РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» структурное подразделение школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы Рабочая программа учебного курса «Рисование» для обучающихся 2 класса (АООП НОО 1 вариант) Пояснительная записка Рисование как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно развивающее значение. Уроки рисования при правильной их постановке способствуют воспитанию положительных навыков и привычек. Цель программы обучения: использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы. Основные задачи программы обучения: способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предмете, их положения в пространстве; находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; содействовать развитию у обучающихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать; ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка; исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала; дать обучающимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования; знакомить обучающихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно - прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально - эстетическое отношение к ним; развивать у обучающихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности. Основные направления коррекционной работы: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие высших психических функций. Общая характеристика учебного предмета На уроках рисования обучающиеся не только рисуют, они также знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников. Рисование направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей программе предусматривается решение специальных задач, например: коррекция недостатков психического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи обучающихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность. На уроках рисования социализация осуществляется через воспитание у детей бережного отношения к окружающей природе, любви к родному краю, умение видеть красивое. Беседы об искусстве способствуют эстетическому воспитанию детей, обогащению словаря и развитию речи обучающихся. Контроль достижения обучающимися уровня усвоения программного материала осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос, творческие работы. Место учебного предмета в учебном плане Предмет «Рисование» входит в обязательную часть учебного плана в образовательную область «Искусство». Количество часов в 3 классе: 1 час в неделю; 34 часа в год. Личностные и предметные результаты освоения предмета «Рисование» В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты отражают: осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению; формирование сверстников; развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно; умение обращаться за помощью, принимать помощь; умение организовать своё рабочее место; положительного отношения к мнению учителя, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения; формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и чувств (категории: красиво – не красиво, аккуратно - неаккуратно); формирование мотивации к творческому труду; формирование бережного отношения к материальным ценностям. Предметные результаты имеют два уровня: минимальный и достаточный. Минимальный уровень: - знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарногигиенических требований при работе с ними; - знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.; - умение изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы; - умение ориентироваться в пространстве листа; - размещать изображение одного предмета изобразительной поверхности. в соответствии с параметрами Достаточный уровень: - знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарногигиенических требований при работе с ними; - знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.; - умение изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы; - умение ориентироваться в пространстве листа; - размещать изображение одного предмета в соответствии с параметрами изобразительной поверхности. - знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарногигиенических требований при работе с ними; - знание правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.; - умение ориентироваться в пространстве листа; - умение рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. Состав базовых учебных действий обучающихся: Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. Регулятивные базовые учебные действия: входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса; пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); работать с учебными принадлежностями (альбомами, кисточкой, краской, линейкой и т.д.) и организовывать рабочее место под руководством учителя; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе с помощью учителя; определить план выполнения заданий на уроках изобразительного искусства под руководством учителя; корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя; проверка работы по образцу; участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников с помощью учителя. Познавательные базовые учебные действия: ориентироваться в пространстве, на листе бумаги руководством учителя; уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя; назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя; овладение приемами работы различными графическими материалами. создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости. делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями; наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством учителя. Коммуникативные базовые учебные действия: участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях; выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях; оформлять свои мысли в устной речи; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться; умение отвечать на вопросы различного характера; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, взаимодействовать с людьми на уроках изобразительной деятельности. Содержание учебного предмета Рисование с натуры Умение правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой. Декоративное рисование Умение проводить от руки прямые линии, делить отрезок на равные части, развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета. Рисование на темы Умение передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; а также передавать пространственные отношения предметов и их частей. Беседы об изобразительном искусстве Развитие умения узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, называть действующих лиц; называть и дифференцировать цвета. Материально – техническое обеспечение В работе использую методику: М.Ю. Рау, М.А. Зыкова «Изобразительное искусство» 3 класса. Учебник для ОУ АООП. М. «Просвещение»2018г. И. А. Грошенков «Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе». Москва, В.Секачёв, Институт общегуманитарных исследований 2001 год. И.А. Грошенков «Изобразительная деятельность в специальной коррекционной школе VIII вида. Москва, АСАДЕМА, 2002 год. Методические рекомендации Т.В.Нестеровой «Обучение тематическому рисованию младших школьников с нарушениями интеллекта». Екатеринбург, 2000год. Методические рекомендации Т.В.Нестеровой «Обучение младших школьников декоративному рисованию». Екатеринбург, 2000 год. Использую элементы технологий: Е.Д. Худенко «Коррекционно - развивающее обучение». Печатные пособия: таблицы по цветоведению, построению орнамента; схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека; муляжи фруктов и овощей (комплект); предметы быта; технические средства обучения – ноутбук. Тематическое планирование Название раздела, темы уроков Рисование с натуры Осень. Дует сильный ветер Лепка. Слепи деревья склоняются от сильного ветра Беседа по картинам Левитана «Золотая осень» и В.Поленова «Золотая осень». Рисование. Осень. Птицы улетают. Журавли летят клином Беседа по картине А.Венецианова «Жнецы». Аппликация «Бабочки» Количество часов 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. Рисование. Картинка с бабочками Ткани для платья с изображением бабочек и цветов Лепка. Бабочки из пластилиновых шариков Бабочка из гофрированной бумаги Изучение цветов, оттенков Беседа по картинам В.Ван Гог «Красные виноградники в Арле», В. БорисовМусатов «Осенняя песнь» Изобрази осень, зиму и море осветленными красками Рисование по трафарету (одежды) Рисование. Рисунок из пятна Рисование акварельными красками по сырой бумаге разными способами Беседа по картинам А.Дейнека «Раздолье», «Бег» Лепка «Фигурка человечка» Рисование человека в движении Рисование молодого человека в движении Рисование пожилого человека в движении. Рисование «Зимние развлечения» Лепка. Фигурка человечка в движении Рисование « Дети лепят снеговиков» Беседа по картине П.Митурич «Сухое дерево» Рисование. Рисование черной и цветной гуашью деревья в лесу, лыжника Рисование угольком. Линий, штрихи Лепка. Лошадка из Каргополя Рисование лошадки Беседа по картинам И. Грабатарь «Натюрморт», П.Сезанн «Персики и груши» Аппликация «Натюрморт» Рисование «Деревья в лесу» Керамика. Иллюстрации к сказкам. Рисование иллюстрации к сказкам. Лепка. Лепка, как люди готовятся к прилету птиц. Рисование. Кухонная доска 1 ч. 1 ч. 1ч 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч.