Окружающий социальный мир 1 класс (НОО 2 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса
«Окружающий социальный мир»
для обучающихся 1 класса
(АООП НОО 2 вариант)

Пояснительная записка
Цель учебного предмета: формирование представлений о человеке, его
социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах
поведения.
Задачи:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность,
общепринятые нормы поведения);
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком
(многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с
ними).
Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на
формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию
обучающихся; повышение уровня общего развития обучающихся и воспитание у них
максимально возможного уровня самостоятельности.
В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального
развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В
связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир»
позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной
действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение
детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем
социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные
отношения.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Окружающий социальный мир» входит в обязательную часть учебного
плана раздела «Окружающий мир». Количество часов в 1 классе: 1 час в неделю; 33
часа в учебный год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели
современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в
культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:

осознание себя как гражданина России;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно пространственной организации;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Предметные результаты по учебному предмету
1) Представления о мире, созданном руками человека
· Интерес к объектам, созданным человеком.
· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель,
одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице,
в транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными
представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях
людей
· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель,
водитель и т.д.).
· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.),
правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
· Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками,
3) Развитие межличностных и групповых отношений
· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах
доступной деятельности.
· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной
жизни
· Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на
праздниках, в хозяйственно - бытовой деятельности.

Базовые учебные действияПодготовка ребенка к нахождению и обучению в среде
сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой
обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться
учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на
данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; карандаша, мела
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.


Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 34 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание
от начала до конца.


Содержание предмета
Программа представлена следующими разделами:
*продукты питания;
*предметы быта;

*школа;
*предметы и материалы, изготовленные человеком;
*город;
*транспорт;
*страна;
*традиции и обычаи.
Учебно - методическое, материально-техническое обеспечение:
- компьютерные обучающие игры;
- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты;
- детские наборы посуды, предметы быта;
- предметные, сюжетные картинки;
- дидактические игры: « Одежда», «Лото – профессий», «Пазлы – профессий»,
«Транспорт»;
- аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей,
правила поведения в общественных местах;
- тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального мира;
- детские наборы «Больница», «Магазин».
Тематическое планирование
Название раздела, темы урока
Школа
Вводный урок. Экскурсия по школе. Узнавание (различение) помещений
школы.
Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание
(соблюдение) правил поведения на территории школы.
Узнавание (различение) зон класса. Их назначение.
Школьные принадлежности
Узнавание (различение) школьных принадлежностей. Портфель.
Узнавание (различение) школьных принадлежностей. Школьная доска.
Книга.
Узнавание (различение) школьных принадлежностей. Карандаш. Краски.
Игрушки
Мяч. Кукла.
Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду.
Знание способов проявления дружеских отношений (чувств).
Квартира, дом, двор
Узнавание (различение) частей дома – окно, дверь, пол.
Узнавание (различение) помещений квартиры – санузел, ванна, кухня.
Знакомство с коммунальными удобствами в квартире – унитаз, вода, кран.
Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средств связи (телефон,
компьютер, магнитофон).
Продукты питания
Узнавание (различение ) напитков – вода, сок по внешнему виду и на
вкус.
Узнавание (различение) молочных продуктов молоко, йогурт.
Узнавание (различение) мясных продуктов – сосиски, колбаса.
Узнавание (различение) кондитерских изделий – конфета, шоколад,
пирожное.

Количество
часов
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Предметы и материалы, изготовленные человеком
Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с
бумагой – ножницы.
Город
Узнавание (различение) профессий – врач.
Узнавание (различение) назначения зданий – дом.
Транспорт
Узнавание (различение) наземного транспорта – машина, поезд.
Предметы и материалы изготовлены человеком
Узнавание предметов, изготовленных из бумаги - газета, салфетки.
Предметы быта
Узнавание (различение) электробытовых приборов – телевизор, утюг.
Узнавание предметов мебели – кровать.
Узнавание предметов мебели – стол, стул.
Узнавание предметов мебели – шкаф.
Узнавание предметов посуды.
Узнавание предметов посуды – тарелка.
Узнавание предметов посуды – ложка, нож.
Итого:

2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
33 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».