Человек 3 класс (НОО 2 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса
«Человек»
для обучающихся 3 класса
(АООП НОО 2 вариант)

Пояснительная записка
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития
представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при
условии его активности, познания им окружающего мира, смысла
человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира.
Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе
взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и
близкими.
Цель учебного курса «Человек» - формирование представлений о себе как
«Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности
в процессе самообслуживания.
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе»,
«Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием
пищи».
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Человек» входит в обязательную часть учебного плана в
образовательную область «Окружающий мир».
Количество часов в 3
классе: 2 часа в неделю; 68 часов в год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного курса
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования ― введения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы «Человек» включают
индивидуально-личностные
качества
и
социальные
(жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
*проявление активности в организации совместной деятельности и
ситуативном общении; адекватное взаимодействие с объектами
окружающего мира; сформированность адекватных представлений о
собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
*овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире;
*овладение
социально-бытовыми
навыками,
используемыми
в
повседневной жизни; принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Предполагаемые результаты
Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от
других. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с
удовлетворением первоочередных потребностей: прием пищи, туалет,
гигиена тела, одевание/раздевание. Умение поддерживать образ жизни,
соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;
поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
Представления о своей семье, о взаимоотношениях в семье.
Знание основных правил поведения в обществе и выполнение их в
повседневной жизни; знать назначение окружающих предметов, действия с
ними; адекватное взаимодействие объектами окружающего мира в разных
ситуациях; адекватное поведение в общественных местах;
готовность к использованию полученных знаний при решении учебнобытовых и учебно-трудовых задач;
ответы на вопросы по содержанию изученного, выполнение задания при
наличии контроля.
Содержание учебного курса
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает
формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении
и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе»,
«Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием
пищи».
Раздел «Представления о себе» (18 часов) включает следующее
содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных
возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон,
прогулка,
гигиена,
занятия
физической
культурой
и
профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье.
Раздел «Гигиена тела» (18 часов) включает задачи по формированию
умений умываться, чистить зубы, мыть руки, стричь ногти, причесываться и
т.д.
Раздел «Обращение с одеждой и обувью» (16 часов) включает задачи по
формированию умений ориентироваться в одежде, в её застёжках/шнуровках,
соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов
одежды, обуви. Знакомство с одеждой по сезонам и погоде.

Раздел «Прием пищи» (9 часов) предполагает обучение использованию во
время еды столовых приборов, питью из кружки, пользованию салфеткой.
Раздел «Туалет» (3 часа)
обслуживания себя в туалете.

предполагает

формирование

навыков

В рамках раздела «Семья» (4 часа) предполагается формирование
представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, их и своём
социальном статусе, о взаимоотношениях между родными, семейных
традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения
и общения в семье.
Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным
операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под
струей воды, намыливать руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он
учится соблюдать последовательность этих операций. Процесс обучения
предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. Например,
формирование гигиенических навыков начинают с формирования умения
мыть руки, лицо, чистить зубы. На последнем этапе обучения ребенок учится
принимать душ, мыть голову и т.д.
Программа по предмету реализует современный взгляд на обучение и
выдвигает на первый план накопление опыта взаимодействия с предметами,
познания их в игровой, коммуникативной и практической деятельности.
Учебно-методическое обеспечение учебного курса:
Основной учебник:
Н. Б. Матвеева, М. С. Котина, Т. О. Куртова «Живой мир». Учебник для
специальных
(коррекционных)
учреждений
VIII
вида.
Москва
«Просвещение» 2012г
Дидактические пособия для обучающихся:
Презентации, раздаточный материал, демонстрационный материал
Дидактические и методические пособия для учителя:
С. В. Кудрина «Окружающий мир». Учебник для специальных
(коррекционных) учреждений VIII вида. Москва ВЛАДОС, 2012г.
Н. Б. Матвеева, М. С. Котина, Т. О. Куртова «Живой мир». Учебник для
специальных
(коррекционных)
учреждений
VIII
вида.
Москва
«Просвещение» 2012г.

Тематическое планирование
Название раздела, темы уроков
Представления о себе. Беседа. Представления и знания
ребёнка о себе.
Мой возраст. Мой день и месяц рождения.
Чем я люблю заниматься в свободное время.
Знакомство с частями тела: руки, ноги, голова.
Знакомство с собственным телом, его частями: руки,
ноги, голова, туловище.
Руки (плечи, пальцы, ногти).
Пальцы. Пальчиковые игры. Самомассаж пальцев.
Ноги (колени, пятки, пальцы, ногти).
Игры на различение право - лево.
Туловище (спина, живот).
Игры на различение право - лево.
Части тела человека. Названия, назначения частей тела.
Кожа человека. Её функции. Гигиена кожи.
Мальчики, девочки.
Идентификация себя со своей половой
принадлежностью.
Мой адрес.
«Как смогу о себе расскажу». Названия, назначения
частей тела. Закрепление.
Гигиена тела. Для чего нужна зарядка.
Предметы санитарии и гигиены: мыло, полотенце,
туалетная бумага.
Гигиена тела.
Действия, связанные с гигиеной тела. Мытьё рук мылом.
Умывание лица. Мытьё шеи.
Подстригание ногтей.
Правильный уход за ушами.
Знакомство со своими зубами и полостью рта.
Предметы санитарии и гигиены: зубная паста, зубная
щётка.
Чистка зубов. Значение. Правила.
Виды расчесок. Правила причесывания.
Правила личной гигиены.
Здоровье человека.
Закрепление темы «Гигиена тела».
Обращение с одеждой, обувью. Одежда по сезонам.
Виды верхней зимней одежды.

Количество
часов
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Одежда по сезонам. Весна/осень.
Летняя одежда.
Виды одежных застежек: липучки, молнии, пуговицы,
кнопки, ремни, шнурок.
Застёгивание и расстёгивание липучки.
Застёгивание и расстёгивание молнии.
Застёгивание и расстёгивание пуговиц.
Застёгивание и расстёгивание кнопки.
Застёгивание и расстегивание ремня.
Завязывание и развязывание шнурков.
Последовательность раздевания/одевания на прогулку.
Обувь по сезонам.
Детали застёжек, завязок одежды, обуви.
Закрепление темы: «Обращение с одеждой, обувью».
Приём пищи. Полезные и вредные продукты.

1
1
1

Режим питания школьника.
Напитки. Виды напитков (чай, компот, молоко), их
называние.
Столовая посуда. Называние предметов посуды. Тарелка,
ложка, чашка.
Называние продуктов питания, которые едят руками
(хлеб, печенье, яблоко).
Продукты питания, которые едят с помощью ложки (суп,
каша).
Вилка. Еда с помощью вилки.
Различение. Еда с помощью ложки и вилки, еда руками.
Закрепление знаний темы: «Приём пищи».
Туалет. Сообщение о желании сходить в туалет.
Пользование туалетной бумагой.
Правила пользования туалетом.
Закрепление темы «Туалет».
Моя семья и я. Мой возраст, день рождения.
Профессии взрослых членов семьи.
Что любит дома делать каждый член семьи?
Повторение. Моя семья и я.

1
1

1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».