Речевая практика 3 класс (НОО 1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса «Речевая практика»
для обучающихся 3 класса
(АООП НОО 1 вариант)

Пояснительная записка
Владение речью (в том числе и разговорной) - важнейшее умение, которое
спонтанно формируется в детстве и помогает человеку жить в мире людей. К
сожалению, для детей с умственной отсталостью, знакомиться, благодарить,
спрашивать, просить, отвечать отказом на просьбу оказывается весьма сложным.
Введение предмета «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой
практики умственно отсталых младших школьников, что задерживает развитие их
речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы
коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может
обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных предметов.
Цель: развитие речевой коммуникации обучающихся с умственной отсталостью как
способности использовать вербальные и невербальные средства для осуществления
общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
В 3 классе решаются специфические задачи:
-уточнить и обогатить представления об окружающей действительности;
-расширить возможности понимания учащимися обращённой речи, в т.ч. за счёт
включения упражнений на прослушивание знакомой речи в записи;
-учить строить устные связные высказывания;
-совершенствовать
диалогические
умения
школьников
и
способствовать
совершенствованию речевого опыта обучающихся;
-развивать умения участвовать в контекстном диалоге, составлять развёрнутые
связные высказывания с опорой на план;
-развивать интонационную и жестово-мимическую выразительность;
-развивать навыки устной коммуникации;
-корректировать недостатки речевой и мыслительной деятельности;
-корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
-формировать положительные нравственные качества и свойства личности;
-воспитывать речевой этикет.
Основной формой организации деятельности детей на уроках является речевая
ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия
естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях,
переносятся в спонтанное общение.
Развитие жизненной компетенции:
 развитие адекватных представлений о собственных возможностях и
ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию
специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в
организации обучения;
 овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
 овладение навыками коммуникации;

 дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной
организации;
 осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих
возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Основные направления коррекционной работы:
 развитие зрительного восприятия и узнавания;
 развитие пространственных представлений и ориентации;
 развитие основных мыслительных операций;
 развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;
 коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;
 обогащение словаря;
 коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Межпредметные связи
Занятия на уроках речевой практики продуктивны в том случае, когда они тесно
связаны с другими учебными дисциплинами:
математикой, музыкой,
изобразительным искусством и ручным трудом.
В процессе уроков учитель может использовать различные виды деятельности:
игровую, ручной труд, конструктивную, изобразительную, которые будут
способствовать
расширению,
повторению
и
закреплению
элементарных
представлений об окружающем мире.
Место учебного предмета «Речевая практика» в учебном плане
Предмет «Речевая практика» входит в обязательную часть учебного плана в
образовательную область «Язык и речевая практика». Количество часов в 3 классе: 2
часа в неделю; 68 часов в год.
Личностные и предметные результаты освоения
предмета «Речевая практика»
Личностные результаты на конец обучения в 3 классе
Личностные результаты:


осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как
одноклассника, друга;



формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;



развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью
педагога и самостоятельно;



способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за собственной
речью;



развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе
выполнения задания, поручения;



формирование первоначальных умений проявлять эмоции в процессе чтения и
пересказа произведений, построении речевого высказывания;



развитие этических чувств (категорий: хорошо – плохо, добро - зло);



формирование первоначальных знаний о безопасности и здоровом образе жизни.

Предметные
достаточный.

результаты имеют

два

уровня

овладения:

минимальный

и

Минимальный уровень:
- называть и характеризовать предметы и действия, соотносить их с картинками;
- сравнивать два-три предмета; делать элементарные обобщения;
- участвовать в диалоге, полно и правильно отвечать на поставленные вопросы,
дополнять высказывания товарищей;
- составлять простые распространённые предложения;
- правильно употреблять формы знакомых слов и использовать предлоги,
- формулировать просьбы и желания, выполнять речевые действия (приветствия,
прощания, извинения и т.п.)
- употреблять в речи названия и называть свойства изученных предметов и их частей;
- давать обобщающие названия изученных групп предметов.
Достаточный уровень:


выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;



называть предметы и действия, соотносить их с картинками;



правильно выражать свои просьбы, используя «вежливые» слова;



адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;



называть своё имя и фамилию, имена и отчества учителя и воспитателя,
ближайших родственников;



участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми
средствами).



выполнять различные задания по словесной инструкции учителя;



использовать громкую и шёпотную речь, менять темп и тон речи по указанию
учителя и в зависимости от ситуации;



участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать
вопросы и отвечать;



правильно выражать свои просьбы, употребляя «вежливые» слова;



здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения;



называть домашний адрес,
ближайших родственников;



пересказывать их содержание, опираясь на картинносимволический план.

