РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» структурное подразделение школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы Рабочая программа учебного курса «Окружающий природный мир» для обучающихся 4 класса (АООП НОО 2 вариант) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека. Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе. Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней. Принципы организации учебного процесса: — Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка. — Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. — Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению. — Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. —Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы). Направления коррекционной работы: 1. Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорнодвигательного аппарата. Но не менее важно и при работе со здоровыми детьми, отстающими или имеющими парциальные недостатки в развитии этих функций. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей. 2. Формирование и развитие речи. 3. Развитие познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи). 4. Развитие эмоциональной сферы. Развитие эмоциональности детей, коррекция невротических проявлений (страхов, капризности и т. п.). Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей. 5. Содействие личностному росту, и коррекция отклонений личностного развития. Работа в этом направлении предполагает воздействие на формирование системы мотивов ребенка, формирование адекватной самооценки, исправление недостатков характера, мешающих адаптации субъекта (например, застенчивости) и т. п. 6. Формирование видов деятельности: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении. Эта работа предполагает комплексное психолого-педагогическое воздействие, направленное на коррекцию и формирование всех элементов учебной деятельности от формирования мотивов до конкретных операций, умений и навыков. Описание места учебного предмета в учебном плане: Предмет «Окружающий природный мир» входит в обязательную часть учебного плана в образовательную область «Окружающий мир». Количество часов в 4 классе: 2 часа в неделю; 68 часов в год. Планируемые результаты изучения учебного курса Личностные результаты: 1. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей. 2. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты: 1. Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времён года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям: -интерес к объектам и явлениям неживой природы; -расширение представлений об объектах неживой природы (солнце, луна, звёзды, вода, воздух, земля); -представления о временах года, характерных признаках времён года, погодных изменениях, их влияние на жизнь человека; -умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья. 2. Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека: -интерес к объектам живой природы; -расширение представлений о животном и растительном мире (растения: деревья, кустарники, травы, цветы; животные, их виды, понятия «дикие» «домашние» и др.); -опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними; -умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.). 3. Элементарные представления о течении времени: -умение различать части суток, дни недели; -представления о течении времени: смена событий дня, суток. Содержание курса состоит из следующих разделов: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы» Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у детей. Содержание обучения на уроках очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах у детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка. Учебную работу на уроках окружающий природный мир необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся Учебник «Живой мир» для 1 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. Авторы - составители: Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова, М.: «Просвещение», 2011. Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия. В процессе обучения используются: натурные объекты предметов, которые предусмотрены программой; печатные пособия (таблицы) по разделам программы; предметные и сюжетные картинки по темам; пиктограммы для составления предложений, рассказов по плану. Тематическое планирование Название раздела, темы урока 1 четверть (18 часов) Время года. Лето. Экскурсия в природу. Признаки лета. Различение растений. Дерево. Различение растений. Трава. Различение растений. Куст. Сезонные изменения в природе Формирование представлений о грибах. Полезные и ядовитые грибы. Экскурсия в природу. Фрукты. Узнавание. Овощи. Узнавание. Ягоды. Узнавание. Повторение материала за 1 четверть. 2 четверть (14 часов) Повторение пройденного в 1 четверти Времена года Различение частей суток Представление о строении животных Домашние животные. Польза Дикие животные. Названия детёнышей. Неделя. Название дней недели. Сезонные изменения в природе. Зима. Экскурсия в природу. Повторение. 3 четверть (20 часов) Узнавание хвойных деревьев. Ель. Сосна. Представление о огне (тепло, свет, пожар) Зимние забавы. Свойства воды. Снег. Лёд. Дикие и домашние птицы Представления о зимующих птицах. Помощь птицам. Комнатные растения. Уход. Практическое занятие. Явления природы. Формирование представлений о рыбах. Небесные тела. Солнце. Звёзды. Луна. Количество часов 1 1 2 1 1 1 1 2 1 2 2 2 1 1 2 2 1 2 2 1 1 1 1 2 2 1 1 2 2 1 2 2 2 Смена времён года. Экскурсия в природу Повторение. 4 четверть (16 часов) Сезонные изменения в природе Весна. Признаки весны. Экскурсия в природу. Смена времён года Насекомые. Домашние животные. Птицы города и леса. Формирование представлений о цветах. Объекты неживой природы Дни недели. Правила безопасного поведения в природе Повторение. Итого: 1 1 1 1 2 1 2 3 2 1 1 1 1 1 68ч