Психокоррекционные занятия 3 класс (НОО 1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
коррекционного курса
«Психокоррекционные занятия»
для обучающихся 3 класса
(АООП НОО 1 вариант)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта в целом отстает по срокам
формирования и проходит неравномерно. Бедность и недостаточность восприятия,
слабая активность, меньший, чем в норме объем, замедленность процесса
переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют их
знакомство с окружающим миром. Нарушения зрительной сферы отмечаются в
бедности и недифференцированности, инертности и непрочности зрительных
образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением
предмета. Недостаточность пространственно-предметных, временных представлений
– в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов,
уподоблении образов одних объектов другими. Кроме того, у многих воспитанников
отмечается скованность, недостаточный объём движений, нарушение их
произвольности, недоразвитие мелкой моторики.
У детей с проблемами в развитии имеют место нарушения ощущений различной
модальности (кинетической, осязательной, зрительной, кинестетической, тактильной
и др.) и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций. Таким детям
нужна специальная коррекционная помощь в разном объёме, в зависимости от
структуры и степени тяжести умственного развития. И первый шаг по оказанию
помощи – сенсомоторное развитие ребенка.
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью,
разработана программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия».
Программа
рассчитана
на
1
год
обучения.
Введение курса психокоррекционных занятий в образовательном учреждении
обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического
развития детей через системный подход, в котором когнитивные и двигательные
методы принимаются в комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния.
Воздействие на сенсомоторный уровень с учётом общих закономерностей онтогенеза
вызывает активизацию в развитии всех ВПФ, т.е. создаётся базовая предпосылка для
полноценного участия психических процессов в овладении чтением, письмом,
математическими знаниями.
Программа курса коррекционных занятий имеет своей целью:
- на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в
совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное
полифункциональное
представление
об
окружающей
действительности,
способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной
социализации его в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач:
- обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений
наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и
отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти,
мышления, речи, воображения.

-формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного
восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их
свойств;
-коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического
и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы,
конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в
пространстве;
-формирование пространственно-временных ориентировок;
-развитие слухоголосовых координаций;
-формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем
многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков,
ритмов);
-совершенствование сенсорно - перцептивной деятельности;
-обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей
терминологии;
-исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной
координации;
-формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Программа состоит из двух блоков: сенсорное развитие и психомоторное
развитие.
Под сенсорным развитием понимается формирование в детях чувственного
познания, т.е. умение видеть, слышать, осязать, представлять.
В ходе реализации программы в рамках этого блока решаются следующие задачи:
*формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете,
величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе, других ощущениях;
*формирование умения использовать полученные знания о сенсорных эталонах в
качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ; иметь представление о
разновидностях каждого свойства, уметь использовать их для анализа и выделения
свойств самых различных предметов в различных ситуациях;
*содействие развитию у учащихся аналитико–синтетической деятельности, умению
сравнивать и обобщать;
*развитие восприятия особых свойств предметов (тяжести, температуры, качества
поверхности, вкуса и запаха, звуков, времени и направления);
*научить воспринимать сложные явления окружающего мира (иллюстрации,
литературные произведения, социальные явления, природа, сложные движения и
т.п.).
Последнее требует от ребёнка целой программы действий, направленных на их
обследование, сопоставление с эталонами, принятыми в обществе, последующего за
этим узнавания по сходству и различию, словесного описания, переживания чувств,
сложной мыслительной и творческой деятельности.
Сенсорное развитие осуществляется параллельно с психомоторным развитием,
являясь неотъемлемой его частью.
Развитие психомоторики идёт по 3-х уровневой системе; основанием для
выделения уровней явилось представление об определённых этапах в развитии

