Математика 2 класс (НОО 1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса «Математика»
для обучающихся 2 класса
(АООП НОО 1 вариант)

Пояснительная записка
Цель курса: коррекция и развитие познавательной деятельности путем
формирования основ математических знаний и умений.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
Изучение чисел второго десятка, знакомство со сложением и вычитанием в пределах
20, с единицами стоимости, измерения.
Развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактного мышления.
Обогащение речи обучающихся специфическими математическими терминами и
выражениями.
Корректировка недостатков моторики.
Формирование аккуратности, настойчивости, желания трудиться.
Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные
на коррекцию умственной деятельности обучающихся.
Основные направления коррекционной работы:
развитие абстрактных математических понятий;
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
развитие речи и обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Специфика программы
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего
образования. Оно закладывает основы для формирования приемов умственной
деятельности: обучающие учатся проводить анализ, сравнение, классификацию
объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать
определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные
математические способы познания способствуют целостному восприятию, мира, а
также является основой формирования универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и
интеллектуальное
развитие
обучающихся,
формируют
способность
к
самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов
действий, что составляет умения учиться.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Математика» входит в обязательную часть учебного плана раздела
«Математика». Количество часов 4 часа в неделю; 136 часов в год.
Личностные и предметные результаты освоения предмета «Математика»
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом
социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели

современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в
культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как
одноклассника, друга;
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога
и самостоятельно;
способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за результатами
собственной работы;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе
выполнения задания, поручения;
формирование первоначальных знаний о безопасности и здоровом образе жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и
достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным
для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех
обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по
учебному предмету «Математика» на конец обучения во 2 классе:
Достаточный уровень:
Образовывать, читать, записывать, откладывать на счетах числа второго десятка.
Считать по единице и равными числовыми группами (по2, по5, по3, по 4) в пределах
20 в прямом и обратном порядке (по 3 по 4 не обязательно).
Сравнивать числа в пределах 20 (использовать при сравнении чисел знаки не
обязательно; при сравнении двузначных чисел с двузначными возможна помощь
учителя).
Пользоваться таблицей состава чисел второго десятка из десятков и единиц.
Записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины,
времени).
Определять время по часам с точностью до часа.
Складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд (в одно
действие, возможно с помощью счетного материала).
Решать простые примеры с числами, выраженными одной единицей измерения
(длины, стоимости, времени).
Решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и разности (остатка)
(самостоятельно).
Решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько
единиц (с помощью учителя).
Показывать стороны, углы, вершины в треугольнике, квадрате, прямоугольнике.
Измерять отрезки и строить отрезок заданной длины.
Стоить луч, произвольные углы, прямой угол с помощью чертёжного треугольника
(возможна помощь учителя).
Строить треугольники, квадраты, прямоугольники по точкам (вершинам) с помощью
учителя.
Образовывать, читать, записывать, откладывать на счетах числа второго десятка.

Считать по единице и равными числовыми группами (по2, по5, по3, по 4) в пределах
20 в прямом и обратном порядке.
Сравнивать числа в пределах 20 (однозначные с двузначными, двузначные с
двузначными);
Использовать при сравнении чисел знаки >, <, =.
Пользоваться таблицей состава чисел второго десятка из десятков и единиц.
Записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины,
времени).
Определять время по часам с точностью до часа.
Складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд (в том числе и
в два действия).
Решать простые примеры с числами, выраженными одной единицей измерения
(длины, стоимости, времени).
Решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько
единиц.
Решать задачи в два действия.
Показывать, называть стороны, углы, вершины в треугольнике, квадрате,
прямоугольнике.
Измерять отрезки и строить отрезок заданной длины.
Стоить луч, произвольные углы, прямой угол с помощью чертёжного треугольника.
Строить треугольники, квадраты, прямоугольники по точкам (вершинам).
Состав базовых учебных действий обучающихся:
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с
одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к
обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более
сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как
субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые учебные действия:
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как
члена семьи, одноклассника, друга;
выполнение учебных заданий, поручений, договоренностей с помощью учителя и
самостоятельно.
Регулятивные базовые учебные действия:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса;
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями по предмету математика (учебник, тетрадь,
счеты, счетные палочки, линейка, чертежный треугольник и др.) и организовывать
рабочее место под руководством учителя;
участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия
одноклассников самостоятельно и под руководством учителя;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами под руководством
учителя.
Познавательные базовые учебные действия:

выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видо - родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
выполнять арифметические действия самостоятельно и с помощью учителя;
наблюдать;
ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик,
ученик – класс, учитель - класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и
быту.
Характеристика групп педагогических возможностей обучающихся по предмету:
Первая группа- составляют дети, которые правильно решают предъявляемые им
задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.
Вторая группа -характерен более замедленный темп усвоения учебного материала.
Дети, успешно реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как
самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя
с основными требованиями программы они справляются.
Третья группа – отличаются пассивностью, инертностью психических процессов,
нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, при
списывании текстов и выполнение других заданий.
Содержание учебного предмета
Нумерация
Отрезок числового ряда 11—20.
Образование, чтение, запись чисел в пределах 20. Цифры, их количество. Числа
первого и второго десятков.
Числа однозначные и двузначные. Единицы, десятки. Умение отложить любое число
в пределах 20 на счётах.
Сравнение чисел. Знаки >, <, =.
Разложение двузначных чисел на разрядные слагаемые (15 = 10 + 5). Счёт по
единице, по 2, по 5, по 3, по 4 в пределах 20 в прямом и обратном порядке.
Единицы измерения и их соотношения
Единицы измерения длины: сантиметр, дециметр. Обозначения: 1 см, 1 дм.
Соотношение: 1 дм = 10 см.
Единицы измерения времени: час, месяц. Обозначения: 1 ч, 1 мес.
Часы. Циферблат. Определение времени с точностью до часа.
Запись чисел, выраженных одной единицей измерения — стоимости, длины,
времени.
Арифметические действия

Называние компонентов и результатов действий сложения и вычитания (в речи
учителя).
Сложение десятка и однозначного числа и соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. Вычитание из 20
однозначных и двузначных чисел.
Действия с числами, выраженными одной единицей измерения (длины, стоимости,
времени).
Понятия больше на ..., меньше на .... Решение примеров на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц.
Арифметические задачи
Простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц. Задачи
в два действия, составленные из ранее изученных простых задач. Запись ответа.
Геометрический материал
Овал. Луч. Построение луча.
Угол. Угол прямой, тупой, острый. Вершины, стороны углов.
Чертёжный угольник, его использование при различении видов углов.
Вершины, стороны, углы в треугольнике, квадрате, прямоугольнике.
Измерение и построение отрезков заданной длины (одной единицей измерения).
Построение произвольных углов разных видов. Построение прямого угла с помощью
чертёжного угольника.
Построение геометрических фигур по их вершинам.
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
Т.В. Алышева. Математика 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. Москва, «Просвещение», 2011 год (1 и 2
часть)
Методический комплект для учителя.
В. В. Эк. Обучение математике, учащихся младших классов вспомогательной школы.
Пособие для учителя. – М.: 1990
Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекцион-ной)
школе VIII вида: Учебник для студентов дефектологического факультета педвузов. 4е изд., переработанное – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Дидактический материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета,
счетного материала; демонстрационных пособий для изучения геометрических
величин, геометрических фигур и тел; объемные цифры, цифровое полотно из
бросового материала, цифровое полотно на магнитах.
Раздаточный материал по математике- циферблат часов, веер цифр, набор
карточек по изучению дни недели, шаблоны геометрических фигур, набор линеек
угольников.

Тематическое планирование
№ п\п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
1
2
3
4
5

Раздел, тема программы
Раздел «Повторение»
Нумерация в пределах 10
Счет в прямой и обратной последовательности
Присчитывание по 1
Отсчитывание по 1
Присчитывание по 2
Отсчитывание по 2
Построение прямых в различных направлениях
Решение примеров на сложение и вычитание. Решение
простых задач на сложение.
Понятие отрезок, луч
Решение примеров на сложение и вычитание.
Решение простых задач на сложение.
Решение примеров на сложение и вычитание.
Решение простых задач на сложение.
раздел «Сравнение чисел»
Сравнение чисел в пределах 10. (Знак <; >; =)
Решение примеров на сложение и вычитание.
Сравнение.
Сравнение чисел в пределах 10. (Знак <; >; =)
Сравнение отрезков по длине
Проверочная работа «Увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц»
Работа над ошибками
раздел «Второй десяток»
Нумерация чисел
Десяток как новая счетная единица. Преобразование
1 дес. в 10 ед. и 10 ед. в 1 дес.
Десяток как новая счетная единица. Преобразование
1 дес. в 10 ед. и 10 ед. в 1 дес.
Решение примеров на сложение и вычитание
Сравнение чисел в пределах 16. (Знак <; >; =)
Построение отрезков разной длины.
Решение простых задач на сложение и вычитание
Десяток как новая счетная единица. Преобразование
1 дес. в 10 ед. и 10 ед. в 1 дес
Число 11, образование и запись
Число 12, образование и запись
Контрольная работа «Увеличение и уменьшение
чисел второго десятка»
Работа над ошибками
Число 13, образование и запись
Число 14, образование и запись
Число 15, образование и запись
Повторение
Число 16, образование и запись
Решение примеров на сложение и вычитание
Число 17, образование и запись
Число 18, образование и запись

