Мир природы и человека 4 класс (НОО 1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса
«Мир природы и человека»
для обучающихся 4 класса
(АООП НОО 1 вариант)

Пояснительная записка
Предмет «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся
младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой
природе.
Основной целью программы будет являться: создание условий для формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у младших
школьников понятийного мышления на материале сведений о живой и неживой
природе.
Реализовать данную цель через решение следующих задач:
 формировать у детей представления о живой и неживой природе;


формировать элементы образного и аналитического мышления, развитие
кругозора, обогащение словаря обучающихся;



на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить
представления о взаимосвязи неживой и живой природы, формах
приспособленности живого мира к условиям внешней среды.



формировать представления о Солнце как источнике света и тепла на Земле,
уяснить роль Солнца как причины, обуславливающей смену времен года, его
значение в жизни живой природы;



закреплять представления о воде и воздухе, их роли в жизни растений,
животных, человека изучение доступных учащимся сведений о почве, её
свойствах и значении в жизни живой природы;



воспитание интереса к природе, бережного отношения к ней.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи,
направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Коррекционно-развивающая работа:
Коррекционно-развивающая работа направлена на личностное развитие, коррекцию
недостатков в психическом развитии и освоение содержания образования.
Специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д. Худенко):
- задания

по степени нарастающей трудности;
- специальные коррекционные упражнения;
- задания с опорой на несколько анализаторов;
- включение в уроки современных реалий;
- развёрнутая словесная оценка;
- призы, поощрения
Коррекционно-развивающая работа включает:
формирование в классе психологического климата комфортного для всех
обучающихся;
- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных
интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие;
-

- разработку оптимальных для развития обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
групповых
и
индивидуальных
психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в
соответствии с их особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по
психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся;
- развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его
поведения;
- социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и
методы работы:
- занятия

индивидуальные и групповые;
- игры, упражнения;
- психокоррекционные методики;
- беседы с учащимися;
- организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
Общая характеристика учебного предмета
Основной особенностью содержания предмета «Мир природы и человека» является
его интегративный характер. В нем объединяются знания о природе, человеке,
обществе, важнейших событиях в истории российского государства. В содержание
интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие,
физические, биологические, географические, астрономические, экологические
знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для
дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной
школе.
Предмет «Мир природы и человека» даёт возможность воспринять окружающий
мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и
сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним.
Предмет создаёт содержательную базу и для формирования базовых учебных
действий: регулятивных, познавательных, личностных, коммуникативных. В
процессе изучения мира природы и человека обучающиеся осуществляют поиск
информации из разных источников и её обработку; планируют и выполняют
небольшие исследования по выявлению свойств, последовательности протекания
природных и социальных процессов и др.
Основные виды организации учебного процесса
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах
и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные метод (рассказ, объяснение ,беседа, работа с
учебником); наглядные (метод иллюстраций, метод демонстраций); практические
(упражнения, практическая работа); репродуктивный метод (работа по
алгоритму);коллективный, индивидуальный; творческий метод;

