Рисование 4 класс (НОО 1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса
«Рисование»
для обучающихся 4 класса
(АООП НОО 1 вариант)
.

Пояснительная записка
Рисование как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их
постановке способствуют воспитанию положительных навыков и привычек.
Цель программы обучения:
использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего
средства
воздействия
на
формирование
личности
ребёнка,
на
интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы.
Основные задачи программы обучения:
 развивать эстетическое восприятие и понимание красоты
окружающего мира,
 формировать
эстетическое
отношение
к
окружающей
действительности,
интерес к изобразительному искусству;
 способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности
путем систематического и целенаправленного воспитания и развития
у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета
предмета, их положения в пространстве;
 содействовать развитию у обучающихся аналитико-синтетической
деятельности, умения сравнивать, обобщать;
 ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать
последовательность выполнения рисунка;
 исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно двигательную координацию путем использования вариативных и
многократно повторяющихся графических действий с применением
разнообразного изобразительного материала
Основные направления коррекционной работы:

развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

формирование обобщенных представлений о свойствах предметов
(цвет, форма, величина);

развитие пространственных представлений и ориентации;

развитие высших психических функций.
Общая характеристика учебного предмета
На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, они также
знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и
жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию
произведениями известных художников.
Изобразительное искусство направлено в основном на формирование
эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является

условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей
личности.
Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей
программе предусматривается решение специальных задач, например:
коррекция недостатков психического развития, коррекция мелкой моторики, а
также развитие речи обучающихся, организующей и направляющей их
умственную и практическую деятельность. На уроках изобразительного
искусства социализация осуществляется через воспитание у детей бережного
отношения к окружающей природе, любви к родному краю, умение видеть
красивое. Беседы об искусстве способствуют эстетическому воспитанию детей,
обогащению словаря и развитию речи обучающихся.
Контроль достижения обучающимися уровня усвоения программного
материала осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в
следующих формах: устный опрос, творческие работы.
Программой предусматриваются следующие виды работы:
- рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по
памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную
тему; декоративное рисование;
- лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры
или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной
композиции;
- выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей
на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией
деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с
натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной,
сюжетной и декоративной аппликации;
- проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций картин
художников, книжных иллюстраций, картинок, произведений народного и
декоративно-прикладного искусства.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Рисование» входит в обязательную часть учебного плана в
образовательную область «Искусство». Количество часов в 4 классе: 1 час в
неделю; 34 часа в год.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования — введения
обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими
социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося,
социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам обучающихся, освоивших программу
«Изобразительное искусство», относятся:




















положительное отношение и интерес к процессу изобразительной
деятельности и ее результату;
приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности
предметов искусства;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из
возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем,
выражения настроения, переживаний, эмоций;
умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно
реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую
эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);
представление о собственных возможностях, осознание своих
достижений в области изобразительной деятельности, способность к
оценке результата собственной деятельности;
стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности
с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и
выполнению правил личной гигиены и безопасного труда;
умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не
получилось); принятие факта существование различных мнений;
проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания
удачам/неудачам одноклассников;
стремление к использованию приобретенных знаний и умений в
предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в
самостоятельной изобразительной деятельности;
стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных
навыков и накоплению общекультурного опыта;
стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной
творческой деятельности, владение навыками коммуникации и
принятыми нормами социального взаимодействия для решения
практических и творческих задач.
Предметные результаты

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:



















знание названий художественных материалов, инструментов и
приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и
санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы
предмета и т.д.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства:
изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой
работы;
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная
организация своей изобразительной деятельности; планирование работы;
осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых
практических действий и корректировка хода практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по
воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в
рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными
красками с целью передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы
предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение
насыщенности цвета изображаемого объекта, определение насыщенности
цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.

Достаточный уровень:







знание названий жанров изобразительного искусства (портрет,
натюрморт, пейзаж и др.);
знание название некоторых народных и национальных промыслов
(Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в
рисовании, лепке и аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства:
изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно,
цвет, объем и др.;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения
орнамента, стилизации формы предмета и т.д.;














знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический,
комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в
материалах учебника, рабочей тетради;
следование при выполнении работы с инструкциям учителя или
инструкциям, представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и
деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на
образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения
аппликации;
применение разнообразных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по
воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего
отношения к природе, человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры
и декоративно-прикладного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт,
сюжетное изображение.

