Культура Безопасности Жизнедеятельности 2 класс (НОО 1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса
«Культура безопасности жизнедеятельности»
для обучающихся 2 класса
(АООП НОО 1 вариант)

Пояснительная записка к предмету
«Культура безопасности жизнедеятельности»
Программа составлена в соответствии с учетом требований ФГОС на
основании: программы общеобразовательных учреждений Основы безопасности
жизнедеятельности 1- 4 классы, авт. А.Т. Смирнов, П.В. Ижевский, Л.П.
Анастасова и др.; под общей ред. А.Т. Смирнова. – 2-е изд.- М.: Просвещение,
2007.
Реализация государственной политики в области национальной безопасности
России предусматривает повышение культуры безопасности жизнедеятельности
населения, формирование которой начинается в детском возрасте с создания
безопасного
социально-образовательного
пространства.
Эффективность
воспитательно-образовательного процесса для детей с умственной отсталостью
определяется, прежде всего, особенностями социального развития учащихся,
формированием у них базовых установок и социальных представлений.
Формирование социальных представлений у детей с умственной отсталостью,
имеющих комплексные нарушения физических, психических, интеллектуальных,
эмоциональных качеств, рассматривается как проблема ознакомления с
окружающим природным и социальным миром, осознания самого себя в этом
мире, ориентирования в нём, формирования культуры здорового образа жизни.
Социальные представления о безопасности жизнедеятельности у школьников с
умственной отсталостью отличаются качественным
своеобразием. Это
проявляется во фрагментарности, недостаточной осознанности, в трудности
усвоения алгоритмов поведения в чрезвычайных ситуациях и прогнозирования
поступков и действий. Имеющие физическую слабость, часто незнающие и
непонимающие опасностей, которые их подстерегают, не умеющие
прогнозировать последствия своего поведения и вследствие отсутствия
самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями и
обитателями, техникой - всё это усугубляет поведение учащихся
в случаях
чрезвычайных происшествий, осложняя процесс их социальной адаптации.
Низкий уровень социальных представлений, их фрагментарный характер и
неустойчивый характер у детей с умственной отсталостью значительно
усугубляет отставание в общем развитии, социализации и адаптации в
небезопасном окружающем мире и требует искусственной стимуляции за счёт
целесообразных путей и средств образовательного процесса.
Одним из аспектов работы по формированию социальных представлений
уобучающихся с умственной отсталостью выделяется обучение их безопасной
жизнедеятельности, способам и средствам сохранения здоровья.
Целью предмета является воспитание и формирование человека, знающего и
умеющего принимать необходимые меры по предотвращению или устранению
чрезвычайной ситуации и не являющегося носителем или источником
возникновения экстремальных ситуаций.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
 формирование у обучающихся знаний о здоровом образе жизни, об
опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения
при их возникновении;
 развитие качеств личности обучающихся, необходимых для ведения
здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в

повседневной жизни, в случае возникновения различных опасных и
чрезвычайных ситуаций;
 развивать познавательные возможности обучающихся;
 воспитание у обучающихся чувства ответственности за личную и
общественную безопасность, ценностного отношения к своему
здоровью и жизни и здоровью и жизни окружающих;
Предполагаемое решение коррекционных задач в процессе обучения основам
безопасной жизнедеятельности:
 формирование ребёнка как социально равноправной личности, способной
самостоятельно в меру своих возможностей) жить в обществе людей;
 коррекция нарушений физического развития;
 формирование коммуникативных умений и социальных контактов с
окружающими людьми, адекватного поведения в социуме;
 соблюдение правил нравственного поведения, необходимого для общения и
сотрудничества;
 формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков,
обеспечивающих безопасную жизнедеятельность;
 формирование элементарных практических знаний об окружающем природном
и социальном мире, способствующих социальной
реабилитации и
адаптации.
Общая характеристика предмета
Основы безопасности жизнедеятельности включают знания правил дорожного
движения,
пожарной, экологической, духовно-нравственной безопасности,
навыкам поведения и реагирования в потенциально опасных, экстремальных
ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме.
Занятия по культуре безопасности жизнедеятельности призваны решить
серьёзные проблемы
обучающихся в самостоятельном понимании,
осмысливании, сохранении и использовании получаемой из окружающей среды
информации, выстраивании на её основе правильного безопасного поведения,
адекватном оценивании сложных жизненных ситуаций.
Программа по курсу ОБЖ строится по концентрическому принципу, что дает
возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности обучающихся.
Распределение изучаемого материала позволяет постоянно возвращаться к
пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному
усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе
обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким
образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом
прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в умения и
навыки.
Эффективное усвоение обучающимися учебного материала предполагает
использование соответствующих методов, приемов, средств обучения.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по
изучению учебного предмета «Культура
безопасности жизнедеятельности» во 2 классе составлена на 34 часа в
соответствии с учебным планом школы, 1час в неделю, 34 недели

