Мир природы и человека 2 класс (НОО 1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса «Мир природы и человека»
для обучающихся 2 класса
(АООП НОО 1 вариант)

Пояснительная записка
Цель учебного предмета: Углубление сведений, раскрывающих причинные,
следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и
состояниями природы.
Задачи учебного предмета:
Уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе,
дать новые знания об основных её элементах.


На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить
представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах
приспособленности живого мира к условиям внешней среды.


Выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их,
составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных
работ, отмечать фенологические данные.


Формировать эстетические потребности путем наблюдения за природой
родного края.




Формировать знания обучающихся о природе своего края.

Формировать
первоначальные
сведения
о
природоохранительной
деятельности человека, научить обучающихся бережному отношению к природе.


Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Мир природы и человека» является специфическим для
обучения школьников. Его введение в учебный план школ, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы, обусловлено
значительным отставанием второклассников в общем и речевом развитии от своих
сверстников с нормальным интеллектом. У обучающихся формируются
элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим
учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно
окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который
находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать
элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и
закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности
учащихся, коррекции их мышления.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся

младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и
живой природе.
Содержание дисциплины «Мир природы и человека» базируется на знакомых
детям объектах и явлениях окружающего мира и даёт возможность постепенно
углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие
связи между объектами, явлениями и состоянием природы. Этот курс
элементарного природоведения в младших классах (1- 4 кл.) школы должен
заложить основы для изучения в дальнейшем таких учебных дисциплин как
«Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний между
названными предметами.
Программа построена по концентрическому принципу, а так же с учетом
преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип
позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее
дополнять их новыми сведениями.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана
раздела «Естествознание». Количество часов: 2 часа в неделю; 68 часов в год.
Личностные и предметные результаты освоения предмета «Мир природы и
человека».
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом
социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной
цели современного образования — введения обучающихся с умственной
отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:


осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению,
как одноклассника, друга;



формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;



развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью
педагога и самостоятельно;



развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе
выполнения задания, поручения;



формирование элементарных эстетических потребностей, ценностей и чувств
путем наблюдения за природой родного края;



формирование первоначальных представлений о базовых
«добро», «терпение», «природа», «родной край», «семья»;



формирование первоначальных знаний о безопасности и здоровом образе
жизни, элементарных гигиенически навыков (охранительные режимные
моменты (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка).

ценностях:

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и
достаточный.
Достаточный уровень освоения
обязательным для всех обучающихся.

предметных

результатов

не

является

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным
предметам не является препятствием к продолжению образования по данному
варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального
уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по
рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей
(законных представителей) образовательная организация может перевести
обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на другой вариант
образовательной программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по
учебному предмету «Мир природы и человека» на конец обучения во 2 классе:
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:


правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой
природы;



называть своё имя, фамилию, возраст, пол;



уметь называть и показывать органы чувств человека.



правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;



различать объекты живой и неживой природы;



выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты,
травы;



называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей
местности;



называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение.

Состав базовых учебных действий обучающихся:
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают,
с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к
обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более
сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как
субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него
уровне.
Личностные базовые учебные действия:


осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению,
как одноклассника, друга;



формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;



развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью
педагога и самостоятельно;



развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе
выполнения задания, поручения;



формирование элементарных эстетических потребностей, ценностей и чувств
путем наблюдения за природой родного края;



формирование первоначальных представлений о базовых
«добро», «терпение», «природа», «родной край», «семья»;



формирование первоначальных знаний о безопасности и здоровом образе
жизни, элементарных гигиенически навыков (охранительные режимные
моменты (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка).
Регулятивные базовые учебные действия:



входить и выходить из учебного помещения со звонком;



ориентироваться в пространстве класса;

ценностях:



пользоваться учебной мебелью;



адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т.д.);



работать с учебными принадлежностями (учебник, плакаты, природный
материал, дневник наблюдения за погодой и др.) и организовывать рабочее
место под руководством учителя;



принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе с помощью учителя;



участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников с помощью учителя.

Познавательные базовые учебные действия:


выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;



устанавливать видо - родовые отношения предметов;



уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;



делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном,
электронном материале.

Коммуникативные базовые учебные действия:


вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик –
ученик, ученик – класс, учитель - класс);



отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;



использовать принятые ритуалы
одноклассниками и учителем;



соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,
благодарить;



слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности на уроке Мир природы и человека;



доброжелательно относиться, взаимодействовать с людьми.

социального

Содержание учебного предмета

взаимодействия

с

Содержание программы и уроки по предмету «Мир природы и человека»
предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому в
качестве основной формы обучения особое значение придаётся экскурсиям,
позволяющим организовать непосредственные наблюдения за живыми и
неживыми объектами и явлениями природы. Кроме того на уроках следует
использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты,
муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кинофильмы.
Долгота дня. Влияние солнца на смену времен года. Сутки.
Времена года. Осень. Растения осенью. Животные осенью. Занятия людей осенью.
Зима. Растения зимой. Животные зимой. Занятия людей зимой. Весна. Растения
весной. Животные весной. Занятия людей весной. Лето. Растения летом.
Животные летом. Занятия людей летом.
Неживая природа. Вода. Свойства, признаки воды. Вода в природе. Значение
воды.
Живая природа. Растения. Жизнь растений. Виды растений. Уход за растениями.
Овощи. Фрукты. Уход за растениями сада и огорода.
Животные. Домашние животные. Дикие животные. Кошка и рысь. Породы кошек.
Собака и волк. Породы собак. Рыбы.
Человек. Гигиена тела человека. Органы пищеварения. Питание человека.
Правила питания. Профилактика отравлений.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплект
 Мир природы и человека. 2 класс. Учеб. для общеобразоват.организаций,
реализующих адапт.основные общеобразоват.программы. в 2 ч.
Н.Б.Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А.Попова.
 Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.:
Руссико, 2007.
 Печатные пособия: комплект наглядных материалов для организации
фронтальной, групповой и индивидуальной работы;
 комплекта предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин,
динамических картин и схем по разделам программы.
 Дидактический наглядный объект-дерево, для оформления времен года,
жизнь растений и животных в разные времена года, одежда людей в разные
времена года.

Тематическое планирование
№
п\п

Раздел, тема программы
Влияние солнца на смену времен года
Сутки
Долгота дня зимой, летом
Осень
Растения осенью
Экскурсия в осенний лес
Животные осенью
Занятия людей осенью
Время года Зима
Растения зимой
Животные зимой
Занятия людей зимой
Новогодние праздники, подарки
Время года. Весна.
Растения весной
Животные весной
Занятия людей весной
Время года. Лето.
Растения летом
Животные летом
Занятия людей летом
Неживая природа. Вода
Вода горячая, холодная
Температура воды
Вода в природе
Значение воды
Дикие и домашние животные
Кошка и рысь
Собака и волк
Рыбы
Гигиена тела человека
Органы пищеварения
Питание человека
Время года. Лето.
Растения.
Части растений.
Цветы
Жизнь растений
Растения влаголюбивые и засухоустойчивые
Растения светолюбивые и тенелюбивые
Комнатные растения. Уход
Овощи
Фрукты
Фрукты и овощи в питании человека
Дикие и домашние животные
Кошка и рысь

Количество
часов
1
1
2
2
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Собака и волк
Рыбы
Гигиена тела человека
Органы пищеварения
Питание человека

1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».