Окружающий природный мир 2 класс (НОО 2 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса
«Окружающий природный мир»
для обучающихся 2класса
(АООП НОО 2 вариант)

Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
Примерной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2).
Цели и задачи образовательно-коррекционной работы с учетом специфики
учебного предмета:
Изучение учебного предмета «Окружающий природный мир» в начальной
школе направлено на достижение следующих целей и задач:
- расширение и обогащение представлений о непосредственно окружающем мире.
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе
единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления
ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков
экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной
среде
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
- развивать способности видеть, сравнивать, делать элементарные выводы,
устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
- воспитывать у обучающихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость,
настойчивость, любознательность.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Окружающий природный мир» занимает особое место среди
предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку
познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно
продолжается постоянно в образовательной организации и за её стенами.
Данный учебный предмет является важным в обучении младших школьников с
нарушением интеллекта, так как у данной группы детей отмечаются проблемы в
овладении общеречевыми навыками, их кругозор узок, представления о себе и
окружающем мире недостаточно сформированы. В ходе обучения у обучающихся
формируются элементарные представления и понятия, необходимые для обучения
другим учебным предметам, происходит адаптация, социализация, развитие
познавательной и личностной сфер ребенка.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе
ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на
предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в
природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ,
демонстрации учебных кинофильмов, , предметных и сюжетных картин. Главным
компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учитель руководит речевой
деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать
внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и
устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При
формулировании ответов на вопросы у обучающихся закрепляется умение правильно

строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они
учатся связному высказыванию.
На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной
обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных
восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие,
делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают
закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными
изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают
внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Входе организации и проведения уроков по данному предмету необходимо
исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а
развитие речи есть усвоение средств общения. Задачи формирования представлений
детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью о себе и об окружающем мире,
развития их речи решаются на комплексной основе с использованием
деятельностного подхода к обучению. Они структурируются в виде тематических
групп: «Мир растений», «Мир животных», «Явления природы».
Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное
развитие обучающихся, формирование их представлений о себе, об окружающей
предметной и социальной действительности. Она тесно связана с содержанием
сюжетно-ролевых и театрализованных игр, продуктивной деятельностью
обучающихся на учебных занятиях, а также с коррекционно-адаптационной областью
учебного плана.
Мир растений. Совместные с обучающимися наблюдения за растениями,
формирование представлений о разнообразии растений.
Чтение литературных произведений и загадок о растениях.
Мир животных. Совместные с обучающимися наблюдения за домашними
животными, за зимующими птицами (воробей, ворона, синица), беседы об их
жизни и повадках, игры, отражающие жизнь домашних животных и их детенышей,
птиц. Кормление птиц во время экскурсий и наблюдений.
Чтение литературных произведений о домашних животных и птицах (потешки,
стихи, короткие рассказы). Знакомство с пиктограммами «собака», «лошадь»,
«кошка». (Интеграция с учебным предметом «Речь и альтернативная
коммуникация».)
Явления природы.
Совместное с обучающимися наблюдение за явлениями природы зимой: снег,
холодный дождь (в зависимости от погодных условий); весной: тает снег, холодный
и теплый дождь (в зависимости от погодных условий), распускаются листочки.
Наблюдения, игровые упражнения с флюгерами, ветряными вертушками.
Обучение составлению двухсловных предложений (Есть ветер? Нет ветра? Дует
ветер.).
В имитационных играх, этюдах, пантомимах уточнение представлений
обучающихся о солнце, луне, тучах, дожде, каплях, снеге и снежинках и их
изображении на картинках и рисунках.
Чтение обучающимсяпотешек, песенок, стихотворений, сказок о явлениях
природы, о небесных светилах. Вовлечение обучающихсявдоступные народные игры.
Рисование учителем с привлечением к этому действию учеников красками
(вместе с учителем): создание цветных пятен большой кистью, губкой, рукой и

последующее ассоциирование этих пятен с реальными объектами (солнце, тучи).
Называние их с помощью учителя. (Интеграция с уроками «Изобразительная
деятельность».)
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Предмет входит в обязательную предметную область «Окружающий мир». На
изучение учебного предмета отведено 68 часов в год, 2 часа в неделю, 34 учебные
недели.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность
обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его
психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим
требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой
описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные результаты
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет свою половую принадлежность;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);- проявляет собственные
чувства;
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления
контактов, разрешения конфликтов;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх,
инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно,
рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
- проявляет мотивацию благополучия;
- принимает участие в коллективных делах и играх;
Предметные результаты
Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времён года и
соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к
конкретным природным и климатическим условиям:
- интерес к объектам и явлениям неживой природы;
- расширение представлений об объектах неживой природы (солнце, луна, звёзды,
вода, воздух, земля);
- представления о временах года, характерных признаках времён года, погодных
изменениях, их влияние на жизнь человека;

- умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил
жизнедеятельности, охраны здоровья.
Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни
человека:
- интерес к объектам живой природы;
- расширение представлений о животном мире, их виды, понятия «дикие» «домашние»;
- расширение представлений о растительном мире (растения: деревья, кустарники,
травы, цветы;
- опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;
- умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
Элементарные представления о течении времени:
- умение различать части суток, дни недели;
- представления о течении времени: смена событий дня, суток.
- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в
лесу;
- контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего
мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Основное содержание учебного предмета
Содержание программы разделены на разделы:
«Мир растений»
«Мир животных»
«Явления природы»
В процессе формирования представлений о неживой природе обучающиеся
получают знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в
природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях
(утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных
явлений. Обучающиеся знакомятся с разнообразием растительного и животного
мира, получают представления о среде обитания животных и растений, учатся
выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам,
устанавливать связи между ними. Наблюдая за трудом взрослых поуходу за
домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные
действия: полив, уход за растениями, животных.Особое внимание уделяется
воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Растительный мир
Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и
соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к
конкретным природным и климатическим условиям.
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава) и его частей (корень, ствол,
стебель, ветка, лист, цветок).Значение растений в природе и в жизни человека.
Узнавание (различение) деревьев (берёза, ель, осина). Знание строения дерева (ствол,
корень, ветки, листья). Значение деревьев в природе и жизни человека.
Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис,
тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Знание значения овощей в
жизни человека. Знание способов переработки овощей.