Требования к результатам освоения учебного предмета
«Культура безопасности жизнедеятельности»
В соответствии с требованиями к результатам освоения адаптированной
основной образовательной программы ФГОС данная рабочая программа
направлена на достижение учащимися личностных и предметных результатов
Личностные:
осознавать себя гражданами страны, учениками, членами семьи;
 адаптация воспитанников к условиям обучения;
 формирование элементарных навыков уважительного отношения к чужому
мнению;
 обладание духовными и физическими качествами, обеспечивающими
защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и
внутренних угроз;
Предметные результаты:
представление об опасных и чрезвычайных ситуациях;
 представление о влиянии
последствий чрезвычайных ситуаций на
безопасность личности.
 представление о государственной системе обеспечения защиты населения
от чрезвычайных ситуаций;
 умение сравнивать объекты по нескольким признакам;
 умение устанавливать причинно-следственные связи;
 готовность слушать собеседника и вести диалог;
 способность к взаимопомощи;
 умение предвидеть опасность,
 нахождение опасных предметов.
 знание правил безопасного поведения на улице, назначении дорожной
разметки.
 знание правил перехода дорог, видов перекрестков.
 знание светофора, значение знаков регулировщика.
 знание дорожных знаков.
 знание правил перехода дорог, умение предвидеть опасную ситуацию.
 умение соблюдать правила безопасного поведения в транспорте.
 умение определять наиболее безопасные места для игр.
Достаточный уровень.
 Знание правил перехода дороги, перекрестка;
 Знание видов транспортных средств;
 различие сигналов светофора;
 обязанности пассажиров;
 правила посадки и высадки из транспортного средства;
 правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, в
общественном транспорте;
 правильно вести себя при возникновении пожара в общественном месте или в
общественном транспорте;
 разговаривать с незнакомыми людьми при звонке в дверь или по телефону
 двигаться по загородной дороге, в том числе группой

 источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут
возникнуть дома, в школе, в транспорте;
 правила безопасного поведения у водоема;
 основные термины и понятия, относящиеся к здоровью и здоровому образу
жизни.
Минимальный уровень.
 знание правил перехода дороги;
 различие сигналов светофора;
 обязанности пассажиров;
 правила посадки и высадки из транспортного средства;
 правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, в
общественном транспорте;
 источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут
возникнуть дома, в школе, в транспорте.
Развитие жизненной компетенции проявляется:
 умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.
 умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью,
точно описать возникшую проблему («У меня болит…», «Сладкие фрукты
мне нельзя» и т.п.);
 умении обратиться к взрослому при затруднениях в учебном процессе
(«Мне не видно», «Можно я пересяду», «Повторите пожалуйста» и т.п.);
 овладение навыками коммуникации;
 овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
 представление об устройстве домашней жизни, умеет включаться в
разнообразные повседневные дела;
 представление об устройстве школьной жизни;
 умение ориентироваться в школьном пространстве;
 умениевключаться в разнообразные школьные дела;
 умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить намерения,
завершить разговор;
 использование вещей в соответствии с их функциями;
 умениеадекватно вести себя в быту с точки зрения безопасности для себя и
окружающих;
 знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного
статуса (в семье, в школе, в транспорте, в магазине и т.д.);
умение адекватно использовать социальные ритуалы.
Базовые учебные действия
Коммуникативные учебные действия
 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель − ученик, ученик–
ученик, ученик–класс, учитель − класс);
 обращаться за помощью и принимать помощь;
 доброжелательно относиться, сопереживать, взаимодействовать с людьми;

 договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным
мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с
окружающими.
Регулятивные учебные действия
 адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.);
 принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
 соотносить свои действия и результаты одноклассников с заданными
образцами, принимать оценку деятельности.
Деление обучающихся на группы по возможностям обучения в школе.
Индивидуальный и дифференцированный подход предполагает деление
обучающихся на группы (по интересам, по успеваемости). Способность к
усвоению учебного материала является одним из главных критериев при делении
обучающихся на группы.
1 группа
Относятся обучающиеся, наиболее успешно овладевающие программным
материалом в процессе фронтального обучения. Большинство заданий ими
выполняется самостоятельно, при выполнении работы, требующей переноса
знаний в новые условия. Они в основном правильно используют имеющийся
опыт. Объяснения им даются относительно обобщенно, на доступном их
возможностям уровне. При выполнении сравнительно сложных видов работ им
нужна активизирующая помощь учителя.
2 группа
Входят дети, также успешно обучающиеся в классе. Однако в ходе обучения
они испытывают несколько большие трудности, чем дети первой группы; они в
основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают
изучаемый материал, но без помощи учителя и обобщения и выводы сами делать
не могут. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет, но при
этом заметно снижается темп работы, допускаются ошибки, которые могут быть
исправлены с незначительной помощью.
3 группа
Относятся обучающиеся, которые с трудом усваивают программный материал,
нуждаются в разнообразной помощи со стороны учителя. Им трудно определить
главное в изучаемом, отделить его от второстепенного, установить логическую
связь между частями. Далеко не полностью понимая фронтальное объяснение,
они нуждаются в дополнительных конкретных разъяснениях,
малосамостоятельные. Темп усвоения материала у этих обучающихся
значительно ниже, чем у других детей, отнесенных ко второй группе. Их действия
необходимо постоянно корректировать. Однотипные упражнения они выполняют
сами, пока не встретятся с новым видом работ
Содержание учебного предмета
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (4 часа)
Что такое безопасность? Город, поселок, район, где мы живем. Что такое
чрезвычайная ситуация?

Улица полна неожиданностей (19 часов)
Безопасность на улице. Как правильно переходить улицу. Безопасный путь в
школу и из школы.
Наши верные друзья на улицах и дорогах.Сигналы регулирования дорожного
движения.Виды перекрестков. Дорожные знаки.
Это должны знать все.
Зачем нужно знать правила безопасности поведения на улицах и дорогах.
Движение группами. Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.
Где можно и где нельзя играть
Мы – пассажиры.
Транспорт города. Правила поведения в транспорте
Безопасность на воде (4 часа)
Правила и меры безопасного поведения на воде в осенний и зимний период
Правила и меры безопасного поведения на воде в весенний период
Правила и меры безопасного поведения на водоемах в летний период.
Основные спасательные средства.
Безопасность в помещении (4 часа)
Основные правила пожарной безопасности. Детские шалости с огнем. Как
действовать при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте.
Обобщение (3часа)
Учусь принимать решения в опасных ситуациях
Практическое закрепление знаний безопасного поведения.
Учебно - методическое и материально – техническое обеспечение
образовательного процесса.
Литература для учителя
1.Анастасова, Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс:
Учебник для общеобразовательных учреждений/Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский,
Н.В.Иванова. - М.: Просвещение, 2011. – 56 с.
2.Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности Е.А.
Поторочина Москва «Вако»2012г
3.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. // Под ред.
Воронковой В.В. – М.: «Школа-Пресс», 1994.
4.Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб.пособ.
для вузов / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М., 2002
Технические и информационно-коммуникационные средства
Компьютер,
CD-диски
«Пожар»,
«Мультипликационные
уроки
осторожности»
Учебно-практическое оборудование
1.Иллюстративные пособия:
Дорожная азбука
2.Игровой материал:
 Учим дорожные знаки.
 Азбука пешехода.
 Домино с дорожными знаками.

