ч.

Составление и чтение слов, состоящих из усвоенных слоговых структур.
Предложений с этими словами.

1 ч.

Дифференциация звуков Б-П. Составление и чтение слогов, слов и
предложений с ними.

1 ч.

Звук и буква Д. Выделение звука [ Д ] и знакомство с буквой Д, д. Слова,
которые начинаются со звука [Д].
Составление и чтение слов, состоящих из усвоенных слоговых структур.
Предложений с этими словами.
Дифференциация звуков Д-Т. Составление и чтение слогов, слов и

1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч,

1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.

предложений.
Звук и буква Г. Выделение звука [ Г ] и знакомство с буквой Г, г. Слова,
которые начинаются со звука [Г].

1 ч.

Дифференциация звуков Г-К. Составление и чтение слогов, слов и
предложений.
Буква Ь. Знакомство с буквой Ь.
Составление и чтение слов, состоящих из усвоенных слоговых структур.
Предложений с этими словами.
Звук и буква Е. Выделение звука [е] и знакомство с буквой Е, е. Слова,
которые начинаются со звука [Е].
Образование и чтение слов. Звукобуквенный анализ слов. Составление и
чтение предложений.
Звук и буква Я. Выделение звука [я] и знакомство с буквой Я, я. Слова,
которые начинаются со звука [я].
Дифференциация звуков А-Я. Составление и чтение слогов, слов и
предложений с ними.
Звук и буква Ю. Выделение звука [ю] и знакомство с буквой Ю, ю. Слова,
которые начинаются со звука [ю].
Составление и чтение слов, состоящих из усвоенных слоговых структур.
Предложений с этими словами.
Дифференциация звуков У-Ю. Составление и чтение слогов, слов и
предложений с ними.
Звук и буква Ё. Выделение звука [ё] и знакомство с буквой Ё, ё. Слова,
которые начинаются со звука [ё].
Составление и чтение слов, состоящих из усвоенных слоговых структур.
Предложений с этими словами.
Звук и буква Ч. Выделение звука [ч] и знакомство с буквой Ч, ч. Слова,
которые начинаются со звука [ч].
Составление и чтение слов, состоящих из усвоенных слоговых структур.
Предложений с этими словами.
Образование и чтение слогов ЧА-ЧУ. Звукобуквенный анализ слов.
Составление и чтение слов, состоящих из усвоенных слоговых структур.
Предложений с этими словами.
Звук и буква Ф. Выделение звука [ф] и знакомство с буквой Ф, ф. Слова,
которые начинаются со звука [ф].
Дифференциация звуков В-Ф. Составление и чтение слогов, слов и
предложений.
Звук и буква Ц. Выделение звука [ц] и знакомство с буквой Ц, ц. Слова,
которые начинаются со звука [ц].
Составление и чтение слов, состоящих из усвоенных слоговых структур.
Предложений с этими словами.
Дифференциация звуков С-Ц. Составление и чтение слогов, слов и
предложений.
Звук и буква Э. Выделение звука [э] и знакомство с буквой Э, э. Слова,
которые начинаются со звука [э].
Составление и чтение слов, состоящих из усвоенных слоговых структур.
Предложений с этими словами.
Звук и буква Щ. Выделение звука [щ] и знакомство с буквой Щ, щ. Слова,
которые начинаются со звука [щ].

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Слоги ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Составление и дифференциация.
Буква Ъ. Знакомство с буквой Ъ.
Образование и чтение слов с буквами Ь – Ъ.
Упражнение в составлении и чтении слогов и слов из изученных слоговых
структур.
Итого:

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
99 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».