Мир природы и человека 3 класс (НОО 1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса «Окружающий природный мир»
для обучающихся 3 класса
(АООП НОО 1 вариант)

Пояснительная записка
Основной целью программы будет являться: создание условий для формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у младших
обучающихся понятийного мышления на материале сведений о живой и неживой
природе.
Реализовать данную цель можно будет через решение следующих задач:


формировать у детей представления о живой и неживой природе, об основных ее
элементах;



на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить
представления о взаимосвязи неживой и живой природы, формах
приспособленности живого мира к условиям внешней среды.



формировать представления о Солнце как источнике света и тепла на Земле,
уяснить роль Солнца как причины, обуславливающей смену времен года, его
значение в жизни живой природы;



выработать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять
устные описания, использовать в речи итоги наблюдений;



сформировать знания обучающихся о природе своего края;



сформировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности
человека, научить учащихся бережному отношению к природе;



воспитание интереса и бережного отношения к природе.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи,
направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Коррекционно-развивающая работа:
Коррекционно-развивающая работа направлена на личностное развитие, коррекцию
недостатков в психическом развитии и освоение содержания образования.
Принципы коррекционной работы:
1. Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение
работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся
помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
2. Принцип системности обеспечивает единство всех элементов коррекционновоспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания,
форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
3. Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем
протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
4. Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ
коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и
возможностей психофизического развития.

5. Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств,
обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и
медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционновоспитательной работы.
6. Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного
участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс
развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Основные направления коррекционной работы:
Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и
здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной
общеобразовательной программы.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1) Психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их
особых образовательных потребностей:
- развития познавательной сферы, специфических трудностей
содержанием образования и потенциальных возможностей;

в

овладении

- развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
- определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания
ученика.
2) Мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП
образования.
3) Анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки
коррекционных мероприятий.
В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы
работы:
- сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование);
- наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности;
- беседы с учащимися, учителями и родителями;
- изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.;
-оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за
учащимися и др.).
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий,
способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в
психическом развитии и освоению ими содержания образования.

Коррекционно-развивающая работа включает:
- формирование в классе психологического климата комфортного для всех
обучающихся;
- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных
интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие;
- разработку оптимальных для развития обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
групповых
и
индивидуальных
психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в
соответствии с их особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по
психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся;
- развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его
поведения;
- социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и
методы работы:
- занятия индивидуальные и групповые;
- игры, упражнения;
- психокоррекционные методики;
- беседы с учащимися;
- организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
Общая характеристика учебного предмета
Основной особенностью содержания предмета «Мир природы и человека» является
его интегративный характер. В нем объединяются знания о природе, человеке,
обществе, важнейших событиях в истории российского государства. В содержание
интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие,
физические, биологические, географические, астрономические, экологические знания,
что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для
дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной
школе.
Предмет «Мир природы и человека» даёт возможность воспринять окружающий мир
как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность
этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним.
Предмет создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных
действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения
мира природы и человека обучающиеся осуществляют поиск информации из разных

источников и её обработку; планируют и выполняют небольшие исследования по
выявлению свойств, последовательности протекания природных и социальных
процессов и др.
Основные виды организации учебного процесса
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и
группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии
обучения:
игровые,
здоровьесберегающие;
информационнокоммуникационные; личностно-ориентированные; дифференцированное обучение,
ИКТ.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана в
образовательную область «Естествознание». Количество часов в 3 классе: 2 часа в
неделю; 68 часов в год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом
социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели
современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным
опытом.
Личностные результаты освоения программы по предмету "Мир природы и
человека" в 3 классе включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
*Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России.
*Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории
культуре других народов.
*Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении.
*Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
*Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

*Владение навыками
взаимодействия.

коммуникации

и

принятыми

нормами

социального

*Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
*Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.
*Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях.
*Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
*Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
*Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
*Формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные
результаты освоения
программы
включают
освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области,
готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной
отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе
обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при
оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Минимальный уровень: относить изученные объекты к определенным группам
(корова - домашнее животное);


называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой

группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);


знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость

его выполнения;


знать основные правила личной гигиены;



иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в
природе и обществе.

