Музыка 3-4 класс (НОО 1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса
«Музыка»
для обучающихся 3-4 классов
(АООП НОО 1 вариант)

Пояснительная записка
Цель ― приобщение к музыкальной культуре обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к
неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи учебного предмета «Музыка»:
-формирование и развитие элементарных умений и навыков,
способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их
исполнению, простейших эстетических ориентиров;
-развитие интереса к музыкальному искусству, способности получать
удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных
предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной
музыкально деятельности;
-развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных
процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
-приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления
от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к
слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной
деятельности и др.
Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка»
обеспечивается
композиционностъю,
игровой
направленностью,
эмоциональной дополнительностью используемых методов. Музыкальнообразовательный процесс основан на принципе индивидуализации и
дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения
и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения,
доступности, систематичности и последовательности, наглядности.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Музыка» входит в обязательную часть учебного
плана, предметную область «Искусство». Программа для 3и 4 класса
рассчитана на 34 часа. С учебной нагрузкой – 1 час в неделю.
Планируемые предметные результаты обучающихся 3 класса
Достаточный уровень








уметь
узнавать
музыкальную
форму
одночастную, двухчастную, трехчастную;
музыкальные инструменты и их звучание
виолончель, саксофон, балалайка;
сохранять при пении округлое звучание в
верхнем регистре и мягкое звучание в нижнем
регистре;
распределять дыхание при исполнении
напевных песен с различными динамическими
оттенками;
сохранять правильное формирование гласных
при пении двух звуков на одном слоге;
воспроизводить хорошо знакомую песню
путем
беззвучной
артикуляции
в
сопровождении инструмента






Минимальный уровень
подражать
правильному
формирование гласных при пении
двух звуков на одном слоге;
различать
и
показывать
музыкальные инструменты и их
звучание виолончель, саксофон,
балалайка;
воспроизводить хорошо знакомую
песню
путем
беззвучной
артикуляции в сопровождении
инструмента

Планируемые личностные результаты:

 чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
 осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное
отношение к семейным ценностям, бережное отношение к
окружающему миру;
 целостное восприятие окружающего мира;
 развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла
учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и
способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
 рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и
управлять ими;
 навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
 установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, к работе на результат.
Формирование базовых учебных действий обучающихся 3 класса
Группа БУД
Личностные
учебные действия
Коммуникативные
учебные
действия

Перечень учебных действий



положительное отношение к окружающей действительности;
готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию.



использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь слушать и понимать
инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и
быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми.





Регулятивные
учебные
действия









Познавательные
учебные
действия






входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать
руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
работать
с
учебными
принадлежностями
(инструментами,
спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать
свои действия и действия одноклассников соотносить свои действия и
их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст,
устное высказывание, элементарное схематическое изображение,
таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других
носителях).

Планируемые предметные результаты обучающихся 4 класса

Достаточный уровень

Минимальный уровень


Подбирать
слова, отражающие
содержание музыкальных произведений (словарь
эмоций)

Исполнять мелодии с ориентацией
на нотную запись

Закреплять основные термины и
понятия музыкального искусства

Внимательно
слушать
классическую музыку,

Определять и сравнивать характер,
настроение и средства выразительности в
музыкальных произведениях;

Размышлять о музыке, оценивать ее
эмоциональный характер и определять образное
содержание;

Передавать настроение музыки и
его изменение в пении, музыкально-пластическом
движении;

Исполнять
вокальные
произведения
с
инструментальным
сопровождением и без аккомпанемента






уметь узнавать музыкальную форму
одночастную,
двухчастную,
трехчастную;
музыкальные инструменты и их
звучание
виолончель,
саксофон,
балалайка;
сохранять
при
пении
округлое
звучание в верхнем регистре и мягкое
звучание в нижнем регистре;
распределять дыхание при исполнении
напевных
песен
с
различными
динамическими оттенками

Формирование базовых учебных действий обучающихся 4 класса
Группа БУД
Личностные
учебные действия
Коммуникативные
учебные
действия

Перечень учебных действий







Регулятивные
учебные
действия









готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию.
положительное отношение к окружающей действительности;
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь слушать и понимать
инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и
быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми.
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать
руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
работать
с
учебными
принадлежностями
(инструментами,
спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать
свои действия и действия одноклассников соотносить свои действия и
их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные
учебные
действия






выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст,
устное высказывание, элементарное схематическое изображение,
таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других
носителях).

