РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» структурное подразделение школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы Рабочая программа учебного курса «Окружающий природный мир» для обучающихся 2класса (АООП НОО 2 вариант) Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). Цели и задачи образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: Изучение учебного предмета «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей и задач: - расширение и обогащение представлений о непосредственно окружающем мире. - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде - духовно-нравственное развитие и воспитание личности. - развивать способности видеть, сравнивать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности; - воспитывать у обучающихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность. Общая характеристика учебного предмета Учебный предмет «Окружающий природный мир» занимает особое место среди предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в образовательной организации и за её стенами. Данный учебный предмет является важным в обучении младших школьников с нарушением интеллекта, так как у данной группы детей отмечаются проблемы в овладении общеречевыми навыками, их кругозор узок, представления о себе и окружающем мире недостаточно сформированы. В ходе обучения у обучающихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые для обучения другим учебным предметам, происходит адаптация, социализация, развитие познавательной и личностной сфер ребенка. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, , предметных и сюжетных картин. Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у обучающихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию. На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Входе организации и проведения уроков по данному предмету необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Задачи формирования представлений детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью о себе и об окружающем мире, развития их речи решаются на комплексной основе с использованием деятельностного подхода к обучению. Они структурируются в виде тематических групп: «Мир растений», «Мир животных», «Явления природы». Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие обучающихся, формирование их представлений о себе, об окружающей предметной и социальной действительности. Она тесно связана с содержанием сюжетно-ролевых и театрализованных игр, продуктивной деятельностью обучающихся на учебных занятиях, а также с коррекционно-адаптационной областью учебного плана. Мир растений. Совместные с обучающимися наблюдения за растениями, формирование представлений о разнообразии растений. Чтение литературных произведений и загадок о растениях. Мир животных. Совместные с обучающимися наблюдения за домашними животными, за зимующими птицами (воробей, ворона, синица), беседы об их жизни и повадках, игры, отражающие жизнь домашних животных и их детенышей, птиц. Кормление птиц во время экскурсий и наблюдений. Чтение литературных произведений о домашних животных и птицах (потешки, стихи, короткие рассказы). Знакомство с пиктограммами «собака», «лошадь», «кошка». (Интеграция с учебным предметом «Речь и альтернативная коммуникация».) Явления природы. Совместное с обучающимися наблюдение за явлениями природы зимой: снег, холодный дождь (в зависимости от погодных условий); весной: тает снег, холодный и теплый дождь (в зависимости от погодных условий), распускаются листочки. Наблюдения, игровые упражнения с флюгерами, ветряными вертушками. Обучение составлению двухсловных предложений (Есть ветер? Нет ветра? Дует ветер.). В имитационных играх, этюдах, пантомимах уточнение представлений обучающихся о солнце, луне, тучах, дожде, каплях, снеге и снежинках и их изображении на картинках и рисунках. Чтение обучающимсяпотешек, песенок, стихотворений, сказок о явлениях природы, о небесных светилах. Вовлечение обучающихсявдоступные народные игры. Рисование учителем с привлечением к этому действию учеников красками (вместе с учителем): создание цветных пятен большой кистью, губкой, рукой и последующее ассоциирование этих пятен с реальными объектами (солнце, тучи). Называние их с помощью учителя. (Интеграция с уроками «Изобразительная деятельность».) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Предмет входит в обязательную предметную область «Окружающий мир». На изучение учебного предмета отведено 68 часов в год, 2 часа в неделю, 34 учебные недели. Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Планируемые результаты изучения учебного курса Личностные результаты - формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.); - определяет свою половую принадлежность; - понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);- проявляет собственные чувства; - умеет устанавливать и поддерживать контакты; - пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов; - охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.); - проявляет мотивацию благополучия; - принимает участие в коллективных делах и играх; Предметные результаты Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времён года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям: - интерес к объектам и явлениям неживой природы; - расширение представлений об объектах неживой природы (солнце, луна, звёзды, вода, воздух, земля); - представления о временах года, характерных признаках времён года, погодных изменениях, их влияние на жизнь человека; - умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья. Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека: - интерес к объектам живой природы; - расширение представлений о животном мире, их виды, понятия «дикие» «домашние»; - расширение представлений о растительном мире (растения: деревья, кустарники, травы, цветы; - опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними; - умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.). Элементарные представления о течении времени: - умение различать части суток, дни недели; - представления о течении времени: смена событий дня, суток. - понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу; - контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Основное содержание учебного предмета Содержание программы разделены на разделы: «Мир растений» «Мир животных» «Явления природы» В процессе формирования представлений о неживой природе обучающиеся получают знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Обучающиеся знакомятся с разнообразием растительного и животного мира, получают представления о среде обитания животных и растений, учатся выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Наблюдая за трудом взрослых поуходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: полив, уход за растениями, животных.Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней. Растительный мир Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава) и его частей (корень, ствол, стебель, ветка, лист, цветок).Значение растений в природе и в жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, ель, осина). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Значение деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (малина, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, одуванчик); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Узнавание травянистых растений. Животный мир Знание - строения животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога); - основных признаков животного; - домашних животных (корова, свинья, овца (баран), кот, собака); - питание домашних животных - значения домашних животных в жизни человека. - уход за домашними животными (котом, собакой и др.). - детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, - различение диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось,, кабан). - питание диких животных. - детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок). - домашних птиц (курица (петух), утка, гусь); - детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок); - различение зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, синица). - перелетных птиц (дикая утка, дикий гусь, грач); Объекты и явления неживой природы Знание: - солнце, небо, облака; Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. - дождь, снег, снежинки; значение дождя, снега; Временные представления Элементарные представления о течении времени. - знание частей суток (утро, день, вечер, ночь); - представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь); - соотнесение частей суток с видами деятельности; - различение месяцев; соотнесение месяцев с временами года; - знание времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам; - изменения, происходящие в жизни человека в разное время года; - изменения, происходящие в жизни животных в разное время года; - изменения, происходящие в жизни растений в разное время года; - различение явлений природы (дождь, снегопад, листопад, радуга, гром, ветер); - соотнесение явлений природы с временем года; рассказ о погоде текущего дня; Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Технические средства обучения Компьютер Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся. Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия. процессе обучения используются: натурные объекты предметов, которые предусмотрены программой; печатные пособия по разделам программы; предметные и сюжетные картинки по темам; 1. Натуральные объекты (игрушки, одежда). 2. Домашние животные 3. Дикие животные 4. Одежда и обувь 5. Игрушки 6. Фрукты 7. Овощи 8. Демонстрационные карточки "Птицы". 9. Демонстрационные карточки "Цветы". 10. Демонстрационные карточки "Времена года": Тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7-8 9 10 11-12 13-14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29-30 Раздел, тема урока Временные представления Осень. Признаки осени. Осенние месяцы. Экскурсия «Осень в природе». Растения осенью. Животные осенью. Труд и занятия людей осенью. Растительный мир Различение растений (дерево, куст, трава). Части растений Экскурсия «Природа в октябре» Фрукты. Ягоды. Овощи. Значение фруктов, ягод и овощей в жизни человека. Животный мир Кто такие птицы. Домашние птицы. Количество уроков 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 Дикие птицы. 1 Значение птиц в жизни человека. Объекты природы Солнце. Значения солнца в жизни человека и в природе. Луна. Значение луны в природе и жизни человека. Вода. Значение воды в природе и жизни человека. Временные представления Зима. Экскурсия «Зима в природе» Животные зимой. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 В 31 32 33-34 35 36-37 38-39 40 41 42 43 44-45 46 47 48 49 50 51 52 53-54 55-56 57 58-59 60 61 62 63-64 65 66 67-68 Труд и занятия людей зимой. 1 Повторение 1 Объекты природы Огонь. Свойства огня. Значение огня в жизни человека. Правила обращения с огнем. Животный мир Дикие и домашние животные. Питание и образ жизни домашних животных. Питание и образ жизни диких животных. Значение домашних животных в жизни человека. Значение диких животных в природе и жизни человека. Детеныши диких и домашних животных. Временные представления Весна. Признаки весны. Весенние месяцы. Растения весной. Животные весной. Экскурсия «Весна в природе». Одежда людей весной Труд и занятия людей весной. Растительный мир Узнавание травянистых растений. Части травянистых растения: корень, лист, цветок. Экскурсия «Что растет на клумбе» Значение травянистых растений в природе и жизни человека. Временные представления Лето. Признаки лета. Летние месяцы. Растения летом. Животные летом. Одежда людей летом. Экскурсия «Лето в природе» Повторение 2 1 2 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 2 1 1 1 2 1 1 2 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ПРЕДМЕТУ: «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР» 0 б. – не владеет 1 б. – частично владеет 2 б. – в полной мере владеет ФИ обучающегося № Предметные результаты 1. Проявляет интерес к объектам и явлениям неживой природы. 2. Имеет представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля) Имеет представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях 3. 4. Имеет интерес к объектам живой природы. 5. Имеет представления о животном и растительном мире 6 Умеет соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.) Итого: Подсчёт результатов: 0 – 15 баллов – низкий уровень достижения предметных результатов 16 – 34 балла – средний уровень достижения предметных результатов 35 - 50 баллов – высокий уровень достижения предметных результатов Сентябрь Январь Май