Предметно-практические действия 1 класс (НОО 2 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
коррекционного курса
«Предметно-практические действия»
для обучающихся 1 класса
(АООП НОО 2 вариант)

Пояснительная записка
Цель коррекционной работы: используя различные многообразные виды
деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с
разборными игрушками, ручной труд и т. д.) коррегировать недостатки восприятия,
внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений,
наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и
связи с практической деятельностью.
Задачи и направления рабочей программы:
- формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
- развитие собственной активности ребенка;
- формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
- формирование и развитие целенаправленных действий;
- развитие планирования и контроля деятельности;
- развитие способности применять полученные знания для решения новых
аналогичных задач.
Кроме основных, можно выделить и коррекционные задачи:
- развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- формирование и развитие реципрокной координации;
- развитие пространственных представлений;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
Количество часов по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» в
1 классе: 2 часа в неделю; 66 часов в год.
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических
знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),
неспецифических жестов.
- Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая
общепринятые правила поведения.
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту
житейских задач.
- Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом.

- Использование доступных жестов для передачи сообщения
- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного
мира и деятельность человека.
- Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в
коммуникативных ситуациях.
- Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах.
- Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с
образца отдельных букв.
Базовые учебные действия
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться
учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Содержание
Содержание курса состоит из следующих разделов:
*действия с материалами;
*действия с предметами.
Действия с материалами: сминать материал. Разрывать материал. Размазывать
материал. Разминать материал. Пересыпать материал. Переливать материал.
Наматывать материал.
Действия с предметами: захватывать, удерживать, отпускать предмет. Встряхивать
предмет. Толкать предмет. Вращать предмет. Нажимать на предмет (всей рукой,
пальцем). Сжимать предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками). Тянуть
предмет. Вынимать предметы. Складывать предметы. Перекладывать предметы.
Вставлять предметы. Нанизывать предметы.
Реализуя принцип системности и многократного повторения, совместно с
предметом математики разработаны и реализуются следующие коррекционные
направления:
*формирование временных представлений (день – ночь);
*формирование количественных представлений (один – много), нахождение
одинаковых предметов;
*формирование представлений о величине (большой – маленький);
*формирование представлений о форме (круг);
*формирование пространственных представлений (вверху – внизу);
*формирование пространственных представлений (далеко – близко).

Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам
формирования предметно-практической деятельности у детей. При составлении
индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы
зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных
коррекционных задач.
Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень
разнообразны, что определяется многообразием различных дефектом, присущих
детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения моторики, и в частности
зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на
возможностях результатах предметно-практической деятельности детей с умеренной
умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных па
коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки;
они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для
коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры.
Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе и
предметно-манипуляционной деятельности, и дидактических играх.
Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя,
побуждать обучающихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен
стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.
Учебную работу на уроках предметно-практической деятельности необходимо
строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды
работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных
уроках.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Коррекционный курс «Предметно-практические действия» включает в себя:
- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
- компьютер;
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины,
пирамидки);
- звучащие предметы для встряхивания;
- фактуры, разного диаметра, величины;
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (пуговицы, ракушки,
шишки, засушенные листья);
- мозаики;
- волшебные мешочки (наполняемость по мере изучения новой темы);
- лото ассоциации;
- деревянные конструкторы; - шнуровка: обувь, животные, природа;
- счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;
- обводка по точкам;

- мягкие пазлы, вкладыши (домики, животные, геометрические фигуры);
- прищепки, основы для прищепок;
- деревянный ящик с песком, образцы рисунков для песка.
Дополнительные вспомогательные ресурсы для уроков предметно-практической
деятельности: интернет ресурсы, музыкальные пальчиковые гимнастики,
музыкальные – видео физминутки.
Тематическое планирование
Название раздела, темы урока
Организационное: знакомство с кабинетом, друг с другом.
Человек и труд.
Мир рукотворный и природный.
С какими инструментами и материалами работают люди.

Количество
часов
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Правила работы в кабинете, местоположение материалов и инструментов.
Т.Б.

1 ч.

Что надо знать о пластилине, его свойства.
Инструменты для работы.
Разминание пластилина (тесто). Уборка рабочего места.
Отбивание о поверхность.
Деление на части: отщипывание (листья на дорожке).
Деление на части: откручивание (конфетки для собачки).
Деление на части: отрезание (булочки).
Аппликация. Размазывание по форме яблока, арбуза.
Лепка предметов шаровидной формы (катятся мячики).
Лепка предметов шаровидной формы (бусы для мамы).
Фрукты (апельсин и яблоко).
Размер большой и маленький (мячики).
Лепка предметов овальной формы (огурец).
Лепка предметов овальной формы (картошка).
Колбаски большие и маленькие (кровать, снежинка).
Лепка предметов конусовидной формы (морковь).
Размер большой и маленький (елки в лесу).
Приемы лепки: сгибание (колечки).
Приемы лепки: сплющивание (лепешки и блины).
Соединение составных частей: плотное прижатие.
Примазывание составных частей (котик) - домашние животные.
Прищипывание и выщипывание (цыпленок).
Изготовление игрушки (снегурочка в лесу).
Нанизывание пластилиновых бус.
Знакомство с радугой и цветовым кругом.
Природные материалы
Растительный мир природы.
Образцы изделий из природных материалов.
Экскурсия в природу по сбору материала.
Как работать с засушенными листьями (инструменты, Т.Б.).

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Аппликация "Цветы в вазе".
Изготовление ежика из пластилина и семян подсолнуха.
Бумага и картон
Бумажные изделия (виды, назначение).
Виды бумаги и ее свойства.
Инструменты для работы с бумагой. Т Б.
Приемы резания по прямым линиям.
Геометрическая фигура. Прямоугольник.
Как сгибать бумагу прямоугольной формы (середина).
Изготовление наборной линейки.
Геометрическая фигура. Квадрат.
Как из прямоугольной формы сделать квадрат.
Как сгибать бумагу квадратной формы (середина).
Прием сгибания квадрата с угла на угол.
Изготовление фигурки рыбки.
Изготовление аппликации "тюльпан".
Геометрическая фигура. Треугольник.
Как из квадрата сделать треугольник.
Прием резания по наклонной линии.
Сгибание треугольника.
Изготовление фигурки «ёлочка».
Изготовление аппликации "лодочка".
Резание по прямым коротким линиям (бумажный фонарик).
Изготовление декоративной веточки.

2 ч.
1 ч.

Итого:

1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
66 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».