Рисование 1 класс (НОО 1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса «Рисование»
для обучающихся 1 класса
(АООП НОО 1 вариант)

Пояснительная записка
Программа составлена на основе специального Федерального
государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей
и программы по изобразительному искусству (И. А. Грошенков).
Цель учебного предмета: формирование интереса к изобразительной
деятельности и её результатам.
Основными задачами обучения школьников с нарушением интеллекта
изобразительному искусству являются:
-воспитание положительных качеств личности (настойчивости,
стремления к познанию, доброжелательности и др.);
-воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью;
-развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего
мира;
-развитие познавательной активности, формирование у школьников
приёмов познания предметов и явлений действительности с целью их
изображения;
-формирование практических умений в разных видах художественноизобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке);
-воспитание умения работать в заданной последовательности в
соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно;
-формирование
умения
работать
коллективно,
выполняя
определённый этап работы в цепи заданий для получения результата общей
деятельности.
Предмет «Рисование» имеет исключительно важное значение для
развития детей с нарушением интеллекта.
На уроках рисования дети не только рисуют, они также знакомятся с
законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами
искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями
известных художников.
Рисование направлено в основном на формирование эмоциональнообразного, художественного типа мышления, что является условием
становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей
программе предусматривается решение специальных задач: коррекция
недостатков психического развития, коррекция мелкой моторики, а также
развитие речи
обучающихся, организующей и направляющей их
умственную и практическую деятельность. На уроках рисования
социализация осуществляется через воспитание у детей бережного
отношения к окружающей природе, любви к родному краю, умение видеть
красивое. Беседы об искусстве способствуют эстетическому воспитанию
детей, обогащению словаря и развитию речи обучающихся.

Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Рисование» входит в обязательную часть учебного плана раздела
«Искусство».
Количество часов: 1час в неделю; 33 часа в учебный год.
Планируемые результаты
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования — введения
обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими
социокультурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
 овладение
навыками
коллективной
деятельности в
процессе
совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством
учителя;
 умение
сотрудничать с товарищами в процессе совместной
деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
 умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной
темы.
Предметные результаты по учебному предмету «Изобразительное
искусство» на конец обучения в 1 классе:


Минимальный уровень:
- знание названий художественных
материалов, инструментов и
приспособлений; их свойств, назначения,
правил хранения, санитарно-гигиенических
требований при работе с ними;
- знание элементарных правил композиции,
цветоведения, передачи формы предмета и
др.;
- умение изображать с натуры, по памяти,
представлению, воображению предметы
несложной формы;
- умение ориентироваться в пространстве
листа;
- размещать изображение одного предмета
в соответствии с параметрами
изобразительной поверхности.

Достаточный уровень:
- знание названий художественных
материалов, инструментов и
приспособлений; их свойств, назначения,
правил хранения, санитарно-гигиенических
требований при работе с ними;
- знание правил композиции, цветоведения,
передачи формы предмета и др.;
- умение ориентироваться в пространстве
листа;
- умение рисовать с натуры, по памяти
после предварительных наблюдений и
адекватно передавать все признаки и
свойства изображаемого объекта.

Состав базовых учебных действий обучающихся
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников,
обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и
осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу
формирования в старших классах более сложных действий, которые
содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной
активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные
базовые учебные
действия



Регулятивные
базовые учебные
действия



осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы;

способность к осмыслению социального окружения и
социальной роли ученика;

самостоятельность в выполнении учебных заданий;

самостоятельность в выполнении поручений;

понимание личной ответственности за свои поступки на
основе правил поведения в классе, детском коллективе,
образовательном учреждении;

стремление к безопасному поведению в природе и
обществе.
входить и выходить из учебного помещения со звонком;


ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного
помещения);


пользоваться учебной мебелью;


адекватно использовать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)


работать с учебными принадлежностями

(инструментами, спортивным инвентарем)


организовывать рабочее место;


передвигаться по школе, находить свой класс, другие
необходимые помещения;

принимать цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану и работать в
общем темпе;

активно участвовать в деятельности, контролировать
свои действия;


оценивать действия одноклассников;


соотносить свои действия и их результаты с заданными
образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с

учетом предложенных критериев, корректировать
деятельность с учетом выявленных недочетов.

свою

Познавательные 
выделять существенные, общие и отличительные
свойства
предметов;
базовые учебные

устанавливать видо - родовые отношения предметов;
действия

делать
простейшие
обобщения,
сравнивать,
классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами –
заместителями;

читать;

писать;

наблюдать; работать с информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленные на
бумажных, электронных и других носителях) под руководством
и с помощью учителя.
Коммуникативные 
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –
ученик,
ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
базовые учебные

использовать
принятые
ритуалы
социального
действия
взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в
разных видах деятельности и быту;

договариваться и изменять свое поведение с учетом
поведения других участников спорной ситуации.

