Математика 1 класс (НОО 1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса «Математика»
для обучающихся 1 класса
(АООП НОО 1 вариант)

Пояснительная записка
Программа по предмету «Математика» составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом образования обучающихся с
умственной отсталостью, адаптированной основной образовательной программой
образования для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется для
обучающихся с умственной отсталостью 1 класса.
Специфика программы
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего
образования. Оно закладывает основы для формирования приемов умственной
деятельности: обучающие учатся проводить анализ, сравнение, классификацию
объектов,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
закономерности,
выстраивать определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные
математические способы познания способствуют целостному восприятию, мира, а
также является основой формирования универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и
интеллектуальное
развитие
обучающихся,
формируют
способность
к
самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов
действий, что составляет умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математике знания и способы действий необходимы
не только для дальнейшего успешного изучения математики и в других школьных
дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Цель: коррекция и развитие познавательной деятельности путем формирования
основ математических знаний и умений.
Предмет направлен на решение следующих задач:
1. Изучение чисел первого и второго
2. десятка, знакомство со сложением и вычитанием в пределах 20, с единицами
стоимости, измерения.
3. Развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактного
мышления.
4. Обогащение речи обучающихся специфическими математическими
терминами и выражениями.
5. Корректировка недостатков моторики.
6. Формирование аккуратности, настойчивости, желания трудиться.
Решение названных задач обеспечит осознание обучающимися универсальности
математических способов познания мира, усвоение начальных математических
знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими
школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении
математических знаний.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Математика» входит в обязательную часть учебного плана раздела
«Математика». Количество часов: 3 часа в неделю; 99 часов в учебный год.

Требования к результатам освоения учебного предмета
«Математика» в 1 классе
Личностные результаты
 Формировать навыки аккуратного письма с учетом индивидуальных
требований;
 Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа»,
«семья»;
 Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к
родителям;
 Освоить роль ученика;
 Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм
(плохо и хорошо);
 Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар;
 Формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные
гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая
гимнастика, физ. минутка).
Регулятивные БУД:
 Организовывать себе рабочее место под руководством учителя;
 Определить план выполнения заданий на уроках при решении примеров и
задач под руководством учителя;
 Использовать в своей деятельности простейшие инструменты: линейку;
 Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под
руководством учителя;
Познавательные БУД:
 Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством
учителя;
 Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
 Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме,
размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
 Группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с
помощью учителя;
 Использовать знако-символические средства с помощью учителя.
Коммуникативные БУД:
 Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
 Оформлять свои мысли в устной речи;
 Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
 Слушать и понимать речь других;
 Участвовать в паре;
 Плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты заданий, задач
из учебников.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
 Читать; записывать, складывать на счетах, сравнивать числа в пределах 10,
присчитывать, отсчитывать по 1,2,3,4,5;

 Выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 20;
 Решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание
задачи с помощью предметов, их заменителей, рисунков;
 Чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок;
 Чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам.
Достаточный уровень:
 Читать, записывать, складывать на счетах, сравнивать числа в пределах 20,
присчитывать, отсчитывать по 1,2,3,4,5
 Выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10;
 Решать задачи на нахождение суммы, остатка;
 Узнавать монеты и заменять одни другими;
 Чертить прямую линию, отрезок (с помощью учителя);
 Измерять прямую линию, отрезок;
 Чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по точкам, изображённым
учителем.
Содержание программы
Пропедевтика
Представления о величине: большой — маленький (больше — меньше,
одинаковые (равные) по величине). Сравнение предметов по размеру: высокий —
низкий (выше — ниже, одинаковые (равные) по высоте), широкий — узкий (шире
— уже, одинаковые (равные) по ширине), толстый — тонкий (толще — тоньше,
одинаковые (равные) по толщине), глубокий — мелкий (глубже — мельче,
одинаковые (равные) по глубине). Сравнение по величине и размеру 2—4
предметов.
Представления о массе: тяжёлый — лёгкий (тяжелее — легче, одинаковые
(равные) по тяжести, такой же тяжести). Сравнение по массе 2—4 предметов.
Количественные представления: мало, много, столько же, несколько, немного,
одинаковое количество (поровну). Изменение количества (на примере работы с
предметами, сыпучими и жидкими веществами). Сравнение количества предметов
путём установления взаимно-однозначного соответствия: больше, меньше;
одинаковое, равное количество; столько же, лишние, недостающие предметы.
Временные представления. Времена года: зима, весна, лето, осень. Сутки: утро,
день, вечер, ночь. Неделя (7 суток), дни недели. Вчера, сегодня, завтра, на
следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно, быстро, медленно, рано,
поздно.
Возраст: молодой — старый (моложе — старше).
Пространственные представления: вверху — внизу, впереди — сзади, слева —
справа, далеко — близко, рядом, между, около, в середине, на, в, над, под, перед, за,
напротив. Расположение на листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, в середине (в
центре), правый нижний, правый верхний, левый нижний, левый верхний углы.
Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за,
следующий за, следом, между.
Геометрические материалы: шар, куб, брус; круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник. Составление геометрических фигур, разрезанных на несколько
частей (по упрощенной схеме). Составление геометрических фигур из
счетных палочек.
Нумерация

