РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» структурное подразделение школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы Рабочая программа учебного курса «Математические представления» для обучающихся 1 класса (АООП НОО 2 вариант) Пояснительная записка Цель: формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни. Задачи: умение различать и сравнивать предметы по форме, величине; умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости; умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один - много; умение различать части суток, соотносить действие с временных промежутков, составлять и прослеживать последовательность событий. Общая характеристика учебного предмета В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др. У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач. Место учебного предмета в учебном плане Предмет «Математические представления» входит в обязательную часть учебного плана раздела «Математика». Количество часов в 1 классе: 2 часа в неделю; 66 часов в учебный год. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета Определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.): - определяет состояние своего здоровья; - определяет свою половую принадлежность (без обоснования). Возрастная идентификация: - определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша); - проявляет уважение к людям старшего возраста. Уверенность в себе: - осознает, что может, а что ему пока не удается; Чувства, желания, взгляды: - понимает эмоциональные состояния других людей; - понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.); - проявляет собственные чувства. Социальные навыки: - умеет устанавливать и поддерживать контакты; - умеет кооперироваться и сотрудничать; - избегает конфликтных ситуаций; -пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов; - использует элементарные формы речевого этикета; - принимает доброжелательные шутки в свой адрес; - охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.). Мотивационно – личностный блок: - испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне); - стремится помогать окружающим. Биологический уровень: - сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.); - сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.). Осознает себя в следующих социальных ролях: - семейно – бытовых. Развитие мотивов учебной деятельности: - проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки); Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь: - осознает, что определенные его действия несут опасность для него. Ответственность за собственные вещи: - осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате. Экологическая ответственность: - не мусорит на улице; - не ломает деревья. Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств: - воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками: - принимает участие в коллективных делах и играх; - принимать и оказывать помощь. Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся: - входить и выходить из учебного помещения со звонком; - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - организовывать рабочее место; - принимать цели и произвольно включаться в деятельность; - следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. Формирование учебного поведения: 1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание): - фиксирует взгляд на звучащей игрушке; - фиксирует взгляд на яркой игрушке; - фиксирует взгляд на движущей игрушке; - переключает взгляд с одного предмета на другой; - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики; - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса; - фиксирует взгляд на изображении; - фиксирует взгляд на экране монитора; 2) умение выполнять инструкции педагога: - понимает жестовую инструкцию; - понимает инструкцию по инструкционным картам; - понимает инструкцию по пиктограммам; - выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения); 3) использование по назначению учебных материалов: - бумаги; - цветной бумаги; - пластилина; 4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию: - выполняет действие способом рука-в-руке; - подражает действиям, выполняемы педагогом; - последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога; - выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога. Формирование умения выполнять задание: 1) в течение определенного периода времени: - способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. 2) от начала до конца: - при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. 3) с заданными качественными параметрами: - ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д: - ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога; - выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога. Содержание учебного предмета Содержание предмета состоит из следующих разделов: представления о форме; представления о величине; пространственные представления; временные представления; количественные представления. Задачи и направления - Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине. - Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости. - Умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один – много. - Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий. Направления коррекционной работы: – налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности. Без умения ребенка взаимодействовать со взрослым, принимать поставленную задачу и адекватно пользоваться помощью взрослого невозможно обучение. Поэтому для каждого ребенка сначала нужно подобрать подходящий для него набор коммуникативных средств (фраза, слово, звук, жест, карточка), а затем обучать его пользоваться ими; - постоянно поддерживать собственную активность ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе; - одним из показателей активности ребенка является формировать и поддерживать положительное отношение к заданиям. Если у ребенка быстрая истощаемость, нужно следить за его реакциями, так как иногда такой ребенок не показывает, что он устал, а сразу переходит к деструктивным формам поведения (агрессия, самоагрессия, истерика и т. п.). Лучше устроить дополнительную паузу или закончить занятие пораньше; - развития мотивации. При неадекватной мотивации ребенок или откажется от деятельности вообще, или его действия будут механическими. Чаще всего такие действия не приводят даже к усвоению ребенком конкретных навыков, тем более не способствуют развитию ребенка. Именно изменением мотивации достигается переход активности из ненаправленной в целенаправленную. Учебно - методичекое и материально- техническое обеспечение: - различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); - пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей); - мозаики; - игрушки разных размеров; - шнуровки; - пирамидки разные по величине, высоте; - пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; - карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений); - цветные карандаши; - листы бумаги; -рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал; - презентации по темам. Тематическое планирование Название раздела, темы урока Количество часов Формирование представлений о форме Круг, квадрат. Маленькие и большие квадраты. Предметы похожие на круг, квадрат. Раскрашивание круга, квадрата. Обведение квадрата по контуру. Штриховка квадрата. Формирование представлений о величине Большой – маленький. Длинный – короткий. Большие и маленькие игрушки. Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный короткий, используя приемы наложения и приложения. Я большая, а ты маленький. Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента. Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы. Постройка башни. Выделение «больших - маленьких» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности. Длинный мост, короткий мостик. Формирование пространственных представлений 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. Вверху-середина-внизу. Разложи игрушки по полкам. Разложи одежду по полкам. Ориентация на листе бумаги. Ориентация в классе. Формирование временных представлений Части суток. День, вечер, ночь. Режим дня. Ночной режим. Формирование количественных представлений Один и много. Знакомство с цифрой 1. Много. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 3 ч. 1 ч. Выполнение различных действий: один — много хлопков. 1 ч. Мои игрушки. Цифра 1. В гостях у лесовичка в лесу. Посчитаем сколько шишек и найдем цифру 1. Формирование пространственных представлений Поровну – больше. Разложи игрушки. Повторение. Пространственные понятия: дальше, ближе, к, от. Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела. Игровые упражнения на перемещение в пространстве предметов поровнубольше. Короткий - длинный. Вверху - внизу, посередине. Поровну – больше. Составление предмета из двух частей. Составление предмета из трех частей. Повторение. Итого: 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. 3 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 66 ч.