Планируемые личностные результаты:
 чувство патриотизма;
 осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное
отношение к семейным ценностям, бережное отношение к
окружающему миру;
 целостное восприятие окружающего мира;
 развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла
учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и
способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
 рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и
управлять ими;
 навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
 установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, в работе на результат.
Содержание учебного предмета
В
содержание
программы входит овладение обучающимися с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной
для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности:
восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты,
игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание
программного материала уроков состоит из элементарного теоретического
материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных
произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений.
Восприятие музыки
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной
культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая,
современная.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т. д.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и
пр.
Слушание музыки:
― овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать
на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях;
развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего
содержания прослушиваемых произведений;
― развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования
на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему
характеру;

― развитие умения передавать словами внутреннее содержание
музыкального произведения;
― развитие умения определять разнообразные по форме и характеру
музыкальные произведения (марш, танец, песня; весела, грустная,
спокойная
мелодия);
― развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по
вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и
в инструментальном произведении;
― развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш,
окончание);
― ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о
различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
― знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано,
барабан, скрипка и др.)
Хоровое пение
Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры;
музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу,
отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический
рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать
требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому
голосу
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Жанровое
разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни,
колыбельные песни и пр.
Навык пения:
― обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое
положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное
положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;
― работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого,
одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни;
формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы;
отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более
длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при
исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения
распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными
динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания);
― пение коротких попевок на одном дыхании;
― формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного
звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо
произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в
зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно
формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения
отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения;

― развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над
кантиленой - способностью певческого голоса к напевному исполнению
мелодии);
― активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного
интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально;
― развитие
умения
четко
выдерживать
ритмический
рисунок
произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа
над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне;
― развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных
ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо
знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении
инструмента;
― дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии
(звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение
мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления
мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную
долю на слух;
― развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии
(веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное
исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических
оттенков;
― формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и
окончание пения);
― развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе
с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие
пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных
песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля;
― развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства
(темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения
песен;
― пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в
пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко);
― укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1,
ре1 – си1, до1 – до2;
― получение эстетического наслаждения от собственного пения.
Элементы музыкальной грамоты
Содержание:
― ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);
― ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая ― forte,
тихая ― piano);
― развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):
― элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ,
добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до
мажор).
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения
композиторов-классиков и современных авторов.

Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс
Содержание:
― обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен,
треугольник; металлофон; ложки и др.);
― обучение игре на балалайке или других доступных народных
инструментах;
― обучение игре на фортепиано.
Учебно-методическое иматериально – техническое обеспечение
образовательного процесса
Перечень литературы
1. «Музыка и пение». 1 – 4 кл.: программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. (Подготовительный, 1 – 4
классы). / И. В. Евтушенко. Под редакцией доктора педагогических
наук В. В. Воронковой. М.: «Просвещение», 2008 г.
2. «Музыка, пение, музыкально-ритмические занятия». 3, 4кл.: Новосёлова
Н. А., Шлыкова А. А. Программы обучения детей с умеренной и
тяжёлой умственной отсталостью. (Подготовительный, I – X классы). –
Екатеринбург: «Учебная книга», 2004.
Диски
1. Альбомы: «Осенние песни», «Зимние композиции», «Весенние мелодии»
«Вальсы», «Русские народные мелодии», «Золотая классика», «Детских
песен».
2. Сборник классических мультфильмов «Рождественские сказки».
3. Мультипликационные фильмы по мотивам пьесы А.И. Островского на
музыку И.А. Римского-Корсакова
Кассеты
Сборник «Детские песенки», «Школьные песенки», «Лучшие детские
песенки».
Папки
Советские и зарубежные композиторы, музыкальный словарь, конспекты
уроков, раздаточный материал к урокам музыки.
Технические средства обучения
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, принтер, магнитофон.
Учебно-практическое оборудование
Музыкальный инструмент: фортепиано, гитара, балалайка.
Комплект элементарных музыкальных инструментов:
Бубен, колокольчик, ложки (деревянные ложки), маракас, металлофон,
погремушки, треугольник, свистулька, трещотки

