РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» структурное подразделение школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы Рабочая программа учебного курса «Домоводство» для обучающихся 4 класса (АООП НОО 2 вариант) Пояснительная записка Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности. Основные задачи: формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами. Общая характеристика учебного предмета Обучение ребенка с умственной отсталостью, по ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Уборка помещений и территории». Уроки домоводства позволяют применять на практике интеллектуальные умения (счет, чтение, письмо), а также практические навыки по шитью, ремонту дома, огородничеству и др. Уроки домоводства создают богатейшие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся, так как организация практических занятий, а также экскурсии в магазины, предприятия хозяйственного и бытового обслуживания демонстрируют образцы поведения человека в труде, учат навыкам общения. Очевидно, что ролевые, деловые игры, экскурсии и практические занятия должны включать в себя разнообразные упражнения на закрепление правил этического поведения и этикета, способствовать развитию у воспитанников коммуникативных умений, мыслительной деятельности, общетрудовых навыков. Методы обучения: -словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с дополнительной литературой) -наглядные (наблюдения, демонстрация образцов, показ презентаций) -практические (практические занятия, экскурсии) -игровые (ролевые, деловые игры) Описание места учебного предмета в учебном плане Предмет «Домоводство» относится к образовательной области «Окружающий мир». Программа предусматривает - 3 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 102 часа. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса. Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; - самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; - понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; - готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Предметные результаты: 1) Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома. Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др. Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др. Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения. Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности. Базовые учебные действия Регулятивные БУД: - умение входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные БУД: - умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; - устанавливать видо-родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; - читать; писать; выполнять арифметические действия; - наблюдать; - работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).\ Коммуникативные БУД: - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; - договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации; Содержание учебного предмета, курса Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Занятия по домоводству направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития обучающихся Название раздела Содержание учебного предмета. Покупки Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. Нахождение нужного товара в магазине. Складывание покупок в сумку. Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе, получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку. Раскладывание продуктов в места хранения. Кухня. Чистота-залог здоровья. Правила уборки на кухне. Моющие средства для кухни. Кухонные приборы. Ложки и вилки. Правила мытья кухонных приборов. Мытье ложек и вилок. Кухонная мебель. Назначение кухонной мебели. Стол и стулья. Мытье кухонного стола. Экскурсия в кабинет СБО. Электробытовые приборы на кухне. Холодильник. Назначение холодильника. Правила ухода за холодильником. Подготовка к приготовлению блюда. Соблюдение правил гигиены при Приготовлени приготовлении пищи. Выбор продуктов, необходимых для приготовления е пищи. блюда. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда. Обработка продуктов. Мытье продуктов. Поддержание чистоты рабочего места в процессе приготовления пищи. Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда. Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Уход за Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества вещами моющего средства. Сюжетно-ролевая игра «Я стираю свои вещи» Машинная стирка. Различение составных частей стиральной машины. Сюжетно-ролевая игра «Я стираю свои вещи в стиральной машине» Глажение утюгом. Различение составных частей утюга. Уход за комнатными растениями. Протирка пыли с цветов. Пересадка цветов. Уборка помещения и Опрыскивание цветов. Значение комнатных цветов для человека. Уборка территории. Уборка бытового мусора. Уборка территории. территории Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Сгребание травы и листьев. Уход за уборочным инвентарем. Уход за уборочным инвентарем. Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели. Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. Инвентарь для уборки снега. Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. Мытье стекла. Мытье зеркала. Дежурство по столовой. Уборка класса. Последовательность уборки. Инвентарь для уборки класса. Обращение с кухонным инвентарем. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Дополнительная литература для учителя 1) Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Маллер А,Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г. 2) Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, Москва, Владос 2007г. 3) Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. Маллер А,Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г. Средства обучения: 1. технические и электронные средства обучения: - аудиозаписи , видеозаписи, мультимедийные ресурсы, - классная доска с набором креплений для картинок, таблиц. - настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. 2. цифровые образовательные ресурсы: Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.); http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com Сеть творческих учителей http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/ Детские электронные презентации http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line. http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь. 3. демонстрационный и раздаточный дидактический материал: предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, 4. дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы; изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки белья, глажения белья и др. 5. Оборудование: кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), таймер, предметы для украшения интерьера (ваза, подсвечник, скатерть и др.), стиральная машина, тазики, настенные и индивидуальные зеркала, гладильная доска, бытовая техника (чайник электрический, блендер, комбайн, утюг, фен, пылесос, электрическая плита, электрическая духовка, миксер, микроволновая печь, электровафельница), уборочный инвентарь (тяпки, лопаты, грабли), тачки, лейки и др. Тематическое планирование Изучаемый раздел, тема учебного материала I четверть (27 часов) Что изучает домоводство. Вводная беседа. Моя квартира. Один дома. Правила безопасности. Расположение и назначение комнат. Кухня. Правила безопасности на кухне. Чистота-залог здоровья. Правила уборки на кухне. Моющие средства для кухни. Кухонные приборы. Ложки и вилки. Кол-во часов 1 2 2 1 1 1 2 1 1 Правила мытья кухонных приборов. Мытье ложек и вилок. Практическая работа. Кухонная мебель. Назначение кухонной мебели. Стол и стулья. Мытье кухонного стола. Практическая работа. 2 1 1 2 1 2 Экскурсия в кабинет СБО. Электробытовые приборы на кухне. Холодильник. Назначение холодильника. Викторина «Моя кухня» II четверть (21 час) Я иду в магазин. Виды магазинов. Продуктовый магазин. Выбор продуктов. Молочные продукты. Хлебобулочные изделия. Оплата покупки. Места хранения покупок. Сюжетно-ролевая игра «Покупка продуктов» Уход за вещами. Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Практическая работа. Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства. Сюжетно-ролевая игра «Я стираю свои вещи» 1 2 1 1 1 1 2 2 1 2 2 1 1 2 1 1 1 2 Машинная стирка. Различение составных частей стиральной машины. Утюг.Глажение утюгом. Различение составных частей утюга. III четверть (30 часов) Уборка помещения. 1 Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Практическая работа. Вытирание поверхности мебели. Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. Практическая работа. Инвентарь для уборки снега. Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. Мытье зеркала. Практическая работа. Подготовка к приготовлению блюда. Бутерброд. Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Экскурсия в школьную столовую. Сервировка стола. Практическая работа. Выбор посуды и столовых приборов при сервировке стола. Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола. Сервировка стола для чая. Способы заваривания чая. Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей» IV четверть (24 часа) 1 2 1 2 1 2 2 1 2 2 1 2 1 2 2 2 2 2 1 Электробытовые приборы. Фен. Сюжетно-ролевая игра «Я сушу волосы феном» Уход за комнатными растениями. Протирка пыли с цветов. Пересадка цветов. Опрыскивание цветов. Практическая работа. Значение комнатных цветов для человека. Уборка территории. Уборка бытового мусора. Уборка территории. Подметание территории. Практическая работа. Сгребание травы и листьев. Практическая работа. Сгребание травы и листьев. Уход за уборочным инвентарем. Уход за уборочным инвентарем. Правила поведения в общественных местах. Правила поведения на улицах города. Правила поведения в общественном транспорте. Правила поведения в школьной столовой. Дежурство по столовой. Уборка класса. Последовательность уборки. Беседа по теме «Правила безопасности на летних каникулах» Повторение пройденного 1 1 2 2 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1