Состав базовых учебных действий обучающихся:
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников,
обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и
осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу
формирования в старших классах более сложных действий, которые
содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной
активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Регулятивные базовые учебные действия:


входить и выходить из учебного помещения со звонком;



ориентироваться в пространстве класса;



пользоваться учебной мебелью;



адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т.д.);



работать с учебными принадлежностями (альбомами, кисточкой, краской,
линейкой и т.д.) и организовывать рабочее место под руководством
учителя;



принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе с помощью учителя;



определить план выполнения заданий на уроках изобразительного
искусства под руководством учителя;



корректировать выполнение задания в соответствии с планом под
руководством учителя;



проверка работы по образцу;



участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников с помощью учителя.
Познавательные базовые учебные действия:



ориентироваться в пространстве, на листе бумаги руководством учителя;



уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;



назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету,
форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью
учителя;



овладение приемами работы различными графическими материалами.



создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости.



делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;



пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;



наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное
высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные
на бумажных, электронных и других носителях) под руководством
учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:



участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;



выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в
высказываниях;



оформлять свои мысли в устной речи;



соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;



умение отвечать на вопросы различного характера;



обращаться за помощью и принимать помощь;



слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;



сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;



доброжелательно относиться, взаимодействовать с людьми на уроках
изобразительной деятельности.

Содержание учебного предмета
Содержание программы отражено в 4 разделах: «Обучение композиционной
деятельности», 10 часов «Развитие умений воспринимать и изображать
форму предметов, пропорции, конструкцию»; 10 часов «Развитие
восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в
живописи», 10 часов «Обучение восприятию произведений искусства». 4
часа
1. Обучение композиционной деятельности
Понятие «композиция». Элементарные приемы композиции на плоскости
и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в
построении композиции. Определение связи изображения и
изобразительной поверхности. Композиционной центр (зрительный
центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с
параметрами
листа
(расположение
листа
вертикально
или
горизонтально).
Установление на изобразительной поверхности пространственных
отношений (при использовании способов передачи глубины
пространства). Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше –
меньше, загораживания.
Установление смысловых связей между изображаемыми предметами.
Главное и второстепенное в композиции.
Применение выразительных средств композиции: величинный контраст
(низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный
контраст (темное и светлое). Достижение равновесия композиции с
помощью симметрии и т.д.
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры,
тематическом и декоративном рисовании.

2. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию.
Формирование понятий: предмет, форма, фигура, силуэт, деталь, часть,
элемент, объем, пропорции, конструкция, узор, орнамент, скульптура,
барельеф, симметрия, аппликация и т.п.
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм.
Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм.
Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств,
необходимых предметов на плоскости и в пространстве и т.п.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств.
Необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод
обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тел человека, животных и т.д.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных
предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из
отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого
изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или
обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование
по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по
клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в
полосе, замкнутый, сетчатый; по содержанию: геометрический,
растительный, зооморфный, геральдический и т.д. принципы построения
орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного
элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по
форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.)
Практическое применение приемов и способов передачи графических
образов в лепке, аппликации, рисунке.
3.Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения
передавать его в живописи
Понятия: цвет, спектр, краски, акварель, гуашь, живопись и т.д.
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные).
Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение
основами цветоведения.
Различение и обозначение словом некоторых ясно различимых оттенков
цветов.
Работа с кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем
смешения на палитре основных цветов, отражение насыщенности цвета
(светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.)
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера
персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и
черных красок в эмоциональном звучании и выразительности образа.

Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые,
злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо –
примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому
листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д.
Практическое применение цвета для передачи графических образов в
рисовании с натуры или по образу, тематическом и декоративном
рисовании, аппликации.
4.Обучение восприятию произведений искусства
Примерные темы бесед:
«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа
художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».
«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура,
декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн.
«Как и о чем создаются картины». Пейзаж, портрет, натюрморт,
сюжетная картина. Какие материалы используют художник (краски,
карандаши и т.д.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий,
предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники
создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю.
Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А. Саврасов, И. Остроухова, А.
Пластов, В. Поленов, И. Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезанн, И.
Шишкин и т.д.
«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения
(статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы
использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная
средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения: В. Ватагин,
А. Опекушина, В. Мухина и т.д.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного
искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека
(украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмов). Какие
материалы используют художники-декораторы? Разнообразие форм в
природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы,
раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на
стеклах).
Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном
искусстве. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская,
городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.).
Программой предусматриваются следующие виды работы:
- рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование
по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и
заданную тему; декоративное рисование;
- лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с
натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка
декоративной композиции;

- выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации
деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с
фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина
и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение
предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
- проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций
картин художников, книжных иллюстраций, картинок, произведений
народного и декоративно-прикладного искусства.
Материально – техническое обеспечение
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3. «Изобразительное искусство». 4 класс: учеб. для общеобразовательных.
организаций, реализующих адаптированные .основные общеобразовательные
программы /М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – 2-е издание - М.: Просвещение, 2019.
4. Изобразительное искусство. Методические рекомендации. 1 - 4 классы
5 Интернет ресурсы
6.Технические средства обучения
7.Печатные пособия
Тематическое планирование
Название раздела, темы уроков

Количество
часов

Инструктаж по ТБ. Наблюдай, вспоминай, изображай. Аппликация из
обрывков цветной бумаги «Дети собирают грибы в лесу»
Восприятие произведений искусства. Что изображают художники? Как они
изображают? Изображай с натуры и по памяти
Рассматривай, изучай, любуйся! Рисование предметов с натуры. Рисуй
похоже, как видишь (с натуры)
Наблюдай, сравнивай, потом изображай. Цвет листьев зеленый — светлый и
тёмный
Наблюдай, сравнивай, изображай похоже. Веточка с листьями, освещённая
солнечными лучами. Веточка с листьями в тени.
Рассматривай, изучай, любуйся. Картина «Осенний пейзаж».
Рисование деревьев близко-дальше-совсем далеко
Рассматривай предметы вокруг, любуйся!» Картина «Натюрморт».
Нарисуй то, что стоит на столе (по выбору). Нарисуй похоже. Как рисовать
натюрморт
Наблюдай людей: какие они? Изображай их. Портрет человека.
Третьяковская галерея
Как художник (скульптур) работает над портретом человека
Как изображать портрет человека (рисовать, лепить), чтобы получилось
похоже. Рисование портрета.
Рисование портрета, лепка портрета.
Рисование портрета, лепка портрета

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Автопортрет. Рассматривай человека: какой он. Нарисуй его с натуры.
Изучай себя: какой(ая) ты? Нарисуй свой автопортрет.
Придумывай, изображай, радуйся! Новогодняя ёлка, Дед Мороз и
снегурочка. Рисование праздничной открытки.
Художники — о тех, кто защищает Родину.
Читай, думай, сравнивай. Как художники изображают добрых и злых героев
сказки. Как рисовать добрых и злых героев сказки. Василиса Прекрасная.
Баба-яга.
Читай, думай, сравнивай. Как художники изображают добрых и злых героев
сказки. Василиса Прекрасная. Баба-яга. Сказочное дерево
Необыкновенные деревья в сказках. Иллюстрации известных художников.
Узор в овале, круге. Орнамент.
Узнай больше о человеке. Наблюдай, запоминай, потом изображай. Фигура
человека в движении.
Узнай больше о художниках и скульпторах. Как изображают море.
Как изображают животных
Наблюдай, изучай, любуйся, изображай. Удивительные животные жарких
стран. «Звери в зоопарке»
Изображай удивительных животных разных стран
Тематическое занятие. Рисование открытки к 8 Марта
Узнай больше о насекомых. Рассматривай, лепи, рисуй насекомых похоже с
натуры. Божья коровка

1 ч.

Узнай больше о насекомых. Рассматривай, лепи, рисуй насекомых похоже с
натуры.
Фарфоровые изделия с росписью. Гжель.Части узора гжельской росписи.
Работа кистью.
Учись создавать красивое! Украшение посуды гжельской росписью.
Учись создавать красивое! Жостовский поднос. Создание из картона
заготовки под роспись.
Наблюдай, запоминай, изображай. Улица города. Люди на улице города.
Улица города. Рисунки по описанию.
Выставка работ.
Повторение изученного за год
Итого

1 ч.

1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
34ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».