РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» структурное подразделение школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы Рабочая программа учебного курса «Ручной труд» для обучающихся 3 класса (АООП НОО 1 вариант) Пояснительная записка Цель: подготовить обучающихся к профессионально-трудовому обучению. Задачи: воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.); уважение к людям труда; сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду; формирование организационных умений в труде – вовремя приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования. Наряду с этими задачами на занятиях трудом решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы); предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения); контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий). В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа на уроках носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности обучающихся при выполнении трудовых заданий, подготавливает их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских. Предусмотрены следующие виды труда: работа с бумагой и картоном; работа с природными материалами; работа с текстильными материалами; работа с проволокой; работа с древесиной. Описание места учебного предмета в учебном плане Предмет «Ручной труд» входит в обязательную часть учебного плана образовательную область «Технология». Количество часов в 3 классе: 2 часа неделю; 68 часов в год. в в Межпредметные связи Занятия на уроках труда продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными дисциплинами: чтением и развитием речи, математикой, изобразительным искусством. М а т е м а т и к а . Счет в пределах 100. Разметка по линейке.Вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку. И з о б р а з и т е л ь н о е и с к у с с т в о .Определение структуры узора (повторение или чередование элементов), расположение элементов оформления по всей поверхности изделия. Р е ч е в а я п р а к т и к а . Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами. В процессе уроков учитель может использовать различные виды деятельности: игровую, изобразительную, которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению элементарных представлений и навыков, умений работать по образцу, по памяти, по словесной инструкции, развивать зрительное и слуховое восприятие. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Ручной труд» Личностные результатыотражают: осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению; формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников; развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно; умение обращаться за помощью, принимать помощь; умение организовать своё рабочее место; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения; формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и чувств (категории: красиво – не красиво, аккуратно - неаккуратно); формирование мотивации к творческому труду; формирование бережного отношения к материальным ценностям. Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное сравнение образца изделия с натуральным объектом, чучелом, игрушкой. Самостоятельное составление плана работы над изделием. Выполнение изделий с частичной помощью учителя и самостоятельно. Умение придерживаться плана при выполнении изделий. Самостоятельный текущий отчет о проделанной работе. Подробный анализ своего изделия по отдельным вопросам учителя и самостоятельно. Употребление в речи технической терминологии. Самостоятельная ориентировка на листе бумаги и подложке. Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объёмных работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров. Минимальный уровень освоения предметных результатов Слабые обучающиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, уметь с помощью учителя составлять план работы над изделием, выполнять изделия с помощью учителя, несложные изделия — самостоятельно, давать словесный отчёт и анализировать свои изделия и изделия товарища с помощью учителя, в отдельных случаях — самостоятельно, отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов. Содержание программы Первая четверть РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ) Практические работы -Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. -Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина. Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.). Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы. Приемы работы. Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов. РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ Практические работы Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя. Технические сведения. Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей. Приёмы работы. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий при окантовке. РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ Практические работы Выпрямление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным материалом. Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителем. Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой. Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками. Вторая четверть РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ Практические работы Экскурсия в столярную мастерскую. Выполнение упражнений: сломать лучину, расколоть ножом небольшую заготовку вдоль волокон, срезать под углом, зачистить наждачной бумагой. Изготовление подставок квадратной и прямоугольной формы из фанеры для изделий из природных материалов и макетов, сделанных в 1 и 2 классах. Изготовление по образцу флажков и цветов к празднику из бумаги и палочек, обработанных напильником и наждачной бумагой. Выполнение изделий по показу учителя. Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении древесины. Свойства древесины: ломается, гнется, режется, раскалывается вдоль волокон. Организация рабочего места, правила безопасной работы и соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с древесиной. Инструменты и приспособления. Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Строгание и зачистка древесины напильником и наждачной бумагой. РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Практические работы Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма). Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Приемы работы. Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток. РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ Практические работы Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации. Изготовление елочных игрушек. Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями. Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырьком). Отделка изделий аппликативными украшениями. Работа выполняется по показу учителя. Технические сведения. Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы. Приёмы работы. Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона. Третья четверть РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ Практические работы Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем. Изготовление обложки для проездного билета. Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки. Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками. Технические сведения. Элементарные понятия о профессии картонажникапереплетчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона (детали изделий склеивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. Понятие о группах инструментов и их назначении: для разметки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначением переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы: клейстер, клей промышленного производства. Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой и картоном. Правила безопасной работы. Приемы работы. Разметка по линейке. Применение ученического циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесение рицовки по линейке с фальцем. РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Практические работы Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам. Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками. Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу. Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу. Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком). Технические сведения. Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Приемы работы. Правильное пользование иглой и наперстком. Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов мешочка, подушечки-прихватки косыми стежками. РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ Практические работы Подготовительные упражнения: вбить гвоздь в древесину мягкой породы, извлечь гвоздь и распрямить, подготовить буравчиком гнездо для шурупа, ввернуть шуруп. Изготовление по образцу из готовых полуфабрикатов кукольной мебели с применением соединения деталей на гвоздях (стол, стул). Самостоятельное изготовление по образцу из полуфабрикатов несложных игрушеклопаток, носилок, корабликов. Технические сведения. Элементарные понятия о видах материалов из древесины: доске, бруске, клееной фанере. Технологические особенности изделий из древесины — детали соединяют гвоздями и шурупами. Инструменты для работы с деревом: нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвертка, их назначение и применение. Понятие длины, ширины и толщины бруска. Организация рабочего места, санитарногигиенические требования. Правила безопасной работы. Приёмы работы. Правильная хватка инструмента. Работа буравчиком и отверткой. Подготовка полуфабрикатов из древесины к работе (подбор необходимых деталей). Подбор гвоздей и шурупов в соответствии с размером деталей. Соединение деталей на гвоздях и шурупах. Окраска древесины акварельными красками и гуашью. Четвертая четверть РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА) Практические работы Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем. Технические сведения. Элементарные сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы изготовления коробок. Правила безопасной работы. Приемы работы. Разметка разверток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом по фальцлинейке на линиях сгиба (рицовка). Сгибание картона и склеивание по стыкам. Оклеивание бумагой объемных изделий. РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Практические работы Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д. Технические сведения. Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Организация рабочего места. Приемы работы. Вышивание по линиям рисунка. Оформление бахромой. Экскурсий - 2 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Учебники Кузнецова Л.А. «Ручной труд», 3 класс, С.-Пб.: Просвещение, 2018 Методические пособия для учителя 1.Агапова И.А., Давыдова М.А. Мягкая игрушка своими руками, М.: Айрис-пресс,2002 2.Бойко.Е.А. Игрушки-подушки. М.: РИПОЛ классик, 2008. 3.Геронимус Т.М. «150 уроков труда в 1-4 классах». Рекомендации к планированию занятий. – М.: 1994. 4.Гусакова М. А. Подарки и игрушки своими руками. - М.:ТЦ «Сфера»,1997. 5.Жидкина Т.С., Кузьмина Н.Н.. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида.- М.: Академия, 2005. 6.Кузнецова Л.А. Методическое руководство к учебнику «Ручной труд» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, С.-Пб.: Просвещение, 2014. 7.Куцакова Л.В.. Конструирование и ручной труд.- М.: Просвещение, 1999. 8.«Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой. - М., 2007. 9.Павлова Н.П. Трудовое обучение в 1 – 3 классах вспомогательной школы: – М.: Просвещение, 1992. Тематическое планирование Название раздела, темы уроков Работа с природными материалами Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. Количество часов 1 ч. Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда Виды природных материалов, виды работы с природными материалами Изготовление аппликации из засушенных листьев Изготовление аппликации из скорлупы грецких орехов «Птички на ветке». Изготовление аппликации из скорлупы грецких орехов «Рыбки в водоеме» Работа с бумагой и картоном Сорта бумаги и их назначение. Виды работы с бумагой и картоном 1ч. 1ч. 1 ч. 1 ч. Изготовление аппликации из обрывной бумаги Окантовка картона полосками бумаги Изготовление картины на окантованном картоне 1 ч. 1ч. 1ч 1ч. 1ч. Работа с проволокой Экскурсия в слесарную мастерскую Применение проволоки в изделиях Свойства проволоки Приемы работы с проволокой Изготовление паука из скорлупы и проволоки Работа с древесиной Изделия из древесины Экскурсия в школьную столярную мастерскую. Изготовление колышка для растений Работа с природными материалами Изготовление объемных изделий из природных материалов «Ёжик», «Утка» Изготовление птицы из пластилина и сухой тростниковой травы Работа с металлоконструктором Изделия из металлоконструктора, инструменты. Соединение планок винтом и гайкой. Сборка из планок квадрата Работа с проволокой Изготовление из проволоки букв Работа с бумагой и картоном Приемы работы с бумагой (разметка, резание, сгибание) Изготовление складной гирлянды из цветной бумаги Изготовление цепочки из бумажных колец Изготовление плоской карнавальной полумаски Работа с бумагой и картоном Изготовление кокошника Изготовление шлема Окантовка картона листом бумаги Изготовление складной доски для игры. Работа с текстильными материалами Применение ниток Завязывание узелка на нитке Виды ручных стежков и строчек. Строчка прямым стежком. Строчка косыми стежками Изготовление закладки. Работа с древесиной Способы обработки древесины ручными инструментами Изготовление аппликации из древесных опилок Работа с текстильными материалами Ткань. Виды работы с тканью. Сшивание деталей изделия строчкой косого стежка. Изготовление прихватки. Работа с бумагой и картоном Объемные изделия из картона. Назначение коробок. Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Склеивание развертки коробки с помощью клапанов. Склеивание коробки по стыкам. Работа с текстильными материалами Виды ручных стежков и строчек Строчка прямого стежка в два приема Строчка косого стежка в два приема 1 ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч 1 ч. 1ч 1ч 2 ч. 1 ч. 1ч 1ч 1ч 2 ч. 1ч 2ч 2 ч. 1 ч. 2 ч. 2ч. 1ч 2 ч. 1 ч. 1ч 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1ч 2 ч. 1 ч. 1ч. 2ч. 1ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. 2ч 2ч. Изготовление закладки с вышивкой Работа с бумагой и картоном Изготовление из бумаги матрешки Изготовление из бумаги собаки. 2 ч. 1ч 1ч