Достаточный уровень:


узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных
условиях;



относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее),
животное, санитар леса);



знать правила гигиены органов чувств;



проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного
общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего
мира.
Содержание учебного предмета

Сезонные изменения в неживой природе
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление
солнечных лучей, количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность,
туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни,
радуга, холодный — тёплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина, липа, акация,
орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и
перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разное время года.
Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года.
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр
(элементарные представления). Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны
горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.
Живая природа
Растения.
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—3
названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.

Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.
Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.
Травы полезные и травы опасные.
Животные
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ
жизни, детёныши. Приспособление диких животных к природным условиям.
Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши.
Уход за домашними животными.
Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан — свинья, заяц
— кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд,
галка, дятел.
Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Человек
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса.
Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплект
Мир природы и человека. 3 класс. Учебник для ОУ, реализующий АООП.2 ч.
Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова. М. «Просвещение», 2018г.
Методический комплект для учителя
Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс).
Учебно-методическое пособие / 2-е изд., доп. – М.: Глобус, 2011. Обучение учащихся I
– IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей/ Под ред. В.Г.Петровой.
– 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 2011.

Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико,
2007.
Методика: В. В. Базарного «Педагогика здорового развития».
Элементы педагогических технологий: Е. Д. Худенко «Коррекционно - развивающее
обучение».
Печатные пособия: комплект предметных, сюжетных картин;
презентации по темам учебного предмета, мультфильмы;
учебно - практическое оборудование: игровой материал для сюжетных дидактических
игр;
оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага
и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин и т.п.);
модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; натуральные
объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения и пр.
технические средства обучения – ноутбук.

Тематическое планирование
№п\п

Название раздела, темы уроков

Количество
часов

1

Времена года. Осень

1ч

2

Осенние месяца

1ч

3-4

Сезонные изменения в сентябре

2ч

5-6

Сезонные изменения в октябре

1ч

7-8

Сезонные изменения в ноябре

1ч

9

Растения осенью

1ч

10

Животные осенью

1ч

Насекомые осенью

1ч

12

Птицы осенью

1ч

13

Занятия людей осенью

1ч

14

Солнцестояние

1ч

15

Сезонные изменения. Зима

1ч

Природные явления зимой

1ч

11

16-17

18

Зимние месяцы

1ч

19

Сезонные изменения в декабре

1ч

20

Растения зимой

1ч

Зимующие птицы

1ч

Перелетные птицы

1ч

Животные зимой

1ч

Занятия людей зимой

1ч

Зимние каникулы. Праздничные дни

1ч

Погодные наблюдения

1ч

30

Сезонные изменения в январе

1ч

31

Следы животных зимой

1ч

32-33

Столовая для животных и зимующих птиц

2ч

34

Сезонные изменения в феврале

1ч

35

Погодные наблюдения

1ч

36

Семена, посадка семян

1ч

37

Весна.

1ч

38

Весенние месяца

1ч

39

Сезонные изменения в марте

1ч

40

Сезонные изменения в апреле

1ч

41

Сезонные изменения в мае

1ч

42

Растения весной

1ч

43

Животные весной

1ч

44

Занятия людей весной

1ч

45

Лето

1ч

46

Летние месяцы

1ч

47

Сезонные изменения летом

1ч

48

Растения летом

1ч

49

Животные летом

1ч

50

Занятия людей летом

1ч

51

Солнце в разные времена года

1ч

52

Календарь

1ч

53

Воздух. Воздух, его значение

1ч

54

Термометр

1ч

21-22
23
24-25
26
27-28
29

55

Ветер. Направление ветра

1ч

56

Растения. Сравнение растений

1ч

57

Части растений

1ч

58

Растения сада

1ч

59

Плоды и семена

1ч

60

Грибы

1ч

61

Травы

1ч

62

Животные. Дикие животные

1ч

63

Домашние животные

1ч

64

Птицы.

1ч

65

Человек. Дыхание человека

1ч

66

Профилактика простудных заболеваний

1ч

67

Кровь. Сердце. Пульс.

1ч

68

Питание человека.

1ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».