Домоводство 4 класс (НОО 2 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса
«Домоводство»
для обучающихся 4 класса
(АООП НОО 2 вариант)

Пояснительная записка
Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении
хозяйственно-бытовой деятельности.
Основные задачи:
 формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;
 освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок,
уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение ребенка с умственной отсталостью, по ведению домашнего
хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни.
Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия
ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в
соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими
хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от
окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход
за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»»,
«Уборка помещений и территории».
Уроки домоводства позволяют применять на практике интеллектуальные
умения (счет, чтение, письмо), а также практические навыки по шитью, ремонту
дома, огородничеству и др.
Уроки домоводства создают богатейшие возможности для развития
познавательной деятельности и личностной сферы учащихся, так как организация
практических занятий, а также экскурсии в магазины, предприятия
хозяйственного и бытового обслуживания демонстрируют образцы поведения
человека в труде, учат навыкам общения. Очевидно, что ролевые, деловые игры,
экскурсии и практические занятия должны включать в себя разнообразные
упражнения на закрепление правил этического поведения и этикета,
способствовать развитию у воспитанников коммуникативных умений,
мыслительной деятельности, общетрудовых навыков.
Методы обучения:
-словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с дополнительной
литературой)
-наглядные (наблюдения, демонстрация образцов, показ презентаций)
-практические (практические занятия, экскурсии)
-игровые (ролевые, деловые игры)
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Домоводство» относится к образовательной области
«Окружающий мир». Программа предусматривает - 3 часа в неделю – 34 учебных
недели – всего 102 часа.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность
к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его
природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о этических нормах и правилах поведения в современном
обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметные результаты:
1) Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения
(обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.
 Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи,
уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.
 Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой
деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.
 Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения
домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения.
 Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические
средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.
Базовые учебные действия
Регулятивные БУД:
-

умение входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов.
Познавательные БУД:
- умение выделять существенные, общие и отличительные свойства
предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- читать; писать; выполнять арифметические действия;
- наблюдать;
- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное
высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу,
предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).\
Коммуникативные БУД:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик –
ученик, ученик – класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других
участников спорной ситуации;
Содержание учебного предмета, курса
Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия
ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в
соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими
хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от
окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Занятия по
домоводству направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной
жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих
социальной адаптации, на повышение уровня общего развития обучающихся
Название
раздела

Содержание учебного предмета.

Покупки

Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в
расположении отделов магазина, кассы и др. Нахождение нужного товара в
магазине. Складывание покупок в сумку. Соблюдение последовательности
действий при расчете на кассе, получение чека и сдачи, складывание покупок

в сумку. Раскладывание продуктов в места хранения.
Кухня. Чистота-залог здоровья. Правила уборки на кухне. Моющие средства
для кухни. Кухонные приборы. Ложки и вилки. Правила мытья кухонных
приборов. Мытье ложек и вилок. Кухонная мебель.
Назначение кухонной мебели. Стол и стулья. Мытье кухонного стола.
Экскурсия в кабинет СБО. Электробытовые приборы на кухне. Холодильник.
Назначение холодильника. Правила ухода за холодильником.
Подготовка к приготовлению блюда. Соблюдение правил гигиены при
Приготовлени
приготовлении пищи. Выбор продуктов, необходимых для приготовления
е пищи.
блюда. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда.
Обработка продуктов. Мытье продуктов. Поддержание чистоты рабочего
места в процессе приготовления пищи. Соблюдение последовательности
действий при приготовлении бутерброда.
Ручная стирка. Наполнение емкости водой.
Уход
за
Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества
вещами
моющего средства. Сюжетно-ролевая игра «Я стираю свои вещи»
Машинная стирка. Различение составных частей стиральной машины.
Сюжетно-ролевая игра «Я стираю свои вещи в стиральной машине»
Глажение утюгом. Различение составных частей утюга.
Уход за комнатными растениями. Протирка пыли с цветов. Пересадка цветов.
Уборка
помещения и Опрыскивание цветов. Значение комнатных цветов для человека.
Уборка территории. Уборка бытового мусора. Уборка территории.
территории
Подметание территории. Сгребание травы и листьев.
Сгребание травы и листьев. Уход за уборочным инвентарем. Уход за
уборочным инвентарем. Уборка мебели.
Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора.
Вытирание поверхности мебели. Уборка пола.
Сметание мусора на полу в определенное место. Инвентарь для уборки снега.
Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. Мытье стекла. Мытье
зеркала. Дежурство по столовой.
Уборка класса. Последовательность уборки. Инвентарь для уборки класса.
Обращение с
кухонным
инвентарем.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса.
Дополнительная литература для учителя
1) Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии.
Маллер А,Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.
2) Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, Москва, Владос
2007г.
3) Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей
с глубокими
нарушениями интеллекта. Маллер А,Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987
-1988г.
Средства обучения:
1. технические и электронные средства обучения:
- аудиозаписи , видеозаписи, мультимедийные ресурсы,
- классная доска с набором креплений для картинок, таблиц.
- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