Тематическое планирование
Название раздела, темы урока

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

26
27
28
29
30
31
32
33
34

3 класс - 34 часа
Знакомство с песней «Первоклашка». «Чему учат в школе»,
слушание.
Закрепление, исполнение «Первоклашка».
Знакомство с осенними песнями. «Осень ласковая сказка».
Закрепление. Исполнение песни «Осень ласковая сказка».
В гостях у В. Шаинского.
Знакомство «Песенка крокодила Гены». «Мир похож на цветной
луг», слушание.
Закрепление, исполнение «Песенка крокодила Гены».
Музыкально-дидактическая игра.
Знакомство с песнями о зиме. «Снежная песенка».
«Кабы не было зимы», слушание.
Закрепление исполнение «Снежная песенка».
Знакомство с песней «Почему медведь зимой спит?».
Закрепление певческих умений и навыков.
Знакомство «Новогодний хоровод». Пение.
Закрепление. Исполнение песни «Новогодний хоровод».
Разучивание новогодних хороводов.
Музыкально-дидактическая игра.
Знакомство с музыкальными инструментами. Саксофон.
Знакомство с музыкальными инструментами. Виолончель.
Знакомство с музыкальными инструментами. Балалайка.
Знакомство «Бескозырка белая».
Исполнение песни «Бескозырка белая».
Знакомство с песней «Мама».
Закрепление. Исполнение песни «Мама».
П.И. Чайковский «Времена года».
Знакомство. «Праздничный вальс». Муз. А. Филиппенко, сл. Т.
Волгиной.
Слушание.
Музыкально-дидактическая игра.
Знакомство «Белые кораблики». «Облака», слушание.
Закрепление. исполнение «Белые кораблики». «Наш край». Муз.
Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца. Слушание.
Знакомство «Голубой вагон». «Вальс цветов» из балета
«Щелкунчик» П. Чайковский. Слушание.
Закрепление, исполнение «Голубой вагон».
Знакомство. «Чунга-Чанга». Муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского.
Игра на детских шумовых инструментах.
Закрепление, исполнение «Чунга-Чанга».
Музыкально-дидактическая игра.

Кол-во часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Название раздела, темы уроков
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

4 класс 34 часа
Знакомство с песнями В. Шаинского «Чему учат в школе», «Дважды два
- четыре».
Знакомство с песней «Осень».
Закрепление. Исполнение песни «Осень». «Золотистая пшеница», муз. Т.
Потапенко, сл. Н. Найдёновой, слушание.
Знакомство с песней «Без труда не проживёшь».
Закрепление певческих навыков. Исполнение песни «Без труда не
проживёшь».
Знакомство с Д. Кабалевским. Песня «Наш край».
Закрепление «Наш край». Пение.
Музыкально-дидактическая игра.
Знакомство с песней «Будьте добры». Из мультфильма «Новогоднее
приключение». Муз. А. Флярковского, сл. А. Санина.
Знакомство «Колыбельная медведицы». П. Чайковский. «Баба Яга», из
«Детского альбома», слушание.
Закрепление «Колыбельная медведицы».
Знакомство «Откуда приходит Новый год?».
Закрепление. Исполнение песни «Откуда приходит Новый год?».
Знакомство с хороводной песней «Здравствуй, Дедушка Мороз!».
Закрепление. Исполнение песни «Здравствуй, Дедушка Мороз!».
Музыкально-дидактическая игра.
Оркестр народных инструментов. Его состав и звучание.
Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, гусли.
Народные музыкальные инструменты: свирель, гармонь, трещотка,
деревянные ложки, бас-балалайка и др.
Знакомство с песней «Моя армия».
Закрепление, исполнение « Моя армия».
Знакомство с песней «Солнечная капель», муз. С. Соснина, сл. И.
Вахрушевой.
Закрепление, исполнение «Солнечная капель». Слушание П.И.
Чайковский «Времена года».
Знакомство с песнями о маме.
Закрепление. Исполнение песен «Мамочка, милая, мама моя», «Солнечная
капель».
Музыкально-дидактическая игра.
Знакомство с русскими народными песнями «Ах вы, сени мои, сени», «Во
кузнице». Игра на народных инструментах.
Знакомство «Песня о волшебниках». Н. Римский-Корсаков. «Три чуда», из
оперы «Сказка о царе Салтане», слушание.
Закрепление, исполнение «Песня о волшебниках». Э. Григ. «В пещере
горного короля».Слушание.
Знакомство с песнями ВОВ « Катюша».
Закрепление. Исполнение песни « Катюша».
Знакомство «Мир похож на цветной луг».
Закрепление «Мир похож на цветной луг».
Музыкально-дидактическая игра.

Кол-во
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».