РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» структурное подразделение школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы Рабочая программа учебного курса «Человек» для обучающихся 4 класса (АООП НОО 2 вариант) Пояснительная записка Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Цель учебного курса «Человек» - формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания. Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи». Место учебного предмета в учебном плане Предмет «Человек» входит в обязательную часть учебного плана в образовательную область «Окружающий мир». Количество часов в 4 классе: 2 часа в неделю; 68 часов в год. Личностные и предметные результаты освоения учебного курса В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения программы «Человек» включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки: *проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира; сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; *овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; *овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; принятие и освоение социальной роли обучающегося. Предметные результаты Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: прием пищи, туалет, гигиена тела, одевание/раздевание. Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Представления о своей семье, о взаимоотношениях в семье, адекватное поведение в семье, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации. Содержание учебного курса Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания. Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи». Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье. Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, чистить зубы, мыть руки, стричь ногти, причесываться и т.д. Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, в её застёжках/шнуровках, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды, обуви. Знакомство с одеждой по сезонам и погоде. Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, пользованию салфеткой. Раздел «Туалет» предполагает формирование навыков обслуживания себя в туалете. В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, их и своём социальном статусе, о взаимоотношениях между родными, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. Например, формирование гигиенических навыков начинают с формирования умения мыть руки, лицо, чистить зубы. На последнем этапе обучения ребенок учится принимать душ, мыть голову и т.д. Учебно-методическое обеспечение учебного курса: Н. Б. Матвеева, М. С. Котина, Т. О. Куртова «Живой мир». Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2012г Дидактические пособия для обучающихся: Презентации, раздаточный материал, демонстрационный материал Дидактические и методические пособия для учителя: С. В. Кудрина «Окружающий мир». Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Москва ВЛАДОС, 2012г. Н. Б. Матвеева, М. С. Котина, Т. О. Куртова «Живой мир». Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2012г. Тематическое планирование Название раздела, темы уроков I четверть – 18 часов Представление о себе как о мальчике (девочке). Представление о себе. Моё имя. Моя фамилия. Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Части тела. Голова. Части лица. Глаза, нос, рот. Рука, локоть, кисть, пальцы. Мытьё и вытирание рук. Практическая работа. Ухаживание за ногтями на руках. Нога, колено, ступня. Человек. Пол, возраст, имя, фамилия. Я- человек. Я и моя семья. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Моя семья. Работа с фотографиями и иллюстрациями. Пиктограмма «мама»,«папа». Я и моя семья. Пиктограмма «бабушка» Я и моя семья. Пиктограмма «дедушка». Пиктограмма «брат», «сестра». Узнавание детей и взрослых Повторение. II четверть – 14 часов Семейный альбом. Узнавание членов семьи. Традиции в семье. Твой режим дня. Что такое безопасность. Какие бывают опасности Опасности у тебя дома. Электроприборы. Огонь - друг. Огонь-враг. Правила поведения при возникновении пожара. Правила поведения на детской площадке. Средства гигиены: зубная паста, зубная щётка. Правила чистки зубов и уход за полостью рта. Средства гигиены: мыло, полотенце. Последовательность действий при умывании лица. Уход за носом и полостью рта. Уход за ушами и глазами. Повторение. III четверть - 20 часов Закрепление умения различать предметы одежды. Приучения к навыкам складывания одежды. Закрепление навыков обувания. Шнуровка ботинок. Навыки приема пищи. Умение различать предметы, нужные для приема пищи: ложка, тарелка, салфетка. Умение различать предметы, нужные для приёма пищи: стакан, кружка. Закрепление понятий предметов нужных для приема пищи. Закрепление навыков уборки стола после еды. Режим питания. Закрепление понятий: завтрак, обед. Режим питания. Закрепление понятий: полдник, ужин. Культура приёма пищи. Умение пользоваться салфеткой. Умение правильно держать ложку. Посуда и столовые приборы. Название предметов посуды и их назначение. Столовые приборы. Обучение использованию столовых приборов. Сервировка стола к чаю с помощью учителя. Дидактические и ролевые игры: помоги кукле расставить посуду к завтраку. Дидактические и ролевые игры: помоги кукле расставить посуду к обеду. Дидактические и ролевые игры: помоги кукле расставить посуду к ужину. Называние основных приёмов пищи. Повторение. IV четверть – 16 часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Игровые и речевые образные действия по правилам поведения. Наша семья дома, помощники по дому. Хобби нашей семьи, развлечения. Кем работают мои родители. Кем работают мои бабушки и дедушки. Дежурство в классе. Отработка алгоритма действий. Игры на различение право -лево. Для чего нужна зарядка. Мой возраст. День рождения. Представление о себе. Чем я люблю заниматься. Повторение. Части тела. Правая рука/нога, левая рука/нога. Повторение. Части суток. Повторение. Итого: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 68 часов