Психокоррекционные занятия 1 класс (НОО 1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
коррекционного курса
«Психокоррекционные занятия»
для обучающихся 1 класса
(АООП НОО 1 вариант)

Пояснительная записка
Сенсорный опыт умственно отсталых детей характеризуется бедностью и
узостью восприятия. Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка
значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно
неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема
восприятия,
грубые
нарушения
аналитико-синтетической
деятельности,
специфические недостатки памяти затрудняют знакомство детей с окружающим
миром. Поэтому формирующиеся представления являются также бедными и
фрагментарными. Психомоторные и сенсорные процессы являются замедленными
и отличаются качественным своеобразием.
Все выше сказанное объясняет необходимость оказания комплексной
дифференцированной помощи детям с умственной отсталостью в коррекции
недостатков сенсорного и моторного развития, для создания необходимой основы
формирования элементарных учебных навыков и познавательного развития
ребенка. Поэтому данный курс психокоррекционных занятий включен в учебный
план обучения умственно отсталых детей.
Основная цель: создание оптимальных условий познания ребенком каждого
объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств и признаков дать правильное
многофункциональное представление об окружающей действительности,
способствующее оптимизации психического развития ребенка и создания основы
для овладения учебными навыками.
Достижение цели предусматривает обогащение чувственного познавательного
опыта на основе формирования умения наблюдать, сравнивать, выделять
существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, направленное
на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
Задачи:
-формирование, на основе активизации всех органов чувств, адекватного
восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их
свойств;
-коррекция недостатков сенсорно-перцептивной сферы путем систематического
целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, величины,
цвета, конструкции, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
-формирование пространственно-временных ориентировок;
-развитие слухомоторных координаций;
-совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

-обогащение и коррекция словарного запаса детей на основе обогащения
сенсорного опыта детей;
-коррекция недостатков моторного развития;
-совершенствование зрительно-двигательной координации;
-коррекция точности и целенаправленности движений и действий.
Данный курс занятий имеет ярко выраженную коррекционную направленность.
Занятия по данному курсу предполагают исправление присущих умственно
отсталым детям недостатков психофизического развития и формирование у них
относительно сложных видов психической деятельности. Общая коррекционная
работа осуществляется в процессе урока-занятия и дополняется индивидуальной
коррекцией недостатков, характерных для отдельных групп учащихся.
Проведение обследования детей на основе психологических методик (Забрамной
С.Д., Усановой О.Н., Семаго М.М. и др.) и анализ психолого-педагогических
наблюдений за детьми в процессе урока направлено на выявление сенсорных
навыков и умений в контексте разных видов деятельности применительно к
различному сенсорному содержанию. Эта работа позволяет определить
содержание коррекционной работы по разделам программы, которые представляют
наибольшую сложность для усвоения учащимися и подобрать соответствующие
коррекционные приемы обучения.
Место коррекционного курса в учебном плане
Программа коррекционного курса рассчитана на 2 часа в неделю, 66 часов в
год.
Содержание учебного материала
Психолого-педагогическая коррекционная помощь по развитию психомоторных
и сенсорных процессов является необходимой основой для обучения и воспитания
обучающихся с умственной отсталостью.
Для детей с недостатками умственного развития характерны выраженные
отклонения в речевом развитии. Применение на уроках приемов, облегчающих
восприятие (показ предметов, использование стимулирующих реплик и
направляющих внимание вопросов, рассказ педагога, игра, создание проблемной
ситуации и так далее), побуждает учеников к оречевлению того, что они видят, к
выполнению действий с объектом и формулированию полученных результатов.
Разные виды деятельности предоставляют большие возможности для обогащения
словарного запаса детей.

Особое внимание должно уделяться специальному формированию умений
планировать предстоящую деятельность, контролировать ход работы и давать
отчет по ее окончании.
Программа предусматривает развитие и воспитание детей в различных видах
деятельности (игра, изодеятельность, психологические тренинги и др.),
преимущественно коллективных, что взаимно обогащает учеников, вызывает у них
положительные эмоции, учит управлять собственным поведением.
Программа по развитию психомоторных процессов включает в себя следующие
разделы:
*развитие моторики, графомоторных навыков;
* тактильно-двигательное восприятие;
*кинестетическое и кинетическое развитие;
*восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
*развитие зрительного восприятия;
*восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния,
барических ощущений, вкусовых качеств;
*развитие слухового восприятия;
*восприятие пространства;
*восприятие времени.
Уроки
включают в себя элементы обучения, игры, изобразительной
деятельности, занятий музыки, физкультуры, развития речи. Это позволяет
создавать основу для более успешного усвоения обучающимися программного
материала по другим предметам, способствует развитию рефлексивных начал, дает
возможность спрогнозировать дальнейшую положительную социализацию в
обществе. В каждом разделе предусмотрено усложнение заданий. Некоторые
разделы программы заканчиваются проведением коллективных творческих дел,
что, с одной стороны, учит детей работать совместно, а с другой развивает
творческую активность обучающихся.
В основе этой программы лежит комплексный подход. Он предполагает
решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких
разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию
ребенка. Для проведения уроков по развитию психомоторики требуется
специально организованная предметно – пространственная развивающая среда:

