Культура безопасности жизнедеятельности 3 класс (НОО 1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса
«Культура безопасности жизнедеятельности»
для обучающихся 3 класса
(АООП НОО 1 вариант)

Пояснительная записка
В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле
подготовки населения в области культуры безопасности жизнедеятельности и
выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни.
Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего
населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения
отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности
личности, общества и государства.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Л.П.Анастасовой,
П.В.Ижевского, Н.В.Иванова «Основы безопасности жизнедеятельности» (сборник
«Концепции и программы начальных классов»,
Москва, Издательство
«Просвещение», ч. II, 2009 год, с.3).
Цель программы: формирование культуры безопасности как качества личности,
представленное в виде совокупности знаний и осознанных действий, направленных
на понимание опасных и безопасных факторов в окружающей действительности.
Задачи:
 развивать у детей чувства ответственности за своё поведение, бережное
отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
 стимулировать у ребёнка самостоятельность в принятии решений и выработке
умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные
на коррекцию умственной деятельности школьников.
Коррекционно-развивающая работа:
Коррекционно-развивающая работа направлена на личностное развитие, коррекцию
недостатков в психическом развитии и освоение содержания образования.








Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Место учебного предмета
Предмет «Культура безопасности жизнедеятельности» входит часть
формируемую участниками образовательных отношений. Рабочая программа
рассчитана на 34 часа в год; в неделю - 1 час.
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
• работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
• изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных

ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах,
площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).
Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся
класса и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные
ситуации, в которых ребенок может оказаться: дома, на улице, в школе, в природных
условиях. Предусмотрено также ознакомление учащихся с такими понятиями, как
чрезвычайная и экстремальная ситуация (стихийные бедствия, аварии, экологическая
катастрофа) и правилами поведения в случае их возникновения.
Личностные результаты на конец обучения в 3 классе
Личностные результаты отражают:


осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как
одноклассника, друга;



формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;



развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью
педагога и самостоятельно;



способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за собственной
речью;



развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе
выполнения задания, поручения;



формирование первоначальных умений проявлять эмоции в процессе чтения и
пересказа произведений, построении речевого высказывания;



развитие этических чувств (категорий: хорошо – плохо, добро - зло);



формирование первоначальных знаний о безопасности и здоровом образе
жизни.

Предметными результатами обучения являются:
1. В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на
безопасность личности, общества и государства; о здоровом образе жизни; об
оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и
обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения применять полученные теоретические знания на практике.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в беседе.












К концу 3 класса обучающиеся должны знать:
правила перехода дороги;
правила движения на велосипедах;
правила безопасного поведения при следовании железнодорожным
транспортом, обязанности пассажиров;
основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды,
прикатании на лодке;
способы и средства спасания утопающих, основные спасательные средства;
как ориентироваться на местности;
как организовать безопасную переправу через водную преграду: меры
пожарной безопасности при разведении костра;
когда следует вызвать «скорую помощь» и порядок её вызова;
основные понятия - «здоровье», «здоровый образ жизни»
факторы, влияющие на состояние здоровья - (курение, алкоголь,
токсикомания).
К концу 3 класса обучающиеся должны уметь:

 правильно переходить дорогу, перекрёсток;
 ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и
местным признакам;
 определять расстояние по карте и по местности;
 организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву;
 завязать 1-2 вида узлов;
 развести и погасить костёр;
 вызвать «скорую помощь», оказать первую помощь при порезах и ссадинах,
ушибах, небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос,
при укусе насекомыми, собакой, кошкой, при кровотечении из носа;
 оказать первую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кисти рук,
бедра, колена).
Содержание учебного предмета
«Культура безопасности жизнедеятельности»
1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения
учащихся - 22 часа
1.1.Безопасное поведение в быту (контрольные задания на повторение
пройденного материала)
Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту.
Опасная высота.
1.2. Безопасное поведение на улицах и дорогах (повторение пройденного).
Безопасность пешеходов при движении по дорогам. Элементы дорог. Дорожная
разметка. Правила перехода дорог. Перекрёстки. Сигналы, подаваемые водителями
транспортных средств.

Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно - транспортного
травматизма.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).
Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при
следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажиров.
1.3. Безопасное поведение на природе.
Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по
компасу, по солнцу, часам и местным предметам.
Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы. Костёр. Меры
пожарной безопасности при разведении костра.
1.4. Безопасное поведение на воде. Основные правила поведения на воде, при
купании, при отдыхе у воды, при катании на лодке. Способы и средства спасания
утопающих. Основные спасательные средства.
2. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей- 5 часов
2.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая
медицинская помощь.
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Переломы, вывихи и
растяжения связок.
Когда следует вызывать «скорую помощь» и порядок её вызова.
Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, сотрясение мозга, попадание
инородных тел в глаз, ухо, нос - первая медицинская помощь.
Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек.
Кровотечения из носа - оказание первой медицинской помощи.
2.2.Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской
помощи.
Первая медицинская помощь при наружном кровотечении. Правила обработки ран.
Перевязка ран.
Оказание первой помощи при отравлениях.
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при
травме кисти рук, бедра, колена).
3. Основы здорового образа жизни - 7 часов
3.1. Основные понятия - «здоровье» и «здоровый образ жизни». Понятие здоровья.
Факторы, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасность
человека. Режим дня. Здоровое питание. Профилактика переедания, пищевых
отравлений. Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний.
Профилактика инфекционных заболеваний.
3.2. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика.
Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на
умственную и физическую работоспособность человека. Профилактика вредных
привычек.
Перечень учебно-методических средств обучения
Методическая литература

 Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста/под ред. А.Т.
Смирнова.- М.: Просвещение: Рилионт, 2003.
 Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь
для 3—4 кл. В 2 ч. Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова.— М.:
Просвещение, 2005.
 Анастасова Л.П.Основы безопасности жизнедеятельности: учеб, пособие для
3—4 кл./Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова.— М.: Просвещение,
2005.
 Плакаты тематические по правилам ДД.
 Презентации.
 Интернет - ресурсы.
Тематическое планирование
Наименование раздела, темы урока
Понятие о здоровье и факторах, на него влияющих.
Можно ли уберечься от травм?
Если хочешь быть здоров – закаляйся!
Предупреждение бытового травматизма.
Твои действия при пожаре.
Как вести себя на воде.
Где вода – там беда.
Мы и транспорт.
Практическая работа №1 по теме «Мы и транспорт».
Скорость движения и остановочный путь.
Если ты стал водителем.
Практическая работа №2 по теме «Если ты стал водителем».
В детстве не научишься – всю жизнь промучишься.
Как стать грамотным пассажиром.
Учись быть пешеходом. (Экскурсия)
Железнодорожный переезд.
Знакомство с подразделением милиции – службой ГИБДД.
Что делать при чрезвычайной ситуации на дороге?
Основные виды травм и первая помощь при них.
Практическая работа №3 по теме «Первая помощь при травмах».
Осторожно – электричество!
Мы и животные.
Уступи змее дорогу.
Когда кусают насекомые.
Практическая работа №4 по теме «Первая помощь при укусах
насекомых»
Что влияет на здоровье?
Как правильно есть?
Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.
Грибы съедобные и ядовитые.
Чем и как можно отравиться? Как этого избежать?
Практическая работа №5 по теме «Оказания первой помощи при
отравлениях»
Как справиться с инфекцией?
Практическая работа №6 по теме « Лекарственные растения»

Количество часов
2ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».