Отрезок числового ряда 1 —20. Число и цифра 0.
Образование, чтение, запись чисел первого десятка.
Счёт в прямой и обратной последовательности, количественный и порядковый
в пределах 20. Соотношение количества, числа и цифры. Место числа в
числовом
ряду. Число предшествующее (предыдущее), следующее за
(последующее).
Счёт по 2, по 5, по 3 в пределах 20.
Сравнение чисел: больше, меньше, равные. Количество лишних, недостающих
единиц в двух сравниваемых числах без обозначения знаком.
Состав чисел первого десятка. Соотношения: 10 ед. = 1 дес, 1 дес. = 10 ед.
Единицы измерения и их соотношения
Единицы измерения стоимости: рубль, копейка. Обозначение: 1 р., 1 к.
Монеты: 1 р., 2 р., 5 р., 10 р., 1 к., 5к.,10 к.; бумажная купюра: 10 р.
Замена нескольких монет по 1р. (1 к.) одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5
к., 10 к.), бумажной купюрой 10 р.; размен монет достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10
к.), бумажной купюры 10 р. по 1 р. (1 к.) и другими возможными способами (не более
трёх монет).
Арифметические действия
Сложение и вычитание в пределах 20. Взаимосвязь сложения и вычитания. Знаки
+, -, =. Таблицы сложения и вычитания. Называние компонентов и результатов
действий сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное свойство
сложения (практическое использование). Решение примеров на сложение и
вычитание, требующих выполнения двух действий (одинаковых и разных).
Арифметические задачи
Простые текстовые арифметические задачи на нахождение суммы и разности
(остатка). Распознавание условия, вопроса, решения и ответа задачи. Выделение
числовых данных в задаче. Запись решения. Наименования при записи решения.
Формулировка ответа (устно).
Геометрический материал (изучается на каждом уроке). Точка, прямая и кривая
линии, отрезок.
Ознакомление с линейкой как чертёжным инструментом. Построение
произвольной прямой с помощью линейки; изображение точки, кривой линии.
Построение прямой через одну и две точки.
Обводка геометрических фигур по контуру, шаблону и трафарету.
Штриховка,
закрашивание по заданию (в разных направлениях).
Практические упражнения (использовать как на уроках, так и во внеурочной
деятельности). Получение любого числа в пределах 10. Иллюстрация с помощью
раздаточного материала («бусы», «кораблики», «кубики», «бруски» и др.).
Разложение группы предметов на 2 части разными способами. Заполнение таблиц
по составу числа.
Выбор нужной телевизионной программы с использованием пульта; запись
номера и набор номера домашнего телефона.
Упражнения по размену монет достоинством 2 р., 5 р., 10 р., купюры 10 р.
Знакомство с упаковками различных жидкостей и бакалейных товаров.
Определение объёма упаковки жидкостей: вода, соки, молочные продукты (бутылки, пакеты по 1 л, 2 л). Определение массы бакалейных товаров: соль, сахар, крупы
(упаковка по 1 кг, 2 кг).
Узнавание и называние геометрических форм в окружающих предметах.
Знакомство с календарём: дни недели.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебники - Алышева Т.В. «Математика», 1 класс в 2-ух частях, М.: Просвещение,
2017 г.
Методические пособия для учителя
1.Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII
вида под редакцией И. М. Бгажноковой.– М.: «Просвещение», 2014 г
2.Александров М.Ф., Волошина О.И. Математика. Тесты: Нач. школа: Учебнометодич. пособие.– М., 2006.
3.Волина В.В. Праздник числа: Занимательная математика для детей. – М.:
Просвещение, 2000.
4.Волкова С.И. Демонстрационный материал по математике. – М.: Просвещение,
1990.
5.Волкова С.И., Ордынкина И.С. Контрольные работы в начальной школе по
математике. – М.:«Астрель»,2004.
6.Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во
вспомогательной школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1996.
8.Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе VIII
вида: Учебник для ВУЗов. 4-е изд., перераб.- М.: ВЛАДОС, 1999.
Методические материалы для обучающихся
Алышева Т.В. Математика 1 кл.: Пособие для уч-ся в 2-ух частях, М.: Просвещение,
2017 г.
Обеспечение кабинета
1.Мебель, соответствующая возрастным, ростовым особенностям обучающихся.
2. Компьютер.
3.Наборное полотно
4.Наборы цифр, счётного материала, дидактического счетного материала; касса
цифр.
5.Таблица сложения.
Тематическое планирование
Название раздела, темы урока
Цвет, назначение предметов.
Выделение предметов, обладающих определенной формой. Круг.
Выделение предметов, обладающих определенным размером. Большой,
маленький.
Предметы одинаковые, равные по величине.
Понятия: слева – справа.
Понятия: в середине, между.
Выделение предметов, обладающих определенной формой. Квадрат.
Понятия: вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под.
Понятия: длинный – короткий.
Понятия: внутри – снаружи, в, рядом, около.
Выделение предметов, обладающих определенной формой.
Треугольник.
Понятия: широкий – узкий.
Понятия: далеко – близко, дальше – ближе, к, от.
Выделение предметов, обладающих определенной формой.
Прямоугольник.
Понятия: высокий – низкий.
Понятия: глубокий - мелкий.

