РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» структурное подразделение школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы Рабочая программа учебного курса «Рисование» для обучающихся 1 класса (АООП НОО 1 вариант) Пояснительная записка Программа составлена на основе специального Федерального государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей и программы по изобразительному искусству (И. А. Грошенков). Цель учебного предмета: формирование интереса к изобразительной деятельности и её результатам. Основными задачами обучения школьников с нарушением интеллекта изобразительному искусству являются: -воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и др.); -воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью; -развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира; -развитие познавательной активности, формирование у школьников приёмов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения; -формирование практических умений в разных видах художественноизобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке); -воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно; -формирование умения работать коллективно, выполняя определённый этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности. Предмет «Рисование» имеет исключительно важное значение для развития детей с нарушением интеллекта. На уроках рисования дети не только рисуют, они также знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников. Рисование направлено в основном на формирование эмоциональнообразного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей программе предусматривается решение специальных задач: коррекция недостатков психического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи обучающихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность. На уроках рисования социализация осуществляется через воспитание у детей бережного отношения к окружающей природе, любви к родному краю, умение видеть красивое. Беседы об искусстве способствуют эстетическому воспитанию детей, обогащению словаря и развитию речи обучающихся. Место учебного предмета в учебном плане Предмет «Рисование» входит в обязательную часть учебного плана раздела «Искусство». Количество часов: 1час в неделю; 33 часа в учебный год. Планируемые результаты В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты должны отражать: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы. Предметные результаты по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец обучения в 1 классе: Минимальный уровень: - знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними; - знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.; - умение изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы; - умение ориентироваться в пространстве листа; - размещать изображение одного предмета в соответствии с параметрами изобразительной поверхности. Достаточный уровень: - знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними; - знание правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.; - умение ориентироваться в пространстве листа; - умение рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. Состав базовых учебных действий обучающихся Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. Личностные базовые учебные действия Регулятивные базовые учебные действия осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы; способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика; самостоятельность в выполнении учебных заданий; самостоятельность в выполнении поручений; понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении; стремление к безопасному поведению в природе и обществе. входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия; оценивать действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать деятельность с учетом выявленных недочетов. свою Познавательные выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; базовые учебные устанавливать видо - родовые отношения предметов; действия делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями; читать; писать; наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя. Коммуникативные вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс); базовые учебные использовать принятые ритуалы социального действия взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Содержание предмета Первое полугодие. Подготовительные упражнения. Осуществлять сенсорное воспитание первоклассников: учить их различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); определять разницу по величине между предметами одной и той же формы; ориентироваться на плоскости листа бумаги; находить середину, верхний, нижний, правый и левый края; формировать графические представления формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), различать круг и овал. Воспитывать интерес к рисованию и рисункам. Развивать моторику руки, формировать графические навыки и умения; навыки и умения владения карандашом; навык произвольной регуляции силы нажима; навык произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), навык прекращения движения в нужной точке: навык удержания направления движения. Различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, белый. Учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось), не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура. Второе полугодие. Декоративное рисование. Выработать у обучающихся умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; развивать умение пользоваться трафаретами-мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зелёный, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый. Рисование с натуры. Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры. Рисование на темы. Учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький); отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом. Беседы об изобразительном искусстве. Учить детей узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения: развивать у них умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине. Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение Учебник «Изобразительное искусство» М.Ю.Рау, М.А.Зыкова для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы 2017г. - И. А. Грошенкова «Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе». Москва, В.Секачёв, Институт общегуманитарных исследований 2001 год. - И.А.Грошенков «Изобразительная деятельность в специальной коррекционной школе VIII вида. Москва, АСАДЕМА, 2002 год. Методические рекомендации Т.В.Нестеровой «Обучение тематическому рисованию младших школьников с нарушениями интеллекта». Екатеринбург, 2000год. - Методические рекомендации Т.В.Нестеровой «Обучение младших школьников декоративному рисованию». Екатеринбург, 2000 год. Печатные пособия: - портреты русских и зарубежных художников; - таблицы по цветоведению, построению орнамента; - схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека; - таблицы по народным промыслам; - учебно-практическое оборудование конструкторы; краски акварельные, гуашевые; бумага А3, А4; бумага цветная; фломастеры; восковые мелки; кисти беличьи № 5, 10, 20; кисти из щетины № 3, 10, 20; ножницы; шаблоны геометрических фигур и реальных предметов; - муляжи фруктов и овощей (комплект). Тематическое планирование Название раздела, темы урока Аппликация из оборванных цветных кусочков бумаги «Осень. Листья падают». Рисование и раскрашивание шаров и флажков. Работа с красками. Рисование прямых линий, примакивание, раскрашивание. Рисование радуги на небе и травки на земле. Рисование солнца на небе, травки на земле. Забор. Рисование по трафарету овощей и фруктов. Рисование зайки и чашки из овалов, разных линий. Изготовление из пластилина фруктов. Изготовление из пластилина веточки сирени. Лепка матрёшки из пластилина. Рисование куклы неваляшки. Лепка деревьев из пластилина. Рисование деревьев цветными мелками и красками. Количество часов 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. Лепка дома из брёвен. Изготовление аппликации «Рыбки в аквариуме». Изготовление аппликации «Снеговик у ёлки». Аппликация и рисунок «Ёлка». Изготовление человечка из пластилина. Изготовление зайки из пластилина. Дорисовать картинки: колобок, пирамидка, рыбка. Работа с вырезанными картинками. Изготовление вазы с цветами. Рисование картинки к сказке «Колобок». Аппликация «Дом в городе». Лепка из пластилина одноэтажного и трёхэтажного дома. Аппликация «Многоэтажный дом». Рисование картинки «Весна пришла». Рисование картинки по описанию. Работа с красками «Цветок». Изготовление аппликации «Коврик для куклы». Аппликация «Сарафан». Работа с красками «Домик в деревне». Изготовление аппликации «Грибы». Придумать и нарисовать рисунок на свободную тему. Итого: 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 33 ч.