Речевая практика 4 класс (НОО 1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса
«Речевая практика»
для обучающихся 4 класса
(АООП НОО 1 вариант)

Пояснительная записка
Владение речью (в том числе и разговорной) - важнейшее умение, которое
спонтанно формируется в детстве и помогает человеку жить в мире людей. К
сожалению, для детей с умственной отсталостью, знакомиться, благодарить,
спрашивать, просить, отвечать отказом на просьбу оказывается весьма сложным.
Введение предмета «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой
практики умственно отсталых младших школьников, что задерживает развитие их
речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы
коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не
может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных
предметов.
Цель: развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта
для осуществления общения с окружающими людьми.
Задачи:
*ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех
составляющих речевого акта компонентов;
*ускорить и обобщить речевой опыт обучающихся;
*улучшить качественные характеристики устной речи (как звукопроизношение,
темп, ритм, дикция, интонация, выразительность);
*способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
* корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний обучающихся;
*совершенствовать умение строить устные связные высказывания;
*воспитывать культуру речевого общения.
Важно, чтобы учитель выступил в роли собеседника и помощника при
выполнении некоторых заданий. Устные ответы школьников должны быть
направлены на установление взаимопонимания с окружающими. Ученик не
должен испытывать неуверенности при вступлении в общение: необходимо
поощрять его стремление всеми имеющимися в распоряжении средствами
реализовать коммуникативное намерение. С этой целью в виде тренировочных
упражнений должны использоваться игры - театрализации, игровые задания на
составление рассказов, обсуждения и другие виды деятельности, активизирующие
живое общение школьников.
Для организации уроков речевой практики важно предусмотреть:
-индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, учитывающий
особенности развития каждого ребенка;
-психодинамическую разгрузку (чередование фаз психической нагрузки и
двигательной активности);
-комплексный подход к восприятию – мультисенсорную интеграцию (следует
стимулировать все действующие сенсорные системы);
-связь обучения с повседневной жизнедеятельностью ребёнка и окружающих его
людей.
Основные направления коррекционной работы:
 развитие зрительного восприятия и узнавания;








развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Место учебного предмета «Речевая практика» в учебном плане
Предмет «Речевая практика» входит в обязательную часть учебного плана в
образовательную область «Язык и речевая практика». Количество часов в 4 классе:
2часа в неделю; 68 часов в год.
Личностные и предметные результаты
Личностные результаты:
• ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;
• воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к
родителям;
• освоить роль ученика;
• оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и
хорошо);
• формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные
гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая
гимнастика, физ. минутка).
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и
достаточный.
Минимальный уровень:











формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их
содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на
образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных
радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений;
ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ
речевой ситуации;







активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий
(приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные
слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых
ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно- символический план.
Состав базовых учебных действий обучающихся
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников,
обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и
осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования
в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему
становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на
доступном для него уровне.
Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию
новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и
включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и
организации.
Личностные УД:
 воспринимать объединяющую роль России как государства, территории
проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и
«Родина»;
 ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей;
 принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на
уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего
ученика»;
 внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям
других людей; нравственному содержанию поступков. Выполнять правила
личной гигиены, безопасного поведения дома, в школе, на улице и на
транспорте.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в
коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
Коммуникативные УД:
 соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,
благодарить;
 вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять
непонятное);
 сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и
соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
 участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом
уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования
и реализации начальных логических операций.
Регулятивные УД :
• входить и выходить из учебного помещения со звонком;
• ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
• адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать
и выходить из-за парты и т. д.);
• работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под
руководством учителя;
• корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством
учителя.
Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных
логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний
и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего
формирования логического мышления школьников.
Познавательные УД:
• выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
• ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством
учителя;
• уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных
ситуациях является показателем их сформированности.
Содержание программы
Учебный предмет «Речевая практика» включает в себя 4 раздела с постепенным
расширением и усложнением учебного материала.
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных
инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание
и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение
словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову,
предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов,
предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с
аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики.
Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы
голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в
общении.