Узнавание (различение) ягод (малина, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху).
Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод.
Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений
(ромашка, одуванчик); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок).
Узнавание травянистых растений.
Животный мир
Знание
- строения животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога);
- основных признаков животного;
- домашних животных (корова, свинья, овца (баран), кот, собака);
- питание домашних животных
- значения домашних животных в жизни человека.
- уход за домашними животными (котом, собакой и др.).
- детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок,
ягненок,
- различение диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось,, кабан).
- питание диких животных.
- детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок).
- домашних птиц (курица (петух), утка, гусь);
- детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок);
- различение зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, синица).
- перелетных птиц (дикая утка, дикий гусь, грач);
Объекты и явления неживой природы
Знание:
- солнце, небо, облака; Знание значения солнца в жизни человека и в природе.
Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба.
- дождь, снег, снежинки; значение дождя, снега;
Временные представления
Элементарные представления о течении времени.
- знание частей суток (утро, день, вечер, ночь);
- представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь);
- соотнесение частей суток с видами деятельности;
- различение месяцев; соотнесение месяцев с временами года;
- знание времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам;
- изменения, происходящие в жизни человека в разное время года;
- изменения, происходящие в жизни животных в разное время года;
- изменения, происходящие в жизни растений в разное время года;
- различение явлений природы (дождь, снегопад, листопад, радуга, гром, ветер);
- соотнесение явлений природы с временем года; рассказ о погоде текущего дня;
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения
 Компьютер
Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым
образовательным потребностям обучающихся.

Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия.
процессе обучения используются:
 натурные объекты предметов, которые предусмотрены программой;
 печатные пособия по разделам программы;
 предметные и сюжетные картинки по темам;
1.
Натуральные объекты (игрушки, одежда).
2.
Домашние животные
3.
Дикие животные
4.
Одежда и обувь
5.
Игрушки
6.
Фрукты
7.
Овощи
8.
Демонстрационные карточки "Птицы".
9.
Демонстрационные карточки "Цветы".
10. Демонстрационные карточки "Времена года":
Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7-8
9
10
11-12
13-14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29-30

Раздел, тема урока
Временные представления
Осень. Признаки осени.
Осенние месяцы.
Экскурсия «Осень в природе».
Растения осенью.
Животные осенью.
Труд и занятия людей осенью.
Растительный мир
Различение растений (дерево, куст, трава).
Части растений
Экскурсия «Природа в октябре»
Фрукты.
Ягоды.
Овощи.
Значение фруктов, ягод и овощей в жизни человека.
Животный мир Кто такие птицы.
Домашние птицы.

Количество
уроков
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1

Дикие птицы.

1

Значение птиц в жизни человека.
Объекты природы Солнце.
Значения солнца в жизни человека и в природе.
Луна.
Значение луны в природе и жизни человека.
Вода.
Значение воды в природе и жизни человека.
Временные представления Зима.
Экскурсия «Зима в природе»
Животные зимой.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

В

31
32
33-34
35
36-37
38-39
40
41
42
43
44-45
46
47
48
49
50
51
52
53-54
55-56
57
58-59
60
61
62
63-64
65
66
67-68

Труд и занятия людей зимой.

1

Повторение

1

Объекты природы
Огонь. Свойства огня.
Значение огня в жизни человека.
Правила обращения с огнем.
Животный мир
Дикие и домашние животные.
Питание и образ жизни домашних животных.
Питание и образ жизни диких животных.
Значение домашних животных в жизни человека.
Значение диких животных в природе и жизни человека.
Детеныши диких и домашних животных.
Временные представления
Весна. Признаки весны.
Весенние месяцы.
Растения весной.
Животные весной.
Экскурсия «Весна в природе».
Одежда людей весной
Труд и занятия людей весной.
Растительный мир
Узнавание травянистых растений.
Части травянистых растения: корень, лист, цветок.
Экскурсия «Что растет на клумбе»
Значение травянистых растений в природе и жизни человека.
Временные представления
Лето. Признаки лета.
Летние месяцы.
Растения летом.
Животные летом.
Одежда людей летом.
Экскурсия «Лето в природе»
Повторение

2
1
2
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
2
1
1
1
2
1
1
2

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ПРЕДМЕТУ: «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»
0 б. – не владеет
1 б. – частично владеет
2 б. – в полной мере владеет
ФИ обучающегося
№

Предметные результаты

1.

Проявляет интерес к объектам и явлениям неживой природы.

2.

Имеет представления об объектах неживой природы (вода, воздух,
земля)
Имеет представления о временах года, характерных признаках
времен года, погодных изменениях

3. 

4.

Имеет интерес к объектам живой природы.

5. 

Имеет представления о животном и растительном мире

6

Умеет соблюдать правила безопасного поведения в природе (в
лесу, у реки и др.)

Итого:

Подсчёт результатов:
0 – 15 баллов – низкий уровень достижения предметных результатов
16 – 34 балла – средний уровень достижения предметных результатов
35 - 50 баллов – высокий уровень достижения предметных результатов

Сентябрь

Январь

Май


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».