Количество
часов
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Порядок следования: впереди – сзади, перед, за.
Порядок следования: первый – последний, крайний, после, следом,
следующий за.
Сравнение предметов: толстый – тонкий.
Временные представления: утро, день, вечер, ночь.
Временные понятия: рано – поздно.
Временные понятия: сегодня, завтра, вчера, на следующий день. Давно –
недавно.
Понятия: быстро – медленно.
Понятия: тяжёлый – лёгкий.
Понятия: много – мало, несколько. Один – много – ни одного.

1 ч.
1 ч.

Понятия: молодой – старый.
Понятия: больше – меньше, столько же, одинаковое (равное)
количество.
Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ.
Количество и счет. Число и цифра 1.
Число и цифра 2. Образование.
Составление, чтение и запись примеров на сложение.
Составление, чтение и запись примеров на вычитание.
Сравнение предметных множеств (больше, меньше, равно).
Простые арифметические задачи на сложение. Монеты: 1 копейка, 1
рубль, 2 рубля.
Простые арифметические задачи на вычитание.

1 ч.
1 ч.

Составление, чтение и запись примеров на сложение и вычитание. Шар.
Число и цифра 3. Образование числа 3.
Сравнение предметных множеств в пределе 3.
Числовой ряд 1-3. Сравнение чисел.
Состав числа 3. Решение примеров на сложение и вычитание. Куб.
Число и цифра 4. Образование числа 4. Счет до 4.
Числовой ряд 1-4. Сравнение, запись и решение примеров в пределе 4.
Сравнение предметных множеств. Порядковые и количественные
числительные.
Решение примеров с неизвестным числом. Брус.
Число и цифра 5. Знакомство.
Числовой ряд 1-5. Сравнение чисел.
Решение примеров на сложение и вычитание.
Решение простых задач на нахождение суммы и остатка.
Повторение изученного. Точка, линии. Овал.
Число и цифра 0.
Решение примеров на сложение и вычитание.
Число и цифра 6. Знакомство.
Числовой ряд 1-6. Сравнение предметных множеств.
Сложение и вычитание в пределах 6.
Сравнение чисел.
Решение примеров на сложение.
Решение примеров на вычитание.
Решение задач на нахождение суммы и остатка.
Построение прямой линии через одну точку, две точки.
Число и цифра 7. Знакомство.
Числовой ряд 1-7. Сравнение предметных множеств.
Состав числа 7. Сложение в пределах 7.
Переместительный закон сложения.
Сложение и вычитание в пределах 7.
Решение задач на нахождение суммы и остатка.
Понятия: сутки, неделя. Отрезок.
Число и цифра 8. Образование.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Числовой ряд 1-8. Сравнение чисел в пределах 8.
Состав числа 8. Способы образования числа 8. Сложение в пределах 8.
Вычитание в пределах 8. Повторение пройденного.
Решение задач на нахождение суммы и остатка. Построение
треугольника, квадрата, прямоугольника.
Число и цифра 9. Знакомство.
Числовой ряд 1-9. Порядковые числительные.
Дифференциация цифр 6-9. Упражнения на обозначение количества
множеств.
Сравнение чисел в пределах 9.
Сложение в пределах 9. Дополнение до 9.
Вычитание из 9. Компоненты при вычитании.
Число 10. Понятие 10 ед.- один десяток.
Числовой ряд 1-10. Порядковые и количественные числительные.
Сравнение чисел в пределах 10. Состав числа 10. Переместительные
свойства сложения.
Решение примеров на сложение с неизвестным числом.
Решение примеров на вычитание с неизвестным числом.
Решение составных примеров в пределах 10.
Меры стоимости. Меры массы – килограмм.
Мера ёмкости – литр. Решение задач.
Число и цифра 11. Знакомство. Числовой ряд.
Число и цифра 12. Знакомство. Числовой ряд.
Число и цифра 13. Знакомство. Числовой ряд.
Число и цифра 14. Знакомство. Числовой ряд.
Число и цифра 15. Знакомство. Числовой ряд.
Число и цифра 16. Знакомство. Числовой ряд.
Число и цифра 17. Знакомство. Числовой ряд.
Число и цифра 18. Знакомство. Числовой ряд.
Число и цифра 19. Знакомство. Числовой ряд.
Число и цифра 20. Знакомство. Числовой ряд.
Повторение. Состав чисел первого десятка.
Повторение. Состав чисел второго десятка.
Повторение. Решение примеров с неизвестным числом.
Повторение. Решение задач и примеров.
Итого:

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
99 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».