Человек 2 класс (НОО 2 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса
«Человек»
для обучающихся 2 класса
(АООП НОО 2 вариант)

Пояснительная записка
Цели и задачи образовательно-коррекционной работы с учетом специфики
учебного предмета: формирование представления о частях собственного тела, их
назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях.
Задачи
- формировать представления о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от
других;
- формировать умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с
удовлетворением первоочередных потребностей (принимать пищу и пить, ходить в
туалет и т.д.);
- развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью
доступных пантомимических, мимических и других средств;
- учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка,
дедушка, папа, мама, я).
Общая характеристика учебного предмета
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о
себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности,
познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в
системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в
процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и
близкими. Программа представлена следующими разделами «Представление о себе»,
«Семья»
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Предмет «Человек» входит в предметную область «Окружающий мир». На изучение
предмета отведено 102 часа в год, 3 часа в неделю, 34 учебные недели.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные:
- Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определённому полу, осознание себя как «Я».
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
- Формирование этических чувств, доброжелательности, эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты:
Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других:
- соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением
в зеркале;
- представления о собственном теле;
- отнесение себя к определённому полу;
- умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы,
желания;
- умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст;
- представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим
возрастным изменениям.

Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением
первоочередных потребностей:
- умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять
гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.;
- умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и
ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми
оздоровительными процедурами:
- умение определять своё самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или
сообщать о болезненных ощущениях взрослому;
- умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка
зубов утром и вечером, мытьё рук перед едой и после посещения туалета).
- умение следить за своим внешним видом.
Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье:
- представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной
роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
Базовые учебные действия.
- принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры,
одеваться и раздеваться;
- умение следить за своим внешним видом;
- соотнесение себя со своим именем;
Планируемые результаты формирования базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться
учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
Планируемые результаты коррекционной работы:
Уметь:
- называть своё имя;
- показывать части тела (рука, нога, нос, рот, уши, глаза, зубы);
- реагировать на своё имя поворотом головы;
- говорить о себе от первого лица;
- определять у себя половую принадлежность (девочка, мальчик);
Проявлять интерес к изучению себя, своих физических возможностей (рука, нога,
физические потребности – пить, кушать)
Уметь:
- сообщать о необходимости в своих потребностях и желаниях (проситься в туалет,
пить, кушать)
- снимать и одевать нижнее бельё (после посещения туалета)
- самостоятельно мыть руки;

- обслуживать себя (держать ложку, пить из кружки);
Основное содержание учебного предмета
Задачи формирования представлений детей с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью о себе и об окружающем мире, развития их речи решаются на
комплексной основе с использованием деятельностного подхода к обучению. Они
структурируются в виде тематических групп: «Это - я», «Моя семья», «Формирование
культурно-гигиенических навыков», «Безопасность дома и на улице»». Такая структура
обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие обучающихся,
формирование их представлений о себе, об окружающей предметной и социальной
действительности.
Это -я. Упражнения на ориентировку в собственном теле. Уточнение знания
обучающимися названий частей тела: голова, руки, ноги, туловище, живот, колено,
локоть. Использование пиктограмм и показ на себе. Закрепление в речи обучающихся
названий эмоциональных состояний: смеется, плачет. Знакомство с состоянием:
радуется, грустит. Игры и этюды с картинками, изображающими основные эмоции и
их главные признаки. Имя, фамилия, пол. Использование этих сведений в общениисо
взрослыми.
Моя семья. Совместное рассматривание фотографий, беседа о его семье (мама, папа,
бабушка, дедушка). Занятия с пиктограммами «мама», «папа», «ребенок», «дедушка»,
«бабушка». Соотнесение пиктограмм с фотографиями. Знакомство с пиктограммами
«брат», «сестра». Соотнесение пиктограмм с фотографиями (при наличии таковых).
Расширение круга игровых ситуаций, позволяющих обучающимся с помощью
вербальных и невербальных средств общения выражать радость от достижения своих
целей, побуждение учеников вступать в общение друг с другом (парное).
Формирование культурно-гигиенических навыков. Формирование алгоритма
последовательных действий обучающихся по одновременному уходу за руками и
лицом. Чтение обучающимся потешек, стихов и сказок о последовательности,
необходимости, значении умывания.(«Водичка, водичка», «Да здравствует мыло
душистое» и др.)Заучивание названий частей лица, показ частей лица на себе, кукле, на
фотографии. Название частей лица с помощью учителя или самостоятельно: глаза,
уши, рот, нос, щёки.Чтение стихов и рассказов, пение песенок об уходе за глазами и
ушами. Сопряжённое или самостоятельное проговаривание коротких стихов, потешек.
Безопасность дома и на улице.
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
Правила обеспечения безопасности дорожного движения.
Правила безопасного поведения на воде.
Правила безопасного поведения в быту.
Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях.
Основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.