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого
общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.).
Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству,
по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение,
нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые
обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье.
Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к
продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений
(дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой
контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»).
Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня
зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься
пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень
приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и
прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы
«здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью
обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные
правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза
человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».
Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока».
Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости
от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул,
использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью
обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как
живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании
«Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с
праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю
Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд,
доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить
тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты
…», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном
разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика
сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста
…»,
«Попросите
пожалуйста…»,
«Можно
попросить
(позвать)…»).
Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики
адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на
перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой
к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …»,
«Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».
Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как
ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы
«Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные
реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже
поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него.
Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не
хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед
старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова
поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки:
«Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и
формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей,
сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по
теме ситуации.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники
*Речевая практика. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные. основные общеобразовательные программы
\С.В.Комарова. – М.: Просвещение, 2019. – 79 с.
Методические пособия для учителя

1.Рыбакова, Е.В. Фонематические загадки: методическое пособие для педагогов и
родителей/ Е.В. Рыбакова. – Сызрань: Первая частная типография Брагиных, 1993
2. Ванюхина, Г. Речецветик. Занимательное пособие по развитию речи./ Г.
Ванюхина. – Екатеринбург: Сократ, 2000
Тематическое планирование
Раздел и тема урока
Делимся новостями (6 часов)
Делимся новостями
Интересные события, произошедшие летом
Рассказываем о своих друзьях.
Игра «Угадай мой рисунок»
Составление рассказа «Мои каникулы» с опорой на карточки
Обобщающий урок по теме «Делимся новостями»
Я выбираю книгу (6 часов)
Я выбираю книгу
Книга -лучший собеседник
Моя любимая книга
Обмен первыми впечатлениями о книгах
Экскурсия в библиотеку
Обобщающий урок по теме.
Петушок – Золотой гребешок (6 часов)
Знакомство со сказкой.
Части сказок. Пересказ сказки с опорой на иллюстрации, по вопросам
учителя. игра «Рассказ по кругу»
Сказки. Игра «Рассказ по кругу»
Инсценировка сказки
Сочиняем сказку
Просмотр сказки
Сочиняем сказку (7 часов)
Сочиняем сказку Начало. Основная часть. Конец.
Иллюстрация к части сказки
Составление сказок по опорным словам.
Составление предложений к каждой части сказки.
Инсценировка сказки.
Моя любимая сказка.
Обобщающий урок по теме.
У телевизора (7 часов)
Введение в тему «Я у телевизора»
О каналах телевизионного вещания
Полезные и вредные телевизионные передачи
Знакомство с пультом. Символы на пульте.
Составление собственных программных телепередач.
Просмотр телепередач
Обобщающий урок по теме
Знаки – помощники (8 часов)
Знаки –помощники
Условные обозначения.
Моделирование ситуации.
Актуализация обсуждавшийся информации.

Количество
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Актуализация личного опыта школьников
Урок-экскурсия по улице. Знаки.
Урок экскурсия по школе
Обобщающий урок по теме.
В гостях у леса (8 часов)
Введение в тему» В гостях у леса»
Составление предложений по картинкам
Выполнение работ на тему «Что может нанести вред лесу?»
Коллективное составление письма леснику
Составление «Правил вежливого поведения в лесу»
Мы друзья или враги природы?
Составление рассказа «В гостях у леса»
Обобщающий урок по теме. «В гостях у леса»
Задушевный разговор (6 часов)
Задушевный разговор. Работа с картинками.
Мимические изображения и жесты.
Бесконфликтный выход из ситуации
Рассказ В. Осеевой «Волшебное слово»
В. Осеева «Что легче?»
Обобщающий урок по теме «Задушевный разговор»
Приглашение (6 часов)
Введение в тему. Моделирование диалогов.
Составление устного приглашения
Как отказаться от приглашения?
Письменное приглашение Пригласительная открытка
Составление приглашений на праздник
Обобщающий урок по теме «Приглашение»
Поздравляю! (8 часов)
Поздравляю. Сходства письменного и устного поздравлений
Составление поздравления
Составление поздравления. Поздравление ветеранов.
Коллективное составление письменного поздравления.
Игра – соревнование «Отгадайте, к какому празднику поздравление»
Игра – соревнование «Отгадайте, к какому празднику поздравление»
Поздравительные открытки к прощанию с начальной школой.
Обобщающий урок по теме
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».