Ручной труд 1 класс (НОО 1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса «Ручной труд»
для обучающихся 1 класса
(АООП НОО 1 вариант)

Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа составлена
на основе Федерального государственного образовательного стандарта, на основе
АООП Л.А. Кузнецовой «Ручной труд» Москва «Просвещение» 2017 г.
Общая характеристика учебного предмета
Уроки ручного труда в начальных классах является первым этапом в системе
профессионально-трудовой подготовки обучающихся школ, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с
умственной отсталостью. Задачи этого этапа заключаются в изучении
индивидуальных трудовых возможностей школьников и формировании у них
готовности к профессиональному обучению. На уроках труда обучающиеся
изготавливают изделия доступной сложности и понятного назначения. В процессе
их создания школьники овладевают общетрудовыми умениями и навыками,
знаниями о различных материалах и способах их обработки, осуществляется
коррекция интеллектуальных и физических недостатков обучающихся,
реализуются задачи воспитания у детей любви и привычка к разнообразным
видам трудовой деятельности.
Ручной труд обучающихся с интеллектуальными проблемами является главным
этапом в общей системе учебной и коррекционно- воспитательной работы в
школе,
реализующей
адаптированные
основные
общеобразовательные
программы. Это связано с огромным значением трудовой подготовки в
социальной адаптации школьников с интеллектуальными потребностями.
Ручной труд ставит своей целью: подготовку работников физического труда,
способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные
виды работ на производственных предприятиях.
В связи с этим главными задачами
являются:
 воспитание

ручного труда в начальных классах

положительных качеств личности ученика (трудолюбия,
настойчивости, умение работать в коллективе, уважение к людям труда);
 сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование
трудовых
качеств,
обучение
доступным
приёмам
труда,
развитие
самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
 формирование организованных умений в труде — вовремя приходить
на занятия, организованно входить в кабинет; работать только на своём рабочем
месте; правильно располагать на нём материалы, инструменты, приспособления;
убирать их по окончании работы; знать и выполнять правила внутреннего
распорядка и безопасной работы; санитарно-гигиенические требования.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом решаются и специальные задачи,
направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
 ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
 предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать
логическую последовательность изготовления поделки, определять приёмы работы
и инструменты, нужные для их выполнения);
 контролировать свою работу (определять правильность действий и
результатов, оценивать качество готовых изделий).
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Ручной труд» входит в обязательную часть учебного плана раздела
«Технологии». Количество часов: 2 часа в неделю; 66 часов в учебный год.
Планируемые результаты:
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования — введения обучающихся
с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:
осознание себя как гражданина России;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
 овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
 владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
 способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 формирование
и развитие социально значимых мотивов учебной
деятельности;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и
достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является
обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является
обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по
предмету «Ручной труд» на конец обучения в 1 классе:
Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

* знание правил организации рабочего
места;
*
знание видов трудовых работ;
* знание названий и свойств поделочных
материалов, используемых на уроках труда,
правил их хранения, санитарногигиенических требований при работе с
ними;
* знание названий инструментов,
необходимых на уроках, правил техники
безопасной работы с колющими и
режущими инструментами;
* знание приемов работы;
* умение самостоятельно организовать свое
рабочее место, рационально располагать
инструменты, материалы и приспособления
на рабочем столе, сохранять порядок на
рабочем месте;
* умение анализировать объект,
подлежащий изготовлению, выделять и
называть его признаки и свойства;
* умение составлять план работы над
изделием по пунктам;
*умение владеть некоторыми
технологическими приемами ручной
обработки материалов;
*умение работать с доступными
материалами (глиной и пластилином;
природными материалами; бумагой и
картоном; нитками и тканью).

* знание правил рациональной организации
труда;
* умение соблюдать санитарногигиенические требования при выполнении
трудовых работ; правила безопасной
работы режущими и колющими
инструментами;
* умение осознанно подбирать материалы
для работы;
* экономно расходовать материалы;
* умение работать с разнообразной
наглядностью: составлять план работы над
изделием с опорой на предметнооперационные и графические планы с
помощью педагога или самостоятельно;
* умение осуществлять текущий
самоконтроль выполняемых практических
действий с помощью педагога;
* оценивать свое изделие (красиво,
некрасиво, аккуратное, похоже на образец);
*устанавливать причинно-следственные
связи между выполняемыми действиями и
их результатами;
*выполнять общественные поручения по
уборке класса после уроков трудового
обучения под контролем взрослого.

