Человек 4 класс (НОО 2 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы

Рабочая программа
учебного курса
«Человек»
для обучающихся 4 класса
(АООП НОО 2 вариант)

Пояснительная записка
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития
представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при
условии его активности, познания им окружающего мира, смысла
человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира.
Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе
взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и
близкими.
Цель учебного курса «Человек» - формирование представлений о себе как
«Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности
в процессе самообслуживания.
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе»,
«Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием
пищи».
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Человек» входит в обязательную часть учебного плана в
образовательную область «Окружающий мир».
Количество часов в 4
классе: 2 часа в неделю; 68 часов в год.

Личностные и предметные результаты освоения учебного курса
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования ― введения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы «Человек» включают
индивидуально-личностные
качества
и
социальные
(жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
*проявление активности в организации совместной деятельности и
ситуативном общении; адекватное взаимодействие с объектами
окружающего мира; сформированность адекватных представлений о
собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
*овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире;

*овладение
социально-бытовыми
навыками,
используемыми
в
повседневной жизни; принятие и освоение социальной роли обучающегося.
Предметные результаты
Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от
других. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с
удовлетворением первоочередных потребностей: прием пищи, туалет,
гигиена тела, одевание/раздевание. Умение поддерживать образ жизни,
соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;
поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
Представления о своей семье, о взаимоотношениях в семье, адекватное
поведение в семье, в школе, на улице в условиях реальной или
смоделированной учителем ситуации.
Содержание учебного курса
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает
формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении
и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе»,
«Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием
пищи».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание:
представления о своем теле, его строении, о своих двигательных
возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон,
прогулка,
гигиена,
занятия
физической
культурой
и
профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье.
Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений
умываться, чистить зубы, мыть руки, стричь ногти, причесываться и т.д.
Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по
формированию умений ориентироваться в одежде, в её застёжках/шнуровках,
соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов
одежды, обуви. Знакомство с одеждой по сезонам и погоде.
Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время
еды столовых приборов, питью из кружки, пользованию салфеткой.
Раздел «Туалет» предполагает формирование навыков обслуживания себя
в туалете.

В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о
своем ближайшем окружении: членах семьи, их и своём социальном статусе,
о взаимоотношениях между родными, семейных традициях. Ребенок учится
соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье.
Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным
операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под
струей воды, намыливать руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он
учится соблюдать последовательность этих операций. Процесс обучения
предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. Например,
формирование гигиенических навыков начинают с формирования умения
мыть руки, лицо, чистить зубы. На последнем этапе обучения ребенок учится
принимать душ, мыть голову и т.д.
Учебно-методическое обеспечение учебного курса:
Н. Б. Матвеева, М. С. Котина, Т. О. Куртова «Живой мир». Учебник для
специальных
(коррекционных)
учреждений
VIII
вида.
Москва
«Просвещение» 2012г
Дидактические пособия для обучающихся:
Презентации, раздаточный материал, демонстрационный материал
Дидактические и методические пособия для учителя:
 С. В. Кудрина «Окружающий мир». Учебник для специальных
(коррекционных) учреждений VIII вида. Москва ВЛАДОС, 2012г.
 Н. Б. Матвеева, М. С. Котина, Т. О. Куртова «Живой мир». Учебник
для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Москва
«Просвещение» 2012г.
Тематическое планирование
Название раздела, темы уроков
I четверть – 18 часов
Представление о себе как о мальчике (девочке).
Представление о себе. Моё имя. Моя фамилия.
Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.
Части тела. Голова. Части лица. Глаза, нос, рот.
Рука, локоть, кисть, пальцы.
Мытьё и вытирание рук. Практическая работа.
Ухаживание за ногтями на руках.
Нога, колено, ступня.
Человек. Пол, возраст, имя, фамилия.
Я- человек.
Я и моя семья.

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Моя семья. Работа с фотографиями и иллюстрациями.
Пиктограмма «мама»,«папа».
Я и моя семья. Пиктограмма «бабушка»
Я и моя семья. Пиктограмма «дедушка».
Пиктограмма «брат», «сестра».
Узнавание детей и взрослых
Повторение.
II четверть – 14 часов
Семейный альбом. Узнавание членов семьи.
Традиции в семье.
Твой режим дня.
Что такое безопасность. Какие бывают опасности
Опасности у тебя дома. Электроприборы.
Огонь - друг. Огонь-враг.
Правила поведения при возникновении пожара.
Правила поведения на детской площадке.
Средства гигиены: зубная паста, зубная щётка.
Правила чистки зубов и уход за полостью рта.
Средства гигиены: мыло, полотенце.
Последовательность действий при умывании лица.
Уход за носом и полостью рта.
Уход за ушами и глазами.
Повторение.
III четверть - 20 часов
Закрепление умения различать предметы одежды.
Приучения к навыкам складывания одежды.
Закрепление навыков обувания. Шнуровка ботинок.
Навыки приема пищи.
Умение различать предметы, нужные для приема пищи:
ложка, тарелка, салфетка.
Умение различать предметы, нужные для приёма пищи:
стакан, кружка.
Закрепление понятий предметов нужных для приема пищи.
Закрепление навыков уборки стола после еды.
Режим питания. Закрепление понятий: завтрак, обед.
Режим питания. Закрепление понятий: полдник, ужин.
Культура приёма пищи. Умение пользоваться салфеткой.
Умение правильно держать ложку.
Посуда и столовые приборы. Название предметов посуды и их
назначение.
Столовые приборы. Обучение использованию столовых приборов.
Сервировка стола к чаю с помощью учителя.
Дидактические и ролевые игры: помоги кукле расставить
посуду к завтраку.
Дидактические и ролевые игры: помоги кукле расставить
посуду к обеду.
Дидактические и ролевые игры: помоги кукле расставить
посуду к ужину.
Называние основных приёмов пищи.
Повторение.
IV четверть – 16 часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Игровые и речевые образные действия по правилам поведения.
Наша семья дома, помощники по дому.
Хобби нашей семьи, развлечения.
Кем работают мои родители.
Кем работают мои бабушки и дедушки.
Дежурство в классе. Отработка алгоритма действий.
Игры на различение право -лево.
Для чего нужна зарядка.
Мой возраст.
День рождения.
Представление о себе. Чем я люблю заниматься.
Повторение. Части тела. Правая рука/нога, левая рука/нога.
Повторение. Части суток.
Повторение.
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
68 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».