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

32
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Число 19, образование и запись
Сравнение чисел в пределах 19. (Знак <; >; =)
Построение отрезков разной длины.
Решение простых задач на сложение и вычитание в
пределах второго десятка
Число 20, образование и запись
Порядковый счёт в пределах 20
Решение примеров на сложение и вычитание
Сравнение чисел в пределах 20. (Знак <; >; =)
Решение примеров на сложение и вычитание
Решение примеров на сложение и вычитание
раздел «Мера длины - дециметр»
Мера длины - дециметр
Мера длины - дециметр
раздел «Увеличение числа на несколько единиц»
Увеличение числа на несколько единиц
Увеличение числа на несколько единиц
Увеличение числа на несколько единиц
Решение простых задач на сложение и вычитание в
пределах второго десятка
Построение отрезков разной длины.
раздел «Уменьшение числа на несколько единиц»
Уменьшение числа на несколько единиц
Уменьшение числа на несколько единиц
Уменьшение числа на несколько единиц
Решение простых задач на сложение и вычитание в
пределах второго десятка
Контрольная работа «Арифметические действия с
числами второго десятка»
Работа над ошибками
Решение примеров на сложение и вычитание
Луч. Понятие, построение.
раздел «Сложение и вычитание без перехода через
десяток»
Сложение и вычитание без перехода через десяток
Сложение и вычитание без перехода через десяток
Названия компонентов и результатов сложения и
вычитания в речи обучающихся
Сложение и вычитание без перехода через десяток
Сравнение чисел в мерах длин (Знак <; >; =)
Вычитание однозначного числа из двузначного числа
Вычитание однозначного числа из двузначного числа
Получение суммы 20, вычитание из 20
Вычитание двузначного числа из двузначного числа
Сложение чисел с числом 0
Угол. Понятие, построение
Сложение и вычитание чисел, полученных при
измерении величин
Сложение и вычитание чисел, полученных при
измерении величин
Сложение и вычитание чисел, полученных при
измерении величин

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Сложение и вычитание без перехода через десяток
(все случаи)
Решение примеров на сложение и вычитание
Решение простых задач на сложение и вычитание
Решение простых задач на сложение и вычитание
Проверочная работа
Работа над ошибками
Раздел «Угол»
Виды углов
Виды углов. Построение
Виды углов. Построение
Составные арифметические задачи
Составные арифметические задачи
Составные арифметические задачи
раздел «Сложение с переходом через десяток»
Сложение с переходом через десяток
Составные арифметические задачи
Прибавление числа 5
Решение простых задач на сложение и вычитание
Решение примеров на сложение и вычитание
Прибавление числа 6
Решение простых задач на сложение и вычитание
Решение примеров на сложение и вычитание
Прибавление числа 7
Решение простых задач на сложение и вычитание
Контрольная работа
Работа над ошибками
Прибавление числа 8
Решение простых задач на сложение и вычитание
Прибавление числа 9
Решение примеров на сложение и вычитание
Решение простых задач на сложение и вычитание
Решение примеров на сложение и вычитание
раздел «Четырехугольники»
Четырехугольники
Четырехугольники. Построение, признаки.
Четырехугольники. Построение, признаки
раздел «Вычитание с переходом через десяток»
Вычитание чисел 2,3,4
Вычитание чисел 2,3,4
Вычитание числа 5
Вычитание числа 5
Вычитание числа 6
Вычитание числа 6
Вычитание числа 7
Вычитание числа 7
Решение простых задач на сложение и вычитание
Вычитание числа 8
Вычитание числа 8
Вычитание числа 9
Вычитание числа 9
Решение простых задач на сложение и вычитание

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

20
21

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

раздел «Треугольник»
Треугольник. Понятие. Построение.
раздел «Сложение и вычитание с переходом через
десяток»
Сложение и вычитание с переходом через десяток
Сложение и вычитание с переходом через десяток
Решение простых задач на сложение и вычитание
Решение примеров на сложение и вычитание
раздел «Меры времени»
Единицы времени (сутки). Неделя - 7 суток. Дни недели.
Единица времени (час). Определение времени по
часам
Контрольная работа
Работа над ошибками
Повторение
Повторение
Повторение
Повторение

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».