Базовые учебные действия
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников,
обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и
осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования
в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему

становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на
доступном для него уровне.
Личностные базовые учебные действия:
 осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
 понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
 готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
 самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей;
Регулятивные базовые учебные действия:
 входить и выходить из учебного помещения со звонком;
 ориентироваться в пространстве класса;
 пользоваться учебной мебелью;
 адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т.д.);
 работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
 принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
 активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с
заданными образцами,
 принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
 передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения.
Познавательные базовые учебные действия:
 выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
 устанавливать видо-родовые отношения предметов;
 делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
 пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
 наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное
высказывание,
элементарное
схематическое
изображение,
таблицу,
предъявленные на бумажных, электронных и других носителях).
Коммуникативные базовые учебные действия:
 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик –
ученик, ученик – класс, учитель - класс);

 использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
 доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом
поведения других участников спорной ситуации;
 обращаться за помощью и принимать помощь;
 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
 сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Содержание программы
-

В первом классе предусмотрены следующие виды труда:
работа с глиной и пластилином;
работа с природными материалами;
работа с бумагой и картоном;
работа с текстильными материалами;

Содержание каждого раздела программы представлено тремя позициями:
 практические работы, где перечисляются предлагаемые для изготовления
изделия;
 технические сведения, где определяются объём и содержание формируемых у
детей теоретических знаний;
 приёмы работы, где указываются конкретные приёмы работы с тем или иным
материалом, которыми должны овладеть обучающиеся.
Работа с глиной и пластилином
Программа предлагает лепку предметов различных геометрических форм по
образцу (мячей, овощей и фруктов, кубиков, брусков, автобуса, грузовика,
посуды), стилизованных фигур птиц и животных (утёнка, цыплёнка, кошки, белки),
деталей макетов и свободных композиций по сюжетам сказок («Репка», «Колобок»,
«Маша и медведь).
В процессе занятий лепкой ученики должны овладеть знаниями о пластических
свойствах пластилина, об их применении, способах подготовки пластического
материала к работе и др. Программой предусмотрено формирование у детей таких
приёмов работы с пластилином, как раскатывание, скатывание, вдавливание,
промазывание, сплющивание.
Работа с природными материалами
Предусматривается экскурсии в природу с целью сбора природного материала
(цветов, листьев, сучков и т.д.).
Предлагаются следующие виды работ:
изготовление (по образцам) птички из шишки ели, пластилина и веточек;

кораблика из скорлупы грецкого ореха и бумаги; изготовление по замыслу
объёмных изделий из различных материалов.
Обучающиеся должны овладеть техническими сведениями о свойствах,
правилах сбора и хранения природного материала, об инструментах,
применяемых при работе. Работая с природным материалом, ребята должны
научиться приёмам соединения отдельных деталей с помощь. Пластилина, клея,
палочек, соблюдения пропорций изделия.
Работа с бумагой и картоном
Учатся (по образцу) создавать такие изделия, как шапочки – пилотки,
летающей стрелы, составлять композиции из геометрических фигур (снеговик,
домик, грузовик), орнамент в полосе, квадрате из геометрических фигур и
растительных форм, делать закладки, плоские елочные игрушки и гирлянды в
форме грибов, птиц и животных и т.д. Из картона, бархатной бумаги и ткани
ребята изготовляют игольницы, учатся оклеивать картон цветной бумагой с одной
и с двух сторон, делать его окантовку, а так же карнавальные маски и головные
уборы, коробки из тонкого картона.
Школьники должны усвоить технические сведения о свойствах бумаги и
картона, об их назначении, о клеящих составах, правилах составления аппликации
и правила безопасной работы с клеем, режущими инструментами. Ученики
овладевают такими приёмами работы, как складывание бумаги, разглаживание её
«гладилкой», умение держать инструменты, пользоваться ножницами (резать
бумагу по прямым и кривым линиям), смазывать поверхность кистью, размечать
изделие по шаблону, трафарету.
Работа с текстильными материалами
На уроках ручного труда школьники изготавливают такие поделки, как цветок,
из кисточки из цветных ниток к шапочке, а также занимаются вышиванием по
проколам геометрических фигур, контуров овощей и фруктов, вышиванием по
рисунку, изготовлением стилизованных фигур (мальчика, девочки) из связанных
пучков нитей. Ребята пришивают пуговицы, вышивают закладки, делают
игольницы.
При работе с текстильными материалами школьники усваивают технические
сведения о свойствах ниток и тканей, об их применении, о видах пуговиц,
инструментов, применяемых при работе с тканями; изучают виды ручных
стежков (смёточный «вперёд иголка», смёточный «назад иголка», косой
обмёточный стежок). Обучающиеся должны овладеть следующими приёмами
работы: связывание ниток, изготовление косички, вдевание нитки в иголку,

завязывание узелка на конце нити, пришивание пуговиц, выполнение ручных
стежков.
Учебно-методический комплект
*Л. А. Кузнецова «Технология Ручной труд 1 класс». Кузнецовой «Ручной труд»
Москва «Просвещение» 2017 г. Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих АООП.
*В. И. Антипов, Н. В. Павлова. Обучение ручному труду. Пособиедля учителя. –
М.: 1976
*Т.Н.Проснякова «Уроки мастерства» 2006г.
*Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в
трудовом обучении. М., 1990.
*Павлова Н. Т. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы. М.,
1988.
Печатные пособия:
 таблицы по каждому разделу.
Дидактический раздаточный материал:





предметно-операционный план;
конструкторы;
карточки задания для проведения физ. минуток;
шаблоны.
Модели и натуральный ряд:










муляжи фруктов и овощей;
образцы изделий из пластилина;
образцы изделий из природного материала;
образцы изделий из металлоконструктора;
образцы изделий из бумаги и картона;
образцы изделий из древесины;
образцы изделий из текстильного материала;
образцы изделий из проволоки.