пространственно - временных аспектов психической деятельности человека, в том
числе его телесности. Этот блок включает в себя развитие общей и мелкой моторики.
Первый уровень направлен на активизацию и энергоснабжение психических
процессов (подкорковых образований головного мозга).
Задачи первого уровня:
*обучение дыхательным упражнениям и специальным способам повышения
энергетического потенциала;
*оптимизация тонуса и обучение способам релаксации, снятия мышечных зажимов;
*развитие повышения устойчивости, равновесия, развитие целостного образа тела;
*развитие мелкой моторики, координации движений;
*«развязка” синкинезий, автоматизация отдельных движений.
Второй уровень - уровень владения телом и пространством, подразумевает тонкий
анализ экстероцептивной информации для осуществления сложных видов
психической деятельности.
Задачи второго уровня:
*развитие чувства ритма;
*формирование пространственных представлений (относительно своего тела,
относительно другого предмета, ориентация на месте);
*переход от единичных двигательных актов к системе или серии однотипных
движений, составляющих единую “кинетическую мелодию”, переход от
механического воспроизведения заданного образца к его самостоятельному анализу с
выделением элементов (подпрограмм), и в дальнейшем, к созданию и
“разворачиванию”, учащихся собственных серийных программ;
*развитие межполушарного взаимодействия. Через отработку сочетаемых движений
правой и левой половины тела с фиксацией отдельных частей тела, с
одновременными и попеременными движениями;
*развитие зрительно – моторных координаций, отработка согласованности действий;
*развитие ловкости;
*развитие внимания.
Третий уровень – уровень произвольной регуляции и смыслообразующей
функции психомоторных процессов.
Задачи третьего уровня:
*развитие произвольности, умение выполнять и принимать правила игры и роли
способности к совместному решению задач;
*отработка коммуникативных навыков через парные и групповые упражнения,
формирование навыков совместных действий, способствующих лучшему пониманию
друг друга;
*развитие произвольного внимания и памяти.
Развивая моторику на разных уровнях, мы создаём предпосылки для становления
многих психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, которые
необходимы для успешного обучения.
Общая характеристика программы
При составлении программы были использованы материалы:

-Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных
процессов» для учащихся 1-4 кл. специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида Л. А. Метиевой, Э.Я.Удаловой.
-Комплексная методика психомоторной практики. А. В. Семенович, Воробьёва Е.А.
В программе чётко просматриваются два основных направления работы:
1.Формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал,
являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала
величин, цветовой спектр, система фонем и др.).
2. Обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых
для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.
Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире,
формирование сенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта
ребенка в слове. Через все разделы программы в качестве обязательной прошла
задача постепенного усложнения требований к речевому опосредованию
деятельности учащихся: от овладения соответствующей терминологией до
развернутого сопровождения собственных действий речью и вербального
определения цели и программы действий, т. е. планирования.
На каждом занятии осуществляется тесная работа по двум блокам: сенсорике и
психомоторике. В зависимости от задач занятия на каждый блок отводится различное
количество времени.
Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому
в программу включены задачи совершенствования координации движений,
преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой
моторики руки и др.
Программа подразумевает поэтапное включение в коррекционный процесс
упражнений 1, 2 и 3 уровней.
Главная задача педагога на данном этапе работы — полноценное обследование
учащихся с позиций системного подхода, выделение видимых затруднений ребенка в
процессе учебной деятельности, определение их первичного и вторичного характера,
установление причинности.
Методы и приемы реализации программы
Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через
обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность, психогимнастику,
коррекционно-развивающие упражнения, задания и т.д.
Приёмы и методы:
-совместные действия ребёнка и взрослого, действия по подражанию (в основном на
начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
-действия детей по образцу, по инструкции;
-действия с контурными изображениями, использование приёмов наложения и
обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого
предмета;
-предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной
инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных игрушек, картинок
и т.п.;

-соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их
называнием или указанием на них с помощью жеста;
наблюдения за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми
объектами;
-использование рисунков и аппликаций.
Занятия состоят из 3 этапов:
1.Организационно-подготовительный. На данном этапе применяются упражнения
направленные на снятие психомышечного напряжения, развитие концентрации
внимания детей, пальчиковая гимнастика, упр. на повышение энергетического
потенциала, создание положительного настроя к продуктивной совместной
деятельности.
2.Основной этап. Предполагает повторение пройденного и реализацию
соответствующего раздела программы.
3.Заключительный этап. На данном этапе осуществляется закрепление
пройденного материала, рефлексия.
Место коррекционного курса в учебном плане
Данный курс включён для реализации во внеурочную деятельность коррекционноразвивающей области, с учетом требований охранительного режима нагрузки на
обучающегося согласно Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (СанПиН
2.4.2.3286-15).
Коррекционные занятия входят в
«Коррекционно-развивающую область».
Количество часов в 3 классе: 2 часа в неделю; 68 часов в год.
Личностные и предметные результаты освоения
коррекционного курса
Личностными результатами изучения курса «Психокоррекционные занятия»
является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):
Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине,
направленной на поддержание норм поведения в школе.
В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на
общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со
сверстниками в практике совместной деятельности.
Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или
«плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».
Выражать своё эмоциональное состояние, настроение.
Предметные результаты имеют два уровня: минимальный и достаточный.