2. цифровые образовательные ресурсы:
Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com
Сеть
творческих учителей
http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/ Детские электронные презентации
http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line.
http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь.
3. демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
 предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением
членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил
поведения
 видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы,
4. дидактический материал:
 изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды,
кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря,
бытовой техники;
 альбомы с демонстрационным материалом, составленным в
соответствии с изучаемыми темами учебной программы;
 изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки
белья, глажения белья и др.
5. Оборудование:
 кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники,
тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), таймер,
 предметы для украшения интерьера (ваза, подсвечник, скатерть и
др.),
 стиральная машина, тазики, настенные и индивидуальные зеркала,
гладильная доска,
 бытовая техника (чайник электрический, блендер, комбайн, утюг,
фен, пылесос, электрическая плита, электрическая духовка, миксер,
микроволновая печь, электровафельница),
 уборочный инвентарь (тяпки, лопаты, грабли), тачки, лейки и др.
Тематическое планирование
Изучаемый раздел, тема учебного материала
I четверть (27 часов)
Что изучает домоводство. Вводная беседа.
Моя квартира.
Один дома. Правила безопасности.
Расположение и назначение комнат.
Кухня.
Правила безопасности на кухне.
Чистота-залог здоровья. Правила уборки на кухне.
Моющие средства для кухни.
Кухонные приборы. Ложки и вилки.

Кол-во
часов
1
2
2
1
1
1
2
1
1

Правила мытья кухонных приборов.
Мытье ложек и вилок. Практическая работа.
Кухонная мебель.
Назначение кухонной мебели.
Стол и стулья.
Мытье кухонного стола. Практическая работа.

2
1
1
2
1
2

Экскурсия в кабинет СБО.
Электробытовые приборы на кухне.
Холодильник.
Назначение холодильника.
Викторина «Моя кухня»
II четверть (21 час)
Я иду в магазин.
Виды магазинов.
Продуктовый магазин.
Выбор продуктов.
Молочные продукты.
Хлебобулочные изделия.
Оплата покупки.
Места хранения покупок.
Сюжетно-ролевая игра «Покупка продуктов»
Уход за вещами.
Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Практическая работа.
Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого
количества моющего средства.
Сюжетно-ролевая игра «Я стираю свои вещи»

1
2
1
1
1
1
2
2
1
2
2
1
1
2
1
1
1
2

Машинная стирка. Различение составных частей стиральной
машины.
Утюг.Глажение утюгом. Различение составных частей утюга.
III четверть (30 часов)
Уборка помещения.

1

Уборка мебели.
Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора.
Практическая работа.
Вытирание поверхности мебели.
Уборка пола.
Сметание мусора на полу в определенное место. Практическая
работа.
Инвентарь для уборки снега.
Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега.
Мытье зеркала. Практическая работа.
Подготовка к приготовлению блюда. Бутерброд.
Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда.
Экскурсия в школьную столовую.
Сервировка стола. Практическая работа.
Выбор посуды и столовых приборов при сервировке стола.
Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке
стола.
Сервировка стола для чая.
Способы заваривания чая.
Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей»
IV четверть (24 часа)

1
2

1
2

1
2
2
1
2
2
1
2
1
2
2
2
2
2
1

Электробытовые приборы. Фен.
Сюжетно-ролевая игра «Я сушу волосы феном»
Уход за комнатными растениями.
Протирка пыли с цветов.
Пересадка цветов.
Опрыскивание цветов. Практическая работа.
Значение комнатных цветов для человека.
Уборка территории. Уборка бытового мусора.
Уборка территории. Подметание территории. Практическая
работа.
Сгребание травы и листьев. Практическая работа.
Сгребание травы и листьев. Уход за уборочным инвентарем.
Уход за уборочным инвентарем.
Правила поведения в общественных местах.
Правила поведения на улицах города.
Правила поведения в общественном транспорте.
Правила поведения в школьной столовой.
Дежурство по столовой.
Уборка класса. Последовательность уборки.
Беседа по теме «Правила безопасности на летних каникулах»
Повторение пройденного

1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».