Тематическое планирование
Название раздела, темы урока
Вводный урок. Беседа «Человек и труд».

Количество
часов
1 ч.

Работа с пластилином
Вводный урок по работе с пластилином. Приёмы работы с пластилином.

1ч.

Аппликация из пластилина «Яблоко».
Работа с природными материалами
Вводный урок по работе с природными материалами. Где используют
природные материалы?

1ч.

Экскурсия в лес по сбору природного материала.

1ч.

Аппликация из листьев «Осенний букет».

1ч.

Аппликация из листьев «Птица».

1ч.

Аппликация из листьев «Бабочка».

1ч.

1ч.

Работа с бумагой и картоном
Вводный урок по работе с бумагой. Какие изделия изготавливают из
бумаги?

1ч.

Составление коллекции из разных видов бумаги.

1ч.

Сгибание бумаги треугольной формы.

1ч.

Изготовление ёлочки из трёх треугольников разной величины.

1ч.

Сгибание бумаги квадратной формы.

1ч.

Складывание из бумажного квадрата стаканчика для игрушки «Поймай
пуговицу».

1ч.

Сгибание бумаги прямоугольной формы.

1ч.

Работа с пластилином
Раскатывание пластилина столбиками

1ч.

Изготовление домика из пластилиновых столбиков.

1ч.

Изготовление ёлочки из пластилиновых столбиков.

1ч.

Лепка предметов шаровидной формы. Помидор.

1ч.

Лепка предметов овальной формы. Огурец.

1 ч.

Работа с бумагой и картоном
Приёмы резания ножницами по прямым линиям.
Вырезание из бумаги треугольников, размеченных по шаблону.
Работа с пластилином
Лепка моркови из пластилина.

1ч.
1ч.

Лепка свёклы из пластилина.

1ч.

Изготовление пирамидки из пластилина.
Лепка грибов из пластилина.
Работа с природными материалами

1ч.
1ч.

Изготовление ёжика из шишки и пластилина.

1ч.

1ч.

Работа с бумагой и картоном
Аппликация из оборванных кусочков бумаги «Осеннее дерево».

1ч.

Складывание из бумаги цветка для поздравительной открытки.

1 ч.

Складывание из бумаги фигурки кошечки для поздравительной открытки.

1 ч.

Работа с пластилином
Лепка цыплёнка из пластилина.
Работа с бумагой и картоном
Изготовление игрушки «Бумажный фонарик».
Изготовление декоративной веточки из бумаги.
Изготовление флажков из бумаги.
Изготовление цветка из бумажных полосок.
Работа с пластилином
Изготовление котика из пластилина.

1ч.
1ч.
1ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.

Работа с бумагой и картоном
Работа с шаблоном. Вырезание листочков из бумаги зелёного цвета.

1ч.

Аппликация из смятой бумаги «Веточка рябины».
Приёмы резания ножницами по кривым линиям.

1ч.
1ч.

Аппликация из смятой бумаги «Цветы в корзине».
Работа с нитками
Свойства ниток: упражнения в разрывании и резании ниток разной длины.
Связывание ниток, наматывание ниток в клубок и на картонку.
Наматывание ниток.

1ч.

Изготовление игрушки «Бабочка».
Изготовление кисточки из цветных ниток.
Работа с бумагой и картоном
Изготовление аппликации «Фрукты на тарелке».
Вырезание из бумаги круга.
Изготовление аппликации «Снеговик».
Изготовление аппликации «Гусеница».
Вырезание из бумаги овала.

1ч.
1 ч.
1ч.
1 ч.
1ч.
1ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Изготовление игрушки «Цыплёнок скорлупе».
Изготовление из бумаги пароходика.
Изготовление из бумаги стрелы.
Приёмы симметричного вырезания из бумаги.
Изготовление птицы из бумаги.
Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам.
Изготовление закладки с прорезным орнаментом.
Изготовление аппликации «Самолёт в облаках».
Работа с пластилином
Лепка из пластилина макета «Снегурочка в лесу».

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.

Работа с природными материалами
Изготовление ежа из травы и пластилина.
Работа с бумагой и картоном
Изготовление четырёхлистного цветка из бумаги.
Коллективная аппликация «Букет цветов».

1 ч.
1ч.
1ч.

Приёмы сгибания бумаги. Гармошка.
Изготовление декоративной птицы.
Работа с нитками
Шитьё. Приём «игла вверх-вниз».
Приёмы вышивания. Вышивание в два приёма.

1ч.
1ч.

Итого:

1 ч.
1 ч.
66 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».