Математические представления 1 класс (НОО 2 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса
«Математические представления»
для обучающихся 1 класса
(АООП НОО 2 вариант)

Пояснительная записка
Цель: формирование элементарных математических представлений и умения
применять их в повседневной жизни.
Задачи:
 умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;
 умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
 умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один - много;
 умение различать части суток, соотносить действие с временных промежутков,
составлять и прослеживать последовательность событий.
Общая характеристика учебного предмета
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и
множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от
него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек,
нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений
формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не
могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально
организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно
осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в
обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические
представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер
автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку,
взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания,
умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по
математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во
временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных
задач.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Математические представления» входит в обязательную часть учебного
плана раздела «Математика». Количество часов в 1 классе: 2 часа в неделю; 66 часов в
учебный год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.):
- определяет состояние своего здоровья;
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования).
Возрастная идентификация:
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.

Уверенность в себе:
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
Чувства, желания, взгляды:
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства.
Социальные навыки:
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
-пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления
контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх,
инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков,
аппликаций, конструкций и поделок и т. п.).
Мотивационно – личностный блок:
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне);
- стремится помогать окружающим.
Биологический уровень:
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим,
освещение и. т.д.);
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых
функций и т.д.).
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно – бытовых.
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить
хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь:
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него.
Ответственность за собственные вещи:
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек,
мебели в собственной комнате.
Экологическая ответственность:
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья.
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями,
рассматривает или прослушивает произведений искусства.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.

Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения),
пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной
мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора;
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным
учеником на данном этапе обучения);
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- цветной бумаги;
- пластилина;
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного
задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить

посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием
программы обучения по предмету.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и
т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с
помощью педагога.
Содержание учебного предмета
Содержание предмета состоит из следующих разделов:
 представления о форме;
 представления о величине;
 пространственные представления;
 временные представления;
 количественные представления.
Задачи и направления
- Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.
- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.
- Умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один – много.
- Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам,
составлять и прослеживать последовательность событий.
Направления коррекционной работы:
– налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого
впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной
деятельности. Без умения ребенка взаимодействовать со взрослым, принимать
поставленную задачу и адекватно пользоваться помощью взрослого невозможно
обучение. Поэтому для каждого ребенка сначала нужно подобрать подходящий для
него набор коммуникативных средств (фраза, слово, звук, жест, карточка), а затем
обучать его пользоваться ими;
- постоянно поддерживать собственную активность ребенка, так как развитие
социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия
ребенка в процессе;
- одним из показателей активности ребенка является формировать и поддерживать
положительное отношение к заданиям. Если у ребенка быстрая истощаемость, нужно
следить за его реакциями, так как иногда такой ребенок не показывает, что он устал, а
сразу переходит к деструктивным формам поведения (агрессия, самоагрессия,
истерика и т. п.). Лучше устроить дополнительную паузу или закончить занятие
пораньше; - развития мотивации. При неадекватной мотивации ребенок или откажется
от деятельности вообще, или его действия будут механическими. Чаще всего такие

действия не приводят даже к усвоению ребенком конкретных навыков, тем более не
способствуют развитию ребенка. Именно изменением мотивации достигается переход
активности из ненаправленной в целенаправленную.
Учебно - методичекое и материально- техническое обеспечение:
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);
- мозаики;
- игрушки разных размеров;
- шнуровки;
- пирамидки разные по величине, высоте;
- пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;
- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных
представлений);
- цветные карандаши;
- листы бумаги;
-рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой
материал;
- презентации по темам.
Тематическое планирование
Название раздела, темы урока

Количество
часов

Формирование представлений о форме
Круг, квадрат.
Маленькие и большие квадраты.
Предметы похожие на круг, квадрат.
Раскрашивание круга, квадрата.
Обведение квадрата по контуру.
Штриховка квадрата.
Формирование представлений о величине
Большой – маленький.
Длинный – короткий.
Большие и маленькие игрушки.
Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине
длинный короткий, используя приемы наложения и приложения.
Я большая, а ты маленький.
Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая
лента.
Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы.
Постройка башни.
Выделение «больших - маленьких» предметов в различных игровых
ситуациях, в конструктивной деятельности.
Длинный мост, короткий мостик.
Формирование пространственных представлений

2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Вверху-середина-внизу.
Разложи игрушки по полкам.
Разложи одежду по полкам.
Ориентация на листе бумаги.
Ориентация в классе.
Формирование временных представлений
Части суток.
День, вечер, ночь.
Режим дня.
Ночной режим.
Формирование количественных представлений
Один и много.
Знакомство с цифрой 1.
Много.

2 ч.
2 ч.
2 ч.
3 ч.
1 ч.

Выполнение различных действий: один — много хлопков.

1 ч.

Мои игрушки.
Цифра 1.
В гостях у лесовичка в лесу.
Посчитаем сколько шишек и найдем цифру 1.
Формирование пространственных представлений
Поровну – больше.
Разложи игрушки.
Повторение.
Пространственные понятия: дальше, ближе, к, от.
Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение
положений частей тела.
Игровые упражнения на перемещение в пространстве предметов поровнубольше.
Короткий - длинный.
Вверху - внизу, посередине.
Поровну – больше.
Составление предмета из двух частей.
Составление предмета из трех частей.
Повторение.
Итого:

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

2 ч.
2 ч.
1 ч.
3 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
66 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».