Окружающий природный мир 4 класс (НОО 2 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса
«Окружающий природный мир»
для обучающихся 4 класса
(АООП НОО 2 вариант)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Подобранный программный материал по предмету «Окружающий
природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о
природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой
природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к
природе.
Основными
задачами
программы
являются:
формирование
представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование
временных представлений, формирование представлений о растительном и
животном мире.
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок
получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в
природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях
(утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности
природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и
животного мира, получает представления о среде обитания животных и
растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим
признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на
связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к
изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др.
Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и
растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив,
уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое
внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному
отношению к ней.
Принципы организации учебного процесса:
— Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста,
который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в
интересах ребенка.
— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и
развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции
нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также
всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля,
взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка;
участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
— Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или
определения подхода к ее решению.

— Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для
получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом
и (или) психическом развитии.
—Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает
соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных
представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать
формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать
законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с
родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе)
детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные
(коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Направления коррекционной работы:
1. Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление
при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорнодвигательного аппарата. Но не менее важно и при работе со здоровыми детьми,
отстающими или имеющими парциальные недостатки в развитии этих функций.
Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования
творческих способностей детей.
2. Формирование и развитие речи.
3. Развитие познавательной деятельности. Система психологического и
педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации
нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти,
восприятия, мышления, речи).
4. Развитие эмоциональной сферы. Развитие эмоциональности детей,
коррекция невротических проявлений (страхов, капризности и т. п.).
Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать
эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и
чувства, важно для всех категорий детей.
5. Содействие личностному росту, и коррекция отклонений личностного
развития. Работа в этом направлении предполагает воздействие на
формирование системы мотивов ребенка, формирование адекватной
самооценки, исправление недостатков характера, мешающих адаптации
субъекта (например, застенчивости) и т. п.
6. Формирование видов деятельности: игровой, продуктивных видов
(рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой
деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по
формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при

обучении. Эта работа предполагает комплексное психолого-педагогическое
воздействие, направленное на коррекцию и формирование всех элементов
учебной деятельности от формирования мотивов до конкретных операций,
умений и навыков.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Предмет «Окружающий природный мир» входит в обязательную часть учебного
плана в образовательную область «Окружающий мир».
Количество часов в 4
классе: 2 часа в неделю; 68 часов в год.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные результаты:
1. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий
мир в его органичном единстве и разнообразии природной и
социальной частей.
2. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
1. Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времён
года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений
адаптироваться к конкретным природным и климатическим
условиям:
-интерес к объектам и явлениям неживой природы;
-расширение представлений об объектах неживой природы (солнце, луна,
звёзды, вода, воздух, земля);
-представления о временах года, характерных признаках времён года,
погодных изменениях, их влияние на жизнь человека;
-умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил
жизнедеятельности, охраны здоровья.
2. Представления о животном и растительном мире, их значении в
жизни человека:
-интерес к объектам живой природы;

-расширение представлений о животном и растительном мире (растения:
деревья, кустарники, травы, цветы; животные, их виды, понятия «дикие» «домашние» и др.);
-опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода
за ними;
-умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки
и др.).
3. Элементарные представления о течении времени:
-умение различать части суток, дни недели;
-представления о течении времени: смена событий дня, суток.
Содержание курса состоит из следующих разделов:
«Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления»,
«Объекты неживой природы»
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам
формирования социально окружающего мира у детей.
Содержание обучения на уроках очень разнообразно, что определяется
многообразием различных дефектом, присущих детям с умеренной
умственной отсталостью. Нарушения памяти, внимания, мышления,
моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые
прямым образом отражаются на возможностях результатах у детей с
умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений,
направленных па коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся
целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап
среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания
предусмотрены специальные упражнения и игры.
Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя,
побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен
стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.
Учебную работу на уроках окружающий природный мир необходимо
строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в
новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность
детей на различных уроках.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым
образовательным потребностям обучающихся
Учебник «Живой мир» для 1 класса специальных (коррекционных)
школ VIII вида. Авторы - составители: Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова,
М.: «Просвещение», 2011.

Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия. В
процессе обучения используются:
 натурные объекты предметов, которые предусмотрены программой;


печатные пособия (таблицы) по разделам программы;



предметные и сюжетные картинки по темам;



пиктограммы для составления предложений, рассказов по плану.
Тематическое планирование
Название раздела, темы урока
1 четверть (18 часов)

Время года. Лето.
Экскурсия в природу.
Признаки лета.
Различение растений. Дерево.
Различение растений. Трава.
Различение растений. Куст.
Сезонные изменения в природе
Формирование представлений о грибах. Полезные и
ядовитые грибы.
Экскурсия в природу.
Фрукты. Узнавание.
Овощи. Узнавание.
Ягоды. Узнавание.
Повторение материала за 1 четверть.
2 четверть (14 часов)
Повторение пройденного в 1 четверти
Времена года
Различение частей суток
Представление о строении животных
Домашние животные. Польза
Дикие животные. Названия детёнышей.
Неделя. Название дней недели.
Сезонные изменения в природе. Зима.
Экскурсия в природу.
Повторение.
3 четверть (20 часов)
Узнавание хвойных деревьев. Ель. Сосна.
Представление о огне (тепло, свет, пожар)
Зимние забавы.
Свойства воды. Снег. Лёд.
Дикие и домашние птицы
Представления о зимующих птицах. Помощь птицам.
Комнатные растения. Уход. Практическое занятие.
Явления природы.
Формирование представлений о рыбах.
Небесные тела. Солнце. Звёзды. Луна.

Количество часов
1
1
2
1
1
1
1
2
1
2
2
2
1
1
2
2
1
2
2
1
1
1
1
2
2
1
1
2
2
1
2
2
2

Смена времён года.
Экскурсия в природу
Повторение.
4 четверть (16 часов)
Сезонные изменения в природе Весна.
Признаки весны. Экскурсия в природу.
Смена времён года
Насекомые.
Домашние животные.
Птицы города и леса.
Формирование представлений о цветах.
Объекты неживой природы
Дни недели.
Правила безопасного поведения в природе
Повторение.
Итого:

1
1
1
1
2
1
2
3
2
1
1
1
1
1
68ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».