Ручной труд 3 класс (НОО 1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса «Ручной труд»
для обучающихся 3 класса
(АООП НОО 1 вариант)

Пояснительная записка
Цель: подготовить обучающихся к профессионально-трудовому обучению.
Задачи:

воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия,
настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.);

уважение к людям труда;

сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых
качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде,
привитие интереса к труду;

формирование организационных умений в труде – вовремя приходить на
занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем
материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять
правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические
требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом решаются и специальные задачи,
направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:

ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать
логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и
инструменты, нужные для их выполнения);

контролировать свою работу (определять правильность действий и
результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков
познавательной
деятельности:
наблюдательности,
воображения,
речи,
пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно
мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках носит целенаправленный характер, способствует развитию
самостоятельности обучающихся при выполнении трудовых заданий, подготавливает
их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.






Предусмотрены следующие виды труда:
работа с бумагой и картоном;
работа с природными материалами;
работа с текстильными материалами;
работа с проволокой;
работа с древесиной.

Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Ручной труд» входит в обязательную часть учебного плана
образовательную область «Технология». Количество часов в 3 классе: 2 часа
неделю; 68 часов в год.

в
в

Межпредметные связи
Занятия на уроках труда продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с
другими учебными дисциплинами: чтением и развитием речи,
математикой,
изобразительным искусством.
М а т е м а т и к а . Счет в пределах 100. Разметка по линейке.Вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку.
И з о б р а з и т е л ь н о е и с к у с с т в о .Определение структуры узора (повторение или
чередование элементов), расположение элементов оформления по всей поверхности
изделия.
Р е ч е в а я п р а к т и к а . Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.
Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном
или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и
отношений между реальными объектами.
В процессе уроков учитель может использовать различные виды деятельности: игровую,
изобразительную, которые будут способствовать расширению, повторению и
закреплению элементарных представлений и навыков, умений работать по образцу, по
памяти, по словесной инструкции, развивать зрительное и слуховое восприятие.
Личностные и предметные результаты
освоения учебного предмета «Ручной труд»
Личностные результатыотражают:










осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью
педагога и самостоятельно;
умение обращаться за помощью, принимать помощь;
умение организовать своё рабочее место;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе
выполнения задания, поручения;
формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и чувств
(категории: красиво – не красиво, аккуратно - неаккуратно);
формирование мотивации к творческому труду;
формирование бережного отношения к материальным ценностям.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и
достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов

 Самостоятельная ориентировка в задании.
 Самостоятельное сравнение образца изделия с натуральным объектом, чучелом,
игрушкой.







Самостоятельное составление плана работы над изделием.
Выполнение изделий с частичной помощью учителя и самостоятельно.
Умение придерживаться плана при выполнении изделий.
Самостоятельный текущий отчет о проделанной работе.
Подробный анализ своего изделия по отдельным вопросам учителя и
самостоятельно.
 Употребление в речи технической терминологии.
 Самостоятельная ориентировка на листе бумаги и подложке.
 Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объёмных
работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров.
Минимальный уровень освоения предметных результатов
Слабые обучающиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы
работы с различными материалами, уметь с помощью учителя составлять план работы
над изделием, выполнять изделия с помощью учителя, несложные изделия —
самостоятельно, давать словесный отчёт и анализировать свои изделия и изделия
товарища с помощью учителя, в отдельных случаях — самостоятельно, отвечать
простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные
признаки предметов.
Содержание программы
Первая четверть
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ
ИЗДЕЛИЯ)
Практические работы
-Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
-Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя,
проволоки, пластилина.
Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма,
величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож,
ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение
материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока,
поролон и т. д.).
Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков.
Правила безопасной работы.
Приемы работы. Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек,
проволоки. Рациональное использование случайных материалов.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек
квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов,
для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые
учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
Технические сведения. Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы,
применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные

заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый
клей.
Приёмы работы. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание
клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий при окантовке.
РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ
Практические работы
Выпрямление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание
кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным
материалом.
Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц,
животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителем.
Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении
проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая,
стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и
толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их
назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной
работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических
требований при работе с проволокой.
Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки
плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.
Вторая четверть
РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ
Практические работы
Экскурсия в столярную мастерскую.
Выполнение упражнений: сломать лучину, расколоть ножом небольшую заготовку
вдоль волокон, срезать под углом, зачистить наждачной бумагой. Изготовление
подставок квадратной и прямоугольной формы из фанеры для изделий из природных
материалов и макетов, сделанных в 1 и 2 классах.
Изготовление по образцу флажков и цветов к празднику из бумаги и палочек,
обработанных напильником и наждачной бумагой.
Выполнение изделий по показу учителя.
Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении
древесины. Свойства древесины: ломается, гнется, режется, раскалывается вдоль
волокон. Организация рабочего места, правила безопасной работы и соблюдение
санитарно-гигиенических требований при работе с древесиной. Инструменты и
приспособления.
Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Строгание и зачистка древесины
напильником и наждачной бумагой.
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов (после
экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма).
Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые в работе:
твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть.
Клеящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитарно-гигиенических
требований. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации.
Изготовление елочных игрушек.
Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной
бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.
Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов
(кокошник, шапочка с козырьком). Отделка изделий аппликативными украшениями.
Работа выполняется по показу учителя.
Технические сведения. Сорта картона, применяемые для оформительских работ.
Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма,
материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего
места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими
материалами. Правила безопасной работы.
Приёмы работы. Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона
ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне.
Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона.
Третья четверть
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по
линейке с фальцем.
Изготовление обложки для проездного билета.
Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.
Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками.
Технические сведения. Элементарные понятия о профессии картонажникапереплетчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона (детали
изделий склеивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. Понятие о
группах инструментов и их назначении: для разметки и для обработки. Ознакомление
со свойствами и назначением переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы.
Клеящие составы: клейстер, клей промышленного производства. Организация
рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой и
картоном. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Разметка по линейке. Применение ученического циркуля для
разметки картона и бумаги. Нанесение рицовки по линейке с фальцем.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона
по готовым проколам.
Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов
закладки кисточками.
Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.
Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек,
ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком.
Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.

Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной
выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание
по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком).
Технические сведения. Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их
свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными
материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических
требований. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Правильное пользование иглой и наперстком. Выполнение косого
обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении
относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание
вешалки и обметывание боковых срезов мешочка, подушечки-прихватки косыми
стежками.
РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ
Практические работы
Подготовительные упражнения: вбить гвоздь в древесину мягкой породы, извлечь
гвоздь и распрямить, подготовить буравчиком гнездо для шурупа, ввернуть шуруп.
Изготовление по образцу из готовых полуфабрикатов кукольной мебели с
применением соединения деталей на гвоздях (стол, стул).
Самостоятельное изготовление по образцу из полуфабрикатов несложных игрушеклопаток, носилок, корабликов.
Технические сведения. Элементарные понятия о видах материалов из древесины:
доске, бруске, клееной фанере. Технологические особенности изделий из древесины —
детали соединяют гвоздями и шурупами. Инструменты для работы с деревом: нож,
шило, буравчик, молоток, клещи, отвертка, их назначение и применение. Понятие
длины, ширины и толщины бруска. Организация рабочего места, санитарногигиенические требования. Правила безопасной работы.
Приёмы работы. Правильная хватка инструмента. Работа буравчиком и отверткой.
Подготовка полуфабрикатов из древесины к работе (подбор необходимых деталей).
Подбор гвоздей и шурупов в соответствии с размером деталей. Соединение деталей на
гвоздях и шурупах. Окраска древесины акварельными красками и гуашью.
Четвертая четверть
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА)
Практические работы
Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по
шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и
по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу
отдельных приемов работы учителем.
Технические сведения. Элементарные сведения о назначении картона как материала
для изготовления различной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и
прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы
изготовления коробок. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Разметка разверток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом
по фальцлинейке на линиях сгиба (рицовка). Сгибание картона и склеивание по
стыкам. Оклеивание бумагой объемных изделий.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы

Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание
рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками,
оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и
т. д.
Технические сведения. Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок.
Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Организация рабочего места.
Приемы работы. Вышивание по линиям рисунка. Оформление бахромой.
Экскурсий - 2