Достаточный ( при организующей и активизирующей помощи):
*Называть основные цвета.
*Уметь классифицировать и группировать предметы по этому признаку.
*Уметь сравнивать предметы по ряду признаков.
*Уметь сопоставлять два предмета по контрастным величинам, упорядочивать два,
три предмета (наложением, приложением « на глаз»).
*Ориентироваться в тетрадях.
*Называть месяцы. Знать времена года.
*Выполнять действия и движения по показу и инструкции взрослого.
*Пользоваться письменными принадлежностями.
Минимальный при разнообразных видах помощи (организующей, активизирующей
и контролирующей):
*Различать, соотносить основные цвета. Называть основные цвета.
*Узнавать, показывать и называть геометрические фигуры и тела: квадрат, круг,
прямоугольник, треугольник, овал, шар, куб.
*Называть при контролирующей
помощи
круг, квадрат, прямоугольник,
треугольник.
*Сравнивать предметы по наиболее выраженным, характерным величинам (
наложением, приложением « на глаз»). Давать ответы на вопросы «где самый
короткий?».
*Сравнивать предметы по одному из признаков.
*Ориентироваться в схеме тела по маркеру, после организующей помощи.
*Иметь представления о сутках, днях недели .
*Уметь воспроизводить дыхательные упражнения, упражнения на развитие мелкой и
крупной моторики, стимулирующие упражнения после показа и по инструкции
(простые упражнения и движения).
Содержание коррекционного курса
На занятиях идет воздействие на сенсомоторный уровень, активизацию и
развитие всех ВПФ
В содержание курса 3 класса входит:
Диагностическое
обследование
моторного
и
сенсорного
развития
обучающихся в динамике.
Развитие моторики, графомоторных навыков.
Развитие точности (броски в цель, "Кольцеброс", Дартс, "Тир"). Развитие и
согласованность движений на разные группы мышц. Пальчиковая гимнастика.
Совершенствование точности мелких движений Графические диктанты. Вырезание.
Аппликация.
Тактильно-двигательное восприятие.
Определение на ощупь фигур и предметов с разными свойствами. Работа с
пластилином, тестом (лепка по заданным темам). Игры с мозаикой.
Кинестетическое и кинетическое развитие.
Формирование ощущений. Вербализация ощущений. Выразительность движений
(имитация повадок зверей, инсценировка).

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку. Составление
сериационных рядов. Сравнение, группировка, различие предметов. Составление
целого из частей. Цветовой спектр. Дидактические игры. Составление предмета из
частей (пазлы,"Лего").
Развитие зрительного восприятия.
Совершенствование навыков зрительно-двигательной координации рук и глаз.
Тренировка зрительной памяти. Дидактические игры. Упражнения для профилактики
и коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых
качеств, барических ощущений).
Развитие осязания. Определение контрастных температур предметов. Различение
пищевых вкусов. Словесное определение свойств веществ.
Развитие слухового восприятия.
Определение направления звука в пространстве. Различие мелодий и звуков по
высоте тона, темпу. Прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства
ритма.
Восприятие пространства.
Ориентировка в помещении. Вербализация. Пространственная ориентировка на
листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона). Дидактические игры.
Восприятие времени.
Определение времени по часам, минутам. Дидактические игры. Меры времени.
Объемность времени.
Тематическое планирование
Название раздела, темы занятий
Обследование уровня сформированности моторных и сенсорных
навыков
Развитие моторики, графомоторных навыков
Упражнения на развитие меткости. Развитие согласованности
движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).
Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной
инструкции.
Пальчиковая гимнастика. Совершенствование точности мелких
движений рук.
Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных
направлениях. Рисование бордюров по образцу.
Графический диктант (зрительный). Графический диктант (на слух).
Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных
изображений.
Работа в технике объёмной аппликации.
Аппликация из рваной бумаги
Тактильно-двигательное восприятие
Определение предметов на ощупь.

Количество
часов
2

2
2
2
2
2
2
1
1
1

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая,
пушистая).
Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)»

1

Игры с мозаикой.
Кинестетическое и кинетическое развитие
Формирование ощущений от статических и динамических поз
различных частей тела (глаза, рот, пальцы).

2

Вербализация собственных ощущений.
Выразительность движений (имитация повадок животных).
Выразительность движений (инсценирование школьных событий).