На уроках КБЖ во 2 классе широко применяется метод объяснения.
Объяснение проводится при четком соблюдении дидактических принципов,
используемых в специальном обучении:
 объяснение
должно
быть
небольшим
по
объему
и
непродолжительным;
 материал, подобранный для объяснения, должен быть доступным
умственно отсталым детям;
 объяснение сопровождается демонстрацией наглядности, показом
способов и приемов работы, практическими действиями учащихся;
 во время объяснения допустимо задавать вопросы учащимся,
активизируя их деятельность и проверяя понимание объясняемого.
Рассказ– последовательное изложение содержания учебного материала. На
уроках ОБЖ используют: рассказ-выступление, направленный на подготовку к
восприятию нового материала; рассказ-изложение, раскрывающий содержание
новой темы; рассказ-заключение, обобщающий материал. Возможны
использование наглядности, прослушивание звукозаписи, просмотр фильмов.
Беседа – это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться
для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля.
Лучшему усвоению темы служит использование наглядности, которая
может быть следующих видов: натуральная, образная, символическая
наглядность; схематические изображения; графические средства; технические
демонстрационные средства.
Методом формирования у обучающихся навыков, умений и практических
операций является упражнение.
В ходе учебного процесса большое количество знаний, навыков и умений
оценивается на практических занятиях.
Оценочный материал
Для оценки достижений учащихся используются следующие виды и формы
контроля:
- предварительная проверка,
- текущая проверка,
- контрольная проверка,
- итоговые проверки.
Проверки, как правило, проводятся с использованием различных способов
контроля и оценки. Наиболее часто применяются следующие виды:
- вопросы для текущего контроля знаний;
- тесты;
- проверочные работы;
- проверка практических навыков.
При оценке успеваемости обучающихся учитывается, что дети одного и
того же класса всегда имеют разные учебные возможности. Для детей с
ограниченными возможностями здоровья оценка успеваемости не может
основываться на общих оценочных нормах. Она должна учитывать степень
продвижения обучающегося, стимулировать процесс его учения, выполняя
воспитательную функцию.

Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Название раздела, темы
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях
Что такое безопасность?
Что такое безопасность?
Город, поселок, район,где мы живем.
Что такое чрезвычайная ситуация?
Улица полна неожиданностей
Безопасность на улице
Как правильно переходить улицу
Безопасный путь в школу и из школы.
Наши верные друзья на улицах и дорогах
Сигналы регулирования дорожного движения.
Сигналы регулирования дорожного движения
Виды перекрестков
Дорожные знаки.
Угадай, какой знак?
Это должны знать все
Зачем нужно знать правила безопасности поведения на улицах
и дорогах.
Будь внимательным и осторожным.
Движение группами.
Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.
Где можно и где нельзя играть
Практическое занятие «Улицы города»
Мы - пассажиры
Транспорт города
Правила поведения в транспорте.
Правила поведения в транспорте
Обобщающий урок по теме «улица полна неожиданностей»
Мы -пассажиры
Безопасное поведение на воде
Правила и меры безопасного поведения на воде в осенний и
зимний период
Правила и меры безопасного поведения на воде в весенний
период
Правила и меры безопасного поведения на водоемах в летний
период.
Основные спасательные средства.
Безопасность в помещении
Какие опасности подстерегают нас в помещении.
Основные правила пожарной безопасности.
Детские шалости с огнем.
Как действовать при возникновении пожара дома, в школе, в
транспорте.
Обобщение
Учусь принимать решения в опасных ситуациях
Практическое закрепление знаний безопасного поведения.
Обобщающий урок

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».