 Функционально ориентированные игрушки и пособия для развития
сенсомоторных функций.
 Игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь
для развития крупной моторики.
 Оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной
деятельностью (магнитофон, набор аудио – видеокассет для релаксации,
звучащие музыкальные инструменты и т.д.).
 Принадлежности для арттерапии, ароматерапии.
Уроки психомоторики подразумевают без оценочную систему, что, в свою
очередь, не исключает устных комментариев педагога по той или иной учебной
ситуации.
Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и
движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»).
Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски,
наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев.
Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных
принадлежностей. Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус,
завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация.
Сгибание бумаги.
Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие
Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины.
Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие
Формирование
ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей,
головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом
положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация повадок
зверей, игра на различных музыкальных инструментах).
Раздел
4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование
предметов
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур
(круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе
выполнения упражнений. Выделения признаков формы; называние основных
геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме, по
показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов
контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом.
Различение их выделения основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий,
чёрный, белый). Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3
детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3
детали).
Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование

предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога).
Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение
отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном
ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и
коррекции зрения.
Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания,
обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)
Контрастные температурные ощущения (холодный – горячий). Различение на
вкус (кислый, сладкий, горький, солёный). Обозначение словом собственных
ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных
предметов по признаку веса (тяжёлый – лёгкий).
Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание)
и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание
неречевым и речевым звукам.
Раздел 8. Восприятие пространства
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки;
правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения
предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в
заданном направлении в пространстве (вперёд, назад…). Ориентировка в
помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок
следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ,
правая, левая сторона).
Раздел 9. Восприятие времени
Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «сутки», с картинками. Смена
времени суток. Дни недели.
Тематическое планирование
Название раздела, темы

Количество
часов
Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков
Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции
педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»)
2 ч.
Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и
2 ч.
броски, наклоны и повороты).
Развитие и координация движений кисти рук и пальцев.
Пальчиковая гимнастика.
Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей.
Развитие координации движения руки и глаза.
Обводка, штриховка по трафарету.
Аппликация.
Сгибание бумаги.
Тактильно-двигательное восприятие
Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины.

1 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.

Работа с пластилином (раскатывание).

1 ч.

2 ч.

Игры с крупной мозаикой.
Кинестетическое и кинетическое развитие
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и
нижних конечностей, головы.
Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом
положения различных частей тела.

1 ч.
1 ч.
1 ч.

Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на
различных музыкальных инструментах).
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур
(круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) в процессе выполнения
упражнений.
Классификация предметов и их изображений по форме (по показу:
круглые, квадратные, треугольные).
Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по
образцу.
Выделения признаков формы; называние основных геометрических
фигур.
Классификация предметов и их изображений по форме, по показу.

2 ч.

Работа с геометрическим конструктором.
Сравнение предметов по величине (большой — маленький)

2 ч.
1 ч.

Сравнение предметов по высоте (различие понятий высокий – низкий)

1 ч.

Сравнение предметов по длине (различие понятий длинный – короткий)

1 ч.

Сравнение предметов по ширине (различие понятий широкий – узкий)

1 ч.

Сопоставление предметов контрастных величин по высоте, длине,
ширине. Формирование восприятия величины.

1 ч.

Различение и выделение основных цветов (красный, жёлтый, зелёный,
синий, чёрный, белый).

1 ч.

Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3
детали).
Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3
детали).
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование
предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога).
Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов:
нахождение отличительных и общих признаков.

2 ч.

Определение изменений в предъявленном ряду.

1 ч.

Нахождение «лишней» игрушки, картинки.

1 ч.

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

1 ч.

Восприятие особых свойств предметов
Контрастные температурные ощущения (холодный – горячий).

1 ч.

2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.

1 ч.

1 ч.
1 ч.

Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, солёный).

1 ч.

Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и
неприятный.
Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжёлый –
лёгкий).
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение,
жужжание) и музыкальных звуков.

1 ч.

Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение,
жужжание) и музыкальных звуков.

1 ч.

Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по
громкости, длительности, высоте тона.
Различение речевых и неречевых звуков.

1 ч.

Подражание неречевым и речевым звукам.

1 ч.

1 ч.
1 ч.

1 ч.

Восприятие пространства
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки;
Ориентировка на собственном теле: правой/левой ноги; правой/левой
части тела.
Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева,
вверху – внизу и др.).
Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад).
Ориентировка в помещении по инструкции педагога.
Ориентировка в линейном ряду (порядок следования).
Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ,
правая, левая сторона).
Восприятие времени
Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь).
Работа с графической моделью «Сутки».
Времена года, их закономерная смена.
Дни недели.
Итого:

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
66 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».