Чтение 4 класс (НОО 1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса
«Чтение»
для обучающихся 4 класса
(АООП НОО 1 вариант)

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), в соответствие с
Федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для реализации рабочей программы используется следующий учебнометодический комплект: Учебник: Чтение: 4 класс: Учебник для образовательных
учреждений, реализующих АООП. в 2 частях Авт. сост. С. Ю. Ильина, - СПб.: ф.
Москва «Просвещение», 2019г
Цель: овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как
базовым навыком в системе образования младших школьников.
Основные задачи учебного предмета «Чтение»:
 Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития
познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных
этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных
позиций.
 Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по
содержанию
и
возрасту
литературных
текстов.
Формирование
коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений.
 Наряду с вышеуказанными задачами на уроках решаются и специальные
задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях,
Общая характеристика предмета
Чтение, являясь одним из ведущих видов речевой и мыслительной деятельности,
выступает в начальных классах в качестве важнейшего учебного предмета и
одновременно средства обучения, развития и воспитания. Уроки чтения тесно
связаны с такими предметами как русский язык и речевая практика, предметами
эстетического цикла, как музыка и изобразительное искусство, которые
способствуют пробуждению в детях чувства прекрасного, чувства радости и доброты;
развивают ум, воображение, воспитывают эстетический вкус ребенка.
Взаимосвязь уроков чтения, музыки и изобразительного искусства должна
развивать в детях умение понимать и ценить произведения искусства, содействовать
гармоническому развитию личности. Уроки чтения способствуют развитию

наблюдательности, произвольного внимания, речи, обогащает словарный запас
школьников, расширяет кругозор учащихся, воспитывает нравственные качества
(гуманное отношение к окружающим, доброту, милосердие, уважение к старшим.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году
обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного
чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического
развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания
прочитанного. Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух,
формируется постепенно.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи.
Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в
процессе систематической работы, направленной на понимание содержания
произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному
построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении
прочитанного.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской
самостоятельности у обучающихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с
лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы,
формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры;
посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
Ведущие приёмы и методы обучения чтению и обучению речи: беседа, рассказ,
работа с учебником, работа с иллюстрациями. Наряду с вышеназванными ведущими
методами используются и другие: экскурсии, демонстрация, наблюдение,
нахождение сходства и различия, выделение существенных признаков,
классификация и дифференциация, усыновление причинно-следственных связей
между понятиями, самостоятельная работа и др.
Формы контроля






- устный опрос
- практическая работа
- индивидуальные задания
- самостоятельная работа
- контрольная работа

Место учебного предмета «Чтение» в учебном плане
Предмет «Чтение» входит в обязательную часть учебного плана в образовательную
область «Язык и речевая практика». Количество часов в 4 классе: 4 часа в неделю;
136 часов в год.
Личностные и предметные результаты изучения учебного предмета
В соответствии с требованием Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и
предметные результаты.

Личностные результаты
включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями,
необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими
формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных
результатов на уроках по учебному предмету «Чтение»
способность проявлять любовь к Родине, уважение к русскому языку;
способность проявлять доброжелательность, сочувствие, сопереживание;
способность применять адекватные способы поведения в различных ситуациях;
способность оказывать взаимопомощь;
способность обращаться за помощью;
способность инициировать и поддерживать коммуникацию с взрослыми;
способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками;
способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно
ситуации;
способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно
ситуации;
способность адекватно оценивать свои возможности;
способность прилагать усилия к достижению определенных результатов;
способность применять социально-значимые слова в разговоре и пользоваться
вежливыми формулами речи;
способность соблюдать распорядок дня и режимные моменты;
способность контролировать и планировать собственную деятельность
В соответствии с требованием Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и
предметные результаты.
Предметные результаты имеют два уровня: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов:
- осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним
под руководством учителя;
- читать по слогам трудные по смыслу и по слоговой структуре слова;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного или по иллюстрациям к тексту;
-высказывать своё отношение к поступку героя, событию;
-пересказывать содержание прочитанного;
- рассказывать наизусть 5-7 коротких стихотворения, отчётливо читать их перед
классом;
- участвовать в коллективном составлении рассказа на тему, близкую к теме
прочитанного текста.
Минимальный уровень освоения предметных результатов:
-читать текст вслух после работы над ним под руководством учителя;

-трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
-отвечать на вопросы по прочитанному;
-с помощью высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
-пересказывать содержание прочитанного по вопросам;
-с помощью устно рассказывать на темы, близкие интересам обучающихся.
Обучающиеся должны знать:
наизусть 5 стихотворений.
Базовые учебные действия, формируемые на уроках чтения:
Личностные учебные действия:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению
социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и
социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные учебные действия:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать
оценку деятельности, оценивать ее сучетом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо
знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать;
выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей
действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение,
таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Коммуникативные учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик,
ученик-класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности
и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с
людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением
большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Содержание программы учебного курса
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
·
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над
ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой
структуре слов.
·
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
·
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО
·
Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте.
Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление
связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
·
Подведение обучающихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного
с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
·
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание
заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование
словарных картин.
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
·
Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
·
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
·
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для
чтения.
·
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их
перед классом.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
·
Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности:
стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и
постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.
·
Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию
прочитанного и объяснение иллюстраций.
Тематика: Школьная жизнь.
Время листьям опадать.
Делу – время, потехе – час.

В мире животных.
Жизнь дана на добрые дела.
Зима наступила.
Веселые истории.
Полюбуйся, весна наступает.
В мире волшебной сказки.
Родная земля.
Лето красное.
·
Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей
к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о
сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.
·
Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические
темы, на темы мира и дружбы.
Стихотворений наизусть – 5-7
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники
*Чтение. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы 4класс/ Авт.-сост. С.Ю.
Ильина. В 2 частях. - М.: Просвещение, 2019.
Методические
пособия для учителя
С.Ю Ильина Л.В. Методическое руководство к учебнику «Чтение» для 4 класса:
пособие для учителя. / - М.: Просвещение,2019
Учебно – методические пособия:
Методические рекомендации. 2-4 классы
•Программа по русскому языку специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, филиал
издательства «Просвещение», 2013г.
•
Интернет ресурсы
3.
Литература для обучающихся
•
Художественная литература для внеклассного чтения
•
«Учись правильно произносить слова» орфоэпический словарик: пособие для
учащихся начальной школы Е. Г. Елина, Г. Г. Полищук, М.: Дрофа, 2006г.
Тематическое планирование
Название раздела, темы уроков
Школьная жизнь (10 часов)
«Снова в школу». Н.Носов
«Жил – был учитель». Э.Мошковская
«Чему учат в школе». М.Пляцковский
Ю.Ермолаев «Поздравление».

Количество
часов
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Е. Шварц «Как Маруся дежурила».
Е. Ильина «Шум и Шумок».
В.Орлов «Почему сороконожки опоздали на урок».
«Три желания Вити» По Л.Каминскому
«Читалочка» В. Берестов «Зарубите на носу». По М. Бартеневу
Загадки. Проверь себя! Внеклассное чтение: С. Михалков «Дядя
Стёпа – милиционер».
Время листьям опадать(16 часов) Осень. О. Высотская.
«Желтой краской кто-то…». Н. Антонова
«Осенняя сказка». По Н. Абрамцевой
«Подарки осени». Е.Благинина
«Лес осенью». А. Твардовский Проверка техники чтения.
«В осеннем лесу». По В. Путилиной
«Славная осень». Н. Некрасов
«Отчего Осень грустна?» По Ю. Шиму
«Осень» К. Бальмонт
«Три сойки» По Ю.Ковалю
«Холодная зимовка». По Н. Сладкову
«Скучная картина». Отрывок. А.Плещеев
«Сказка про маленького жучка». По О. Иваненко
«Пчелы и мухи». По К.Ушинскому
«Время листьям опадать».
Загадки. Проверь себя! Внеклассное чтение В.Бианки «Хитрый лис
и умная уточка»
Делу – время, потехе - час (6 часов)
«Пекла кошка пирожки…» (русская потешка).
«Сенокос». (Чешская потешка).
По Л. Пантелееву «Карусели».
По Н.Носову «Прятки».
Считалки. Это интересно. «Жмурки». По М. Булатову
Проверь себя!
В мире животных (12часов) «Бодливая корова». По К.Ушинскому
«Упрямый котенок». По В.Бирюкову
«Пушок». По В. Гаранжину
«Томка». По Е. Чарушину
«Охотник и собаки». По Б.Житкову
«Чук заболел» По рассказу Л. Матвеевой
«Хитрый бурундук» Г. Снегирев
«Барсучья кладовая» По А.Баркову
«Гостья» По А. Дорохову
«Игрушки лисят» Г. Корольков
Это интересно «Лиса» По Ю.Дмитриеву
Загадки. Проверь себя! Внеклассное чтение:
«Каша из топора» Русская народная сказка.
Жизнь дана на добрые дела (9 часов)
«Миша-мастер» Г. Ладонщиков
«Пичугин мост» По Е. Пермяку
«Михаськин сад» В. Хомченко
«Когда люди радуются» По С. Баруздину
«Про каникулы и полезные дела» По Ю. Ермолаеву
«Котенок» Е.Благинина
«Птичка» В, Голявкин