Технологии
обучения:
игровые,
здоровьесберегающие;
информационнокоммуникационные; личностно-ориентированные; дифференцированное обучение,
ИКТ.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана в
образовательную область «Естествознание». Количество часов в 4 классе: 2 часа в
неделю; 68 часов в год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом
социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели
современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным
опытом.
Личностные результаты освоения программы по предмету "Мир природы и
человека" в 4 классе включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки:
 Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России.
 Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории
культуре других народов.
 Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении.
 Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни.
 Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия.
 Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
 Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.
 Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
 Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
 Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей.
 Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты
Минимальный уровень:
 относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее
животное);
 иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в
природе и обществе;
 выполнять здания под контролем учителя, адекватно оценивать свою работу,
проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога;
знакомиться с детьми, предлагать совместную игру и отвечать на приглашение
(давать согласие или отказываться);
 называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой
группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);
 знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость
его выполнения;
 владеть несложными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки,
чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.);
знать
основные правила личной гигиены;
 иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в
природе и обществе;
 выполнять здания под контролем учителя, адекватно оценивать свою работу,
 проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога;
знакомиться с детьми, предлагать совместную игру и отвечать на приглашение
(давать согласие или отказываться).
Достаточный уровень:
 узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных
условиях; иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами,
их месте в окружающем мире относить изученные объекты к определенным
группам с учетом различных оснований для классификации (волк — дикое
животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);
 знать отличительные существенные признаки групп объектов; знать правила
гигиены органов чувств;
 знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом
возрастных особенностей;
 быть готовыми использовать полученные знания при решении учебных,
учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
 проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе на уроке;
 применять сформированные знания и умения при решении новых учебных,
учебно-бытовых и учебно-трудовых задач развернуто характеризовать свое
отношение к изученным объектам отвечать и задавать вопросы учителю по
содержанию изученного, проявлять
желание рассказать о предмете
изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

 выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии
предваряющего и итогового контроля), качественно осмысленно оценивать
свою работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение,
понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу;
 проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного
общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего
мира;
 совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм; выполнять
доступные природоохранительные действия;
 быть готовыми к использованию сформированных умений при решении
учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.

Содержание учебного предмета
Сезонные изменения
Цель: формирование понятий о различных временах года. Исходя из причины деятельности Солнца, определять следствия - признаки времён года. Обобщение и
закрепление представлений о жизни растений, животных в разные времена года.
Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными
изменениями в природе.
Неживая природа
Цель: знакомство учащихся со свойствами почвы, её составом, значением для жизни
животных и человека. Формирование элементарных представлений о свойствах
элементов почвы: песка, глины, камней, перегноя. Формирование первичных
представлений о формах поверхности земли.
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение
для растений.
Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д.
Формы поверхности 3емли: равнины, низменности, холмы, горы.
Для изучения почвы необходимо использовать наглядный материал (песок, глину и т.
д.).
Живая природа
Растения
Цель: закрепление представлений о жизни растений. Расширить представления о
растениях, выделяя такие группы растений, как культурные и дикорастущие,
лекарственные. Показать роль человека в создании культурных растений, их значение
в жизни человека. Познакомить учащихся со строением, жизнью, выращиванием и
значением для человека растений поля.
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по
2-3 наиболее распространённых). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения:
календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком
парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овёс и др. Уход человека за полевыми
растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень,
стебель-соломина, лист, колос, метёлка. Влияние сезонных изменений на жизнь
полевых растений.
Животные

Цель: показать роль и значение домашних животных в жизни человека.
Познакомить с работой человека по созданию новых, полезных для него пород
животных. Познакомить учащихся с новой группой: водоплавающие птицы (дикие и
домашние), с особенностями их строения, приспособлением к среде обитания.
Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком
домашних, животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних
животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы - друзья сада; охрана птиц.
Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве.
Уход за ними.
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними
уткой и гусем.
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.
Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчёл. Пасека.
Насекомые-вредители.
При изучении домашних животных отметить работу человека по созданию новых
пород животных, показать, как человек использует свои знания о природе,
особенностях животных в организации ухода и разведения того или иного животного.
Сравнение диких и домашних птиц позволит учителю показать взаимосвязь дикой
природы и деятельности человека
Человек
Цель: формирование элементарных представлений о значении мозга человека, о
правильной организации своей жизни. Показать взаимосвязь человека и окружающей
природы. Рассказать о необходимости бережного отношения к природе как среде
обитания человека, её охране.
Профилактика травматизма головного мозга.
Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.
Состояние природы и её влияние на здоровье человека. 3абота человека о чистоте
воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих, животных.
Зоопарк. Заповедник. Лесничество.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
1.Учебник «Мир природы и человека» 4 класс, авторы: Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина,
М.А.Попова, Т.О.Куртова, Москва "Просвещение" 2020
2.Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с
отклонениями в развитии» //Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007
3.Рабочая тетрадь «Мир природы и человека» 4 класс, авторы: Н.Б.Матвеева.
М.А.Попова. Москва "Просвещение" , 2020
3.Компьютер
4.Наглядное пособия.
Дидактические игры. Материально – техническое обеспечение учебного процесса:
Таблицы:
«Дикие животные»
«Домашние животные»
«Правила дорожного движения»
«Времена года»