Содержание предмета
Первое полугодие. Подготовительные упражнения.
Осуществлять сенсорное воспитание первоклассников: учить их
различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих
движений руки, узнавать и показывать основные геометрические фигуры и
тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); определять разницу по
величине между предметами одной и той же формы; ориентироваться на
плоскости листа бумаги; находить середину, верхний, нижний, правый и
левый края; формировать графические представления формы (круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник), различать круг и овал.
Воспитывать интерес к рисованию и рисункам. Развивать моторику
руки, формировать графические навыки и умения; навыки и умения владения
карандашом; навык произвольной регуляции силы нажима; навык
произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), навык
прекращения движения в нужной точке: навык удержания направления
движения.

Различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый,
черный, белый.
Учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов (сверху
вниз, слева направо, наискось), не оставлять пробелов, не выходить за
пределы контура.
Второе полугодие. Декоративное рисование.
Выработать у обучающихся умение свободно, без напряжения проводить
от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии;
упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением
контура рисунка; развивать умение пользоваться трафаретами-мерками;
учить различать и называть цвета: красный, желтый, зелёный, синий,
коричневый, оранжевый, фиолетовый.
Рисование с натуры. Учить детей различать предметы по форме,
величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно
размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения,
соблюдая контуры.
Рисование на темы.
Учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них
умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из
прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги,
передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов
(наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький);
отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом.
Беседы об изобразительном искусстве.
Учить детей узнавать и различать в иллюстрациях изображения
предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения:
развивать у них умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине.

Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение
Учебник «Изобразительное искусство» М.Ю.Рау, М.А.Зыкова для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы 2017г.

- И. А. Грошенкова «Занятия изобразительным искусством в
специальной коррекционной школе». Москва, В.Секачёв, Институт
общегуманитарных исследований 2001 год.
- И.А.Грошенков «Изобразительная деятельность в специальной
коррекционной школе VIII вида. Москва, АСАДЕМА, 2002 год.
Методические
рекомендации
Т.В.Нестеровой
«Обучение
тематическому рисованию младших школьников с нарушениями
интеллекта». Екатеринбург, 2000год.
- Методические рекомендации Т.В.Нестеровой «Обучение младших
школьников декоративному рисованию». Екатеринбург, 2000 год.
Печатные пособия:
- портреты русских и зарубежных художников;
- таблицы по цветоведению, построению орнамента;
- схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев,
животных, птиц, человека;
- таблицы по народным промыслам;
- учебно-практическое оборудование конструкторы; краски акварельные,
гуашевые; бумага А3, А4; бумага цветная; фломастеры; восковые мелки;
кисти беличьи № 5, 10, 20; кисти из щетины № 3, 10, 20; ножницы; шаблоны
геометрических фигур и реальных предметов; - муляжи фруктов и овощей
(комплект).
Тематическое планирование
Название раздела, темы урока
Аппликация из оборванных цветных кусочков бумаги «Осень. Листья падают».
Рисование и раскрашивание шаров и флажков.
Работа с красками. Рисование прямых линий, примакивание, раскрашивание.
Рисование радуги на небе и травки на земле.
Рисование солнца на небе, травки на земле. Забор.
Рисование по трафарету овощей и фруктов.
Рисование зайки и чашки из овалов, разных линий.
Изготовление из пластилина фруктов.
Изготовление из пластилина веточки сирени.
Лепка матрёшки из пластилина.
Рисование куклы неваляшки.
Лепка деревьев из пластилина.
Рисование деревьев цветными мелками и красками.

Количество
часов
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Лепка дома из брёвен.
Изготовление аппликации «Рыбки в аквариуме».
Изготовление аппликации «Снеговик у ёлки».
Аппликация и рисунок «Ёлка».
Изготовление человечка из пластилина.
Изготовление зайки из пластилина.
Дорисовать картинки: колобок, пирамидка, рыбка.
Работа с вырезанными картинками. Изготовление вазы с цветами.
Рисование картинки к сказке «Колобок».
Аппликация «Дом в городе».
Лепка из пластилина одноэтажного и трёхэтажного дома.
Аппликация «Многоэтажный дом».
Рисование картинки «Весна пришла».
Рисование картинки по описанию.
Работа с красками «Цветок».
Изготовление аппликации «Коврик для куклы».
Аппликация «Сарафан».
Работа с красками «Домик в деревне».
Изготовление аппликации «Грибы».
Придумать и нарисовать рисунок на свободную тему.
Итого:

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
33 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».