1
1
1

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов
Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета).

2

1

Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала.
Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по
инструкции.
Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по
двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.).
Дидактическая игра «Часть и целое».
Составление сериационных рядов по величине из 4—5, 6-7
предметов.

2
2

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку.

1

Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные.

1

Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной
насыщенности одного цвета.
Дидактическая игра «Цветик-семицветик».
Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание
незаконченных изображений знакомых предметов.
Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей
(пазлы).

1

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей
(настольный «Лего»).

1

Развитие зрительного восприятия
Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз.
Рисование бордюров по наглядному образцу
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном
материале (сравнение двух картинок).

2

1

2
1

2
1

Сравнение трёх предметов, отличающихся незначительными
качествами или свойствами

1

Тренировка зрительной памяти. Дидактические игры «Что
изменилось?», «Повтори узор»
Упражнения для профилактики и коррекции зрения

1

Восприятие особых свойств предметов

1

Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение.
Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг,
чайник).

1

Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение.

1

Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть,
вязкость, растворимость).
Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее
— легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз.

1

Развитие слухового восприятия
Определение направления звука в пространстве (справа — слева —
спереди — сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук».

1

1

Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на
определенный звук).
Дидактическая игра «Прерванная песня».

1

Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона.
Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных
отрывков.

1

Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы — барабанщики».

1

Восприятие пространства
Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице),
вербализация пространственных отношений с использованием
предлогов

1

Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о
выполнении задания. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и
найдешь».

1

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате.
Дидактическая игра «Обставим комнату»

1

Деление листа на глаз, на две и четыре равные части
Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях
листа

2

Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к
доске (вертикальное расположение листа)

1

Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты
Восприятие времени
Определение времени по часам. Длительность временных
интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч).

2

Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин»
Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год)
Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда
это бывает?»

2

2

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для проведения занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов
требуется специально организованная коррекционно-развивающая среда, к которой
относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические
игры и пособия:
функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных
функций (конструкторы с комплектом цветных деталей, «почтовые (проблемные)
ящики», раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры и тела
разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины,
геометрическое лото, сенсорные модули, вкладыши-формы и др.);
игрушки и пособия для развития тонкой и общей моторики: спортивный инвентарь
для развития крупной моторики (мячи, кольцебросы, обручи, кегли, сенсорная
«тропа» для ног, массажный коврик и др.); для развития мелкой моторики: шнуровки,
мозаики, разнообразные мелкие предметы, различные виды застежек и др.;
разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные
игрушки; «предметы оперирования» – игрушки, имитирующие реальные предметы;
игрушки-«маркеры» – своеобразные «знаки пространства» – игровой материал,
указывающий на место действия, обстановку, в которой она происходит);
иллюстрированный и образно-символический материал: схемы-планы
пространственного расположения предметов, специально разработанные «пособия»,
репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений
ребенка, способствующие установлению сходства и различия классификационных
признаков, определению временных и пространственных отношений (наборы
карточек с разнообразными изображениями, серии карточек и т.д.);
наглядно-графические модели: поэлементная схема, технологические
(инструкционные) карты, нерасчлененные контурные образцы, чертежи, чертежикарты и др., подводящие ребенка к «скрытым» от реального действия, более
абстрактным и обобщенным связям между предметами и явлениями окружающего
мира;
нормативно-знаковый материал: наборы цифр и букв, алфавитные таблицы и др.,
т.е. материал, который способствует овладению ребенком универсальными
человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности;
материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (для рисования,
лепки, аппликации, выполнения графических заданий).
-компьютер, принтер, доска, тетради, карандаши, ручки.

1.
2.
3.
4.

Литература
Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество. - М.«Просвещение», 1999
Бабина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. – Москва-Воронеж, 2005
Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Ярославль, 2006
Венгер А.А. Восприятие сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. –
М..,1994

5. Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе: Раб. Книга –
М. 1999
6. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для
детей 6-10 лет. – М., 2007
7. Комплексная методика психомоторной коррекции. А.В. Семенович,
Е.А.Воробьёва. – М. «Просвещение», 2003
8. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет.
Практикум для психологов и логопедов. – М., 2009
9. Разина М.С. Страна пальчиковых игр: развивающие игры и оригами для детей
и взрослых. СПБ. «Кристалл»,2015
10.Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. –
М.:Просвещение, 2014
11.Фомина Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет –
М., ТЦ «Сфера», 2009
12.Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПБ, 2011


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».