Что такое чрезвычайная ситуация.
Понятия об авариях, эпидемиях, пожаре, наводнении, землетрясении.
Правила безопасного поведения при пожарах.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!»
Эвакуация. Обязанности и правила поведения людей при эвакуации.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения
 Компьютер
Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым
образовательным потребностям обучающихся.
Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия. В
процессе обучения используются:
- Картины, наглядные пособия - предметов различной̆ формы, величины, цвета;
- Невербальные средства общения (жест, мимика, голос);
- Электронные презентации;
- Шнуровки, липучки;
- Посуда: стаканчики одинаковой величины);
- Виды одежды и обуви;
- Принадлежности для ухода за своим телом: мыло, зубная паста, зубная щётка,
полотенце;
- Пазлы, лото, разрезные картинки, мозаики
- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);

Тематическое планирование
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Раздел, тема урока
Правила здорового образа жизни. Режим дня.
Режим дня. Лото.
Режим дня. Мой весёлый будильник.
Режим дня. Аппликация.
Режим дня. Полезные привычки.
Режим дня. Составление предложений по картинкам.
Режим дня. Моделирование ситуаций
Питание
Рисование «Молочные продукты»
Лепка по образцу «Коробочка для молока»
Правила здорового образа жизни. Творог. Сюжетно –ролевая
игра «Покорми куклу»
Лото «Молочные продукты»
Правила здорового образа жизни. Загадки.
Правила здорового образа. Сон.
Рисование «Моя любимая подушка»
Моделирование жизненных ситуаций. Проветривание комнаты .
Правила здорового образа. Прогулка.

часы
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47

48
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67

Одежда для прогулки. Рисование.
Лепка «Обувь для прогулки»
Лото «Одежда и обувь для прогулки»
Правила здорового образа. Занятия физической культурой.
Делай как я. Веселые физ. минутки
Рисование по шаблону «Мишкина зарядка»
Правила здорового образа. Профилактика болезней.
Правила здорового образа. Советы доктора Айболита.
Рисование. Витамины круглый год.
Повторение

Правила личной гигиены в течение дня
Ежедневные гигиенические процедуры.
Средства личной гигиены.
Выбор мыла для гигиенических процедур.
Рисование «Мыло душистое»
Предметы личной гигиены.
Сюжетно ролевая игра «Купаем куклу Машу»
Назначение предметов личной гигиены.
Уход за предметами для личной гигиены: расческой, мочалкой
Предметы личной гигиены. Загадки.
Аппликация. Предметы личной гигиены.
Виды полотенец. Банное полотенце, для рук, для ног).
Полотенце для рук.
Полотенце для ног.
Аппликация «Разноцветные полотенца»
Предметы гигиены и санитарии:
зубная паста, зубная щетка.
Детская зубная паста.
Предметы гигиены и санитарии: зубная щетка.
Как беречь зубы. Практическая работа «Волшебная зубная паста
и щетка»
Моделирование жизненный ситуаций. Если заболели зубы.
Полоскание полости рта питьевой водой после приемов пищи.
Аппликация «Предметы гигиены: зубная паста, зубная щетка,
стакан»
Повторение
Правильная осанка человека.
Весёлые физ. Минутки для осанки.
Повторяй за учителем. Комплекс упражнений на осанку
Профилактика простудных заболеваний
Чистота –залог здоровья. Повседневная уборка в помещении.
Закаливание организма. Зарядка. Практическая работа.
Составление предложений по картинкам. Зарядка.
Закаливание организма. Обтирание. Закаливание.
Укрепление здоровья. Полезные продукты.
Рисование. Полезные продукты.
Моя семья. Мама, папа.
Моя семья- бабушка, дедушка.
Моя семья. Мой старший брат.
Моя семья. Моя старшая сестра.
Моя семья. Обязанности в семьи.
Моя семья. Я помощник мамы, бабушки.
Моя семья. Практическая работа «Влажная уборка в комнате»
Моя семья. Семейных отдых.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85-86
87-88
89-90
91-92
93-94
95-96
97-98
99-100
101102

Моя семья. Сюжетно –ролевая игра «Мы в продуктовом
магазине»
Практическая работа «Семейный праздник»
Аппликация «Букет цветов для моей семьи»
Столовые приборы. Нож. Разновидность ножей.
Столовые приборы. Нож. Навык пользования столовыми
приборами
Нож. Опасности при использовании столовых приборов.
Лепка. Столовый прибор – нож.
Столовые приборы. Сюжетные картинки.
Вилка. Навык пользования столовыми приборами.
Ложка. Вилка. Сюжетные картинки.
Сюжетно-ролевая игра «Маша обедает».
Лепка. Столовые приборы.
Составление коротких предложений по сюжетным картинкам «Я
принимаю гостей»
Аппликация «Столовые приборы»
Практические навыки уборки стола после приема пищи «Помоги маме»

Я – один дома.
Рисование «Опасности в быту»
Правила обращения за помощью «Один дома»
Будь осторожен «Встреча с незнакомым человеком»
Моделирование жизненных ситуаций.
Правила обеспечения безопасности дорожного движения.
Правила безопасного поведения на воде.
Правила безопасного поведения в быту.
Скоро каникулы.
Это-я. Я грустный. Моделирование ситуации
Я веселый. Моделирование ситуации

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».