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники
Кузнецова Л.А. «Ручной труд», 3 класс, С.-Пб.: Просвещение, 2018
Методические пособия для учителя
1.Агапова И.А., Давыдова М.А. Мягкая игрушка своими руками, М.: Айрис-пресс,2002
2.Бойко.Е.А. Игрушки-подушки. М.: РИПОЛ классик, 2008.
3.Геронимус Т.М. «150 уроков труда в 1-4 классах». Рекомендации к планированию
занятий. – М.: 1994.
4.Гусакова М. А. Подарки и игрушки своими руками. - М.:ТЦ «Сфера»,1997.
5.Жидкина Т.С., Кузьмина Н.Н.. Методика преподавания ручного труда в младших
классах коррекционной школы VIII вида.- М.: Академия, 2005.
6.Кузнецова Л.А. Методическое руководство к учебнику «Ручной труд» для
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, С.-Пб.:
Просвещение, 2014.
7.Куцакова Л.В.. Конструирование и ручной труд.- М.: Просвещение, 1999.
8.«Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г.
Петровой. - М., 2007.
9.Павлова Н.П. Трудовое обучение в 1 – 3 классах вспомогательной школы: – М.:
Просвещение, 1992.
Тематическое планирование
Название раздела, темы уроков
Работа с природными материалами
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.

Количество часов
1 ч.

Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда
Виды природных материалов, виды работы с природными материалами
Изготовление аппликации из засушенных листьев
Изготовление аппликации из скорлупы грецких орехов «Птички на
ветке».
Изготовление аппликации из скорлупы грецких орехов «Рыбки в
водоеме»
Работа с бумагой и картоном
Сорта бумаги и их назначение. Виды работы с бумагой и картоном

1ч.
1ч.
1 ч.
1 ч.

Изготовление аппликации из обрывной бумаги
Окантовка картона полосками бумаги
Изготовление картины на окантованном картоне

1 ч.
1ч.
1ч

1ч.
1ч.

Работа с проволокой
Экскурсия в слесарную мастерскую
Применение проволоки в изделиях
Свойства проволоки
Приемы работы с проволокой
Изготовление паука из скорлупы и проволоки
Работа с древесиной
Изделия из древесины
Экскурсия в школьную столярную мастерскую.
Изготовление колышка для растений
Работа с природными материалами
Изготовление объемных изделий из природных материалов «Ёжик»,
«Утка»
Изготовление птицы из пластилина и сухой тростниковой травы
Работа с металлоконструктором
Изделия из металлоконструктора, инструменты.
Соединение планок винтом и гайкой.
Сборка из планок квадрата
Работа с проволокой
Изготовление из проволоки букв
Работа с бумагой и картоном
Приемы работы с бумагой (разметка, резание, сгибание)
Изготовление складной гирлянды из цветной бумаги
Изготовление цепочки из бумажных колец
Изготовление плоской карнавальной полумаски
Работа с бумагой и картоном
Изготовление кокошника
Изготовление шлема
Окантовка картона листом бумаги
Изготовление складной доски для игры.
Работа с текстильными материалами
Применение ниток
Завязывание узелка на нитке
Виды ручных стежков и строчек. Строчка прямым стежком.
Строчка косыми стежками
Изготовление закладки.
Работа с древесиной
Способы обработки древесины ручными инструментами
Изготовление аппликации из древесных опилок
Работа с текстильными материалами
Ткань. Виды работы с тканью.
Сшивание деталей изделия строчкой косого стежка. Изготовление
прихватки.
Работа с бумагой и картоном
Объемные изделия из картона. Назначение коробок.
Изготовление открытых коробок из тонкого картона.
Склеивание развертки коробки с помощью клапанов.
Склеивание коробки по стыкам.
Работа с текстильными материалами
Виды ручных стежков и строчек
Строчка прямого стежка в два приема
Строчка косого стежка в два приема

1 ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч
1 ч.
1ч
1ч
2 ч.
1 ч.
1ч
1ч
1ч
2 ч.
1ч
2ч
2 ч.
1 ч.
2 ч.
2ч.
1ч
2 ч.
1 ч.
1ч
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1ч
2 ч.
1 ч.
1ч.
2ч.
1ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
2ч
2ч.

Изготовление закладки с вышивкой
Работа с бумагой и картоном
Изготовление из бумаги матрешки
Изготовление из бумаги собаки.

2 ч.
1ч
1ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».