имена

и

отчества

учителей и воспитателей,

Состав базовых учебных действий обучающихся
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с
одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к
обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более
сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как
субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Регулятивные базовые учебные действия:


входить и выходить из учебного помещения со звонком;



ориентироваться в пространстве класса;



пользоваться учебной мебелью;



адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т.д.);



работать с учебными принадлежностями (учебник, наглядный материал,
материал для театрализованных постановок) и организовывать рабочее место
под руководством учителя;



принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе с помощью учителя;



работать в группе, в паре;



участвовать в деятельности на уроках речевой практики, контролировать и
оценивать свои действия и действия одноклассников с помощью учителя.

Познавательные базовые учебные действия:



выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;



делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;



пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;



читать;



писать;



наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное
высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на
бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью
учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:


вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик,
ученик – класс, учитель - класс);



отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;



использовать
принятые
ритуалы
одноклассниками и учителем.

социального

взаимодействия

с

Содержание программы
Учебный предмет «Речевая практика» включает в себя 4 раздела с постепенным
расширением и усложнением учебного материала.
Общение и его значение в жизни
Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают они на наше
общение с ними?
Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем разгадать их.
Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас животные?
Речевое общение. Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения.
Письменное общение. Использование письменного общения в жизни.
Аудирование
Повторение оппозиционных слоговых структур, слов – паронимов, предложений,
различных по количеству слов. Игра «Маленький учитель», выполнение подобных
заданий детьми (с помощью учителя).
Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с магнитофонной записи
или просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или
просмотренного.

Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение
письменного задания в ролевую ситуацию.
Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует
услышанному предложению. Объяснение выбора.
Дикция и выразительность речи
Совершенствование речевого дыхания.
Чёткое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по
подражанию.
Громкая, спокойная, тихая, шепотная речь. Использование нужной силы голоса в
различных ролевых ситуациях.
Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим
тоном голоса в специально подобранных диалогах. Различение на рисунках выражения
этих чувств.
Произнесение одной и той же фразы с вопросительной, повествовательной и
восклицательной интонацией. Обыгрывание ситуаций.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Лексические темы:
«Школьная жизнь», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Мы
собрались поиграть!», «Мои друзья», «Мир природы».
Определение темы ситуации, обсуждение того, что именно сказать по этой теме.
Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации.
Отгадывание загадок, составление загадок с опорой на наглядный материал.
Совершенствование умения участвовать в вопросно – ответных диалогах.
Составление диалогов типа «вопрос - сообщение».
Составление совместно с учителем разных по содержанию предложений с опорой на
иллюстративный материал по теме ситуации. Замена часто повторяющегося слова
школа
другими словами (местоимениями). Фиксация символами каждого
предложения в процессе подготовки, последующее составление связного
высказывания (4 – 5 предложений).
Культура общения
Выражение просьбы. Речевое общение со старшими. Общение с друзьями.
Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией.
Речевое общение с малознакомыми людьми.
Тематическое планирование
Название раздела, темы уроков
Школьная жизнь
Добро пожаловать!
Построение речевой ситуации «Снова в школу»
Построение речевой ситуации «Снова в школу»
Организация речевой ситуации по сюжетной картинке по
теме «Мы собрались поиграть»

Количество
часов
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.

Заучивание считалок
Играем в игры. Успехи и неудачи бывают у каждого.
Организация речевой ситуации по сюжетной картинке «В
библиотеке»
Поведение в библиотеке. Ролевая игра «В библиотеке»
Посещение школьной библиотеки
Прослушивание аудиозаписи сказки «Маша и медведь»
Коллективное рассказывание сказки «Маша и медведь»
Инсценировка сказки «Маша и медведь»
Организация речевой ситуации по теме «Я отправляюсь в
магазин»
Обсуждение ситуации. Организация диалогов по теме «Я
отправляюсь в магазин»
Экскурсия в магазин
Правила общения по телефону
Конструирование телефонных диалогов
Моделирование речевой ситуации по теме «Я зритель»
Правила вежливого зрителя
Ролевая игра «Кинотеатр»
Моделирование речевой ситуации по теме «Какая сегодня
погода?»
Составление предложений с опорой на схемы по теме «
Какая сегодня погода?»
Моделирование речевой ситуации «Прогноз погоды».
Прослушивание аудиозаписи сказки «Снегурочка»
Коллективное рассказывание сказки «Снегурочка»
Инсценировка сказки «Снегурочка»
Беседа по теме речевой ситуации с обращением на
личный опыт детей по теме «»Веселый праздник
Моделирование речевых ситуаций в диалоге по теме
«Веселый праздник»
Ролевая игра «Прием гостей»
Организация речевой ситуации «Учимся понимать
животных»
Составление правил ухода за домашними животными
Моделирование поведение животных в различных
ситуациях
Моделирование речевой ситуации по внешности человека
Игра «Светофор»
Обсуждение речевых ситуаций по теме «Узнай меня!»
Моделирование речевой ситуации «Узнай меня»
Повторение

2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1ч
1ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».