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч
1 ч.
1 ч.
1ч.
1 ч.
1 ч.
1ч
1ч
1ч
1ч
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Проверь себя!
Внеклассное чтение
«Снегурочка» А. Слащев
«Зима» И. Суриков
«Декабрь С.Маршак
«Елка» По В.Сутееву
«Вечер под Рождество» По Л. Клавдиной
«Где лежало спасибо?» М. Садовский
«На горке» По Н.Носову
«Лисичка- сестричка и волк» (русская народная сказка
Внеклассное чтение: «Ёлка» М.М. Зощенко
Зима наступила (продолжение 14 часов) А. Бродский «Как
Солнце с Морозом поссорились».
«Зимняя сказка» П. Головкин
«Митины друзья» Г. Скребицкий
«Снежная шапка» В.Бирюков
«В шубах и шапках» По А. Тумбасову
«Не ветер бушует над бором» Н. Некрасов
«Находчивый медведь» По В.Бианки
Внеклассное чтение: «Синичкин календарь: «Январь», «Февраль»
В.Бианки
«Зимние приметы» По А. Спирину
Загадки.
Проверь себя-урок-обобщение по теме: «Зима наступила».
Две лишние коробки. По О. Кургузову
«Отвечайте, правда ли?» Г.Чичинадзе
Веселые истории (10 часов)
«Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос». По Н. Носову
«Одни неприятности» Г.Остер
«Однажды утром» М.Пляцковский
«Почему комары кусаются». В.Бирюков
Внеклассное чтение:
«Подкидыш» (В.Бианки «Рассказы»)
«Вот какой рассеянный» С. Маршак
Проверь себя-урок-обобщение по теме: «Веселые истории»
Полюбуйся, весна наступает. (16 часов)
Март В. Алферов.
«Восьмое марта» По М.Фроловой
«Забота» Е.Благинина
«Бабушкина вешалка» По А. Соколовскому
«Последняя льдина» По В.Бианки
«Весна» А.Плещеев
«Скворцы прилетели» По А.Баркову
«Всему свой срок» По Э.Шиму
«Полюбуйся, весна наступает» И.Никитин
«Весенний вечер» По Ю.Ковалю
По Ю.Дмитриеву «Опасная красавица».
Загадки.
Проверь себя-урок-обобщение по теме: «Полюбуйся, весна
наступает….»
Внеклассное чтение «Весна»
В мире волшебной сказки (8 часов)

1 ч.
1ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
1ч
1ч
1ч

«Хаврошечка». Русская народная сказка
«Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке». Русская
народная сказка.
«Подарки феи» По Ш.Перро
«У Лукоморья дуб зеленый» А.С. Пушкин
«Горшочек каши» Братья Гримм
«Наши сказки» По В.Порудоминскому
Внеклассное чтение: «Болтливая баба» (Бытовые сказки).
Проверь себя-урок-обобщение «В мире волшебной сказки».
Родная земля (12 часов)
«Царь - колокол» М. Ильин
«Город на Неве» С.Васильева
Д.Павлычко «Где всего прекрасней на земле» Д.Павлычко
С.Вербова «Сочинение на тему» С.Вербова
«Какое это слово?» По Л. Кассилю
«Главное Дело» По Б. Никольскому
«Защита» А. Усачев
«Никто не знает, но помнят все» Т.Белозеров
«День Победы» По Л. Кассилю
Внеклассное чтение: В.Степанов «Рассказ ветерана
Проверь себя-урок-обобщение по теме: «Родная земля»
Лето красное (12 часов) Ливень. С. Козлов
«Тучка» Г. Граубин
«Хитрый одуванчик» Н. Павлова
«Встреча со змеей» По А. Дорохову
Летний снег А. Бредский
После зимы будет лето В. Голявкин
Загадки Хозяюшка О. Тарнопольская Это интересно
Это интересно Летние приметы по А. Спирину
Проверь себя!
Внеклассное чтение «Здравствуй, лето»
Итоговый урок за год.
Итого:

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.
1ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
136ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».