Рисование 3 класс (НОО 1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса «Рисование»
для обучающихся 2 класса
(АООП НОО 1 вариант)

Пояснительная записка
Рисование как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно развивающее значение. Уроки рисования при правильной их постановке
способствуют воспитанию положительных навыков и привычек.
Цель программы обучения:
использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего
средства
воздействия
на
формирование
личности
ребёнка,
на
интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы.
Основные задачи программы обучения:
 способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности
школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и
развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины,
цвета предмете, их положения в пространстве;
 находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать
сходство
 и различие;
 содействовать развитию у обучающихся аналитико-синтетической
деятельности, умения сравнивать, обобщать;
 ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать
последовательность выполнения рисунка;
 исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно двигательную координацию путем использования вариативных и
многократно повторяющихся графических действий с применением
разнообразного изобразительного материала;
 дать обучающимся знания элементарных основ реалистического рисунка,
формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
 знакомить
обучающихся
с
отдельными
произведениями
изобразительного, декоративно - прикладного и народного искусства,
воспитывать активное эмоционально - эстетическое отношение к ним;
 развивать у обучающихся речь, художественный вкус, интерес и любовь
к изобразительной деятельности.
Основные направления коррекционной работы:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет,
форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие высших психических функций.
Общая характеристика учебного предмета
На уроках рисования обучающиеся не только рисуют, они также знакомятся
с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами
искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями
известных художников.

Рисование направлено в основном на формирование эмоционально-образного,
художественного типа мышления, что является условием становления
интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей
программе предусматривается решение специальных задач, например:
коррекция недостатков психического развития, коррекция мелкой моторики, а
также развитие речи обучающихся, организующей и направляющей их
умственную и практическую деятельность. На уроках рисования социализация
осуществляется через воспитание у детей бережного отношения к окружающей
природе, любви к родному краю, умение видеть красивое. Беседы об искусстве
способствуют эстетическому воспитанию детей, обогащению словаря и
развитию речи обучающихся.
Контроль достижения обучающимися уровня усвоения программного
материала осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в
следующих формах: устный опрос, творческие работы.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Рисование» входит в обязательную часть учебного плана в
образовательную область «Искусство». Количество часов в 3 классе: 1 час в
неделю; 34 часа в год.
Личностные и предметные результаты освоения
предмета «Рисование»
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования — введения
обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими
социокультурным опытом.
Личностные результаты отражают:


осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к
учению;



формирование
сверстников;



развитие способности оценивать результаты своей деятельности с
помощью педагога и самостоятельно;



умение обращаться за помощью, принимать помощь;



умение организовать своё рабочее место;

положительного

отношения

к

мнению

учителя,



развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
процессе выполнения задания, поручения;



формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и
чувств (категории: красиво – не красиво, аккуратно - неаккуратно);



формирование мотивации к творческому труду;



формирование бережного отношения к материальным ценностям.

Предметные результаты имеют два уровня: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
- знание названий художественных материалов, инструментов и
приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарногигиенических требований при работе с ними;
- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы
предмета и др.;
- умение изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению
предметы несложной формы;
- умение ориентироваться в пространстве листа;
- размещать изображение одного предмета
изобразительной поверхности.

в соответствии с параметрами

Достаточный уровень:
- знание названий художественных материалов, инструментов и
приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарногигиенических требований при работе с ними;
- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы
предмета и др.;
- умение изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению
предметы несложной формы;
- умение ориентироваться в пространстве листа;
- размещать изображение одного предмета в соответствии с параметрами
изобразительной поверхности.

- знание названий художественных материалов, инструментов и
приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарногигиенических требований при работе с ними;
- знание правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
- умение ориентироваться в пространстве листа;
- умение рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и
адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта.
Состав базовых учебных действий обучающихся:
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников,
обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и
осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу
формирования в старших классах более сложных действий, которые
содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной
активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Регулятивные базовые учебные действия:





входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса;
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т.д.);
 работать с учебными принадлежностями (альбомами, кисточкой, краской,
линейкой и т.д.) и организовывать рабочее место под руководством
учителя;
 принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе с помощью учителя;
 определить план выполнения заданий на уроках изобразительного
искусства под руководством учителя;
 корректировать выполнение задания в соответствии с планом под
руководством учителя;
 проверка работы по образцу;
 участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников с помощью учителя.
Познавательные базовые учебные действия:
 ориентироваться в пространстве, на листе бумаги руководством учителя;
 уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;

 назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету,
форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью
учителя;
 овладение приемами работы различными графическими материалами.
 создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости.
 делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;
 пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
 наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное
высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные
на бумажных, электронных и других носителях) под руководством
учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
 участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
 выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в
высказываниях;
 оформлять свои мысли в устной речи;
 соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
 умение отвечать на вопросы различного характера;
 обращаться за помощью и принимать помощь;
 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
 сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
 доброжелательно относиться, взаимодействовать с людьми на уроках
изобразительной деятельности.
Содержание учебного предмета
Рисование с натуры
Умение правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и
называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных
предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и
прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные
отношения предметов; определять существенные признаки предмета, выявляя
характерные детали путем расчленения относительно сложной формы;
аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии
с натурой.
Декоративное рисование
Умение проводить от руки прямые линии, делить отрезок на равные части,
развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и
составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету;
составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге;
совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать

штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур;
учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый,
оранжевый, фиолетовый цвета.
Рисование на темы
Умение передавать в рисунке основную форму знакомых предметов;
развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; а также
передавать пространственные отношения предметов и их частей.
Беседы об изобразительном искусстве
Развитие умения узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок,
называть действующих лиц; называть и дифференцировать цвета.
Материально – техническое обеспечение
В работе использую методику:
 М.Ю. Рау, М.А. Зыкова «Изобразительное искусство» 3 класса. Учебник
для ОУ АООП. М. «Просвещение»2018г.
 И. А. Грошенков «Занятия изобразительным искусством в специальной
коррекционной школе». Москва, В.Секачёв, Институт общегуманитарных
исследований 2001 год.
 И.А. Грошенков «Изобразительная деятельность в специальной
коррекционной школе VIII вида. Москва, АСАДЕМА, 2002 год.
 Методические рекомендации Т.В.Нестеровой «Обучение тематическому
рисованию младших школьников с нарушениями интеллекта».
Екатеринбург, 2000год.
 Методические рекомендации Т.В.Нестеровой «Обучение младших
школьников декоративному рисованию». Екатеринбург, 2000 год.
Использую элементы технологий:
Е.Д. Худенко «Коррекционно - развивающее обучение».
Печатные пособия:
 таблицы по цветоведению, построению орнамента;
 схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных,
птиц, человека;
 муляжи фруктов и овощей (комплект);
 предметы быта;
 технические средства обучения – ноутбук.
Тематическое планирование
Название раздела, темы уроков
Рисование с натуры Осень. Дует сильный ветер
Лепка. Слепи деревья склоняются от сильного ветра
Беседа по картинам Левитана «Золотая осень» и В.Поленова «Золотая
осень».
Рисование. Осень. Птицы улетают. Журавли летят клином
Беседа по картине А.Венецианова «Жнецы». Аппликация «Бабочки»

Количество
часов
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Рисование. Картинка с бабочками
Ткани для платья с изображением бабочек и цветов
Лепка. Бабочки из пластилиновых шариков
Бабочка из гофрированной бумаги
Изучение цветов, оттенков
Беседа по картинам В.Ван Гог «Красные виноградники в Арле», В. БорисовМусатов «Осенняя песнь»
Изобрази осень, зиму и море осветленными красками
Рисование по трафарету (одежды)
Рисование. Рисунок из пятна
Рисование акварельными красками по сырой бумаге разными способами
Беседа по картинам А.Дейнека «Раздолье», «Бег»
Лепка «Фигурка человечка»
Рисование человека в движении
Рисование молодого человека в движении
Рисование пожилого человека в движении.
Рисование «Зимние развлечения»
Лепка. Фигурка человечка в движении
Рисование « Дети лепят снеговиков»
Беседа по картине П.Митурич «Сухое дерево»
Рисование. Рисование черной и цветной гуашью деревья в лесу, лыжника
Рисование угольком. Линий, штрихи
Лепка. Лошадка из Каргополя
Рисование лошадки
Беседа по картинам И. Грабатарь «Натюрморт», П.Сезанн «Персики и
груши»
Аппликация «Натюрморт»
Рисование «Деревья в лесу»
Керамика.
Иллюстрации к сказкам. Рисование иллюстрации к сказкам.
Лепка. Лепка, как люди готовятся к прилету птиц.
Рисование. Кухонная доска

1 ч.
1 ч.
1ч
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».