Окружающий социальный мир 2 класс (НОО 2 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса
«Окружающий социальный мир»
для обучающихся 2 класса
(АООП НОО 2 вариант)

Пояснительная записка
Цель предмета:
- формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в
социальной среде и общепринятых правилах поведения;
- формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном
окружении («я и взрослый», «я в семье», «я в школе»).
Задачи
- формировать первоначальные представления о макросоциальном окружении;
- формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни
человека;
- развивать межличностные и групповые отношения;
Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий
социальный
мир» направлен на
формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию
учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них
максимально возможного уровня самостоятельности.
В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального
развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В
связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный
мир»
позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной
действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение
детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем
социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные
отношения.
Входе организации и проведения уроков по данному предмету необходимо исходить
из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие
речи есть усвоение средств общения. Задачи формирования представлений детей с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью о себе и об окружающем мире,
развития их речи решаются на комплексной основе с использованием деятельностного
подхода к обучению. Они структурируются в виде тематических групп: «Моя семья»,
«Жилище», «Я- в школе», «Мир людей». «Культура поведения».
Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие
обучающихся, формирование их представлений о себе, об окружающей предметной и

социальной действительности. Она тесно связана с содержанием сюжетно-ролевых и
театрализованных игр, продуктивной деятельностью обучающихся на учебных
занятиях, а также с коррекционно-адаптационной областью учебного плана.
Моя семья. Распознавание членов семьи и показ их на иллюстрации.
Жилище. Знакомство обучающихся с обобщённым понятием «Жилище» (дом,
квартира в жилом доме). Помещения в доме (комната, кухня, спальня и пр.)
Рассматривание внутреннего интерьера дома (квартиры) на иллюстрациях, просмотр
фрагментов видеофильмов (мебель, предметы быта). Знакомство с мебелью.
Я — в школе. Расширение тематики экскурсий по школе для формирования
ориентировки в ее помещениях: в классе, коридоре, на лестнице, в столовой и др.
Продолжение знакомства обучающихся со взрослыми, работающими в школе (их имена,
основные занятия). Стимулирование желания обучающихся называть взрослых по
именам и отчествам (именам).
Вовлечение обучающихся в праздники и побуждение их к общению с
окружающими в различных ситуациях на празднике.
Мир людей. Совместное рассматривание игрушек, отображающих транспортные
средства (автобус, автомобиль), картинок, на которых они нарисованы.
Экскурсия в медицинский кабинет школы для формирования представлений о
труде врача (слушает, лечит), медсестры (дает лекарства, взвешивает, измеряет рост).
Предметные и простейшие ролевые игры, в которых обучающиеся знакомятся с
профессиями врача, шофера. Побуждение обучающихся к ситуативному общению
друг с другом.
Культура поведения. Знакомство с правилами обращения к взрослым людям.
Формирование уважительного отношения к людям, старшим по возрасту. Чтение
художественной литературы, просмотр видеосюжетов.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Окружающий социальный
мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в
системе образования детей с ОВЗ. На его изучение во 2 классе отведено 34 часа, 1 час
в неделю, 34 учебные недели. Образовательная область: окружающий мир
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность
обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его
психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим
требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой
описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Планируемые предметные результаты по учебному предмету:
Личностные
- социально- эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира),
развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения;
Предметные результаты
Представления о мире, созданном руками человека:
- интерес к объектам, созданным человеком;
- представления о доме, школе, объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда,
игровая площадка и др.), транспорте и т.д.;
- умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в
транспорте, в общественных местах;
Представления об окружающих людях: овладение первоначальными
представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях
людей:
- представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребёнка (учитель,
врач, повар, водитель и т.д.);
- представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.),
правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;
- конструктивное взаимодействиесо взрослыми и сверстниками;
Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности,
Развитие межличностных и групповых отношений:
- представление о дружбе, товарищах, сверстниках;
- умение находить друзей на основе личных симпатий;
- умение сопереживать, сочувствовать;
- умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, др. видах
доступной деятельности;
Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной
жизни:

- представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в
них;
- использование простейших эстетический ориентиров (эталонов) о внешнем виде, на
праздниках, в хозяйственно- бытовой деятельности;
- умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников;
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников,
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

к

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться
учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа представлена следующими разделами: «Предметы быта», «Жилище», «Я в
школе», «Мир людей», «Культура поведения».
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам
формирования социально окружающего мира у обучающихся.
В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в
котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь
с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности,
ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим
признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной
жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки
других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами
поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и
угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным
на улице, дома, в школе.
Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для
формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима
совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей.
Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях:

поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной
ситуации и др.
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается
в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования
(парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с
различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за
деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым
нормам поведения.
Школа
Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы.
Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе.
Соотнесение работника школы с его профессией. Узнавание (различение) участков
школьной территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание
(соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение) зон
класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня.
Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец,
учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка,
линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных
принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива класса. Узнавание
(различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Знание положительных качеств
человека. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств). Умение
выражать свой интерес к другому человеку.
Квартира, дом, двор.
Узнавание (различение)частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный
(деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) помещений
квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната,
санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры.
Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе.
Предметы быта.
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, чайник). Знание
назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании
электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели(стол, стул,
диван, шкаф, полка, кресло, кровать). Знание назначения предметов мебели.
Различение видов мебели (кухня, спальная, санитарная комната).Узнавание

(различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля,
сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды.
Продукты питания.
Знание напитков (вода, чай, сок, какао, компот,) по внешнему виду, на вкус. Узнавание
упаковок с напитком. Различение молочных продуктов (молоко, йогурт, творог,
сметана, кефир, масло) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным
продуктом.
Город.
Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры: улицы, площади,
здания, парки. Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал
железнодорожный, автовокзал, службы помощи (банк, больница, поликлиника,
парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы,
продукты), жилой дом. Знание профессий (врач, продавец, повар, строитель,
почтальон. Знание особенностей деятельности людей разных профессий. Знание
(соблюдение) правил поведения в общественных местах.
Узнавание частей
территории улицы (проезжая часть, тротуар, «Пешеходный переход», светофор).
Соблюдение правил перехода улицы, правил поведения на улице.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения
 Компьютер
 Материалы и оборудование: натуральные объекты, муляжи, макеты,
предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в
школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д., аудио и
видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие
социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.;
 - натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи;
 - детские наборы посуды, предметы быта;
 - предметные, сюжетные картинки;
 - дидактические игры: « Одежда», «Лото», «Пазлы», «Транспорт»;
 - аудио и видеоматериалы, презентации о правилах поведения в общественных
местах;
 - тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального мира;
Тематическое планирование
№

Раздел, тема урока

Количество

п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10-11
12-13

14-15
16
17

18
19-20
21

22
23-24
25-26
27

28
29
30
31-32
33-34

уроков
Школа. Узнавание (различение) помещений школы
Знание профессий людей, работающих в школе
Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы.
Знание (соблюдение) распорядка школьного дня
Узнавание (различение) школьных принадлежностей
Представление о себе как члене коллектива класса
Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду.
Знание способов проявления дружеских отношений (чувств).
Квартира, дом, двор. Узнавание (различение) частей дома (стена,
крыша, окно, дверь, потолок, пол).
Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный
(многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский,
дачный) дом.
Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная,
детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел,
балкон).
Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе
Повторение
Предметы быта.
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор,
утюг, чайник).
Знание правил техники безопасности при пользовании
электробытовым прибором.
Узнавание (различение) предметов мебели(стол, стул, диван, шкаф,
полка, кресло, кровать)
Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан,
кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник,
нож).
Продукты питания.
Знание напитков (вода, чай, сок, какао, компот,) по внешнему виду,
на вкус.
Различение молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана,
кефир, масло) по внешнему виду, на вкус.
Повторение
Город.
Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры:
улицы, площади, здания, парки.
Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал
железнодорожный, автовокзал
Узнавание назначений зданий службы помощи (банк, больница,
поликлиника, парикмахерская, почта),
Узнавание назначений зданий магазин (супермаркет, одежда,
посуда, мебель, цветы, продукты), жилой дом.
Знание профессий (врач, продавец, повар, строитель, почтальон.
Узнавание частей территории улицы (проезжая часть, тротуар,
«Пешеходный переход», светофор). Соблюдение правил перехода
улицы, правил поведения на улице.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

2
2

2
1
1

1
2
1

1

2
2
1
1
1
1
2
2

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ПРЕДМЕТУ: «ОКРУЖАЮЩИЙ
СОЦИАЛЬНЫЙ МИР»

0 б. – не владеет
1 б. – частично владеет
2 б. – в полной мере владеет

№

ФИ обучающегося
Сентябрь
Январь

Предметные результаты

Май

1  Имеет представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах
(мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д
2  Умеет соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в
транспорте, в общественных местах.
3  Умеет соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности,
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками
4  Имеет представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка
(учитель, повар, врач, водитель и т.д.).
5  Имеет представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
6  Умеет находить друзей на основе личных симпатий
Итого:
Подсчёт результатов:
0 – 15 баллов – низкий уровень достижения предметных результатов
16 – 34 балла – средний уровень достижения предметных результатов
35-50баллов–высокий

уровень

достижения

предметных

результатов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».