«Овощи»
«Фрукты»
•
Плакат «Календарь погоды»
•
Сюжетные картинки «Времена года»
•
Индивидуальные календари погоды.
•
Предметные картинки
Тематическое планирование
Название раздела, темы уроков
Как ты провёл лето?
Начало осени, сбор урожая
Сбор урожая. Овощи, фрукты
Овощи, фрукты, ягоды. Определение и различение.
Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные.
Сентябрь - начало осени. Экскурсия
Осенний сентябрь. Обобщающий урок.
Полевые растения (рожь, пшеница, овес, кукуруза).
Строение растений поля.
Полевые растения и их использование. Уход человека за
растениями поля, их значение в жизни человека.
Сад. Растения сада (фруктовые деревья, ягодные кустарники,
цветковые растения).
Сезонные работы в саду, в огороде, в поле в осеннее время года
Почва. Состав почвы (песок, глина, камни).
Лекарственные растения.
(календула, зверобой)
Парк (сквер). Создание человеком парков
Домашние и дикие животные осенью
Труд людей осенью
Семена цветковых растений (экскурсия на пришкольный участок)
Семена цветковых растений (обобщающий урок)
Поздняя осень
Орехи. Орех грецкий, лещины, кедровые орешки.
Различение по внешнему виду, вкусу.
Деревья, кустарники, травы.
Разнообразие животных в природе
Простейшие свойства почвы, их значение для растений.
Способы обработки почвы
Формы поверхности земли: равнины, овраги. холмы, горы
Формы поверхности земли: холмы, горы
Сезонные изменения в природе, погоде: декабрь. (Экскурсия).
Погода и природа зимой (обобщающий урок).
Влияние солнца на изменения в природе, на смену времён года.
Чередование времён года. Названия месяцев
Домашние и дикие животные зимой
Труд людей зимой
Зима. Зимние забавы детей.
Вечнозеленые деревья. Ель. Сосна. Распознавание. Части дерева:
корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках.
Ель как представитель хвойных деревьев

Количество часов
1ч
1 ч.
1ч
1ч
1ч.
1 ч.
1ч.
1ч.
1 ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.
1 ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.

Сосна как представитель хвойных деревьев
Формирование представлений о явлениях в неживой природе
Февраль - последний месяц зимы (экскурсия).
Февраль - месяц метелей и вьюг (обобщающий урок).
Домашнее животное - корова
Домашнее животное - лошадь
Домашнее животное - овца.
Домашнее животное - свинья.
Дикие животные: лось, олень
Домашние и дикие животные
Март - весенний месяц.
Голубой март (обобщающий урок).
Домашние птицы: гусь.
Домашние птицы: индюк.
Домашние птицы: утка
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, места обитания,
пища.
Весна в апреле (экскурсия
Середина весны
Перелетные птицы
Зимующие и перелетные птицы.
Насекомые вредные и полезные. Бабочка, майский жук, пчела,
муравей, муха
Разведение и использование человеком пчёл. Пасека
Рыбы - как представители животных
Рыбы в аквариуме.
Уход за рыбами в аквариуме.
Земноводные.
Охрана редких растений и исчезающих животных.
Зоопарк. Заповедник. Лесничество.
Здоровье человека. Профилактика заболеваний
Режим дня школьника. Отдых и труд
Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного
мозга
Правильное питание
Труд людей летом.
Правила дорожного движения. Дорога. Пешеходный переход.
Итоговый урок за год
Итого:

.

1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
68ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».